Театрализованная деятельность как метод социальной адаптации детей с ОВЗ
методическая разработка
В методической разработке даны рекомендации по подбору сказок для театрализованной деятельности, последовательность работы над содержанием сказок, адаптированные сценарии трёх сказок Сутеева, примерный перечень русских народных и авторских сказок.
Театрализованная деятельность способствует улучшению эмоционально-волевой сфере каждого ребёнка, вносит поправки в поведение, формирует положительную атмосферу в детском коллективе, облегчает их социализацию и адаптацию к условиям жизни в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost.docx | 38.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №4 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»
Автор: Бабич Т.П.,
учитель ОУ
для обучающихся с ОВЗ
Санкт-Петербург
2018
Цель театрализованных занятий: адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством вовлечения их в игровую театральную деятельность.
Задачи:
- актуализация у учащихся потребности в эмоциональном общении посредством сказки;
- формирование умения узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие;
- развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов;
- формирование умения выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ;
- создание условий для формирования умения понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей;
- формирование коммуникативных навыков;
- повышение уверенности в собственных силах;
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы и приемы:
чтение и прослушивание аудио сказок, рассматривание иллюстраций, игры.
Игры, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков:
создание непринужденной атмосферы для общения; развитие коммуникативных навыков участников данного процесса; развитие умения слушать, слышать, видеть, узнавать, называть, соотносить, дифференцировать. Например, в играх «Из какой сказки данный герой», «Какому герою принадлежит этот предмет», «В каких сказках есть данный персонаж»;
Игры, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы:
развитие процессов мыслительной деятельности, умения устанавливать причинно-следственные связи, развитие процессов памяти, внимания, восприятия. Например, с помощью игр «Какому персонажу принадлежат слова», «Разложи сюжетные картинки в правильной последовательности».
Требования к подбору сказок для театрализованной деятельности
Сказочный материал должен быть
- интересным детям,
- иметь нравственную основу,
- конструктивно решать проблему, схожую с жизненной ситуацией детей
а так же учитывать
- возрастные особенности,
- уровень познавательной деятельности
- психофизические и эмоциональные особенности
Работа над содержанием сказки
Работа с текстом: используем простые предложения, доступные пониманию обучающихся.
После прочтения сказки рассматриваем иллюстрации разных художников, повторно прочитываем отдельные отрывки, объясняем значение неизвестных слов, организовываем просмотр мультфильмов.
Работа над выбранным ребёнком персонажем: обращаем внимание на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, способ передвижения.
Работа над последовательностью событий: с каждым последующим занятием восприятие сказки уточняем и дополняем отдельными деталями.
Эффективным средством, облегчающим усвоение сказки, является
включение в занятия продуктивных видов деятельности: изготовление
поделок, конструирование предметов из объемных и плоскостных фигур, палочек; рисование героев и отдельно значимых предметов, упоминаемых в сказке.
На заключительном этапе работы над содержанием сказки предлагаем последовательное выкладывание сюжетных картинок. Опираясь на наглядность, ребенку легче самостоятельно воспроизводить содержание, используя при этом вербальные и невербальные возможности.
Организация занятий театрализованной деятельностью
Продолжительность занятий составляет от 20 до 40 минут, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.
Организация работы над сказкой осуществляется в несколько этапов:
- Знакомство с содержанием сказки.
- Подробный разбор содержания сказки.
- Воспроизведение сказки обучающимися с помощью доступных средств (в том числе сопряжённые действия, сопряжённая речь).
- Инсценировка сказки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сценарий сказки В. Сутеева «Под грибом»
Автор: Т. П. Бабич
Предварительная работа:
- Подбор художественного произведения (В. Сутеев «Под Грибом»).
- Просмотр мультфильма «Грибок - теремок»
- Подбор музыки.
- Написание сценария.
Работа над произведением.
- Чтение сказки.
- Разбор содержания сказки.
- Характеристика героев сказки.
Работа со сценарием.
- Распределение и разучивание ролей.
- Работа над ролью.
Оформительская работа.
- Изготовление костюмов, декораций, украшений для зала.
Реквизиты: грибок, ёлочки, пеньки, элементы костюмов, маски: бабочки, зайца, муравья, воробья, лягушки, мышки.
Работа с родителями:
- Участие в репетициях.
- Помощь в изготовлении костюмов.
Основная направленность спектакля:
- Развитие коммуникативных способностей и социализация учащихся с ОВЗ.
- Активизация самостоятельной и познавательной деятельности, воспитание нравственных чувств.
Цель: Развитие духовного мира и эмоционально-личностной сферы ребёнка, коммуникативных и творческих способностей.
