Конспект фронтального логопедического занятия, для учащихся 2 класса.
план-конспект

Детюхина Дарья Дмитриевна

Тема: «Твёрдые  и  мягкие  согласные  перед  гласными  «Ы – И»».

Цель: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Задачи:

  1. Коррекционно – образовательные:

- Актуализировать знания детей о звуках [Ы] - [И];

- Уточнить артикуляционные особенности образования звуков;

- Учить различать звуки на слух,

- Учить дифференцировать согласные звуки перед гласными «Ы – И»;

- Учить работать со словами-омофонами;

- Формировать навык правильного выбора букв «Ы – И» на письме при обозначении твёрдости и мягкости предшествующих согласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tverdye_i_myagki_soglasnye_pered_y-i.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия, для учащихся  2  класса.

Тема: «Твёрдые  и  мягкие  согласные  перед  гласными  «Ы – И»».

Цель: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Задачи:

  1. Коррекционно – образовательные:

- Актуализировать знания детей о звуках [Ы] - [И];

- Уточнить артикуляционные особенности образования звуков;

- Учить различать звуки на слух,

- Учить дифференцировать согласные звуки перед гласными «Ы – И»;

- Учить работать со словами-омофонами;

- Формировать навык правильного выбора букв «Ы – И» на письме при обозначении твёрдости и мягкости предшествующих согласных.

     2. Коррекционно – развивающие:

- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза, словообразования и согласования слов.

      3. Коррекционно – воспитательные:

- Воспитывать у детей: умение внимательно слушать инструкцию учителя, ответы товарищей, работать сообща, желание помочь при затруднениях.

      4. Здоровье - сберегающее:

- Способствовать активизации работы головного мозга, межполушарное взаимодействие.

Оборудование: мяч, зеркала, рисунок к пословице «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», картинки, схема-алгоритм выбора на письме букв ы - и (формат для доски), карточки для знаково-символического моделирования исключения выбора буквы «Ы» в сочетании с шипящими «Ж-Ш», карточки для индивидуальной работы, разрезные буквы «Ы – И», смайлики

Речевой материал: стихотворения, слоги, артикуляционная гимнастика.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика с элементами зрительной гимнастики.
  3. Знакомство со стихотворением С. Погореловского.
  4. Проектирование деятельности.
  5. Пальчиковая гимнастика.
  6. Уточнение артикуляции и звучания звуков [Ы] - [И]. Сравнительная характеристика звуков.
  7. Развитие фонематического слуха.
  8. Чтение слогов с гласными «Ы-И».
  9. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Письмо слогов под диктовку.
  10.  Физкультминутка.
  11.  Самостоятельная работа.
  12.  Построение проекта  выхода из затруднения.
  13.  Итог занятия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Упражнение № 1 «Игра наоборот».

Л: Дети, здравствуйте!

Л: Ребята, сейчас я вам дам небольшое испытание: «Сядет тот, кто правильно назовёт мне слог наоборот: твёрдый или мягкий».

Ла -..., ма -…, вя -…, тя -…, ду -…,ру -…, зю -…, пу-.

Л: Рассмотрите рисунок. Кто на нём изображён? (Показываю рисунок)

Д: Человек у пруда и рыбки.

Л: Как вы считаете, поймает ли рыбак рыбку? Почему?

Д: Нет, потому что он лежит.

Л: Какой известной пословицей можно было бы подписать этот рисунок?

Д: Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.

Л: Как вы думаете, какое отношение имеет этот рисунок к вам?

Д: Учёба – это тоже труд, чтобы достичь хороших результатов, необходимы усилия и терпение, тогда всё получится.

Л: Я желаю, чтобы вам хватило трудолюбия и терпения на занятии, тогда цели, ради которых мы работаем, будут достигнуты.

  1. Артикуляционная гимнастика с элементами зрительной гимнастики.

Л: А сейчас мы потренируем свой речевой аппаратик.

(Раздать зеркала).

Упражнения для губ:

«Улыбочка» - удерживать сильно растянутые губы в улыбке.

