Конспект логопедического занятия на фонему Ж
план-конспект
Конспект логопедического занятия на фонему Ж
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_fonema_zh.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Логопедическое занятие
ТЕМА: Фонема «Ж»
ЦЕЛИ:
Образовательная:
- Формирование и расширение «семантического поля», развитие валентностей слов, функции словоизменения.
Коррекционные:
- Автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля слова «Жук».
- Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «Жук» и развитие валентностей слов.
- Развитие функций словоизменения.
- Развитие связной речи.
- Формирования у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Воспитательная:
Знакомство с жизнью и повадками животных, привитие любви к живой природе.
Оборудование:
- Таблица артикуляционно-акустического образа звука.
- Набор картинок по автоматизации изолированного звука (звукоподражания).
- Слоговые дорожки, лабиринты, таблицы.
- Сюжетная картинка «Жук и жучки»
- Пособия для звуко-слогового анализа.
- Набор таблиц по формированию и расширению семантического поля, развития словоизменения.
- Разрезная азбука.
- Песочные наборы.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Слушание образца нормированной речи
Выделить звук, который встречается в тексте чаще других.
«На лужайке живет дружная семья: мама жук, папа жук и маленькие жучки.
Маленькие жучки нежатся на жарком солнце а их родители жуки ищут вкусные листочки для ужина.
После ужина жучки засыпают под листочком».
- Объявление темы.
Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное произношение звука «Ж», а поможет нам в этом картинки.
- Анализ артикуляционно-акустического образа звука.
- Губы округлены
- Зубы сближены
- Язык «чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.
- Воздушная струя плавная, теплая, сильная
- Голосовые складки работают.
1). ПРОИЗНЕСЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА «Ж»
(с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля).
2). ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА «Ж»
Звук «Ж» - согласный, звонкий, твёрдый.
- Почему звук «Ж» согласный?
- Почему звук «Ж» звонкий?
- Почему звук «Ж» твердый?
3). СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА «Ж» С БУКВОЙ
-Послушайте и посмотрите, какой буквой обозначается звук «Ж» на письме».
- Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт «жужжащий звук».
4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Ж» В СЛОГАХ
- Однажды маленький жучек заигрался на лужайке и потерял родителей.
Помоги жучку добраться до своего жилища
- Тем временем папа жук нёс маленьким жучкам на ужин вкусные сочные листочки.
Прочти слоги, угадай какие листочки несёт жук в своё жилище.
- Автоматизация звука «Ж» через формирование семантического поля слова «Жук», развитие валентностей слов и функций словоизменения.
1). ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО СЛОВА.
- Помогите жуку закончить четверостишие:
Жук жужжит в железной банке —
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного …….! (Жука)
- Отгадай загадку.
В небе кружит,
Весело жужжит.
Приземлился на сук.
Кто же это?..
Ответ (ЖУК)
- Объясни лексическое значение слова «Жук» (Работа со словарём).
Жук – это отряд насекомых с полным превращением, включающим стадию личинки, покоящуюся стадию куколки и взрослую - имаго
2). ЗВУКО-СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «Жук»
Самый маленький жучек многого не знает. Давайте расскажем жучку все о нем:
- Кто папа у жучка? (ЖУК)
- Произнесите слово «ЖУК» чётко проговаривая все звуки.
- Назовите по порядку все звуки в слове «ЖУК».
- Сколько звуков в слове «ЖУК»?
- С какими звуками в слове «ЖУК» дружит звук «Ж»?
- Определите место звука «Ж» в слове «ЖУК».
- В каком слоге звук «Ж»?
- Сколько слогов в слове «ЖУК»?
- В каком слоге звук «Ж»?
3) ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА:
Узнал все жучек – стал умнее.
(Вывешивается картинка «Семья жуков»)
- Если жук очень большой, то его называют… ЖУЧИЩЕ
- А кто мама у жучка? Мама ЖУК
- А как можно назвать их детей? Жучата
- Как можно назвать одного? Жученок?
- Как назвать одного ласково? Жучек
- мама Жук, папа Жук и жучки – что это? Семество жуков
- Найдите корень в этих словах ЖУК
- Сосчитайте
(одна) | Два (две) |
|
Жук Жучек Жученок |
- Образуйте множественное число
Жук
Жучек
- Печатание слов ЖУК, ЛУК
Игра: «Песочный компьютер».
6. Логопедическая зарядка (в период утомляемости детей)
И.П.: Сидя, ноги скрестно. Грозить пальцем.
В класс жучек к нам залетел,
Зажужал и запел: “Ж-ж-ж!”
Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Указательным пальцем правой руки совершить движение к носу.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Направление рукой вниз сопровождают глазами.
Жук наш приземлился.
И.П.: Стоя, ноги врозь. Делать вращательные движения руками “Волчок” и встать.
Зажужжал и закружился. “Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!”
7. Итог:
- Над каким звуком мы работали?
- Назовите однокоренные слова к слову «Жук».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк для конспекта логопедического занятия
Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....
Конспект логопедического занятия по дифференциации фонем [Б][Б’] и [П][П’]. (для учащихся вторых – третьих классов)
Конспект логопедического занятия по дифференциации фонем [Б][Б’] и [П][П’]. (для учащихся вторых – третьих классов)Логопедическая тема: дифференциация фонем, имеющих акусти...
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...
Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация фонем З – Ж в слогах и словах»
Данный конспект предназначен для подгруппового занятия младших школьников в цпециальной коррекционной школе. Целью которого является закрепление правильного артикуляционного уклада при дифференц...