" Друзья природы" Конспект внеклассного мероприятия
план-конспект занятия (5 класс)

Батыгина Валентина Николаевна

 Конспект зачетного занятия к Дню Республики Марий Эл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zachetnogo_zanyatiya_po_re6spublike_mariy_el.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Марий Эл

 " Козьмодемьянская школа - интернат "

Конспект

внеклассного мероприятия

Друзья природы

                                     (станция экологическая)

Занятие разработала и провела

 воспитатель 4 класса

 Батыгина Валентина Николаевна

 первая квалификационная категория

Станция  «Экологическая»

Цель: формирование представлений об особенностях и главных чертах природы республики Марий Эл, развитие экологического сознания, навыков экологической культуры.

Задачи:

Обучающие задачи:

1. Обобщить знания о значении слова «экология».

2. Закрепить знания детей о природе родного края.

3. Формировать у детей познавательный интерес и экологическую культуру.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.   Коррекция психических процессов: слуховое внимание, мышления, памяти.

2. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

3. Расширение кругозора и объема словаря.

4. Развитие  способности  воспринимать  и  узнавать  на слух голоса  животных и птиц в записи.

Воспитательные  задачи:

1.  Воспитывать желание и умение видеть красоту окружающего мира.

2. Прививать любовь к природе.

2. Учить работать в коллективе, помогать друг другу.

 Предварительная работа:

1. Повторение пословиц и поговорок о природе. Изучение правил поведения на природе.

2. Беседа о растительном и животном мире республике, Красной книги. Экологические понятия.

3. Дидактические игры «Животные», «Растения», «Знаток природы»

Оборудование:

  Магнитофон,  флешкарта с  записью голосов  животных и птиц.

Наглядность:

 Пейзажные  картинки. Книги о животном и растительном мире республики.

 Тематическая надпись.

Планируемые результаты:

Получение и расширение знаний о животном и растительном мире родного края. Повышение уровня экологической культуры и экологического сознания воспитанников.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети входят в класс, занимают свои места.

           «Земля наш общий дом,

 а дом надо беречь и охранять!»          

Здравствуйте дорогие ребята!

Мы рады вас приветствовать на нашей станции. Наша станция называется - экологическая. 

Поднимите пожалуйста руку те, кто знает, что такое экология.  (Ответы детей).

Ребята давайте все вместе правильно прочитаем это слово. Обратите внимание – ударение ставиться на втором слоге! Запись на доске.

                               Эколо́гия

Слово экология образовано от древнегреческого οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука).

                                                               Экология

                        οἶκος                      λόγος

Можно сказать что экология – это наука, учение о доме, в котором мы с вами живем.  

 Скажите пожалуйста: Как называется общий наш с вами дом? Дом, в котором мы все живем?

- Планета – Земля.

На нашей планете очень много разных по размеру континентов, стран, государств, республик. В одной из них проживаем мы.

- Как называется республика, в которой мы живем?

Правильно! Республика Марий Эл!

Площадь ее невелика по сравнению с площадью просторов всей нашей великой страны России, но для нас она, самая близкая, родная и любимая - ведь это наша с вами малая родина.

В Марийском крае удивительная по красоте и разнообразию природа.

Посмотрев на карту, мы увидим, что ее рельеф напоминает красивый ковер, сотканный из зеленых лесов и голубых озер, речных долин, прорезанных голубыми лентами рек.

А рек в нашей республике около 500 и более 600 озер.

Какие реки протекают по нашей республике? (Волга, Илеть, Сура, Кокшага и др.)

В нашей республике более 600 озер в которых обитают водоплавающие птицы и рыбы.

Многие из озер получили свое название от его обитателей. Есть озеро – Окунево, озеро – Карась, Щучье, Сомино.

И конечно же самое большое богатство нашей республики - это наши леса!  Они занимают почти половину ее площади. А лес - это не только источник красоты и кислорода. Это щедрая кладовая с множеством его даров. Давайте вспомним чем нас одаривает лес. (ягоды, грибы, орехи ,лекарственные растения). 

Лес - это дом для множества его обитателей.   Давайте вспомним кто живет в лесу.

Загадки

  •  Мои прекрасные рога,

Всегда угроза для врага.

Но добрый нрав имею я,

Поверьте, мне, мои друзья

И я в лесах у вас не гость,

Живу я здесь, красавец -…. (лось)

  • Не барашек и не кот

Носит шубу круглый год,

Шуба серая - для лета,

Для зимы другого цвета? (заяц)

  •   Посмотрите-ка, какая-

Вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой? (лиса)

  •   Полежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала?  (еж)

  • В перевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны? (медведь)

  •  Сердитый недотрога

 Живёт в глуши лесной.

 Иголок очень много,

 А нитки не одной. (еж)

  • Кто с высоких тёмных сосен

 В ребятишек шишку бросил?

 И в кусты через пенёк

 Промелькнул, как огонёк? (белка)

        

  • Водяные мастера, строят дом без топора. (бобры)

Молодцы! Вы хорошо знаете лесных обитателей.

А теперь отгадайте загадки про растения.

  • На зеленом шнурочке

      Белые звоночки

      Знают даже малыши

      То лесные …… (ландыши)

  • Из воды и там и тут

Белые цветы растут.

