Коллажи в логопедической работе
учебно-методическое пособие

Афанасенко Лада Сергеевна

Логопедические коллажи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie_logopedicheskie_kollazhi.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно - методическое пособие «Коллажи в логопедической работе»

Афанасенко Лада Сергеевна, учитель - логопед

ГБОУ школы №439 Петродворцового района Санкт – Петербурга

        При общем недоразвитии речи у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, как звуковой, так и смысловой. Для данной категории детей характерны нарушения звукопроизношения, фонематического слуха, бедность словарного запаса, не сформированность грамматического строя речи, искажения слоговой структуры слов, нарушения связной речи.

        Помимо речевых, отмечаются также нарушения неречевых психических функций. У детей с ОНР нередко бывает неустойчивое внимание, плохая память, сниженная работоспособность.  Поэтому очень важно сделать логопедические занятия максимально интересными для ребёнка, а значит и более эффективными.

        Решению этой задачи способствует использование в коррекционно - развивающей работе "Логопедических коллажей".  

        Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

С помощью «Логопедических коллажей» у ребенка расширяется словарный запас, развивается связная речь, зрительная память и словесно - логическое мышление, стимулируется познавательный интерес, создается положительная мотивация к логопедическим занятиям. Кроме того, коллаж это один из эффективных методов в работе с современными детьми, у которых преобладает клиповое мышление. Работа с коллажем сама по себе подразумевает быстрое переключение с одного смыслового объекта на другой.

В настоящее время благодаря широкому распространению и внедрению в педагогическую практику компьютерных технологий, стало возможным создание электронных коллажей. Электронные коллажи просты в изготовлении, в сети интернет можно найти большое количество не только ярких красочных картинок, но и цветных фотографий на различные лексические темы. При создании электронных коллажей возможно использование графики, средств анимации, добавление звукового сопровождения. Таким образом, электронные коллажи позволяют в большей степени раскрыть творческий потенциал педагога и сделать коллаж интересным и познавательным для детей.

        Применение коллажей возможно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

        В своей педагогической практике я использую следующие коллажи:

Коллажи на автоматизацию звуков

Цели:

  1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.
  2. Развивать фонематические функции.
  3. Развивать зрительно - пространственные представления.
  4. Формировать грамматический строй речи.
  5. Активизировать и обогащать словарный запас по различным лексическим темам.
  6. Закреплять знание обобщающих слов.
  7. Развивать связную речь.
  8. Развивать зрительное внимание, память, мышление.

Коллаж на автоматизацию звука С

        На коллаже изображения мебели, овощей, фруктов, посуды, транспорта, в названии которых есть звук С (стол, капуста, ананас, кресло, самолет, слива, кастрюля, троллейбус, стул, редиска, свекла, сковорода, автобус).

Коллаж на автоматизацию звука З

        На коллаже изображения цветов, частей тела, животных, в названии которых есть звук З (роза, коза, язык, мимоза, зубы, заяц, незабудка, зубр).

Коллаж на автоматизацию звука Ш

        На коллаже изображения одежды, игрушек, домашних животных, головных уборов, в названии которых есть звук Ш (шорты, шапка, плюшевый мишка, рубашка, кошка, шлем, шарф, матрешка, погремушка, лошадь).

Коллаж на автоматизацию звука Ж

        На коллаже изображения животных, птиц, насекомых, профессий, одежды, в названии которых есть звук Ж (жаба, пиджак, художник, жаворонок, жираф, пожарный, жук, жилет, журавль, пижама, божья коровка).

Коллаж на автоматизацию звука Л

        На коллаже изображения игрушек, мебели, одежды, диких животных, в названии которых есть звук Л (кукла, стол, футболка, белка, колготки, юла, стул, полка, волк, платье, лось, лошадка (игрушечная).  

Коллаж на автоматизацию звука Р

        На коллаже изображения транспорта, одежды, овощей, фруктов, школьных принадлежностей, в названии которых есть звук Р (трамвай, рубашка, ракета, тетрадь, свитер, помидор, морковь, виноград, карандаш, груша, персик, шорты).

Игры, задания и упражнения:

  1. Назвать, что изображено на коллаже.
  2. Назвать звук, который есть в названии каждого, изображенного на коллаже предмета.
  3. Назвать слова, в которых заданный звук стоит первым, последним, находится в середине слова.
  4. Назвать слова с определенным количеством звуков.
  5. Отхлопать слово по слогам, определить количество слогов в слове.
  6. Назвать слова с определенным количеством слогов.
  7. Найти на коллаже предметы, название которых подходит к заданной схеме.
  8. Назвать предметы, которые расположены в правом верхнем углу, левом нижнем, правом нижнем, левом верхнем.
  9. Назвать предмет, изображенный в центре коллажа. Назвать, что находится справа от него, слева, вверху, внизу.
  10. Посчитать предметы, изображенные на коллаже от 1 до 5. Согласование существительных с числительными 1,2,3,4,5.
  11. Игра "Один - много". Упражнять детей в употреблении существительных в форме именительного и родительного падежа множественного числа.
  12. Игра "Назови ласково". Упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
  13. К каждой картинке подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.
  14. Назвать предметы, про которые можно сказать "он мой", "она моя", "оно моё", "они мои". Согласование существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ.
  15. Игра "У меня нет..." Упражнять детей в употреблении формы родительного падежа единственного числа существительных.
  16. Составить предложения из четырех, пяти и более слов по определенной картинке.
  17. Узнать предмет по его описанию.
  18. Составить рассказ - описание, загадку - описание по предложенному плану.
  19. Составить небольшой творческий рассказ с использованием максимального количества картинок, изображенных на коллаже.
  20. Игра "Запомни и назови". Развитие зрительного внимания, памяти.

