Рабочие программы на 2015-2016гг.
рабочая программа
Мои рабочие программы для детей с глубокой умственной отсталостью (по предметам Адаптивная физическая культура, Зрительно-слуховая стимуляция, Стимуляция обонятельной чувствительности, Тактильная стимуляция, Коммуникативная стимуляция) для 5 класса на 2016-2017 учебные годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnaya_fizicheskaya_kultura.docx | 23.65 КБ |
zritelno-sluhovaya_stimulyatsiya_1.docx | 39.92 КБ |
kommunikativnaya_stimulyatsiya.docx | 30.97 КБ |
stimulyatsiya_obonyatelnoy_chuvstvitelnosti.docx | 25.45 КБ |
taktilnaya_stimulyatsiya.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основе коррекционного курса «Двигательное развитие» из Сборника программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; под редакцией Н.Н. Яковлевой, 2015год.
Цели:
- стимулировать общее физическое развитие обучающегося, осуществлять коррекцию нарушенных двигательных функций в возможном диапазоне;
- развивать элементарную зрительно-моторную координацию, жизненно важные функции обучающегося, стимулируя их потребность в доступной двигательной активности;
- развивать общую и тонкую моторику обучающегося — основу дли формирования предпосылок предметно-практической деятельности;
- формировать элементарные ощущения собственного тела и его положения в пространстве;
- обучать ползанию и сидению в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося;
- развивать навыки поискового поведения и обучать элементарным действиям, направленным на преодоление препятствий;
- учить брать предметы одной рукой, двумя руками;
- учить держать предметы, фиксировать их и действовать ими;
- учить брать предметы различным захватом: всей ладонью, плоским щипцовым захватом (большой палец противопоставлен ладони), пинцетным захватом (указательный и большой пальцы противопоставлены всей ладони), щипцовым захватом (большой и указательный пальцы согнуты и противопоставлены ладони): раскрытие ладони - противопоставление большого пальца - ладонный захват - захват щепотью - пинцетный захват.
Организационная структура урока
Занятия по адаптивной физкультуре составлены так, что упражнения и игры, самостоятельная работа помогают учащимся корригировать сохранные возможности, компенсировать недостатки физического развития и развивать двигательные качества.
Особенности уроков адаптивной физкультуры в коррекционной школе включают следующие составляющие уроков:
1.Вводная часть (5 минут). Организация учащегося. Настрой на занятия. Вспомнить, что изучали на прошлом уроке, и чем будем заниматься на этом. Строевые упражнения или упражнения на дыхание.
2. Подготовительная часть (5-7 минут до 15-17 минут). Различные физические упражнения развивающего характера: ходьба, бег, прыжки, перестроение.
3. Основная часть (20-30 минут). Изучается новый материал, совершенствуется пройденный.
4. Заключительная часть урока (5-7 минут). Упражнения на координацию, на равновесие, дыхательные упражнения.
Организационная структура программы:
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 27 часов – 1 четверть, 21 час – вторая четверть, 30 часов – третья четверть и 27 часа – четвертая четверть.
Продолжительность одного урока – 35 минут.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Игры с элементами общеразвивающих упражнений | 11 | |
Игры с элементами ходьбы | 16 | |
Игры с элементами бега | 8 | |
Игры с элементами прыжков | 8 | |
Игры с элементами метания | 16 | |
Игра на развитие физических качеств – быстроты | 9 | |
Игра на развитие физических качеств – ловкости | 12 | |
Игра на развитие силы | 5 | |
Упражнения на растягивание | Каждое занятие | |
Дыхательные упражнения | Каждое занятие | |
Упражнения на расслабление | Каждое занятие | |
Виды гимнастики | 4 | |
Игры на внимание | 9 | |
Игры на гибкость | 6 | |
Итого | 105 |
Содержание.
Содержание предмета обеспечивает развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного, с расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, с корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта.
Уроки включают общеразвивающие и корригирующие упражнения, проведение (по возможности) подвижных игр.
Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют:
дыхательные упражнения;
упражнения на расслабление и нормализацию поз и положении головы и конечностей;
упражнения для улучшения координации движений, функций равновесия, для коррекции прямостояния и ходьбы;
практические и игровые упражнения на развитие чувства ритма и пространственной организации движений.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Обручи разной величины, мячи разной величины, коврик для занятий, передвижная баскетбольная корзина, флажки, скакалки, канаты, скамейка, табуретка, конусы и др
Список литературы
- Сборника программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; под редакцией Н.Н. Яковлевой – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой - 2015год.
- Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. 446с.
Календарно-тематический план
по предмету «Адаптивная физическая культура» для 5 класса
№ п/п | Темы урока | Дата | |
По плану | По факту | ||
Техника безопасности на занятиях. Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Через обруч» | |||
Игры с элементами ходьбы | |||
Виды гимнастики. Техника безопасности. | |||
Игры с элементами метания предметов «Точно в цель». | |||
Игра на развитие физических качеств – ловкости | |||
Игры с элементами прыжков: «Удочка» | |||
Игры с элементами ходьбы | |||
Игры с элементами метания предметов «Точно в цель». | |||
Игры с элементами общеразвивающих упражнений | |||
Игра на развитие физических качеств – быстроты | |||
Игра на развитие физических качеств – ловкости | |||
Игры на внимание. | |||
Игры на развитие гибкости. | |||
Игра на развитие силы «Зайцы и моржи» | |||
Игры с элементами общеразвивающих упражнений | |||
Игры с элементами бега «Перебежки с выручкой». | |||
Игры с элементами метания предметов «Точно в цель». | |||
Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Ходьба по полоскам» | |||
Игры с элементами ходьбы | |||
Игры с элементами бега «Бег с флажками» | |||
Игры с элементами прыжков: «Удочка» | |||
Игры с элементами метания предметов «Точно в цель». | |||
Игра на развитие физических качеств – быстроты | |||
Игра на развитие физических качеств – ловкости | |||
Игры на внимание. | |||
Игры на развитие гибкости. | |||
Игры с элементами ходьбы | |||
Техника безопасности на занятиях. Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Через обруч» | |||
Игры с элементами ходьбы | |||
Игры с элементами бега «Перебежки с выручкой» | |||
Игры с элементами прыжков: «Удочка» | |||
Игры с элементами метания предметов «Точно в цель». | |||
Игра на развитие физических качеств – быстроты | |||
Игра на развитие физических качеств – ловкости | |||
Игра на развитие силы «Зайцы и моржи» | |||
Виды гимнастики. Техника безопасности. | |||
Игры на внимание. | |||
Игры с элементами ходьбы | |||
Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Ходьба по полоскам» | |||
Игры с элементами ходьбы | |||
Игры с элементами бега «Бег с флажками» | |||
