тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности для детей с нарушением слуха 3, 5 года обучения
календарно-тематическое планирование

Огирева Людмила Валентиновна

Данное примерное планирование познавательно-исследовательской деятельности для детей с нарушением слуха среднего и старшего дошкольного возраста будет полезно для педагогов работающих с детьми данной категории, а также детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

 для детей 3 года обучения с нарушением слуха.

Задачами данного вида деятельности являются: развитие исследовательской деятельности ребенка, оказание помощи в оформлении ее результатов и создание условий для ее презентации сверстникам, привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка. 

№ п/п

Месяц

Тема

Цель, программные задачи

Речевой материал

I полугодие

1

Сентябрь

«Человек. Звук и слух»

Закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык  - определять на вкус).

 Ширма, газета, колокольчик, молоток, камни, погремушка, свисток, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками, чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар. Слышим, видим, чувствуем, запахи, нос, глаза, рот, руки.

2

«Угадай, чей голосок?».

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики; коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой.

3

Октябрь

«Вода имеет цвет»

Продолжать знакомство со свойствами воды. Провести опыты с красителями. Доказать, что вода может менять цвет.
Развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Вода, краски, прозрачная, меняет цвет, синий, красный, желтый, растворяются в воде. Налей воду, возьми краску, опусти кисточку с краской в стакан, аккуратно, молодец.

4

«Вода и форма»

Закрепить свойства воды: прозрачность, льется, без запаха, выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда в который налита. Развивать наблюдательность, внимание, мышление.

банка стеклянная, вода, поднос, воронка, перчатка резиновая, надувной шарик, стакан узкий, пакет целлофановый

5

Ноябрь

«Вода имеет вкус»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Проверить с детьми, что будет, если воду посолить, насыпать в неё сахар. А если добавить лимон, соль? Развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Вода, соль, лимон, сахар, сладкий вкус, соленый, кислый. Положи, возьми, попробуй, Скажи, какой вкус? Вода без вкуса.

6

«Бумага»

Познакомить со свойствами бумаги: мнется, непрозрачная, в воде не тонет, легка, горит. Учить находить бумажные предметы. Развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Лист бумаги, свеча, спички, таз, вода, книга, тетрадь, салфетка, фонарик.

7

Декабрь

«Вода. Ветер»

Продолжать знакомство со свойствами воды и воздуха. Понаблюдать, как от ветра на поверхности воды появляются волны. Поиграть в игру «Сделаем волны».

Вода, таз, ветер, подуй, волна, кораблик двигается, молодец, ветер создает волны на воде.

8

«Почему дерево плавает?»

Познакомить со свойствами деревянных предметов, устанавливать причинно – следственные связи

Ложка металлическая, деревянная, спички, палочки, ванночка, вода, легкое, тяжелое, тонет, не тонет

9

«Тонет – не тонет»

Испытать на плавучесть предметы из различных материалов, провести наблюдение, какие из них утонут — тяжёлые или лёгкие.

Вода, камень, бумага, металл, карандаш, тонет, не тонет, тяжелый, легкий.

Всего за I полугодие:    

9

1/10

Январь

«Запахи»

Дать понятие, что в воздухе существуют разные запахи. Все предметы имеют свой запах. Развивать наблюдательность.

Апельсин, лук, чеснок, огурец, капуста. Понюхай, что это, назови, пахнет, запах.

2/11

Февраль

«Всё видим и узнаем»

Познакомить со свойствами увеличительного стекла. Предложить детям узнать видоизменённые предметы.

Лупа, увеличивает предмет, посмотри, что это? ручка, камень, шишка, резинка, назови.

3/12

«Что растворяется в воде?»

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, растворяется, не растворяется.

4/13

Март

Снег

Формировать представление о том, что снег в тепле тает и образуется вода, установить зависимость изменений в природе от сезона. Развивать наблюдательность.

Снег, холодный, белый, в тепле тает, получается вода, весной становится теплее, солнце греет, снег тает –вода. Посмотрите, снег растаял, потому что тепло.

5/14

Свойства песка

Познакомить со свойствами песка: сыпучий, рыхлый, тонет в воде, не растворяется. Развивать мышление, воображение, внимание.

Песок, вода, сыпучий, лупа, посмотри, тонет в воде, не растворяется. Песок состоит из песчинок, они легкие. Ветер дует – песчинки летят.

6/16

Наш огород и весна. Наш лук.

Развивать навыки посадки крупных семян - лука, посадка, прижатие землей, полив, свет; учить следовать схеме, развивать трудовые навыки, речь, способствовать развитию познавательной активности.