Задачи:
Образовательные:
- Обогатить словарный запас, развить связную речь
- Расширить словарный запас за счёт усвоения новых слов, словосочетаний и их значений: «в тесноте, да не в обиде», «беда не страшна, если рядом друзья», «вода с меня ручьём течёт»
- Обогатить словарь путём освоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов.
- Учить правильно строить фразы и предложения.
Коррекционно — развивающие:
- Развивать зрительное, слуховое внимание и эмоциональную память.
- Развивать общую координацию движений, умение ориентироваться в большом пространстве.
- Уметь преодолевать страх, выступая перед зрителями.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в группе, сотрудничать и сопереживать.
Здоровьесберегающие:
- Профилактика нарушений зрения, осанки; снятие эмоционального и физического напряжения.
Действующие лица и исполнители:
Ведущая: Т. П. Бабич
Муравей – Александр М.
Бабочка – Ирина Ю.
Мышка – Лиза Р.
Воробей – Игорь П.
Заяц – Женя О.
Лиса – Наташа Я.
Лягушка – Серёжа Ф.
Грибок
Помощь в воспроизведении детьми своей роли – Н. А. Быкова
Сценарий сказки
Ведущий: Бежал по лесу Муравей. И вдруг начался сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибом – дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее …
Ползёт к грибу мокрая Бабочка.
Бабочка: Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я – лететь не могу!
Муравей: Куда же я пущу тебя? Мне и одному тесно.
Бабочка: Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Ведущий: Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт …
Бежит мимо Мышка:
Муравей: Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. А пчих!
Бабочка, Муравей: Куда же мы тебя пустим? Тут и так места нет.
Мышка: Потеснись немножко, пожалуйста!
Ведущий: Потеснились – пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт …
Мимо гриба Воробей скачет и плачет.
Воробей: Намокли пёрышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок отдохнуть, дождик переждать!
Хором: Тут места нет.
Воробей: Подвиньтесь, пожалуйста!
Хором: Ладно.
Ведущий: Подвинулись – нашлось место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
Заяц: Спрячьте, спасите! За мной Лиса гонится!..
Муравей: Жалко Зайца. Давайте ещё потеснимся.
Ведущий: Только спрятали Зайца – Лиса прибежала. Подошла Лиса поближе, понюхала.
Лиса: Зайца не видели?
Хором: Не видели.
Лиса: Не тут ли он спрятался?
Хором: Где ему тут спрятаться!
Ведущий: Сунула Лиса нос под грибок, чуть Зайца не схватила. А Муравей ей в нос как вцепится. Лиса завизжала. Нос потёрла, болит. Лапой махнула: «Да ну вас всех!» И побежала дальше.
К тому времени дождик прошёл – солнышко выглянуло. Зверюшки вылезли из – под гриба – радуются.
Хором: А гриб – то вырос под дождиком. Спасибо Грибок – теремок (кланяются), что нас от дождя спас и от злой Лисы защитил.
Гриб: Не меня благодарите, а друг друга.
Бабочка: Спасибо, Муравей, что пустил под грибок. Иначе бы крылышки совсем промокли и я бы пропала.
Мышка: Спасибо, друзья, что пустили под грибок, а я простудилась бы и заболела (апчих).
Воробей: Чик – чирик! Спасибо.
Заяц: А тебе, Муравей, особое спасибо. Ты такой маленький, а на Лису бросился, за нос укусил. Меня спас! А вы, друзья, напугали Лису. Мне жизнь спасли.
Гриб: Запомните зверюшки: «Беда не страшна, если рядом друзья!»
(Все герои хором: «Беда не страшна, если рядом друзья!» Поклон.)
Сценарий сказки В. Сутеев «Мешок яблок»
Автор сценария:
Т. П. Бабич
Действующие лица и исполнители:
Ведущий – Т. П. Бабич
Заяц –Кирилл Д., М. А. Зауер
Ворона – Дима А. С. Н. Андреева
Медведь –Павел Л..
Ёж –Игорь П..
Зайчиха – Т. В. Журавлёва
Бельчата –Ира Ж.
Крот –Дима З..
Зайчата, бельчата – учащиеся школы
Техническое и мультимедийное обеспечение – Л. В. Бутятова.
Сценарий сказки «Мешок яблок»
Ведущий: Ещё не рассвело, а Зайчиха провожала Зайца в лес и просила найти еды зайчатам. Наступило утро, на небе появилось солнышко (ведущий показывает солнце). Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих голодных зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод.
И вдруг посреди зелёной поляны увидел он дикую яблоню. А яблок румяных на ней и под ней – видимо-невидимо! Недолго думая раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать.