Игры с элементами прыжков: «Удочка» | |||
Игры с элементами метания предметов «Точно в цель». | |||
Игра на развитие физических качеств – ловкости | |||
Игры на внимание. | |||
Игры на развитие гибкости. | |||
Игры с элементами метания предметов «Точно в цель». | |||
Игры с элементами ходьбы | |||
Техника безопасности на занятиях. Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Через обруч» | |||
Игры с элементами ходьбы | |||
Игры с элементами бега «Перебежки с выручкой» | |||
Игры с элементами прыжков: «Прыжок за прыжком». | |||
Игры с элементами метания предметов «Точно в цель». | |||
Игры с элементами метания предметов «Точно в цель». «Подвижная цель», | |||
Игра на развитие физических качеств – быстроты | |||
Игра на развитие физических качеств – ловкости | |||
Игра на развитие силы «Зайцы и моржи» | |||
Виды гимнастики. Техника безопасности. | |||
Игры на внимание. | |||
Игры с элементами ходьбы | |||
Игра на развитие физических качеств – ловкости | |||
Игры с элементами метания предметов «Точно в цель». | |||
Игры на внимание. | |||
Игры на развитие гибкости. | |||
Игры с элементами метания предметов «Подвижная цель» | |||
Игры с элементами метания предметов «Точно в цель». | |||
Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Ходьба по полоскам» | |||
Игры с элементами ходьбы | |||
Игры с элементами бега «Бег с флажками» | |||
Игры с элементами прыжков: «Прыжок за прыжком». | |||
Игры с элементами ходьбы | |||
Игра на развитие физических качеств – быстроты | |||
Игра на развитие физических качеств – ловкости | |||
Игра на развитие силы «Зайцы и моржи» | |||
Игры на внимание. | |||
Игры на развитие гибкости. | |||
Игры с элементами метания предметов «Точно в цель». | |||
Игра на развитие физических качеств – ловкости | |||
Техника безопасности на занятиях. Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Через обруч» | |||
Игры с элементами ходьбы | |||
Игры с элементами бега «Перебежки с выручкой» | |||
Игры с элементами прыжков: «Прыжок за прыжком». | |||
Игры с элементами метания предметов «Подвижная цель» | |||
Игра на развитие физических качеств – быстроты | |||
Игра на развитие физических качеств – ловкости | |||
Игра на развитие силы «Зайцы и моржи» | |||
Виды гимнастики. Техника безопасности. | |||
Игры на внимание. | |||
Игры на развитие гибкости. | |||
Игры с элементами метания предметов «Точно в цель». | |||
Игра на развитие физических качеств – ловкости | |||
Игры с элементами ходьбы | |||
Игры с элементами метания предметов «Точно в цель». | |||
Игры с элементами общеразвивающих упражнений | |||
Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Ходьба по полоскам» | |||
Игры с элементами ходьбы | |||
Игры с элементами бега «Бег с флажками» | |||
Игры с элементами прыжков: «Удочка», «Прыжок за прыжком». | |||
Игры с элементами метания предметов «Подвижная цель», «Точно в цель». | |||
Игра на развитие физических качеств – быстроты | |||
Игра на развитие физических качеств – ловкости | |||
Игры на внимание. | |||
Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Ходьба по полоскам» | |||
Игра на развитие физических качеств – быстроты | |||
Итоги года |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Зрительно-слуховая стимуляция» составлена на основе коррекционного курса «Сенсорное развитие» из Сборника программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; под редакцией Н.Н. Яковлевой, 2015год.
На уроках-занятиях формируются сенсомоторные реакции, связанные с фиксацией на объекте, запоминанием образа предмета, обозначением его словом, обогащается сенсорный опыт, доступный обучающимся с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии.
Организуя уроки-занятия по зрительно-слуховой стимуляции, педагог должен действовать в соответствии с алгоритмом усвоения указанных сенсорных эталонов.
Алгоритм развития зрительного восприятия:
- фиксация взгляда на неподвижном объекте (светящийся, цветной, лицо педагога);
- прослеживание взглядом за движущимся объектом (перемещение по горизонтали, по вертикали; близко расположенный, удаленный);
- предъявление объекта в разных модальностях, новых условиях, с новыми свойствами.
Алгоритм развития слухового восприятия:
- локализация статичного источника звука (близко расположенного);
- прослеживание взглядом за движущимся источником звука (близко расположенным);
- локализация удаленного источника звука;
- прослеживание взглядом за удаленным движущимся источником звука;
- различение и узнавание звуков.
Цели программы:
- развивать у обучающегося с глубокой умственной отсталостью сенсорные ощущения и формировать обобщенные способы обследования предметов;
- развивать слуховое внимание обучающегося, формируя у него начальные ориентировочные слуховые реакции на различные звуки и их местонахождение;
- стимулировать проявление эмоционального интереса обучающегося к ярким звучащим игрушкам и желание совместно с педагогом выполнять игровые действия с ними;
- формировать у обучающегося «прослеживающий взгляд» (концентрация взгляда на неподвижном предмете, прослеживание взглядом за движущимся предметом);
- развивать элементарные реакции на звуковой сигнал и зрительный поиск невидимого предмета, издающего звуки;
- стимулировать зрительное восприятие обучающимся предмета в различных плоскостях, под различным углом, при разной удаленности;
- поощрять адекватные эмоциональные реакции обучающегося на раздражители, выражение предпочтений, многократно используя понравившиеся раздражители, изменяя их и добавляя новые элементы, расширять зрительно-слуховые представления детей и подростков.
Организационная структура программы:
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 27 часов – 1 четверть, 21 час – вторая четверть, 30 часов – третья четверть и 27 часа – четвертая четверть.
Продолжительность одного урока – 35 минут.
Организационная структура уроков:
Уроки строятся на основе следующих принципов:
- интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
- системности;
- преемственности.
Формы работы определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приёмов, так и инновационных (просмотр обучающих дисков, счёт под музыку, сказкотерапия и т.д.). Основной формой организации остаётся урок, обогащённый игровыми ситуациями.
Содержание
Совместные с педагогом действия
Совместные с педагогом предметные действия и упражнения на зрительное восприятие предметов, различных по цвету, форме, размеру, на разном расстоянии, в статике и в движении. При этом соблюдаются следующие условия и последовательность предъявления объектов:
- зрительное пространство увеличивается по мере концентрации взгляда обучающегося на объекте и овладения умением перемещать взгляд в трехмерном пространстве;
- предлагаемые предметы цветные, подвижные и хорошо отражают свет; расстояние до предмета позволяет обучающемуся легко дотянуться до него;
- последовательность введения предметов: от крупных к более мелким.
Совместные с педагогом упражнения, стимулирующие обучающегося к зрительному прослеживанию за предметом и вызывающие стремление достать предмет с помощью педагога (потянуться за ним, достать, толкнуть предмет, проследить взглядом, поползти за ним и пр.).