«Трубочка» - вытянуть губы вперед. Чередование.

«Окошко» - открыть широко рот и губы в форме «О».

«Улыбочка – трубочка – окошко» (5 раз).

Упражнения для языка:

«Блинчик» - распластать язык на нижней губе.

«Чашечка» - загибание краев и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.

«Часики» + движения глаз в противоположную языку сторону.

«Качели» + движения глаз в противоположную сторону.

Основная часть:

  1. Знакомство со стихотворением С. Погореловского.

Л: Послушайте, какую историю я хочу рассказать вам.

Что глядишь, корова, строго и сурово?

- Мишка – лодырь написал через «а» карова.

Напишите вы, Мишка через ы.

Проучите Мишку, превратите в мышку.

Кошка мышку хвать,

Будет лодырь знать!

Л: За что корова сердится на Мишку?

Д: За то, что Мишка написал слово с ошибкой.

Л: Как  корова предложила наказать Мишку?

Д: Назвать его Мышкой.

Л: Чем отличается  написание слов?

Д: Буквами «Ы-И»

Л: С Мишкой - лодырем всё понятно. Но мне тоже необходима ваша помощь. У меня возникла проблема. Догадайтесь какая? Как принять верное решение, чтобы не потерялся смысл предложений?

(Предложения записаны на доске:

Птицы гнёзда в…ли.

Волки в лесу в…ли.

Ы или И?)

Л: Кто догадался, над какой темой будем работать?

Д: Буквы «Ы-И».

Л: Какую главную цель поставим?

Д: Научиться правильно выбирать при письме после согласных буквы «Ы – И».

(Фиксирование на доске схем, моделирующих  цель и задачи).

  1. Проектирование деятельности.

Л: Давайте составим план действий, который поможет  нам успешно достичь поставленной цели.

1.Уточнить, какие звуки обозначают буквы «Ы – И».

2. Узнать, как образуются звуки [Ы] - [И]?

3. Научиться различать на слух эти звуки.

4. Узнать, как влияют звуки [Ы] - [И] на предыдущий согласный?

5. Составить алгоритм выбора букв «Ы – И» при письме.

     5. Пальчиковая гимнастика.

Снег

Снег сегодня шёл с утра (Упражнение снег).

Рада снегу детвора (Хлопаем в ладоши).

Снег на ветках, на дорожках (Руки вверх, пальцы врозь, упражнение дорожка).

На носах и на ладошках (Дотрагиваемся до носа. Показываем ладошки).

Белка

Белка – маленький зверёк, заскочила на пенёк,

А потом, набравши шишек, побросала в ребятишек.

(Дети выполняют задание по инструкциям).

  1. Уточнение артикуляции и звучания звуков [Ы]-[И]. Сравнительная характеристика звуков.

Л: Произнесите по очереди название каждой буквы. Какой звук обозначает каждая буква?

Д: [Ы] - [И].

Л: Давайте понаблюдаем, как образуется каждый звук, как работает при этом речевой аппаратик?

Д: [Ы] – язык глубоко во рту, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед, губы чуть-чуть улыбаются; [И] – язык у зубов, губы улыбаются сильнее.

Л: Какие признаки одинаковые?

Д: Звонкие, гласные.

Л: Чем отличается механизм образования звуков?

Д: Язык расположен по-разному и губы тоже.

  1. Развитие фонематического слуха.

Л: А теперь проверим, как работают ваши ушки. Я буду называть слова, а вы показывайте нужную букву: Ы-И.

Был, бил, осы, оси, лист, лыжи, ныть, нить, ходы, ходи, тикать, тыкать.

(Использование букв разрезанной азбуки).

  1. Чтение слогов с гласными «Ы-И».

Л: Давайте понаблюдаем, какие изменения происходят с согласным звуком, после которого стоят буквы «Ы–И». Прочтём хором слоги, записанные на доске.

ты – ти, лы – ли, мы – ми, бы – би, сы – си.

Л: Какой вывод сделаем?

