Мастер-класс "Простые секреты учителя-логопеда"
методическая разработка

Сизенко Наталья Александровна

Выбор оформления презентации, структура, логическая  последовательность и содержание соответствует задачам мастер-класса.

В мастер-классе я представила актуальность выбора методов и приёмов успешного проведения артикуляционной гимнастики, развития речевого дыхания и сенсорики.

Особенность выбранных технологий состоит в том, что они просты в использовании, способствуют повышению мотивации у детей к обучению и совершенствуют речь.

Благодаря использованию данных методик у детей поддерживается постоянный интерес к выполнению стандартных артикуляционных и дыхательных упражнений, что обуславливает эффективную работу по данному направлению и дальнейшую подготовку к постановке звукопроизношения.

Результат использования предложенных методик показал, что процесс обучения ребенка и коррекции звукопроизношения, через ведущую игровую деятельность, происходит легче, быстрее и эффективнее.

В мастер-классе я разобрала задачи и этапы использования предложенных методик. Представила личный опыт работы, наглядно показывала результат систематической работы.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Веселовский центр творчества

План-конспект мастер-класса:

«Простые секреты учителя-логопеда»

Автор:

Учитель-логопед

Сизенко Наталья Александровна

п. Веселый

2021 год

План-конспект мастер-класса «Простые секреты учителя-логопеда»

Педагог мастер: Сизенко Наталья Александровна

Дата проведения: 12 марта

Время проведения: 11:00

Место проведения: 204 кабинет

Продолжительность мастер-класса: 40 мин

Цель: Создать условия для  повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами работы учителя-логопеда для общего развития.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; речевого дыхания; работа над дикцией; сенсорного развития.

Оборудование:

1. Ноутбук, проектор, экран, мультимедиа презентация.

2. Одноразовые тарелки.

3. Методические пособия для дыхательной гимнастики «Солнышки», «Бабочки», «Футбол», «Осьминожки», «Гусенички», «Ароматные цветочки».

4. Апельсины, сладкая соломка, сушки для артикуляционной гимнастики.

5. Мешочек с чистоговорками.

6. Мягкая игрушка, предметы разной формы, величины, фактуры.

7. Мозаика, крабик, шнуровки, бутылочки с крупой.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

1.  Понимание его участниками сути системы работы педагога-мастера;

2.  Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

3. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;

4. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

5 . Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля педагогической деятельности.

Ход мастер-класса:

Организационный момент. (3 мин)

Вводная часть (2 мин)

Основная часть (30 мин):

  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие речевого дыхания
  • Работа с дикцией
  • Сенсорное развитие

Заключительная часть. Рефлексия. (5 мин)

 Конспект занятия «Простые секреты учителя-логопеда».

Организационный момент (3 минуты)  

Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы начнем мастер – класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру «Он и она».

Повнимательней, друзья.

Я начну, вы продолжайте,

Хором, быстро отвечайте.

Он слон – она …

Он лось – она …

Он кот – она …

- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.

Он морж – она …

Он заяц – она …

Он бык – она …

- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.

Он тигр – она …

Он осел – она …

Он баран – она …

- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.

   Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о совершенствовании приёмов и методов в моей работе учителя-логопеда и о создании условий для повышения мотивации к логопедическим занятиям.

Вводная часть (2 минуты)  

Мой мастер-класс называется так «Простые секреты учителя-логопеда.»

  Итак, представим обычную ситуацию, ученик приходит на занятие к учителю-логопеду: с одной стороны, это ребёнок современный, зачастую гиперактивный, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, короткие, «яркие» вспышки. С другой стороны, это ученик с речевой патологией.

   И что же я как специалист, как учитель-логопед должна предпринять, чтобы не только мотивировать, заинтересовать такого современного ребёнка, зачастую с особыми образовательными потребностями, но и убедить его, что корректное произношение действительно важно, актуально, широкий словарный запас делает речь не только более красивой, а главным образом способствует формированию успешной личности?

  В поиске новых оригинальных, нешаблонных решений, творческих приёмов работы мы не должны забывать о том, что в каждой дисциплине, в любой науке фундаментальные знания - это основа основ. И мы вносим лишь элементы новизны, современности, внедряем то, что действительно эффективно, что совершенствует и двигает науку вперёд.