Совместные предметно-игровые действия, направленные на:
- развитие зрительных ощущений и узнавание предметов, располагающихся в руках, на столе, в коробке, на полке и т. д., при этом обучающийся находится в разном положении относительно этих предметов (смотрит на предмет сзади, спереди, сверху, снизу, из положения лежа, сидя, стоя);
- выбор предмета (различной формы, цвета, названия и пр.) из нескольких: фиксирует взгляд на нужном предмете, дотягивается до него, берет его и пр.
Привлечение внимания к слуховым и зрительным раздражителям.
Тренировочные упражнения на привлечение внимания обучающегося к слуховым и зрительным раздражителям (игрушки и предметы различного цвета, формы, звучащие предметы, музыкальные произведения), при этом поощряются эмоциональные и адекватные реакции ребёнка на раздражители. Занятия с использованием игровых и бытовых предметов, стимулирующие обучающегося к выражению предпочтений в их выборе и желание продолжительно с ними взаимодействовать
Стимуляцию зрительных и слуховых ориентировочных реакций.
Совместные игровые упражнения на стимуляцию зрительных и слуховых ориентировочных реакций:
- развитие реакции на внезапно возникший звук (двигательные/эмоциональные реакции на речевые/неречевые звуки);
- сосредоточение на звучащем предмете, голосе педагога, находящегося вне поля зрения ребенка;
- фиксация взгляда на неподвижном предмете;
- сосредоточение на предмете, издающем звук, и слежение за его движением (вверх/вниз, влево/вправо, по кругу, близко/далеко, быстрее/медленнее);
- нахождение источника звука (поворот головы к источнику звука с опорой на зрение);
- зрительное сосредоточение на предмете, расположенном в горизонтальной плоскости (из положения «лежа на животе»);
- наблюдение за предметом (например, мячом), который движется в направлении к обучающемуся и от него (близко и далеко);
- реагирование на ласковое и сердитое выражение лица;
- нахождение невидимого источника звука и выполнение целенаправленных действий в его сторону (поворот туловища со спины на бок и на живот, разворот корпуса тела к источнику звука);
- реагирование на различные голосовые интонации;
- узнавание голосов знакомых людей;
- реагирование на различную громкость звуков, на разный темп звучания;
- зрительное сосредоточение на предмете, расположенном в вертикальной плоскости;
- стимуляция зрительных ориентировочных и эмоциональных реакций при показе знакомых игрушек, умения замечать новые предметы, игрушки (эмоциональные/двигательные, голосовые реакции);
- поиск взглядом игрушки, удаленной из зрительного поля обучающегося (например, используя ширму), в ответ на вопрос «где?».
Развитие неречевого слуха.
Упражнения с элементами игры на развитие неречевого слуха:
- привлечение внимания к неречевым звукам, стимулирование стремления обучающегося прислушиваться и соотносить эти звуки с предметами;
- различение звучания двух резко различных музыкальных инструментов (например, барабан и колокольчик). развитие речевого слуха
Развитие речевого слуха.
Упражнения с элементами игры на развитие речевого слуха:
- активизация ответных голосовых реакций обучающегося (звуки, звукокомплексы, звукоподражания);
- соотнесение лица знакомого человека с его голосом.
Перечень учебно-методического обеспечения:
-светящиеся игрушки, фонарик, яркие игрушки, яркий предмет;
- предметы разных размеров;
- музыкальные игрушки;
- предметы, которые можно катать;
- CD диски с потешками, с детскими песнями и др.
Список литературы
- Сборника программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; под редакцией Н.Н. Яковлевой – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой - 2015год.
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
1 четверть | ||
1 | Ознакомительно - ориентировочные действия в развивающей среде. | 3 |
2 | Знакомство детей с визуальными раздражителями фонарик, светящаяся игрушка, яркий предмет, отражение в зеркале, наблюдение за действиями взрослого. | 10 |
3 | Совместные с взрослым игры и игровые ситуации на зрительное восприятие предметов, различных по форме, цвету, размеру, на различном расстоянии. | 7 |
4 | Совместные с взрослым упражнения на стимуляцию ребёнка к действиям с предметами. | 7 |
2 четверть | ||
5 | Ознакомительно - ориентировочные действия в Развивающей среде. | 3 |
6 | Тренировочные упражнения на привлечение внимания ребёнка к слуховым и зрительным раздражителям. | 6 |
7 | Игры-занятия с заинтересовавшими ребёнка игрушками, расширяя ассортимент игр с ними, дополняя игрушки и игровые ситуации. | 6 |
8 | Совместные игровые упражнения на стимуляцию зрительных и слуховых ориентировочных реакций на двигательные и эмоциональные, речевые и не речевые звуки. | 6 |
3 четверть | ||
9 | Ознакомительно - ориентировочные действия в развивающей среде. | 3 |
10 | Игровые упражнения на развитие неречевого слуха направленные на внимание и на различение. | 9 |
11 | Игровые упражнения на развитие речевого слуха. | 9 |
12 | Совместные игровые упражнения, направленные на развитие зрительных ощущений, выбор предмета, узнавание игрушки. | 9 |
4 четверть | ||
13 | Ознакомительно - ориентировочные действия в развивающей среде. | 3 |
14 | Игры и игровые упражнения на концентрацию взгляда на движущемся предмете. | 9 |
15 | Игровые упражнения на развитие неречевого слуха направленные на внимание и на различение. | 7 |
16 | Совместные с взрослым упражнения с игрушками с целью ознакомления с их игровыми свойствами. | 8 |
Итого | 105 |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Зрительно-слуховая стимуляция» для 5 класса
№ п/п | Темы урока | Дата | |
По плану | По факту | ||
Ознакомительные действия на улице или из окна «Осень» | |||
Фиксация взгляда на светящемся неподвижном объекте яркий предмет | |||
Упражнения, при которых ребёнок прослеживает за предметом | |||
Фиксация взгляда на светящемся неподвижном объекте яркий предмет | |||
Ознакомительные действия на улице или из окна «Осень» | |||
Упражнения, при которых ребёнок может дотянуться до предмета | |||
Фиксация взгляда на светящемся неподвижном объекте яркий предмет | |||
Фиксация взгляда на светящемся неподвижном объекте яркий предмет | |||
Наблюдение за действиями учителя с предметами | |||
Фиксация взгляда на светящемся неподвижном объекте яркий предмет | |||
Фиксация взгляда на светящемся неподвижном объекте яркий предмет | |||
Упражнения, при которых ребёнок может дотянуться до предмета | |||
Фиксация взгляда на светящемся неподвижном объекте яркий предмет | |||
Упражнения, при которых ребёнок прослеживает за предметом | |||
Упражнения, при которых ребёнок прослеживает за предметом | |||
Упражнения, при которых ребёнок прослеживает за предметом | |||
Упражнения, при которых ребёнок прослеживает за предметом | |||
Фиксация взгляда на светящемся неподвижном объекте яркий предмет | |||