Будем сажать лук, земля, возьми, положи в землю, прижми, полей, надо поливать, свет, тепло, вода, листья, корни.

7/17

Апрель

Наш лук

Наблюдение за луковицей. Провести опыт: в стеклянные банки поставить луковицы. Наблюдать за появлением первых корней. Корни растут внизу луковицы. Сверху растут зелёные побеги – перья лука. Развивать мышление, внимание.

Лук надо поливать, свет, тепло, вода, листья, корни.

8/18

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Развивать мышление, воображение, коммуникативные навыки.

Магнит, рукавичка, бумага, расческа металлическая, карандаш, скрепка канцелярская, ножницы.

9/19

Май

 Резина, ее качества и свойства

Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Шарик, мячик, резиновые перчатки, резинка для волос, лейка с водой, тазики, тянется, прочная, не пропускает воду.

надувается, упругая.

За II полугодие: 9

За год: 19

Календарно-тематическое планирование «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

 для детей 5 года обучения с нарушением слуха.

Задачами данного вида деятельности являются: развитие исследовательской деятельности ребенка, оказание помощи в оформлении ее результатов и создание условий для ее презентации сверстникам, привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка. 

№ п/п

Месяц

Тема

Цель, программные задачи

Речевой материал

I полугодие

1

Сентябрь

Свойства веществ.

П.И.Д, стр. 53.

Формировать представления о свойствах твердых и жидких веществ. Развивать способности к преобразованию.

Деревянная палочка, мел, пластилин, стакан с водой, пустой стакан, кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, бассейн, кубик. Жидкий, твердый

2

Строение веществ.

П.И.Д., стр. 56.

Расширять представления о строении знакомых веществ в процессе изучения. Развивать способности к преобразованию.

Речной песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа 3 или 5-кратного увеличения,

по два стакана с теплой водой, чайные ложки (на каждого ребенка).

3

Волшебная кисточка.

Познакомить с получением промежуточных цветов, путем смешивания двух (красного и желтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и желтого – зелёный).

Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров.

4

Октябрь

«Почему осенью листья желтеют»?

Р.П.П. стр 24.

 Показать детям взаимосвязь между расцветкой листьев и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев; развивать познавательный интерес, умение делать выводы (осенью холоднее, чем летом, - желтеют листья)

Листья зеленые, желтые, красные, тепло, холодно, корни пьют воду меньше. Листья желтеют, наступила осень. Летом тепло- листья пьют воду больше, поэтому зеленые, хорошо растут.

5

«Фрукты, как их можно есть»

 Показать детям различные способы приготовления блюд из фруктов; учить находить один и тот же фрукт по-разному приготовленный, определять на вкус разницу приготовления; развивать умение делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Фрукты сырые, сваренные, запеченые. Яблоко, апельсин, мандарин сваренное (варенье, компот), можно есть не варить (салат). Яблоки и груши кладут в пирог (запеченые).

6

«Угадай, чей голосок?».

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики; коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой.

7

Ноябрь

«Фруктовый сок»

Р.П.П. стр. 23

 Познакомить детей с процессом приготовления сока, формировать умение определять на вкус фрукты; обогащать и активизировать словарь; развивать связную речь, внимание детей; воспитывать инициативность, сообразительность.

Фрукты, сок, выжимают сок, сладкий, кислый, горький. Соковыжималка, пресс. Давление, сила.

8

«Что растворяется в воде?»

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, растворяется, не растворяется.

9

«Умный» нос.

Определить по запаху предметы, познакомить с особенностями работы носа.

Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.

10

Декабрь

Жидкое – твердое

П.И.Д. , стр.22

Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

Стакан горячего компота, стакан с замороженным компотом. Кусочки парафина (на каждого ребенка), стакан с

холодной водой и горячей. Большой. (Маленький.) Холодный. (Горячий.)

Твердый. (Жидкий.)

Зима. (Лето.)Нагреем, тает, маленький, горячий, теплый, холодный, твердый, ладошки, твердый.

11

«Превращения»

П.И.Д. стр 14

Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был –

стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование

действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.

Картинка, дерево маленькое и большое дерево, собака, кошка, пластилин. Было маленькое – стало высокое, был маленький – стал большой, превратился, вырос, был день – настал вечер. Изменился, изменилась (лось).

12

«Можно ли пить талую воду?»

Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

Стаканы пластиковые, снег.

13

Январь

«В какую бутылку быстрее нальётся вода?»

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

14

«Лёд – вода»

П.И.Д., стр.18

Развивать представления о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете; формировать действия превращения

Лед, вода, тарелка, стакан, зимой вода замерзает, потому что холодно, мороз.

 Лед превращается в воду. А когда лед тает? (Когда тепло.) