внеклассное мероприятие "Как я выбираю друзей"
классный час (5 класс) по теме
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса "Как я выбираю друзей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_o_druzhbe.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка внеурочного занятия в 5 классе
«Как я выбираю друзей»
Перова М. А., кл. руководитель МБОУ ООШ №18
Цель:
формировать убеждение о важности дружбы в жизни человека.
Задачи:
- раскрыть содержание понятий «дружба»;
- познакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека;
- формировать умения аргументировать свою точку зрения, учить рассуждать;
- содействовать формированию сплоченного дружного классного коллектива.
Оборудование: толковые словари, книги для чтения «Грамматика нравственности», 5 класс под ред. Э П. Козлова, макеты человечков, карты-помощницы, раздаточный материал.
Ход мероприятия
1. Погружение в тему разговора.
Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»)
Учитель: Ребята, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь? (о дружбе)
2. Психоэмоциональный настрой (круг радости).
Учитель: Прежде, чем мы с вами приступим к занятию, предлагаю всем встать в круг.
Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку - друг!
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!
- Ребята, я предлагаю всем вам, сказать своему соседу что-нибудь доброе и хорошее. Ну, а начну этот круг я: «Здравствуй …(имя), мне очень приятно видеть тебя на этом занятии, желаю тебе найти самого настоящего друга».
(Ребята по очереди приветствуют друг друга, после чего благодарю всех и предлагаю занять свои места)
3. Проблемная ситуация.
Учитель: Сегодня на занятии мы поговорим о дружбе, уточним суть понятий «дружба» и «друг», поговорим о принципах настоящей дружбы и выработаем свои законы дружбы.
У русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина есть сказка «Премудрый Пескарь». Я коротко передам её содержание. Жил-был Пескарь. И отец, и мать у него были умными. Всю жизнь они прожили в реке и ни в уху не попали, ни к щуке в пасть. Умирая, старый Пескарь говорит сыну: «Смотри, сынок, если не хочешь в жизни пропасть, так гляди в оба». Пескарь-сын отлично запомнил поучения отца. Он сказал себе: «Надо жизнь так прожить, чтобы никто не заметил, а не то как раз, пропадёшь». Так он и сделал. Вырыл себе нору, спрятался в ней и лежит там день-деньской, только дрожит. Прожил Пескарь таким образом 100 с лишним лет. Всё дрожал и дрожал, ни друзей у него, ни родных – никого не было. Только пришло время, и стал премудрый Пескарь помирать. Тут-то вся жизнь перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил, защитил, обогрел? Кому добрый совет дал? Кому доброе слово сказал? Кто слышал о нём? Кто вспомнит о его существовании? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никто, никому». Он жил – дрожал и умирал – дрожа.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какова мораль этой сказки?
Выслушиваются ответы детей
(Одиночество, бесцельная жизнь, узкий мир личных интересов и др.)
- Мораль этой сказки также отражают слова французского писателя Ларошфуко: «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно заблуждается».
Не страшно, когда человек один, гораздо страшнее, когда он одинок среди людей.
- Работа с толковыми словарями. Практическая работа в группах.
Ребята, а что такое дружба? Давайте дадим определение этому понятию.
Найдите в толковых словарях определение, что такое «дружба»?
Чтобы дать более точное определение слову ДРУЖБА, заглянем в толковый словарь Ожегова.
ДРУГ- это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
ДРУЖБА– близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
В толковом словаре В.И.Даля дано такое определение ДРУЖБЫ: «бескорыстная стойкая приязнь». Посмотрите на доску. Почитаем, что такое «бескорыстие». Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. На первое место учёный ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.
Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.»
- Проблемная ситуация.
Предлагаю вам послушать стихотворение Елены Стеквашовой «Друзья».
Ученик:
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты,
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвет ее из pук.
Ну, зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
- Бывали ли с вами такие ситуации?
- Что вы делали в таких случаях?
- Мальчик задает вопрос «Ну зачем мне дружба эта?». Чтобы вы ему ответили?
-Зачем вообще нужна дружба человеку?
- Кого бы вы назвали «настоящим другом»?
Учитель: Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.
- Практическая работа в группах. Коллективное обсуждение вопроса и поиск ответа.
Учитель: Каким должен быть настоящий друг?