Упражнения, при которых ребёнок прослеживает за предметом | |||
Упражнения, при которых ребёнок прослеживает за предметом | |||
Упражнения, при которых ребёнок может дотянуться до предмета | |||
Упражнения, при которых ребёнок может дотянуться до предмета | |||
Фиксация взгляда на светящемся неподвижном объекте яркий предмет | |||
Упражнения, при которых ребёнок может дотянуться до предмета | |||
Упражнения, при которых ребёнок может дотянуться до предмета | |||
Фиксация взгляда на светящемся неподвижном объекте яркий предмет | |||
Упражнения, при которых ребёнок может дотянуться до предмета | |||
Игра с заинтересовавшей ребёнка игрушкой под наблюдением взрослого | |||
Наблюдение за действиями учителя с предметами | |||
Игра с заинтересовавшей ребёнка игрушкой под наблюдением взрослого | |||
Привлечение внимания звучащей игрушкой | |||
Привлечение внимания звучащей игрушкой | |||
Игра с заинтересовавшей ребёнка игрушкой под наблюдением взрослого | |||
Привлечение внимания звучащей игрушкой | |||
Привлечение внимания звучащей игрушкой | |||
Игра с заинтересовавшей ребёнка игрушкой под наблюдением взрослого | |||
Игра с заинтересовавшей ребёнка игрушкой под наблюдением взрослого | |||
Ознакомительные действия на улице или из окна «Зима» | |||
Привлечение внимания звучащей игрушкой | |||
Игра с заинтересовавшей ребёнка игрушкой под наблюдением взрослого | |||
Привлечение внимания звучащей игрушкой | |||
Поворот головы на источник звука вправо | |||
Поворот головы на источник звука влево | |||
Поворот головы на источник звука вверх | |||
Поворот головы на источник звука вниз | |||
Поворот головы на источник звука близко | |||
Поворот головы на источник звука далеко | |||
Ознакомительные действия на улице или из окна «Зима» | |||
Привлечь внимание к неречевым звукам используя музыкальные инструменты «Барабан» | |||
Наблюдение за действиями учителя с предметами | |||
Выбор предмета из нескольких игрушек различной формы | |||
Привлечь внимание к неречевым звукам используя музыкальные инструменты «Ксилофон» | |||
Привлечь внимание к неречевым звукам используя музыкальные инструменты «Колокольчик» | |||
Привлечь внимание к неречевым звукам используя музыкальные инструменты «Пианино» | |||
Привлечь внимание к неречевым звукам используя музыкальные инструменты «Барабан» и «Колокольчик» | |||
Привлечь внимание к неречевым звукам используя музыкальные инструменты «Ксилофон» и «Пианино» | |||
Чтение потешек на звукоподражание | |||
Привлечь внимание к неречевым звукам используя самодельные музыкальные инструменты | |||
Чтение потешек на звукоподражание | |||
Привлечь внимание к неречевым звукам используя самодельные музыкальные инструменты | |||
Чтение потешек на звукоподражание | |||
Привлечь внимание к неречевым звукам используя самодельные музыкальные инструменты | |||
Чтение потешек на звукоподражание | |||
Выбор предмета из нескольких игрушек различной формы | |||
Чтение потешек на звукоподражание | |||
Чтение потешек на звукоподражание | |||
Выбор предмета из нескольких игрушек различной формы | |||
Выбор предмета из нескольких игрушек различной формы | |||
Ознакомительные действия на улице или из окна «Весна» | |||
Выбор предмета из нескольких игрушек различной формы | |||
Чтение потешек на звукоподражание | |||
Выбор предмета из нескольких игрушек различной формы | |||
Выбор предмета из нескольких игрушек различной формы | |||
Чтение потешек на звукоподражание | |||
Чтение потешек на звукоподражание | |||
Ознакомительные действия на улице или из окна «Весна» | |||
Выбор предмета из нескольких игрушек различной формы | |||
Выбор предмета из нескольких игрушек различной формы | |||
Наблюдение за действиями учителя с предметами | |||
Привлечь внимание к неречевым звукам используя самодельные музыкальные инструменты | |||
Упражнения с игрушками, для ознакомления с их свойствами | |||
Упражнения с игрушками, для ознакомления с их свойствами | |||
Наблюдение за игрушками, которые можно катать | |||
Привлечь внимание к неречевым звукам используя самодельные музыкальные инструменты | |||
Наблюдение за игрушками, которые можно катать | |||
Упражнения с игрушками, для ознакомления с их свойствами | |||
Привлечь внимание к неречевым звукам используя музыкальные инструменты «Колокольчик» | |||
Привлечь внимание к неречевым звукам используя музыкальные инструменты «Барабан» | |||
Привлечь внимание к неречевым звукам используя музыкальные инструменты «Барабан» и «Колокольчик» | |||
Наблюдение за игрушками, которые можно катать | |||
Упражнения с игрушками, для ознакомления с их свойствами | |||
Наблюдение за игрушками, которые можно катать | |||
Привлечь внимание к неречевым звукам используя самодельные музыкальные инструменты | |||
Упражнения с игрушками, для ознакомления с их свойствами | |||
Игры со светящимся движущемся предметом | |||
Наблюдение за игрушками, которые можно катать | |||
Игры со звучащими предметами | |||
Игры со звучащими движущимся предметами | |||
Игры со звучащими движущимся предметами | |||
Ознакомительные действия на улице или из окна «Лето» | |||
Упражнения с игрушками, для ознакомления с их свойствами | |||
Упражнения с игрушками, для ознакомления с их свойствами | |||
Упражнения с игрушками, для ознакомления с их свойствами | |||
Привлечь внимание к неречевым звукам используя музыкальные инструменты «Ксилофон» и «Пианино» |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Коммуникативная стимуляция» составлена на основе коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» из Сборника программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; под редакцией Н.Н. Яковлевой, 2015год.
Программа курса направлена на овладение детьми, доступными их психофизическому развитию, средствами общения. При реализации данного предмета целесообразно использовать методы поддерживающей коммуникации, позволяющие через взгляд, мимику, указательные жесты, изображения, символы, электронные средства привлечь детей к общению.
Цели программы:
- создавать условия для эмоциональной активности обучающегося, развивая у него реакции на речь других людей (педагог, другие дети);
- стимулировать обучающегося к установлению положительного взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками;
- стимулировать реакции на акустические раздражители, прежде всего, эмоциональные реакции на речевые раздражители, возникающие в результате невербальных и вербальных контактов с окружающими;
- формировать умения обучающегося откликаться на свое имя, реагировать на различные жесты;
- обучать средствам элементарной невербальной коммуникации, использованию элементарных указательных жестов (дай, на и др.);
- учить выражать свои потребности, желания и предпочтения, например согласие или несогласие, с помощью сигналов тела и других невербальных средств.
