Организация учебного процесса детей с ТМНР
статья

     Организация учебного процесса детей с ТМНР требует особых специфических условий и затрат.Здесь нужно иметь ввиду достаточное количество персонала и специалистов для удовлетворения в физическом сопровождении детей, выбор неоходимых технических средств индивидуальной помощи и обучения, планирование форм организации учебного процесса. Итогом образования человека с умственной отсталостью, ТМНР является нормализация его жизни.Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содеожание своих интрересов и увлечений, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответсвенность.

    Основными требованиями к методике обучения детей с ТМНР являются: использование игровой формы обучения,использование эмоций, подражательности, частая смена видов деятельности,большая повторяемость материала и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_uchebnogo_protsessa_detey_s_tmnr.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учебного процесса учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Князева Марина Анатольевна, учитель ГБОУ школа-интернат №16     Пушкинского района Санкт-Петербурга

Организация учебного процесса детей с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития) требует особых специфических условий и затрат. Здесь нужно иметь ввиду достаточное количество  персонала  и  специалистов  для  удовлетворения  потребностей  в физическом сопровождении детей, выбор необходимых технических средств индивидуальной  помощи  и  обучения,  планирование  форм  организации учебного процесса.

Описание  групп  обучающихся  строится  на  анализе  психолого-педагогических  данных.  Состав  обучающихся  в  классе  должен  быть  смешанным, включающим  представителей  разных  типологических  групп.  Смешанное комплектование обучающихся создает условия, где дети учатся подражать и помогать друг другу, при этом важно рациональное распределение учебных, воспитательных, сопровождающих функций персонала.

Наполняемость  класса/группы  обучающихся  по  2  варианту  АООП (адаптированная общеобразовательная программа) должна  быть  до  пяти  человек.  

Под  особыми  образовательными  потребностями  детей  с  умеренной, тяжелой,  глубокой  умственной  отсталостью,  с  ТМНР  следует  понимать комплекс  специфических  потребностей,  возникающих  вследствие выраженных  нарушений  интеллектуального  развития,  часто  в  сочетанных формах  с  другими  психофизическими  нарушениями.  Учет  таких потребностей  определяет  необходимость  создания  адекватных  условий, способствующих  развитию  личности  обучающихся  для  решения  их насущных жизненных задач. Современные  научные  представления  позволяют  выделить  общие «аспекты  реализации  особых  образовательных  потребностей»  разных категорий детей с нарушениями психофизического развития (Гончарова Е.Л., Кукушкина  О.И.).  К  ним  относятся:  время  начала  образования,  содержание образования,  создание  специальных  методов  и  средств  обучения,  особая организация  обучения,  расширение  границ  образовательного  пространства, продолжительность  образования  и  определение  круга  лиц,  участвующих  в образовательном  процессе.  Кратко  раскроем  данные  аспекты, применительно к обучающимся по 2 варианту АООП. Время  начала  образования.  Предполагается  учет  потребности  в максимально возможном  раннем начале комплексной коррекции нарушений.

Основному общему образованию ребенка с тяжелыми нарушениями развития должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования, что  является  необходимой  предпосылкой  оптимального  образования  в школьном  возрасте.  Выделяется  пропедевтический  период  в  образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами.

Итоговые  достижения  обучающихся  с  умеренной,  тяжелой,  глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант  2)  принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются  индивидуальными  возможностями ребенка и  тем,  что  его  образование  нацелено  на  максимальное  развитие  жизненной компетенции.  Овладение  знаниями,  умениями  и  навыками  в  различных образовательных  областях  («академический»  компонент)  регламентируется рамками  полезных  и  необходимых  инструментов  для  решения  задач повседневной  жизни.  Накопление  доступных  навыков  коммуникации, самообслуживания,  бытовой  и  доступной  трудовой  деятельности,  а  также перенос  сформированных  представлений  и  умений  в  собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к  использованию  приобретенных  в  процессе  образования  умений  для активной жизни в семье и обществе.