Коллажи по изучаемым лексическим темам

Цели:

  1. Активизация и обогащение словарного запаса по изучаемым лексическим темам.
  2. Закрепление знания обобщающих слов.
  3. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
  4. Развитие связной речи.

Игры, задания и упражнения:

  1. Назвать конкретные существительные.
  2. Назвать предметы, изображенные на коллаже, одним словом.
  3. Назвать части предметов.
  4. Отгадывание загадок.
  5. Узнавание предмета по описанию.
  6. Составление рассказа – описания и загадки – описания по предложенной схеме.

Коллаж «Определи первый звук в слове»

Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

        На коллаже 12 изображений: арбуз, автобус, ананас, утюг, удочка, утка, индюк, иголка, игрушки, ослик, осы, обруч. У детей – карточки с буквами.

Ход игры: Дети по очереди называют изображения, определяют 1 звук в слове, и кладут карточку с соответствующей буквой на изображение предмета.

Коллаж «Соберём вещи в поездку»

Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков С – Ш.

        В центре коллажа изображены мешок и сумка. Вокруг них -  изображения предметов одежды, в названиях которых есть звук С или Ш (шуба, шорты, шарф, рубашка; свитер, сарафан, спортивный костюм, носки).

Ход игры: Дети должны назвать, что изображено на коллаже. Затем «сложить» в сумку  предметы, в названии которых есть звук С, а в мешок предметы, названии которых есть звук Ш.

Коллаж "Магазин"

Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков Р - Л, С - Ш.

        На коллаже изображены предметы одежды, посуды, игрушки в названии которых встречаются звуки Р, Л, С, Ш: рубашка, сарафан, свитер, платок, платье, машинка, кувшин, стакан, вилка, миска, сковорода, лошадка.

        Деньги - бумажные карточки  с буквами Р, Л, С, Ш.

Ход игры: Логопед раздает детям карточки с буквами и объясняет правила игры: "Я буду продавцом, а вы покупатели. На свои "деньги" вы можете купить в магазине различные предметы. На деньги "С" можно купить те предметы, в названии которых  есть звук С, на деньги "Р" - вещи со звуком Р. Если уплатите правильно, я продам вам товар".

Коллаж "Ералаш"

Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных по теме "Дикие животные".

        На коллаже картинки с изображениями животных разрезанные на 3 части и расположенные в хаотичном порядке (волк, лиса, медведь, белка).

Ход игры: Дети должны найти на коллаже все части одного животного и правильного назвать, чья голова, чьё туловище, чей хвост.

Коллаж "Что из чего сделано?"

Цель: Упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

        На коллаже изображения различных предметов. Рядом с каждым предметом - материал, из которого он сделан:

Стакан - стекло, стол - дерево, сок - яблоко, варенье - вишня, стена - кирпич, хлеб - рожь, носки - шерсть, крыша - солома, кораблик - бумага, коктейль - молоко.

Ход игры: Дети называют то, что изображено на картинке, и составляют словосочетание прилагательного и существительного, т.е. отвечают на вопрос "какой?"

        Например: Стакан сделан из стекла. Значит, он стеклянный.

Диагностический коллаж

Цели:

  1. Исследовать словарный запас ребёнка по темам "Овощи", "Фрукты", "Одежда", "Мебель", "Игрушки".
  2. Исследовать состояние зрительно - пространственных представлений.
  3. Исследовать состояние грамматического строя речи.
  4. Исследовать состояние звукового анализа и синтеза.
  5. Исследовать состояние слогового анализа и синтеза.
  6. Исследовать состояние звукопроизношения.
  7. Исследовать состояние слоговой структуры слов.

        На коллаже изображения овощей, фруктов, одежды, мебели (огурец, морковь, лук, чеснок, груша, слива, яблоко, стол, шкаф, диван, платье, рубашка, пальто)

Игры, задания и упражнения:

  1. Назвать конкретные существительные.
  2. Разделить предметы на группы, назвать каждую группу одним словом.
  3. Выборочно, по заданию логопеда, назвать цвета изображений.
  4. Выборочно, по заданию логопеда, назвать форму изображений.
  5. Назвать предметы, которые находятся в правом верхнем углу, левом нижнем, левом верхнем, правом нижнем и т.д.  
  6. Назвать части одежды.
  7. Назвать части мебели.
  8. Игра "Назови ласково". Образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
  9. Игра "Один - много". Образование существительных в форме именительного и родительного падежа множественного числа.  
  10. Определить первый звук в названии предметов.
  11. Определить последний звук в названии предметов.
  12. Подобрать слово - название картинки к заданной схеме.
  13. Назвать звуки по порядку, определить количество звуков: ЛУК, СТОЛ, ГРУША.
  14. Отхлопать слово по слогам, определить количество слогов в слове.

        В процессе выполнения данных заданий логопед может также определить состояние звукопроизношения и состояние слоговой структуры слов ребёнка.

Список использованной литературы

1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. - СПб., 2000.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1981.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб, 2001.

5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

Программа логопедической работы в подготовительной логопедической группе (перспективный план)

Работа с детьми, имеющими ОНР на втором году обучения (дошкольники 6-7 лет)...

ПРОПАГАНДА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Пропаганда – распространение в обществе знаний,     идей…, просвещение – знания, образование, их распространенность». (С. И. Ожегов  "Толковый словарь русского языка", 2001).П...

Рабочая программа коррекционного (логопедического) курса " Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа"

Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, имеющх нарушения звукопроизношения....

Адаптированная рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6 – 7 лет в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДОУ

Пояснительная записка  Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания высшей...