Организационная структура программы:
Программа рассчитана на2 часа в неделю, 18 часов – 1 четверть, 14 час – вторая четверть, 20 часов – третья четверть и 18 часов – четвертая четверть.
Продолжительность одного урока – 35 минут.
Организационная структура уроков:
Уроки строятся на основе следующих принципов:
- интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
- системности;
- преемственности.
Формы работы определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приёмов, так и инновационных (просмотр обучающих дисков, счёт под музыку, сказкотерапия и т.д.). Основной формой организации остаётся урок, обогащённый игровыми ситуациями.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Стимуляция ответной реакции на обращенную речь. | 13 |
2 | Сопряженные игровые действия на формирование образа тела. | 29 |
3 | Понимание речевых сигналов и реагирование на них. | 18 |
4 | Установление положительного эмоционального контакта. | 9 |
Итого | 70 |
Содержание
Содержание всех разделов находится в тесной взаимосвязи.
Стимуляция ответной реакции на обращенную речь.
Сопровождается прикосновениями, жестами, совместными действиями.
Стимулирование голосовых реакций на раздражители в совместной деятельности с педагогом на музыкально-терапевтических занятиях.
Стимуляция реакции на речевое обращение в совместных играх и игровых упражнениях: во время обращения к ученику взять его за руки, приблизить своё лицо к его лицу; сопровождать активные действия обучающегося речью; в одинаковых ситуациях обращаться к нему с одними и теми же словами (приветствие, прощание, требования); позволять трогать свои губы, щёки, нос, при этом чётко произнося звуки, звуковые цепочки, слова; играть в сенсомоторные игры, сопровождая их чтением ритмичных стихов.
Сопряженные игровые действия на формирование образа тела.
Игры перед зеркалом (показ на себя и педагога при чтении им ритмичных стихов, разрисовывание лица гримом, разрисовывание зеркала), называние ребёнка по имени с одновременным подкреплением жестом, прикосновением, выражением одобрения его реагирования на своё имя; повторение своего имени и имени обучающегося, подкреплённое жестом, игры на подражание, создание условий для общения со сверстниками.
Игры и игровые упражнения на развитие выразительности лица: позволять ученику разглядывать свою мимику в зеркале, имитировать его мимику, а также своей мимикой побуждать его к аналогичному ответу.
Понимание речевых сигналов и реагирование на них.
Узнавать своё имя, реагировать на просьбу, слушать запреты, радоваться похвале: обращаться к ребёнку по имени, использовать простые инструкции, слова-запреты и слова-поощрения, эмоционально интонируя речь, сопровождая её тактильными «подсказками» (например, легко нажать на плечи со словом «садись»), жестами, «встраивать» обращение со словами вежливости в обычный распорядок дня, отслеживать и эмоционально поощрять ответные реакции ребёнка., Учить сопровождать свои действия, эмоции, желания коммуникативными средствами (звуками, звукокомплексами, жестами, мимикой).
Стимуляция выражения своих чувств в играх и игровых действиях: озвучивание эмоциональных реакций, педагог мимикой, тоном показывает пример эмоционального реагирования, тактильных реакций (обнимает, берёт за руку, хлопает в ладоши), одобряет реакции подражания, всегда реагирует на проявление обучающимся своего настроения, самочувствия.
Установление положительного эмоционального контакта.
Совместные игровые действия, упражнения на установление положительного эмоционального контакта: здоровается и прощается с педагогом, с игровым персонажем, отыскивает взглядом объект (игра «Ку-ку»).
Развитие реакции на эмоциональные раздражители (различные яркие звучащие доступные восприятию игрушки, предметы).
Игровые ситуации, в ходе которых обучающийся побуждается к сосредоточению взгляда на глазах, губах, жестах говорящего, к реакции на одобряющий тон педагога.
Игры и игровые упражнения, формирующие основы эмоционального реагирования. Развитие умения разглядывать себя в зеркале («Мои руки», «Игры — прятки», «Зеркало» и др.).
Совместные действия, побуждающие к речевым и невербальным «высказываниям» с помощью тактильных стимулов (похлопывать, щекотать и т. п.), моторных стимулов (раскачивать гамак, качели, ритмично хлопать), акустических стимулов (шумы — бам, тук-тук, ой и т. п.), тембра и последовательности звуков (бум-бам, тик-так), звуков, издаваемых животными, стихов, рифм, песен, замен сложных слов простыми звукокомплексами («жжж» — машина), оптических стимулов («говорящие» и музыкальные игрушки), эмоциональных стимулов, предметы, которые особенно интересуют ребёнка, побуждают его просить продолжения игры с ними. Позволять обучающемуся выбирать предметы и игры, а также давать ему возможность принять что-либо или отказаться от этого, выражая доступным образом «да» и «нет», в дальнейшем использовать тот же способ выражения согласия и несогласия.
Сопряженное выполнение естественных жестов (достигается путём стимулирования обучающегося потянуться рукой к тому предмету, который ему нужен, при этом педагог действует рукой ученика), формирование способности к имитации, способности удерживать зрительный контакт. Педагог отмечает естественные жесты, используемые обучающимся (например, тянет руку к предмету — «дай», тянет руки к педагогу — «иди», отталкивает — «нет»), и реагирует на них, удовлетворяя потребность, которую тот выражает, поощряет обучающегося похвалой, тактильными прикосновениями.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Игрушки: резиновые, бумажные, мягкие, пластмассовые, изображающие людей, животных, растения, птиц, транспорт.
- Игрушки музыкальные: погремушки, бубен, колокольчик, дудочки, барабан, звоночек, свистульки, деревянные ложки.
- Игрушки заводные, которые движутся по поверхности воды: кораблик, уточка, рыбка.
Игрушки-автомобили, игрушки с подвижными частями на колесах, передвигающиеся с помощью специальной палочки.
- Коробки, корзины, мисочки.
- Кубики, кольца, воздушные шары, мячи, игрушки-подвески.
- Разные по форме и фактуре тканевые мешочки с различными наполнителями.
- Игрушечный пластмассовый молоток, палочки-колышки.
- Музыкальные игрушки.
- Фотографии.
- Фонарики, световые игрушки.
- Тряпичные куклы с крупными чертами лица
- Игрушки сборно-разборные: матрешки, пирамидки с одинаковыми и разными кольцами, брусками разных размеров, одноцветные и разноцветные (например, пирамидка ванька-встанька, игрушки животные и т.п.).