Пруд красив, как на картинке,

Летом в нем цветут… (кувшинки)

  • В этой грядке Дед Мороз

     Прячет летом красный нос. (Кешыр)

  • Над землей – трава

     Под землей – алая голова. (Ушмен)

  • Нарядилась Алена в сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо. Узнаешь её - … (Ковышта)

  • Что копали из земли,

           Жарили, варили?

           Что в золе мы испекли,

           Ели и хвалили? (Паренге) 

Многообразен и разнообразен животный и растительный мир нашей республики. Но увы с каждым годом он становиться все беднее и беднее. Виной тому - технический прогресс и бесконтрольная, неразумная деятельность человека.

Красная книга

И у нас в республики встречаются редкие и исчезающие растения, животные. Занесенные в Красную книгу.

Растения:

50 видов растений, занесенных в Красную книгу Республики Марий Эл.

  • Пыльцеголовник красный.
  • Башмачок настоящий.
  • Тополь черный (осокорь)
  • Чилим.

 Редкие птицы:

  • Скопа
  • Сокол- кречет
  • Краснозобая казарка
  • Сокол- сапсан.

Животные:

  • Выхухоль
  • Белка- летяга

Дело охраны природы касается каждого живущего на Земле человека, а значит и нас с вами.

 Чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка, чтобы эту красоту увидели и другие люди надо научиться общаться с природой. Знать правила поведения в природе. 

Наши дети расскажут вам правила друзей природы.

Правила друзей природы

  • Не рви с корнем цветы и грибы

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы.

Опустеют все поляны и не будет красоты.

  • Не мусори в лесу.

Мусор ваш в лесу чужой

Забери его с собой!

  • Не разоряйте муравейники.

Муравьи – лесные санитары

Так прозвали их люди не даром!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

  • Не забирайте из леса домой животных

Для ежиков и белок

Лес – это дом родной

Они живут там смело

 И летом, и зимой

Находят пропитанье

Своих детей растят

И уходить из леса

Нисколько не хотят…

Поверь они в неволе

Не будут есть и спать…

  • Не ловите бабочек и стрекоз

Бабочка цветная

Над тобой порхает.

Их ловить не надо...

Пусть себе летают

Землю украшают.

  • Не разжигайте в лесу костры.

Без взрослых с огнем развлекаться – опасно!

Закончиться может забава ужасно!

  • Не шуми в природе. Учись слушать голоса природы.

 У леса музыка своя.

Давайте же, послушаем ее, друзья!  (музыка природы: шум листвы, голоса птиц и животных).

-  Ребята!  Вам понравилась музыка леса? Что вам больше всего понравилось?

Скажите какие звуки вы услышали?

Ребята, скажу вам по секрету, что слушать музыку природы: шум листвы, пение птиц, прибой воды не только приятно, но и полезно! Уже научно доказано, что она оздоравливает весь наш организм, способствует повышению иммунитета и укрепляет психическое здоровье.

Поднимите пожалуйста руки те, кто будет слушать музыку природы дома, и тогда, когда будет на природе.

Чтобы вспомнить и остальные правила поведения в природе поиграем в игру: «Хлопай, топай!»

Правила игры: если то, что вы услышали можно делать в природе - хлопни три раза в ладоши. Если нельзя -  топни тихонько ногой.

  • Трогать домики животных. Их детенышей
  • Прокладывать новые тропинки в лесу
  • Наблюдать за природой
  • Подкармливать зверей и птиц зимой
  • Разжигать костры в лесу
  • Резать кору
  • Бросать мусор в реку
  • Делать кормушки
  • Пить березовый сок
  • Собирать лесные ягоды
  • Оказывать помощь животным, попавшим в беду
  • Трогать птичьи яйца
  • Девочки цветочки рвали и веночки заплетали. А полянка вся пуста. Не осталось ни цветка! Правильно?
  • Можно уходя домой, уносить с собой ежа?
  • На полянке посидели, все попили и поели. А потом пошли домой- мусор унесли с собой! Правильно?
  • Дети по лесу гуляли. Не шумели, не кричали, ягоды собрали, кустик не сломали! Правильно?

Правил друзей природы очень много!  Лишь некоторые из них мы с вами вспомнили.

                        Шаг за шагом

                        День за днем

                        Мы природу узнаем,

                        Как беречь ее, любить

                        И воспитанными быть!

И тогда для вас награда - птицы, звери - все вам рады!

Бабочки порхают, цветочки расцветают.

Спеют ягоды для вас!

Приходите. В добрый час!

Наше занятие подходит к концу.  Что нового вы узнали?  Красива родная природа? Чем она богата?  

Любите родную природу-

Озера, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же люди все вместе

Мы к ней относиться добрей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

Задачи : расширить кругозор детей ;воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к пернатым друзьям;развивать наблюдательность. ответственность за общее дело....

Внеклассное мероприятие "Мы - друзья природы".

Данный материал представляет собой готовую методическую разработку внеклассного занятия в рамках программного курса "Окрыжающий мир" в начальной школе, который возможно использовать в рамках школьного...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике: Игра-путешествие « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих элементов в образовательную работу, созданием е...

внеклассное мероприятие "Витамины и я-верные друзья"

Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ (для учащихся2-3 классов) по теме» Витамины и я – верные друзья». Данное мероприятие учит детей заботиться о своем здоровье, формирует представление ...

внеклассное мероприятие "Как я выбираю друзей"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса "Как я выбираю друзей" ...