Технологии развития речевого дыхания у учащихся с ТНР на логопедических занятиях
методическая разработка
В материале рассмотрены основные аспекты технологий развития речевого дыхания как основы произносительной речи у учащихся с ТНР в процессе систематической коррекционно-развивающей работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_razvitiya_rechevogo_dyhaniya_u_uchashchihsya_s_tnr.docx | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии развития речевого дыхания у учащихся с ТНР
на логопедических занятиях
Основа внешней (произносительной) речи — дыхание. От его правильности зависят чистота и красота голоса и его изменений (тональных оттенков).
Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох — выдох — остановка. Сразу после нее наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. Время, затраченное на вдох и выдох, приблизительно одинаковое (4:5), вдох происходит через нос, выдох — через рот. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.
В речевом дыхании выдох — самое главное и активное звено процесса, он значительно длиннее вдоха (1:20), последовательность фаз изменяется следующим образом: вдох — остановка — выдох. Весь процесс дыхания становится произвольным. В ходе речевого развития вырабатываются специфические дыхательный механизм и движения диафрагмы. Во время устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.
Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования; формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми.
Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать диафрагмальный тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.
Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в следующей последовательности.
- Развитие диафрагмального типа дыхания.
- Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.
- Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность.
Постепенно необходимо добиваться выработки следующих умений:
—умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе;
—на одном выдохе произносить 3—4 слога;
—правильно произносить фразу из 2—3 слов;
—слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;
—слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5—6 слов;
—слитно, на одном выдохе, произносить 1—2 стихотворные фразы;
—сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие правила:
—не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений;
—следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;
—чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;
—движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды;
—дыхательная гимнастика проводится до еды, в хорошо проветренном, но не холодном помещении;
—при переутомлении ребёнка вследствие кислородной недостаточности, выполнение дыхательных упражнений прекращается;
—при выполнении дыхательных упражнений необходимо концентрировать внимание ребенка на ощущениях, которые возникают при движении диафрагмы и межреберных мышц;
—дыхательная гимнастика проводится плавно, под счет, с целью выработки дыхательного ритма.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
—выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
—выдох происходит плавно, а не толчками;
—во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
—во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
—выдыхать следует, пока не закончится воздух;
—во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
Работа строится поэтапно и включает следующие направления:
- Формирование физиологического типа дыхания
- Дифференциация ротового и носового дыхания
- Формирование речевого выдоха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи"
Статья написана с целью самообразования и для того чтобы поделится опытом, выслушать рекомендации и советы других логопедов по этой теме....
Настольная логопедическая игра «РУ-РА-РО» для развития речевого дыхания и автоматизации звуков в слогах и словах
Уважаемые коллеги логопеды!Каждому из нас, естественно, очень знакома обидная ситуация затянувшейся во времени автоматизации вновь поставленного звука. Когда от занятия к занятию приходится многократн...
Конспект логопедического занятия (развитие речевого дыхания) в средней группе для детей с ОНР
Конспект логопедического занятия (развитие речевого дыхания) в средней группе для детей с ОНР. Материал предназначен для учителей-логопедов, работающих как в комбмнированных, так и в компенсирующих ло...
Методическая разработка . Система логопедических игр для развития речевого дыхания. (автор: учитель-логопед ГБДОУ№87 Фрунзенского р-на СПб А. Д. Луковникова)
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно...
«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»
Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...
Конспект индивидуального логопедического занятия на развитие речевого дыхания в средней группе.
Тема: Развитие речевого дыхания.Цели и задачи:-развитие речевого дыхания, направленной воздушной струи, артикуляционной моторики,-учить вырабатывать свободный плавный удлиненный выдох, используя ...
Презентация Инновационные логопедические технологии по развитию речевого дыхания
Презентация Инновационные логопедические технологии по развитию речевого дыхания...