- Литературный материал: Малые фольклорные формы: «Дудочка ду-ду» (рус.), «Ай туки-туки, застучали молотки» (рус.), «И любо нам и весело» (рус.), «Колокольчик зазвенел» (рус.), «Ты, собачка не лай» (рус.), «Мой веселый звонкий мяч» (рус.), «Молоточек тук-тук-тук» (рус.), «Летели-летели, устали, сели» (рус.), «Уж я Мишенька-Мишук» (рус.), «Часики тик-так» (рус.), «Пальчик о пальчик тук да тук» (рус.),
«Мы ногами топать будем» (рус.), «Ручки-ручки закружились, а потом и опустились» (рус.), «Топай-топай веселей» (рус.), «Где ты, зайчик, отзовись» (рус.), «Летает и кружится круглый и большой» (рус.), «Мы гуляем с куклой Машей» (рус.), «Вышел зайчик погулять» (рус.), «Куклу Машу я люблю» (рус.), «Ах, какие ручки…» (рус.), «Нежно гладим мы зверят» (рус.), «Шли-шли, что-то нашли» (рус.), «Зайка, мягкий, кто еще?» (рус), «По лесочку мы гуляем» (рус.), «Дует легкий ветерок» (рус.), «Кукле весело» (рус.),
Список литературы
- Сборника программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; под редакцией Н.Н. Яковлевой – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой - 2015год.
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Календарно-тематический планирование
по предмету «Коммуникативная стимуляция» для 5 класса
№ п/п | Темы урока | Дата | |
По плану | По факту | ||
Сосредоточение взгляда на лице взрослого | |||
Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами. | |||
Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами. | |||
Проигрывание простых сюжетов, сопровождаемых жестами и речью. | |||
Проигрывание простых сюжетов, сопровождаемых жестами и речью. | |||
Проигрывание простых сюжетов, сопровождаемых жестами и речью. | |||
Выполнение совместных прикосновений к различным частям тела. | |||
Выполнение совместных прикосновений к различным частям тела. | |||
Выполнение инструкций на различение частей тела. | |||
Рассматривание себя в зеркале. Игры перед зеркалом. | |||
Сосредоточение взгляда на лице куклы. | |||
Рассматривание лица куклы. Показ частей тела на большой кукле - Выполнение игровых действий с куклой. | |||
Рассматривание лица куклы. Показ частей тела на большой кукле - Выполнение игровых действий с куклой. | |||
Выполнение элементарных инструкций, сопровождаемых жестом. | |||
Выполнение действий с использованием жестов, движений. | |||
Выполнение действий с использованием жестов, движений. | |||
Совместные игровые действия с игрушками | |||
Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов | |||
Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами. | |||
Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами. | |||
Проигрывание простых сюжетов, сопровождаемых жестами и речью. | |||
Проигрывание простых сюжетов, сопровождаемых жестами и речью. | |||
Проигрывание простых сюжетов, сопровождаемых жестами и речью. | |||
Проигрывание простых сюжетов, сопровождаемых жестами и речью. | |||
Выполнение совместных прикосновений к различным частям тела. | |||
Выполнение инструкций на различение частей тела. | |||
Рассматривание себя в зеркале. Игры перед зеркалом. Рисование на зеркале частей тела. | |||
Рассматривание лица куклы. Показ частей тела на большой кукле - Выполнение игровых действий с куклой. | |||
Рассматривание лица куклы. Показ частей тела на большой кукле - Выполнение игровых действий с куклой. | |||
Рассматривание лица куклы. Разрисовывание лица куклы гримом. | |||
Выполнение элементарных инструкций, сопровождаемых жестом. | |||
Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов | |||
Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами. | |||
Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами. | |||
Проигрывание простых сюжетов, сопровождаемых жестами и речью. | |||
Проигрывание простых сюжетов, сопровождаемых жестами и речью. | |||
Проигрывание простых сюжетов, сопровождаемых жестами и речью. | |||
Проигрывание простых сюжетов, сопровождаемых жестами и речью. | |||
Выполнение совместных прикосновений к различным частям тела. | |||
Выполнение совместных прикосновений к различным частям тела. | |||
Выполнение инструкций на различение частей тела. | |||
Рассматривание себя в зеркале. Игры перед зеркалом. Разрисовывание на зеркале частей тела | |||
Рассматривание себя в зеркале. Игры перед зеркалом. Мимика своего лица и учителя. | |||
Рассматривание лица куклы. Показ частей тела на большой кукле - Выполнение игровых действий с куклой. | |||
Рассматривание лица куклы. Разрисовывание лица куклы гримом.. | |||
Рассматривание лица куклы. Разрисовывание лица (своего и учителя) гримом. | |||
Выполнение элементарных инструкций, сопровождаемых жестом. | |||
Выполнение действий с использованием жестов, движений. | |||
Выполнение действий с использованием жестов, движений. | |||
Совместные игровые действия с игрушками | |||
Совместные игровые действия с игрушками | |||
Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов | |||
Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами. | |||
Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами. | |||
Проигрывание простых сюжетов, сопровождаемых жестами и речью. | |||
Проигрывание простых сюжетов, сопровождаемых жестами и речью. | |||
Проигрывание простых сюжетов, сопровождаемых жестами и речью. | |||
Проигрывание простых сюжетов, сопровождаемых жестами и речью. | |||
Выполнение совместных прикосновений к различным частям тела. | |||
Выполнение инструкций на различение частей тела. | |||
Рассматривание себя в зеркале. Игры перед зеркалом. | |||
Рассматривание себя в зеркале. Игры перед зеркалом. Мимика своего лица и учителя. | |||
Рассматривание лица куклы. Разрисовывание лица куклы гримом. | |||
Рассматривание лица куклы. Разрисовывание лица (своего и учителя) гримом. | |||
Выполнение элементарных инструкций, сопровождаемых жестом. | |||
Выполнение действий с использованием жестов, движений. | |||
Выполнение действий с использованием жестов, движений. | |||
Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов | |||
Выполнение инструкций на различение частей тела. | |||
Итоги года |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Стимуляция обонятельной чувствительности» составлена на основе коррекционного курса «Стимуляция обонятельной чувствительности» из Сборника программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; под редакцией Н.Н. Яковлевой, 2015год.
Предлагаемая программа по курсу «стимуляция обонятельной чувствительности» ориентирована на практическую направленность знаний, умений и навыков детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах; способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-познавательной деятельности.
Для овладения стимуляции обонятельной чувствительности большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детей с глубокой умственной отсталостью, именно поэтому обонятельная чувствительность представлена в одном блоке и разделена на темы в каждой четверти с учетом принципа концентричности.