- Конечно, дружбы не бывает без друзей. Каким должен быть настоящий друг? Вот в чем вопрос? Сейчас вы попробуете на него ответить. Каждый человек имеет душу, сердце, разум. Какими качествами вы наполните душу человека, настоящего друга? Вам предстоит выполнить следующее задание.
У вас на партах есть макеты человечков с сердцем-душой (раздаточный материал). Ваша задача выбрать качества настоящего друга и вписать их на строчки в сердце человечка.
Чтобы вам в этом помочь я приготовила карту-помощницу. На ней вы видите различные качества, присущие человеку. Попробуйте выбрать те, которыми должен обладать настоящий друг. (Дети в группе совместными усилиями выбирают качества человека и записывают их на человечке).
Карта-помошница
преданность
скромность
зависть
эгоизм
верность
доброжелательность
настойчивость
равнодушие
хвастовство
готовность помочь
честность
внимание
доверие
терпимость
смелость
решительность
злоба
лесть
отзывчивость
общительность
Учитель: Ну что ж, посмотрим, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть настоящим другом. (Каждая группа представляет своего человечка, аргументируя свой выбор. Макеты человечков вывешиваются на доску.)
- Мы выяснили, что такое дружба, кто такой «настоящий друг». Но этого еще очень мало, чтобы говорить о том, что дружба состоялась. Я предлагаю вам вывести формулу дружбы. Что должны делать люди, чтобы между ними была дружба?
- Мы воспользуемся для нашей формулы математическими знаками. Конечно, вы их помните: «+, -, •, : , =». На доске вы видите настоящих друзей (макеты-человечков). Попробуйте использовать математические знаки, чтобы получилась формула дружбы. Обсудите этот вопрос внутри своей группы. (Скорее всего, дети предложат использовать знак «+», чтобы объединить человечков; знак «=», чтобы показать, что получается в результате объединения «дружба»; возможен и знак «•», как способ приумножить все это). Посмотрите, какая замечательная формула настоящей дружбы у нас получилась.
- Работа с материалом книги для чтения Э. Козлова «грамматика нравственности», стр. 140. Прочитать отрывок из текста и ответить на вопросы к нему.
Вопросы и задания:
1. Как вы считаете, есть ли свои законы в дружбе? Что, по мнению мальчиков, нужно для того, чтобы стать истинными друзьями?
2. Дружбу можно заводить с любым человеком или это дело довольно сложное?
- Почему появление друга делает жизнь более интересной?
(выслушиваются ответы детей)
8. Законы дружбы. Работа в группах.
Учитель: А может ли дружба распасться?
Назовите, по каким причинам может распасться дружба?
Ну что же, мы очень хорошо потрудились, мы уже многое узнали. Но самое главное, что дружбы между людьми не будет, если мы сами не будем выполнять определенные правила, законы дружбы.
- Что же люди должны соблюдать, как должны относиться друг к другу? Давайте составим свод основных законов дружбы. Для этого познакомьтесь с перечнем правил, и выберите те, которые нужны для настоящей, истинной дружбы. Их может быть несколько. Отметьте их галочкой.
Я предлагаю всем вам открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.
Перечень правил.
Помогай другу в беде.
Не смейся над недостатками друга.
Не обманывай друга.
Будь вежлив.
Будь аккуратен.
Останови друга, если он совершает дурной поступок.
Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости.
Не будь жадным.
Не будь предателем.
Относись к людям так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Умей признавать свои ошибки и не обижайся на справедливую критику.
Не завидуй.
Умей хранить секреты.
Береги друзей.
Умей прощать.
Старайся быть искренним.
Будь терпимым к людям не похожим на тебя.
Учитель: Ребята, на доске на большом листе мы видим распустившийся цветок дружбы. Я предлагаю каждой группе написать на его лепестках правила дружбы, которые вы выбрали для себя.
Вывод: Остальные правила, вам тоже пригодятся. Если вы будете жить по этим принципам, то у вас будут настоящая дружба и настоящие друзья.
Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».
- Диагностика. Самооценка.
Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А вы умеете дружить? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам тест. На каждый вопрос – три варианта ответа, вам необходимо выбрать один из предложенных.
Тест:
1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,
А. С кем у меня складываются отличные отношения.