Итогом  образования  человека  с  умственной  отсталостью,  с  ТМНР является  нормализация  его  жизни.  Под  нормализацией  понимается  такой образ  жизни,  который  является  привычным  и  необходимым  для подавляющего  большинство  людей:  жить  в  семье,  решать  вопросы повседневной  жизнедеятельности,  выполнять  полезную  трудовую деятельность,  определять  содержание  своих  увлечений  и  интересов,  иметь возможность  самостоятельно  принимать  решения  и  нести  за  них ответственность.  Общим  результатом  образования  такого  обучающегося может  стать  набор  компетенций,  позволяющих  соразмерно  психическим  и физическим  возможностям  максимально  самостоятельно  решать  задачи, направленные на нормализацию его жизни.

 Пункт 1.7 (ФГОС-07) Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:

1.  Созданием оптимальных путей развития;

2.  Использованием специфических методов и средств обучения;

3.  Дифференцированным, «пошаговым» обучением;

4.  Обязательной индивидуализацией обучения;

5. Формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;

6.  Обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;

7. Дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за её пределами;

8. Организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося,  и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося.  

Особые  образовательные  потребности  детей  с  умеренной,  тяжелой, глубокой  умственной  отсталостью,  с  ТМНР  диктуют  необходимость специальной  индивидуальной  программы  развития  для  их  обучения  и воспитания.  Целью  реализации  такой  программы  является  обретение обучающимся  таких  жизненных  компетенций,  которые  позволяют  ему достигать  максимально  возможной  самостоятельности  в  решении повседневных  жизненных  задач,  обеспечивают  его  включение  в  жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного  опыта  и  повседневных  социальных  контактов  в  доступных  для каждого обучающегося пределах.

 Программа формирования базовых, учебных действий (в зависимости от варианта АООП).

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью,  с ТМНР направлена на  формирование  готовности  у  детей  к  овладению  содержанием  АООП образования  для  обучающихся  с  умственной  отсталостью  (вариант  2)  и включает следующие задачи: (как готовить ребёнка к восприятию АООП)

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к  эмоциональному,  коммуникативному  взаимодействию  с  группой обучающихся.

2.  Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,  действия)  к  другому  в  соответствии  с  расписанием  занятий, алгоритмом действия и т.д.

Задачи  по  формированию  базовых  учебных  действий  включаются  в СИПР  с  учетом  особых  образовательных  потребностей  обучающихся.

Решение  поставленных  задач  происходит,  как  на  групповых  и индивидуальных  занятиях  по  учебным  предметам,  так  и  на  специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

После создания индивидуальной адаптированной программы  перед учителем стоит следующая задача – подготовки к урокам. Мы сегодня упоминали, что нужно уходить от «академического»  уровня. Учёт индивидуальных возможностей ребёнка, обучение тому, что поможет создать жизненные компетенции, облегчит социальные контакты  обучающегося в доступных пределах.

ОСНОВНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ   К  МЕТОДИКЕ  ОБУЧЕНИЯ  ДЕТЕЙ  
С  ТЯЖЁЛОЙ  УМСТВЕННОЙ  ОТСТАЛОСТЬЮ

1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра не как развлечение, а как средство обучения.

2. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения

3. Использование подражательности, свойственной  детям, с тяжёлой умственной отсталостью.

4. Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.

5.  Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведётся по каждому элементу, затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

6. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.

7. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время

8.  Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.

9.  Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Каждый ребёнок выполняет задание в соответствии со своими психофизическими возможностями и с необходимой помощью педагога. Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

Создание «эмоционального благополучия» на уроках.

При подготовке уроков нужно учесть,  что дети с тяжёлым недоразвитием интеллекта могут усвоить только элементы письма, счёта, некоторые навыки  слогового чтения. На большее они просто не способны.  Всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей  детей. Главное – создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах  в ближайшем окружении.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации учебного процесса в классах для детей с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью»

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами образования является  одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения  их полноцен...

Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет.  7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...

Практико-ориентированное обучение учащихся. Учебный магазин как форма организации учебного процесса в режиме реально действующего предприятия.

В современном  российском обществе, переживающем глубокие социальные  преобразования, молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее мест...

Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных за...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В 2014-2015 УЧЕБНОМ ГОДУ: методические рекомендации Приходько Е.В.

Настоящие методические рекомендации об организации учебного процесса по преподаванию иностранного языка адресованы методистам муниципальных методических служб, курирующим предметную область «Иностранн...

«Особенности организации учебного процесса детей с ЗПР»

Задача коррекционной работы состоит в том чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практическог...