Цели программы
- стимулировать обонятельные ощущения ребенка;
- развивать его обонятельную чувствительность;
-формировать эмоциональные реакции на различные запахи, выявляя обонятельные предпочтения обучающегося;
- расширять спектр его обонятельных ощущений;
- стимулировать у обучающегося реагирование на удовольствие или неудовольствие от восприятия запахов с помощью пантомимических средств общения, мимических движений;
- побуждать обучающегося к выражению предпочтений при выборе запаха с помощью двигательных и эмоциональных реакций;
- использовать раздражители в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности.
Организационная структура программы
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 9 часов – 1 четверть, 7 часов – вторая четверть, 10 часов – третья четверть и 9 часов – четвертая четверть.
Продолжительность одного урока – 35 минут.
Организационная структура уроков
Уроки строятся на основе следующих принципов:
•интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
•системности;
•преемственности.
Формы работы определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных. Основной формой организации остается урок, обогащенный игровыми ситуациями.
В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных контактов с взрослыми.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Развитие обонятельных ощущений, связанных с проведением гигиенических процедур | 7 |
2 | Развитие обонятельных ощущений, связанных с приемом пищи | 5 |
3 | Развитие обонятельных ощущений, связанных с приемом лекарственных средств | 4 |
4 | Развитие обоняния с помощью эфирных масел | 4 |
5 | Игры и упражнения, пропитанные эфирными маслами | 5 |
6 | Игры и упражнения с предметами одежды, на которых нанесены эфирные масла | 4 |
7 | Игры и упражнения с использованием растений – живых и засушенных | 6 |
Итого | 35 |
Содержание программы учебного предмета
Совместные игровые действия, в процессе которых внимание обучающегося привлекается к запахам. Предъявление запахов, различных по интенсивности
Расширение сенсорного опыта обучающегося: предъявление знакомых и незнакомых ему запахов (с учетом противопоказаний).
Игры и игровые действия, направленные на развитие функции «вдох — выдох» («Ах, как пахнет», «Фокус» и др.). Ощупывание руками носа педагога при вдохе и выдохе (ощущение воздушной струи при выдохе).
В игровых упражнениях обучение пантомимическому, жестовому выражению положительной или отрицательной реакции на запахи.
Совместные упражнения, в которых внимание ребенка привлекается к источнику запаха и месту, откуда этот запах распространяется. При сниженной тактильной чувствительности учить обучающегося по источнику запаха выражать неудовольствие, привлекать к себе внимание.
Специальные упражнения, направленные на обучение дифференциации запахов. Обучающийся нюхает пахучие вещества и предметы, используемые в повседневной жизни, объекты природного происхождения, продукты питания. Материалы для исследования запахов подбираются в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей и возможностей каждого ребенка.
Перечень учебно-методического обеспечения
‒ продукты питания;
‒ принадлежности для санитарно-гигиенических процедур (мыло, шампунь, зубная паста);
- растения живые и засушенные;
- предметы одежды.
‒ эфирные масла.
Список литературы
- Сборника программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; под редакцией Н.Н. Яковлевой – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой - 2015год.
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Календарно тематическое планирование
по «Обонятельной чувствительности» для 5 класса
№ п/п | Темы урока | Дата | |
По плану | По факту | ||
Развитие обонятельных ощущений, связанных с проведением гигиенических процедур. | |||
Развитие обонятельных ощущений, связанных с приемом пищи. | |||
Развитие обонятельных ощущений, связанных с приемом лекарственных средств. | |||
Развитие обоняния с помощью эфирных масел. | |||
Игры и упражнения, пропитанные эфирными маслами. | |||
Игры и упражнения с предметами одежды, на которых нанесены эфирные масла. | |||
Игры и упражнения с использованием растений – живых и засушенных. | |||
Развитие обонятельных ощущений, связанных с проведением гигиенических процедур. | |||
Игры и упражнения с использованием растений – живых и засушенных. | |||
Развитие обонятельных ощущений, связанных с проведением гигиенических процедур. | |||
Развитие обонятельных ощущений, связанных с приемом пищи. | |||
Развитие обоняния с помощью эфирных масел. | |||
Развитие обонятельных ощущений, связанных с приемом лекарственных средств. | |||
Игры и упражнения с предметами одежды, на которых нанесены эфирные масла. | |||
Игры и упражнения пропитанные эфирными маслами. | |||
Игры и упражнения с использованием растений – живых и засушенных. | |||
Развитие обонятельных ощущений, связанных с проведением гигиенических процедур. | |||
Развитие обонятельных ощущений, связанных с приемом пищи. | |||
Развитие обоняния с помощью эфирных масел. | |||
Развитие обонятельных ощущений, связанных с приемом лекарственных средств. | |||
Игры и упражнения с предметами одежды, на которых нанесены эфирные масла. | |||
Игры и упражнения пропитанные эфирными маслами. | |||
Игры и упражнения с использованием растений – живых и засушенных. | |||
Развитие обонятельных ощущений, связанных с проведением гигиенических процедур. | |||
Развитие обонятельных ощущений, связанных с приемом пищи. | |||
Игры и упражнения с использованием растений – живых и засушенных. | |||
Развитие обонятельных ощущений, связанных с проведением гигиенических процедур. | |||
Развитие обонятельных ощущений, связанных с приемом пищи. | |||
Развитие обоняния с помощью эфирных масел. | |||
Развитие обонятельных ощущений, связанных с приемом лекарственных средств. | |||
Игры и упражнения с предметами одежды, на которых нанесены эфирные масла. | |||
Игры и упражнения пропитанные эфирными маслами. | |||
Игры и упражнения с использованием растений – живых и засушенных. | |||
Игры и упражнения, пропитанные эфирными маслами | |||
Развитие обонятельных ощущений, связанных с проведением гигиенических процедур. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Тактильной стимуляции» составлена на основе коррекционного курса «Предметно-практические действия» из Сборника программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; под редакцией Н.Н. Яковлевой, 2015год.
В процессе предметной деятельности обучающийся овладевают общественно выработанными способами действий с предметами.
Сначала его обучают неспецифическим манипулятивным действиям с предметами, которые осуществляются безотносительно к свойствам этих предметов. Важно, чтобы ученик, одинаково обращаясь с любым предметом, постепенно с помощью педагога, в совместных действиях с ним начал разглядывать предмет, слушать его звучание, перекладывать из руки в руку, с места на место. При этом очень важно много раз повторять одно и то же действие.
По мере овладения неспецифическими манипулятивными действиями с предметами ребенок опять-таки с помощью педагога начинает овладевать некоторыми специфическими манипуляциями. Для этого используются простейшие предметы рукотворного и природного мира.
