Конспект фронтального логопедического занятия, для учащихся 2 класса.
план-конспект
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные перед гласными «Ы – И»».
Цель: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Задачи:
- Коррекционно – образовательные:
- Актуализировать знания детей о звуках [Ы] - [И];
- Уточнить артикуляционные особенности образования звуков;
- Учить различать звуки на слух,
- Учить дифференцировать согласные звуки перед гласными «Ы – И»;
- Учить работать со словами-омофонами;
- Формировать навык правильного выбора букв «Ы – И» на письме при обозначении твёрдости и мягкости предшествующих согласных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tverdye_i_myagki_soglasnye_pered_y-i.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия, для учащихся 2 класса.
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные перед гласными «Ы – И»».
Цель: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Задачи:
- Коррекционно – образовательные:
- Актуализировать знания детей о звуках [Ы] - [И];
- Уточнить артикуляционные особенности образования звуков;
- Учить различать звуки на слух,
- Учить дифференцировать согласные звуки перед гласными «Ы – И»;
- Учить работать со словами-омофонами;
- Формировать навык правильного выбора букв «Ы – И» на письме при обозначении твёрдости и мягкости предшествующих согласных.
2. Коррекционно – развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза, словообразования и согласования слов.
3. Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать у детей: умение внимательно слушать инструкцию учителя, ответы товарищей, работать сообща, желание помочь при затруднениях.
4. Здоровье - сберегающее:
- Способствовать активизации работы головного мозга, межполушарное взаимодействие.
Оборудование: мяч, зеркала, рисунок к пословице «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», картинки, схема-алгоритм выбора на письме букв ы - и (формат для доски), карточки для знаково-символического моделирования исключения выбора буквы «Ы» в сочетании с шипящими «Ж-Ш», карточки для индивидуальной работы, разрезные буквы «Ы – И», смайлики
Речевой материал: стихотворения, слоги, артикуляционная гимнастика.
План занятия:
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика с элементами зрительной гимнастики.
- Знакомство со стихотворением С. Погореловского.
- Проектирование деятельности.
- Пальчиковая гимнастика.
- Уточнение артикуляции и звучания звуков [Ы] - [И]. Сравнительная характеристика звуков.
- Развитие фонематического слуха.
- Чтение слогов с гласными «Ы-И».
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Письмо слогов под диктовку.
- Физкультминутка.
- Самостоятельная работа.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Итог занятия.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Упражнение № 1 «Игра наоборот».
Л: Дети, здравствуйте!
Л: Ребята, сейчас я вам дам небольшое испытание: «Сядет тот, кто правильно назовёт мне слог наоборот: твёрдый или мягкий».
Ла -..., ма -…, вя -…, тя -…, ду -…,ру -…, зю -…, пу-.
Л: Рассмотрите рисунок. Кто на нём изображён? (Показываю рисунок)
Д: Человек у пруда и рыбки.
Л: Как вы считаете, поймает ли рыбак рыбку? Почему?
Д: Нет, потому что он лежит.
Л: Какой известной пословицей можно было бы подписать этот рисунок?
Д: Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.
Л: Как вы думаете, какое отношение имеет этот рисунок к вам?
Д: Учёба – это тоже труд, чтобы достичь хороших результатов, необходимы усилия и терпение, тогда всё получится.
Л: Я желаю, чтобы вам хватило трудолюбия и терпения на занятии, тогда цели, ради которых мы работаем, будут достигнуты.
- Артикуляционная гимнастика с элементами зрительной гимнастики.
Л: А сейчас мы потренируем свой речевой аппаратик.
(Раздать зеркала).
Упражнения для губ:
«Улыбочка» - удерживать сильно растянутые губы в улыбке.
«Трубочка» - вытянуть губы вперед. Чередование.
«Окошко» - открыть широко рот и губы в форме «О».
«Улыбочка – трубочка – окошко» (5 раз).
Упражнения для языка:
«Блинчик» - распластать язык на нижней губе.
«Чашечка» - загибание краев и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.
«Часики» + движения глаз в противоположную языку сторону.
«Качели» + движения глаз в противоположную сторону.
Основная часть:
- Знакомство со стихотворением С. Погореловского.
Л: Послушайте, какую историю я хочу рассказать вам.
Что глядишь, корова, строго и сурово?
- Мишка – лодырь написал через «а» карова.
Напишите вы, Мишка через ы.
Проучите Мишку, превратите в мышку.
Кошка мышку хвать,
Будет лодырь знать!
Л: За что корова сердится на Мишку?
Д: За то, что Мишка написал слово с ошибкой.
Л: Как корова предложила наказать Мишку?
Д: Назвать его Мышкой.
Л: Чем отличается написание слов?
Д: Буквами «Ы-И»
Л: С Мишкой - лодырем всё понятно. Но мне тоже необходима ваша помощь. У меня возникла проблема. Догадайтесь какая? Как принять верное решение, чтобы не потерялся смысл предложений?
(Предложения записаны на доске:
Птицы гнёзда в…ли.
Волки в лесу в…ли.
Ы или И?)
Л: Кто догадался, над какой темой будем работать?
Д: Буквы «Ы-И».
Л: Какую главную цель поставим?
Д: Научиться правильно выбирать при письме после согласных буквы «Ы – И».
(Фиксирование на доске схем, моделирующих цель и задачи).
- Проектирование деятельности.
Л: Давайте составим план действий, который поможет нам успешно достичь поставленной цели.
1.Уточнить, какие звуки обозначают буквы «Ы – И».
2. Узнать, как образуются звуки [Ы] - [И]?
3. Научиться различать на слух эти звуки.
4. Узнать, как влияют звуки [Ы] - [И] на предыдущий согласный?