В. На кого можно всегда положиться в трудную ситуацию.
С. Кто умеет многого добиваться в жизни.
2. Честно говоря, тебе очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…
А. Были классными и интересными личностями.
В. Помогали мне, когда я об этом попрошу.
С. Никогда не предавали меня в трудную минуту.
3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была ба книга…
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни.
В. Про интересных людей и их приключения.
С. Детектив или фантастика.
4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?
А. Попытаюсь их утихомирить…
В. Отойду в сторону – это не мои проблемы.
С. Разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.
5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если больше доверяли друг другу?
А. Думаю, что да.
В. Я не уверен(а).
С. По-моему, счастье не в этом.
6. Как ты считаешь у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили ( может быть, пока ) твои друзья?
А. Сомневаюсь.
В. Мне такая мысль никогда в голову не приходила…
С. Однозначно да.
7. Ты знаешь, что у друга ( подруги ) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…
А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а).
В. Посочувствую по телефону.
С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.
Оценка результатов теста.
Сложите вместе относящиеся к вам баллы. Сумма баллов покажет вам результат.
А | В | С | |
1 | 0 | 3 | 6 |
2 | 6 | 0 | 3 |
3 | 6 | 3 | 0 |
4 | 0 | 6 | 3 |
5 | 6 | 3 | 0 |
6 | 3 | 0 | 6 |
7 | 6 | 3 | 0 |
0–20 баллов:
Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них не плохо… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…
Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.
21 – 33 балла:
Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебе в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.
34 – 48 баллов:
Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а ) даже отодвинуть свои интересы в сторону. Попытайся спуститься с небес на землю!
Этот тест – настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык “А я такой, что поделаешь. Принимайте все как есть”. Иногда очень полезно осознать, “какой я”, и попробовать изменить себя. Помните: “Дружба- это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро”. Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. “Будьте для всех солнышком. Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себя на служение ближним”. Таким образом, между вами и друзьями создается некий духовный контакт. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения.
9. Заключительная часть.
Для того чтоб подвести итог занятия, я предлагаю провести небольшой эксперимент.
- Вот прутик, его легко можно сломать (показываю, как прутик ломается, предлагаю ребятам проделать то же самое с другими прутиками).
- А вот несколько прутиков, как их не гни, а сломать – не сломаешь (предлагаю ребятам сломать сразу несколько прутиков).
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: если каждый из вас будет действовать поодиночке, то вас можно будет легко победить. А если будете дружить, не ссориться, вас никто не сломает. Вместе вы – сила! И вам, ребята, я желаю жить дружно.
Рефлексия.
- Вот и подошел к концу наш разговор. Для того чтоб подвести итог занятия ответьте на вопросы:
- Что нового вы узнали сегодня?
- А было что-то новое, необычное, что вам понравилось, запомнилось?
- Чему мы научились?
- Какие выводы вы для себя сделали?
10. Итог занятия:
Ребята, теперь вы знаете, что такое дружба, кто такой «настоящий друг», мы вывели формулу дружбы, составили свод законов дружбы и я надеюсь, что теперь, вы будете более внимательно относиться друг к другу, беречь свою дружбу и у каждого из вас обязательно в жизни появиться настоящий друг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия "Мы выбираем"
В сценарии содержится представленный в оригинальной форме материал о пользе здорового питания для современных школьников...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ"
Задачи : расширить кругозор детей ;воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к пернатым друзьям;развивать наблюдательность. ответственность за общее дело....
Презентация к внеклассному мероприятию "Мы выбираем здоровый образ жизни"
Данная презентация является составной частью занятия "Мы выбираем здоровый образ жизни". Материал составлен на основе фотографий учащихся 10 "А" класса....
Сценарий внеклассного мероприятия "Я выбираю здоровую пищу"
Материал может быть использован для популяризации здорового питания среди младших школьников....
урок по английскому языку в 11 классе с применением активных и интерактивных методов обучения по учебнику М.З. Биболетовой на тему "Следует ли родителям выбирать друзей своим детям-подросткам?"
урок был проведён с применением ативных и интерактивных методов обучения: мозговой штурм, дебаты...
Беседа: « Учись выбирать друзей»
ЦЕЛИ:1. Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме.2. Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся реко...
Как выбирать друзей
Памятка обучающемуся...