Конференция выступление Инновационные технологии по развитию речевого дыхания
презентация к уроку
Конференция выступление Инновационные технологии по развитию речевого дыхания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конференция выступление Инновационные технологии по развитию речевого дыхания | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные логопедические технологии по развити речевого дыхания у младших школьников с нарушениями речи
К 10 годам у детей происходит формирование речевого дыхания. Произнесение фразы в спокойном эмоциональном состоянии происходит в пределах одного речевого выдоха.
Патологические особенности дыхания детей с речевыми нарушениями:
физиологические:
- поверхностное (верхнерёберного типа)
- аритмичное
речевые:
- недостаточный объём вдыхаемого воздуха
- нарушение речевого выдоха (короткий, нерациональный)
- произнесение слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.
Вывод: необходимо развивать объём легких, формировать у детей грудобрюшной тип дыхания – базу для речевого дыхания.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
Работа включает в себя пять этапов, которые проходят в строгой последовательности друг за другом.
1 этап. Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания
Развитие ощущений движения органов дыхания, диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
Упражнение 1
Дети с помощью тактильных ощущений осуществляют взаимный самоконтроль. Задача этого этапа направлена на работу диафрагмы, а не на формирование длительности вдоха/выдоха.
Цель: с помощь тактильного контроля развивать у ребёнка грудобрюшной тип дыхания
Инструкция: «Встаньте напротив друг друга, положите свою ладонь на животики друг другу, почувствуйте, как они движутся во время дыхания. Плечи расслаблены и не поднимаются. Затем положите руку на свой животик и подышите так же».
2 этап. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
Этот этап направлен на дальнейшее развитие активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координации между дыханием и движением туловища и конечностей.
Упражнение 2
Цель: развитие координации движений между дыханием и туловищем, конечностями
Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу.
Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Инструкция: «Поворачиваем голову к правому плечу, нюхаем воздух: «нюх – нюх», затем исходное положение, отдыхаем, поворачиваем голову к левому плечу, нюхаем воздух «нюх – нюх», исходное положение, отдыхаем».
Упражнение 3
Цель: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы
Инструкция: «На первый шаг наклоняем голову к правому плечу и нюхаем воздух: «нюх – нюх». Затем смотрим прямо и делаем три шага. А теперь делаем шаг, наклоняем голову к левому плечу и нхаем воздух: «нюх – нюх». Опять смотрим прямо и делаем три шага.
Упражнение 4
Цель: тренировать грудобрюшной тип дыхания и увеличение объёма лёгких
Инструкция: «Ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони сжимают «насос». Будем накачивать шину и нюхать воздух. Наклон вперёд – «нюх» - раз. Чуть выпрямились. Еще наклон – «нюх» - два. Теперь выпрямились, отдыхаем – три, четыре, пять».
3 этап. Развитие фонационного выдоха
Этап включает семь упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на «быстрый» вдох, а на звучание голоса в процессе выдоха. Продолжительность этапа – 8 недель.
Упражнение 5
Цель: развитие фонационного (озвученного выдоха)
Инструкция: «Мы вдыхаем воздух полуоткрытым ртом (делаем ротовой вдох), руки поднимаем вверх, на выдохе медленно опускаем руки и поём слитно гласные звуки «А – У – И – О». Делаем так 4 раза. Затем поём наоборот «О – И – У – А». Повторяем 4 раза».
4 этап. Развитие речевого дыхания
Данный этап является базовым. Он тесно сопряжен с логопедической работой по формированию речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех – четырех слов, короткие стихотворные тексты. Каждое упражнение длится не более пяти минут и повторяется 3 – 4 раза в день. Продолжительность этапа – 5 недель.
Цель: развитие собственного речевого дыхания, формирование длительного фонационного выдоха.
Упражнение 6
Инструкция: «Выполняем ротовой вдох и на выдохе произносим нараспев фразы, состоящие из нескольких слов: «МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ», «МАМА МЫЛА МАШУ МЫЛОМ», «МАМА ШИЛА МАШЕ ШУБУ»
Для детей 3 класса можно использовать небольшие фразы на закрепление школьного пройденного материала,
Например, для закрепления знаний по математике, каждый может произнести нараспев по очереди такие фразы:
«ШЕСТЬ НА СЕМЬ – СОРОК ДВА», «ШЕСТЬ НА ШЕСТЬ – ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ», «ПЯТЬ НА ПЯТЬ – ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ», «ТРИ НА ДЕВЯТЬ ДВАДЦАТЬ СЕМЬ», и т.д.
Затем можно пропеть хором: «Наш класс 3 «Е» самый лучший на земле».
5 этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста
Цель этапа: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста. Продолжительность этапа - четыре недели.
В 3 классе роль небольшого прозаического текста могут играть произнесение нескольких правил на закрепление текущего школьного материала.
Упражнение 7
Инструкция: «Сейчас каждый по очереди сделает быстрый ротовой вдох и на выдохе пропоет фразу из нескольких слов, затем хором повторим фразу».
В качестве лексического материала мы используем стихотворения, пройденные по школьной программе.
Заключение: Все перечисленные этапы упражнений направлены на развитие диафрагмального, фонационного и речевого типа дыхания, которые необходимы для успешного овладения детьми речевой функцией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития речевого дыхания
Комплекс упражнений для развития речевого дыхания...
«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»
Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...
Выступление на общешкольном онлайн - занятии «Речевое дыхание у детей с дизартрией»
Давайте развивать наше дыхание, давайте развивать дыхание наших детей!«Когда вы совершенствуете дыхание, вы совершенствуете свою судьбу» - сказал Свами Вивекананда....
Презентация Инновационные логопедические технологии по развитию речевого дыхания
Презентация Инновационные логопедические технологии по развитию речевого дыхания...
Технологии развития речевого дыхания у учащихся с ТНР на логопедических занятиях
В материале рассмотрены основные аспекты технологий развития речевого дыхания как основы произносительной речи у учащихся с ТНР в процессе систематической коррекционно-развивающей работы...
Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...