5. Составить алгоритм выбора букв «Ы – И» при письме.
5. Пальчиковая гимнастика.
Снег
Снег сегодня шёл с утра (Упражнение снег).
Рада снегу детвора (Хлопаем в ладоши).
Снег на ветках, на дорожках (Руки вверх, пальцы врозь, упражнение дорожка).
На носах и на ладошках (Дотрагиваемся до носа. Показываем ладошки).
Белка
Белка – маленький зверёк, заскочила на пенёк,
А потом, набравши шишек, побросала в ребятишек.
(Дети выполняют задание по инструкциям).
- Уточнение артикуляции и звучания звуков [Ы]-[И]. Сравнительная характеристика звуков.
Л: Произнесите по очереди название каждой буквы. Какой звук обозначает каждая буква?
Д: [Ы] - [И].
Л: Давайте понаблюдаем, как образуется каждый звук, как работает при этом речевой аппаратик?
Д: [Ы] – язык глубоко во рту, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед, губы чуть-чуть улыбаются; [И] – язык у зубов, губы улыбаются сильнее.
Л: Какие признаки одинаковые?
Д: Звонкие, гласные.
Л: Чем отличается механизм образования звуков?
Д: Язык расположен по-разному и губы тоже.
- Развитие фонематического слуха.
Л: А теперь проверим, как работают ваши ушки. Я буду называть слова, а вы показывайте нужную букву: Ы-И.
Был, бил, осы, оси, лист, лыжи, ныть, нить, ходы, ходи, тикать, тыкать.
(Использование букв разрезанной азбуки).
- Чтение слогов с гласными «Ы-И».
Л: Давайте понаблюдаем, какие изменения происходят с согласным звуком, после которого стоят буквы «Ы–И». Прочтём хором слоги, записанные на доске.
ты – ти, лы – ли, мы – ми, бы – би, сы – си.
Л: Какой вывод сделаем?
Д: Буква «Ы» показывает твёрдость предыдущего согласного, а буква «И» показывает мягкость предыдущего согласного.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Письмо слогов под диктовку.
Л: Как вы думаете, когда мы составили алгоритм выбора на письме букв «Ы–И», какой следующий шаг будет в нашей работе?
Д: Учиться обозначать твёрдость и мягкость согласных буквами «Ы–И» на письме.
Л: Запишите под диктовку следующие слоги, применяя алгоритм:
Лы, ди, ри, вы, ми, си, ны, зы.
(Дети выполняют задание).
- Физкультминутка.
Шаг вперёд, хлопок, хлопок,
Повернулись и прыжок.
Потоптались мы как пони,
Поскакали будто кони.
Наша правая рука
Словно хобот у слона.
Наша левая рука невесома и легка.
Головой мы повертели
И за парты тихо сели.
(Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом).
- Самостоятельная работа.
Л: А теперь я предлагаю вам, ребята, проверить насколько хорошо вы усвоили алгоритм использования букв и – ы на письме в словах и предложениях.
Задание: вместо точек вставь букву «Ы» или «И».
1. л…, д…., р…., в…, м…., с…., т…, н….
2. к….т, б….к, р….ба, л….ст, гус…., бус…., д….н…., сл….в…. .
3. м….л раму, котёнок м….л, заб….л тетрадь, заб….л гвоздь, дуб в….сок, болит в….сок.
Л: Проверяем работу по цепочке, объясняя выбор буквы в соответствии с алгоритмом.
- Построение проекта выхода из затруднения.
(Детям предлагается материал на индивидуальных карточках).
Л: Найдите слова, в которых наш алгоритм не работает.
У Яши живёт ёжик. Положили ёжику каши в ковшик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин.
(Детям предъявляются модели знаков и предлагается выстроить обоснование использования буквы «И» в слиянии с шипящими «Ш-Ж»). Приложение № 1, 2, 3.
Итог занятия:
Л: Над какой темой работали на занятии?
Д: Твёрдые и мягкие согласные перед гласными «Ы – И».
Л: Какую цель ставили в начале занятия?
Д: Научиться правильно выбирать при письме после согласных буквы «Ы – И»
Л: Поднимите правую руку, кто считает, что хорошо научился различать звуки [ы] - [и], без ошибок выполнил задания по карточкам.
Л: Поднимите левую руку, кто активно выполнял все задания на занятии и допустил 1-2 ошибки.
Л: Встаньте те, у кого пока есть трудности в использовании букв «Ы» - «И» при письме в словах и при выполнении заданий допустил больше 2 ошибок.
Л: А теперь, несмотря даже на временные трудности, покажите с помощью смайлика своё настроение от работы на занятии.
(У каждого ученика на парте фигурки трёх смайликов: весёлый, спокойный, грустный).
Л: Всем спасибо за урок. Занятие окончено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Занятие по обучению грамоте с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Космос"
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по лексической теме "Космос"...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи на тему :" Игрушки"
Тематическое открытое занятие по развтию речи и мелкой моторики, развитию фонематического слуха , внимания,мышления. Логопедическое занятие для детей 5-6 лет....
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматической компетенции и связной речи у детей с ОНР
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматической компетенции и связной речи у детей с ОНРсредняя возрастная группа, первый год обучения...
конспект фронтального логопедического занятия:"Образование и употребление притяжательных прилагательных"
Представляю развернутый конспект фронтального логопедического занятия по теме: "Образование и употребление притяжательных прилагательных". Мониторинг устной и письменной речи учащихся II эт...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной логогруппе для детей с ОНР. Тема: "Звук [А] - гласный"
Занятие решает задачи формирования фонематического восприятия, упражнения в употреблении родительного падежа существительных, обучения составлению сложных предложений с предлогом и координации речи с ...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.
Данный конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...