Комплексная логопедическая работа по развитию фонематического слуха у учащихся начальных классов
консультация

Волосникова Екатерина Александровна

Предлагаемые упражнения на развитие ФС построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnaya_logopedicheskaya_rabota_po_razvitiyu_fs.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная логопедическая работа
 по развитию фонематического слуха у учащихся начальных классов

Коррекционно-развивающая работа по формированию ФС с детьми, страдающими нарушениями речи, осуществляется в два этапа:

  1. развитие слухового внимания;
  2. формирование ФС.

 

Развитие слухового внимания на неречевых звуках

(Подготовительный этап)
Различение неречевых звуков (громкие — тихие, долгие (длинные) — короткие, высокие — низкие, приятные (добрые, ласковые, нежные) — неприятные (злые, грубые)) организуется с учениками в игровых ситуациях.

Упражнения и игры на развитие слухового внимания: «Какие звуки нарушают тишину?», «Кто услышит больше звуков?», «Назови звуки логопедического кабинета», «Назови звуки улицы», «Вспомни звуки леса (луга, болота)», «Найди по звучанию такую же коробочку с крупой», «Жмурки с колокольчиком», «Ладушки», «Морзянка», «Чей голос?», «Солнце или дождик», «Угадай по звуку, что делать», «Узнай по звучанию музыкальный инструмент», «Угадай насекомое по его песенке», «Угадай домашнее животное по голосу», «Угадай птицу по голосу», «Узнай транспортное средство по звуку» и др. [2]

 

Формирование ФС на протяжении всех этапов коррекционной работы

Основные образовательные задачи по данному направлению коррекционной работы:

  • формировать у детей систему четко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;
  • учить произносить слова различной слоговой сложности, свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в такой последовательности:

  • ознакомление с изолированным звуком, связанным с конкретным образом;
  • различение изолированных звуков, связанных с конкретными образами;
  • различение звука в слове;
  • определение места звука в слове (в начале, середине или конце слова);
  • различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие — шипящие, звонкие — глухие, [р]-[л] и т.п.);
  • придумывание слов на определенный звук.

Предлагаемые упражнения на развитие ФС построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Сначала я учу детей слышать, различать и определять первый звук в одном слове (дидактическая игра «Определи первый звук в слове» (фото 1), затем — первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»).

Далее дети определяют любую позицию звука в слове: в начале, середине или конце (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Кроме того, ученики упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации наиболее сложных звуков: [с]-[ш], [р]-[л] (игры «Кто быстрее соберет вещи?», «Магазин»).

Несложно подготовить оборудование для подобных игр: нужны карточки слов с указанными звуками и без этих звуков, которые ученик сортирует по колонкам, коробочкам, тарелочкам и др. Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит процесс развития тонких движений руки. 

На каждом этапе логопедической работы, от постановки и автоматизация, до  дифференциации звуков на различных уровнях (от прямого слога до самостоятельной речи)  речевые упражнения сопровождаются двигательными заданиями на пальцевый, кистевой праксис, развитие общей и мелкой моторики.

Для развития ФС я использую современные информационно-коммуникативные технологии — порционное использование компьютерных игр Мерсибо.

При таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей к развивающим заданиям в процессе формирования ФС.

Сформированность ФС — главное условие успешного освоения грамоты. Вопрос о развитии у ребенка ФС остро встает при обучении детей чтению и письму. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение  большинства детей 6—7 лет произвести звуковой анализ слова. Ученики, пришедшие в первый класс, затрудняются выделить отдельные звуки, поскольку воспринимают слово целиком как звукокомплекс. Учитель-логопед постоянно ставит перед детьми, посещающими логопункт, задачи звукового анализа и использует оптимальные средства для их решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речевого слуха для учащихся 8 класса I

Данная рабочая программа по развитию речевого слуха предназначена для работы с учащимися 8 класса, обучающимся по программе I вида. В программе представлено календарно-тематическое планирование по чет...

« Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки»

Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...

Русская народная песня как средство развития музыкального слуха у учащихся 1 класса на уроках сольфеджио

В статье рассматриваются вопросы развития музыкального слуха, чувства метро-ритма, чистоты интонирования и музыкальной памятиу учащихся 1-х классов на основе русского народного музыкально-песенн...

« Развитие фонематического слуха у детей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»

творческая работа по теме« Развитие фонематического слуха у детей начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»...

Педсовет. Выступление на тему: « Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки».

Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...

Рекомендации по развитию фонематического слуха у учащихся 1 класса

Фонематический слух - способность человека к различению отдельных фонем. Данный материал адресован родителям, как памятка по развитию фонематического слуха....

Развитие фонематического восприятия у учащихся начальных классов

В данном сборнике предлагаются дидактические игры и упражнения, которые могут быть использованы учителями-логопедами образовательных учреждений на занятиях с младшими школьниками, имеющими нарушения ф...