Неспецифические и специфические манипуляции представляют собой самостоятельный феномен, вариант исследовательского поведения. Важно стимулировать познавательную активность. Экспериментируя с предметами с помощью неспецифических и специфических манипуляций, ребенок учится устанавливать связи между ними, а педагог помогает ему в этом. Следует обратить внимание на то, что исследовательское поведение развивается тогда, когда ребенок учится или уже научился ходить Кроме того, в процессе экспериментирования ребенок получает чисто функциональное удовольствие от самого действия, находится в деятельности, которая стимулирует развитие орудийных действий.
Цели программы
- развивать общую и тонкую моторику обучающегося — основу формирования предпосылок предметно-практической деятельности;
- формировать у детей способы обследования предметов;
- стимулировать проявление эмоционального интереса обучающегося к предметам рукотворного и природного мира и желание выполнять предметные действия с ними вместе с педагогом;
- развивать «прослеживающий взгляд» ученика (концентрация взгляда на неподвижном предмете, прослеживание взглядом за движущимся предметом);
- обучать ребенка предметному действию по предлагаемому образцу (совмещенно, по подражанию);
- обучать детей брать, удерживать, передавать предметы, формируя представление о структуре действия: начало, выполнение операций и окончание действия;
- стимулировать совместное (по подражанию) с педагогом освоение обучающимся функций предмета-орудия;
- обучать реагированию с помощью пантомимических средств общения (мимические движения, удовольствие или неудовольствие от действий с предметами рукотворного и природного мира);
- побуждать ребенка к выражению предпочтений при выборе предметов-орудий с помощью двигательных и эмоциональных реакций.
Организационная структура программы
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 9 часов – 1 четверть, 7 часов – вторая четверть, 10 часов – третья четверть и 9 часов – четвертая четверть.
Продолжительность одного урока – 35 минут.
Организационная структура уроков
Уроки строятся на основе следующих принципов:
• интегрирования (включение элементов игровой деятельности);
• системности;
• преемственности.
Формы работы определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (прослушивание музыкальных произведений и т.д.). Основной формой организации остается урок, обогащенный игровыми ситуациями.
В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных контактов с взрослыми.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Рисование | 5 |
2 | Разминание, сгибание, лепка. | 7 |
3 | Действия вместе с педагогом и по подражанию его действиям. | 7 |
4 | Самостоятельные игры под наблюдением педагога. | 4 |
5 | Переключение и распределение внимания между несколькими предметами. | 4 |
6 | Песок | 4 |
7 | Предметное действие, включающие два-три действия. | 4 |
Итого | 35 |
Содержание программы учебного предмета
Тактильная стимуляция учит развивать восприятие окружающего мира и служит предпосылкой для усвоения сенсорных эталонов. Развитие понимания свойств исследуемых предметов и совершаемых с ними действий на основе речи: мягкий — твердый, пушистый — гладкий, горячий — холодный, мокрый — сухой, маленький — большой; возьми, положи, сложи, брось, достань, дай, передай, шлепай, поставь, кати, катай и др. Обогащение и развитие сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов детского творчества: игры с водой, снегом, игрушками из материалов с различной фактурой.
Перечень учебно-методического обеспечения
‒ игрушки;
- музыкальные инструменты;
‒ мягкие, пушистые, гладкие, жесткие поверхности;
‒ различные по фактуре кусочки ткани;
‒ природный материал (песок, глина, тесто);
‒ краски, фломастеры, карандаши, ручки и др.
Список литературы
- Сборника программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; под редакцией Н.Н. Яковлевой – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой - 2015год.
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
- Предметно-практическая деятельность. 1-4 классы. Учебная программа для 2-го отделения вспомогательной школы. – Минск.: Национальный институт образования. 2008.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Тактильной стимуляция» для 5 класса
№ п/п | Темы урока | Дата | |
По плану | По факту | ||
Рисование акварельными красками «Осенний узор» | |||
Лепка из пластилина | |||
Действия с предметами (по подражанию и вместе с педагогом): вложить предметы один в другой; открывание и закрывание крышек различных баночек. | |||
Переключение и распределение внимания между несколькими предметами: кукла и человек. | |||
Игры с песком. | |||
Самостоятельные игры с игрушками: автомобили. | |||
Рисование цветными карандашами. | |||
Действия с предметами (по подражанию и вместе с педагогом): распаковывание мелких предметов. | |||
Сгибание бумаги произвольно и по линии. | |||
Рисование пальчиковыми красками «Животные» | |||
Лепка из глины | |||
Действия с предметами (по подражанию и вместе с педагогом): сортирование крупы в разные емкости; вставь предметы в соответствующие отверстия. | |||
Переключение и распределение внимания между несколькими предметами: машинки и животные. | |||
Игры с песком. | |||
Рисование печатями. | |||
Лепка из теста. | |||
Рисование гуашевыми красками «Новогодние игрушки» | |||
Лепка из теста «Папе» | |||
Действия с предметами (по подражанию и вместе с педагогом): постройки из конструктора | |||
Игры с песком. | |||
Переключение и распределение внимания между несколькими предметами: флажок и колокольчик. | |||
Самостоятельные игры с игрушками: конструктор. | |||
Действия с предметами (по подражанию и вместе с педагогом): переливание воды в разные емкости с воронкой и без. | |||
Рисование красками на выбор ученика «Открытка маме» | |||
Лепка из глины | |||
Рисование трафаретами. | |||
Рисование фломастерами «День смеха» | |||
Действия с предметами (по подражанию и вместе с педагогом): музыкальные инструменты | |||
Рисование фломастерами «Космос» | |||
Игры с песком. | |||
Переключение и распределение внимания между несколькими предметами: игрушечные мобили | |||
Самостоятельные игры с игрушками: музыкальные инструменты. | |||
Самостоятельные игры под наблюдением педагога. | |||
Действия с предметами (по подражанию и вместе с педагогом): нанизывание бус на шнур. | |||
Рисование цветными ручками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования учителя информатики ГБОУ СОШ № 1376 ИПАТОВОЙ НАИЛИ ГАЛИМОВНЫ 2015-2016гг
Информационное пространство...
Изменения в КИМ по биологии и химии в 2015-2016гг
Основные изменения в ОГЭ по биологии и химии на 2015-2016 гг....
Анализ по профилактической работе МОУ Дедовская СОШ №1 по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма за 2015-2016гг.
О профилактической работе МОУ Дедовская СОШ №1 по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в 2015-2016гг...
Личная карта успешности педагога 2015-2016гг.
Личная карта успешности педагога 2015-2016гг....
План работы школьного методического объединения (2015-2016гг.)
В размещённом материале представлен план работы ШМО по английскому языку на 2015-2016 уч. г. В рамках реализации представленного плана были организованы открытые уроки для изучения опыта работы в соче...
Анализ работы РМО учителей истории и обществознания 2015-2016гг
Анализ проведён с учётом всех классических показателей, результатов обучения за год....