Тут Ворона прилетела и каркает:
Ворона: - Карр! Карр! Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одного яблока не останется!
Заяц: Напрасно каркаешь, здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят.
Ведущий: Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжёлый - не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке… И вдруг голова его уткнулась во что-то мягкое. Поднял голову Заяц и обомлел – перед ним Медведь стоит!
Медведь: Что у тебя там в мешке?
Ведущий: Заяц пришёл в себя, открыл мешок и говорит
Заяц: Вот… Яблоки… Угощайтесь, дядя Миша!
Ведущий: Попробовал Медведь одно яблоко.
Медведь: Ничего яблочки! Освежают!
Ведущий: Медведь набрал большую горсть яблок и пошёл своей дорогой.
А Заяц – к себе домой. Идёт Заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата, пищат хором!
Бельчата: Дяденька Заяц! Дайте яблочек!
Ведущий: Ничего не поделаешь, пришлось снова мешок открывать.
По дороге домой Заяц встретил своего старого приятеля Ежа.
Заяц: Куда идёшь, Колючая Голова?
Ёж: Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой.
Заяц: Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много!
Ведущий: Заяц насыпал Ежу полную корзину яблок и пошёл дальше.
Ведущий: Ходил, ходил Заяц и устал. Присел на какой – то бугорок, как вдруг… бугорок провалился и несколько яблоки покатились вниз.
Ведущий: Крот высунулся и говорит …
Крот: Спасибо, дружище!
Ведущий: Крот взял несколько яблок и исчез под землёй.
Ведущий: Мама Зайчиха давно ждёт Папу Зайца. Чтобы скоротать время, Мама Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам.
И тут кто – то постучал в дверь… На пороге появились бельчата с большим лукошком, полным орехов.
Бельчата: Вот! Это вам мама просила передать!
Зайчиха: Чудеса!
Ведущий: Пришёл Ёжик с корзиной, полной грибов и спрашивает …
Ёжик: Хозяин дома?
Зайчиха: Да нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.
Ведущий: Попрощался Ёж, ушёл, а корзину с грибами оставил Зайчихе)
(Из норы показалась голова Крота)
Крот: Это дом Зайца?
Зайчиха: Да, мы тут живём.
Крот: Значит, я правильно подкоп вёл!
Ведущий: Крот поставил корзину с овощами: морковка, картошка, петрушка, свёкла.
Крот: Привет Зайцу.
Ведущий: Крикнул крот и исчез под землёй.
Ведущий: Заяц ходил, ходил. Устал, присел на пенёк. А Ворона всё каркает …
Ворона: - Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть бы одним яблочком угостил!
Ведущий: Смутился Заяц, вытряхнул из мешка последнее яблоко.
Заяц: Вот… Самое лучшее! Клюй на здоровье!
Ворона: Очень мне нужно твоё яблоко, я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несёт!
Заяц: А я …А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!
Ворона: Куда же ты пойдёшь, глупый! Смотри, какая туча собирается!
Ведущий: На небе появились тучи, пошёл дождь. Заяц поспешил к дому. А дома давно крепким сном спали сытые зайчата. Только одна Зайчиха не спала: тихо плакала в своём уголке.
Вдруг скрипнула дверь. Вскочили зайчата.
Зайчата: Ура! Папа пришёл!
Ведущий: Зайчиха подбежала к двери: на пороге стоял Заяц, весь мокрый.
Заяц: Я ничего… совсем ничего не принёс.
Зайчиха: Зайчик мой бедный.
Ведущий: Воскликнула Зайчиха. И вдруг послышался треск веток, тяжёлые шаги.
Заяц: Заприте дверь! Прячьтесь все!
Ведущий: Появился Медведь.
Медведь: Вот! Держи от меня подарок. Мёд настоящий, липовый.
Ведущий: Утром вся заячья семья собралась за столом. А на столе чего только нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковь и картошка.
Ведущий: А злая Ворона удивляется.
Ворона: Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?
Заяц: Ты запомни чудо – птица,
В доброте ведь клад таится.
Если сделать раз добро,
Втрое в дом войдёт оно!
Все артисты выходят на поклон.
Сценарий сказки В. Сутеев «Яблоко»
Автор сценария
Т. П. Бабич
Действующие лица и исполнители:
Ведущий – Т. П. Бабич
Зайчики –Ирина Ж., Т. В. Журавлёва
Ворона –Кирилл Д., М. А. Зауер
Ёжик –Павел Л., С. Н. Андреева
Медведь – Александр М.
Музыкальное сопровождение – Н. А. Быкова.