   Попробуем продемонстрировать новизну и простату приемов в работе учителя-логопеда.

Основная часть (20 минут)

    Артикуляционная гимнастика.

   Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Попробуем и мы.

Стандартная артикуляционная гимнастика может проходить с использованием видео ролика или красочной презентации. Попробуем на практике.

А теперь попробуем творческий прием.

Используем дольку апельсина, бублик и сладкую соломку.

«Упражнения с соломинкой»

1. Высунуть язык и держать на нем соломинку как можно дольше.

2. Открой рот и постарайся удерживать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать  к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

3. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. А теперь делаем усы удерживая соломинку губами.

4. А теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между зубами и языком.

«Упражнения с сушкой»

1."Язычок-гимнаст" - рот открыт, на язычок нанизываем сушку, поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево.

2. «Слоник»-  на губы надеть сушку, вытянуть вперед, как хоботок у слоника. Держать 5-7 секунд.

3. «Петля»- продеть язык через бублик и «спрятать» за верхние зубы, удерживать 5-7 секунд.

   Сложные упражнения, не у всех выходит с первого раза. Даже взрослому трудно выполнять.

«Упражнения с долькой апельсина»

1.Облизать языком колечко апельсина по кругу, в право-влево, вверх-вниз.

Развитие речевого дыхания.

    Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

«Ароматный цветочек» глубокий вдох носом, на выдохе произносим «Ах, как пахнет». Данное упражнение выполняем 5 раз.

«Гусеничка» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на гусеницу так, чтобы она начала двигаться как живая. Повторите 3 раза.

«Солнышки» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на солнышко так, чтобы оно быстро начало крутиться.

«Бабочка» сдуть бабочку с кончика носа.

«Футбол» загнать мяч в ворота с помощью трубочки.

«Осьминожка» дуть, чтоб шевелились «щупальцы».

Работа с дикцией.

    Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

«Вошебный мешочек» сейчас я к каждому буду подходить, Вы вытащите задание из мешочка и попробуете проговорить.

Шел гуськом гусак с гусаком,

Смотрит свысока гусак на гусака;

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Дятел, дятел - наш приятель

Дуб долбит, как долотом.

Помоги нам, дядя дятел,

Для скворцов построить дом.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Чиж с чижихой и с чижонком,

Стриж с стрижихой и с трижонком.

Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Сенсорное развитие.

   Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Является фундаментом общего умственного развития.

   Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

  Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

   В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

   Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Развить ощущения, помогут следующие игры:

"Поймай киску"

 Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела, а участник мастер-класса с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы.

"Чудесный мешочек"

 В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Предлагаем на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Найди пару"

   Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

 Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Звенящие бутылочки»

    Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Найдите бутылочки с одинаковым звуком.

 «Мозаика»

Собрать рисунок. Назвать цвета.

 «Шнуровка»

Зашнуровать фетровых животных

   «Крабик»

Отстегнуть и пристегнуть круглые фигуры к пуговицам, назвать цвета.

Заключительная часть. Рефлексия. (5 минут)

   Вашему вниманию были представлены разные методические разработки. На мой взгляд, всё это очень интересно для детей. Что-то можно использовать дома, что-то может использовать каждый из Вас в своих занятиях. Я старалась подобрать материал так, чтобы он мог касаться не только логопедических занятий, но и общеразвивающих. Вы что-то нашли для себя полезное?

        Далее вашему вниманию представляю видео коллаж из истории моих занятий (посмотрите на экран).

      Мои занятия посещают дети разных образовательных потребностей и к каждому из них я должна найти подход, создать равные условия, помочь раскрыть личностный потенциал каждого, продемонстрировать умение работать слаженной командой!

    По-моему мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с патологией речи, с отклонениями в развитии или ребёнок-инвалид. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху!  Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)

Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)...

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Мастер-класс для родителей " Простые секреты учителя-логопеда "Формируем звуки вместе!"

Простые секреты учителя-логопеда "Формируем звуки вместе"...

Мастер – класс для родителей "Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе" (старшая группа)

Мастер – классдля родителей«Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе»(старшая группа)...

Секреты учителя-логопеда- самомассаж ложками.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие, подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо.Все  речевые органы состоят из мышц, а значит их можно и нужно тренировать....