Д: Буква «Ы» показывает твёрдость предыдущего согласного, а буква «И» показывает мягкость предыдущего согласного.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Письмо слогов под диктовку.

Л: Как вы думаете, когда мы составили  алгоритм выбора на письме букв «Ы–И», какой следующий шаг будет в нашей работе?

Д: Учиться обозначать твёрдость и мягкость согласных буквами «Ы–И» на письме.

Л: Запишите под диктовку следующие слоги, применяя алгоритм:

Лы, ди, ри, вы, ми, си, ны, зы.

(Дети выполняют задание).

  1.  Физкультминутка.

Шаг вперёд, хлопок, хлопок,

Повернулись и прыжок.

Потоптались мы как пони,

Поскакали будто кони.

Наша правая рука

Словно хобот у слона.

Наша левая рука невесома и легка.

Головой мы повертели

И за парты тихо сели.

(Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом).

  1.  Самостоятельная работа.

Л: А теперь я предлагаю вам, ребята, проверить насколько хорошо вы усвоили алгоритм использования букв и – ы  на письме в словах и предложениях.

Задание: вместо точек вставь букву «Ы» или «И».

 1. л…,  д…., р…., в…, м…., с….,  т…,  н….

2. к….т,  б….к,  р….ба,  л….ст,  гус…., бус….,  д….н….,  сл….в…. .

3. м….л  раму,  котёнок  м….л, заб….л  тетрадь,  заб….л  гвоздь,  дуб  в….сок,  болит  в….сок.

Л: Проверяем работу по цепочке, объясняя выбор буквы в соответствии с алгоритмом.

  1.  Построение проекта  выхода из затруднения.

(Детям предлагается материал на индивидуальных карточках).

Л: Найдите слова, в которых наш алгоритм не работает.

У   Яши  живёт  ёжик. Положили  ёжику  каши  в  ковшик.  Ёжик   бежит.  Он  спешит  на  ужин.

(Детям предъявляются модели знаков и предлагается выстроить обоснование использования буквы «И» в слиянии с шипящими «Ш-Ж»). Приложение № 1, 2, 3.

Итог занятия:

Л: Над какой темой работали на занятии?

Д: Твёрдые  и  мягкие  согласные  перед  гласными  «Ы – И».

Л: Какую цель ставили в начале занятия?

Д: Научиться правильно выбирать при письме после согласных буквы «Ы – И»

Л: Поднимите правую руку, кто считает, что хорошо научился различать звуки [ы] - [и], без ошибок выполнил задания по карточкам.

Л: Поднимите левую руку, кто активно выполнял все задания на занятии и допустил 1-2 ошибки.

Л: Встаньте те, у кого пока есть трудности в использовании букв «Ы» - «И» при письме в словах и при выполнении заданий допустил больше 2 ошибок.

Л: А теперь, несмотря даже на временные трудности, покажите с помощью смайлика своё настроение от работы на занятии.

(У каждого ученика на парте фигурки трёх  смайликов: весёлый,  спокойный,  грустный).

Л: Всем спасибо за урок. Занятие окончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению грамоте  с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Космос"

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по лексической теме "Космос"...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи на тему :" Игрушки"

Тематическое  открытое занятие по развтию речи и мелкой моторики, развитию фонематического слуха , внимания,мышления. Логопедическое занятие для детей 5-6 лет....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматической компетенции и связной речи у детей с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматической компетенции и связной речи у детей с ОНРсредняя возрастная группа, первый год обучения...

конспект фронтального логопедического занятия:"Образование и употребление притяжательных прилагательных"

Представляю развернутый конспект фронтального логопедического занятия по теме: "Образование и употребление притяжательных прилагательных".  Мониторинг устной и письменной речи учащихся II эт...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной логогруппе для детей с ОНР. Тема: "Звук [А] - гласный"

Занятие решает задачи формирования фонематического восприятия, упражнения в употреблении родительного падежа существительных, обучения составлению сложных предложений с предлогом и координации речи с ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.

Данный конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...