Сценарий сказки «Яблоко»
Ведущий: Наступила поздняя осень. Листья с деревьев почти все облетели. В лесу было холодно, а в избушке зайца – тепло и уютно. Утром Заяц проснулся, потянулся и вышел из дома. Было холодно, чтобы согреться, он решил сделать зарядку. Умылся и побежал по лесу в поисках какой – нибудь еды. И вдруг увидел дикую яблоньку, на верхушке которой было одно-единственное яблоко.
Заяц: Что за чудо вижу я?
Яблонька – красавица.
Съемка яблочко сейчас,
Мне оно понравится.
Ведущий: Заяц пробует достать яблоко, подпрыгивает, но коротки у зайца лапы, не может его достать.
Заяц: (чешет голову) Но как мне достать яблоко? Оно высоко висит.
Ведущий: Из леса вылетела ворона. Летит, каркает. Подлетела к яблоньке и села.
Ворона: Карр – карр!
Заяц: Эй, ворона! Сорви – ка мне яблоко!
Ведущий: Ворона сорвала яблоко, только не удержала его – упало яблоко вниз.
Заяц: Спасибо, тебе ворона!
Ведущий: Зайчик хочет поднять яблоко, но из-за ёлки выбегает ёжик и уносит упавшее яблоко.
Заяц: Стой! Стой! Куда моё яблоко потащил?
Ёж: Это моё яблоко. Оно упало, я его поймал.
Заяц: Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!
Ворона: Карр-карр! Напрасно спорите, это моё яблоко, я его сорвала.
Все (кричат). Моё яблоко! Моё яблоко!
Ведущий: На шум появляется медведь.
Медведь: Что такое? Что за шум?
Ёж: Ты, Михайло Потапыч, в лесу самый большой и самый умный. Рассуди по справедливости, кому это яблоко отдать.
Ведущий: Медведь почесал голову и говорит.
Медведь: Кто яблоко нашёл?
Заяц: Я!
Медведь: Кто яблоко сорвал?
Ворона: Я! Карр-карр!
Медведь: А кто яблоко поймал?
Ёж: Я!
Ведущий: Медведь подумал и говорит.
Медведь: Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.
Заяц, Ворона, Ёж (вместе). Как же мы раньше не догадались?!
Ведущий: Ёж делит яблоко.
Ёж: Это тебе, зайчик, ты первый увидел яблоко. Это тебе, ворона, ты яблоко сорвала. Это мне, потому что я поймал яблоко. А это тебе, Михайло Потапыч.
Медведь: Мне – то за что?
Ведущий: Ребята, а Михайло Потапычу – то за что? Яблоко не увидел, не сорвал, не поймал, не делил.
Ёж: А за то, что ты нас всех помирил и уму – разуму научил!
Ведущий: И как делиться друг с другом, жить в мире и не ссориться.
Зайчик: (детям). Сказка – ложь, да в ней намёк. Добру молодцу урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерный перечень сказок для театрализованной деятельности
«Репка», русская народная сказка
«Теремок», русская народная сказка
«Гуси-лебеди», русская народная сказка
«Два жадных медвежонка», венгерская народная сказка
«Колосок», украинская народная сказка
«Рукавичка», русская народная сказка
«Грибок-теремок», В. Сутеев
«Яблоко», В. Сутеев
«Мешок яблок», В. Сутеев
«Ёжик-ёлка», С. Козлов
«Верное средство», Т. Сазонова
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
3. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. - Речь, 2004г. -354 с.
4. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
5. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя.М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
6. Худенко Е.Д., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е издание.-М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы арт-терапии в комплексном решении проблем социальной адаптации детей.
Методы, виды арт-терапии. Педагогическая арт-терапия....
«Создание условий для социальной адаптации детей. Развитие положительной мотивации учебной деятельности
Формирование учебной мотивации у школьников...
Доклад "Социальная адаптация детей инвалидов в художественно - творческой деятельности"
Доклад за читывался на районном педчтении....
Социальная адаптация детей-сирот посредством культурной деятельности
статья из пыта работы...
Роль социального педагога во взаимодействии с семьями учащихся по оказанию системной работы по оказанию помощи в вопросах воспитания , обучения, развития и социальной адаптации детей .
Значительная роль в воспитании отводится сотрудничеству семьи и школы. Это не одноразовая акция , а целая система работ....
«Инновации в воспитательной деятельности, направленные на социальную адаптацию воспитанников в учреждениях для детей – сирот»
Данная статья раскрывает некоторые инновационные формы воспитательной работы с детьми - сиротами в ксловиях стационарного учреждения. Я представляю материал из опыта работы за последние несколько лет....
«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Что значит театр для незрячего ребенка?Он остается театром, но за гранью света!...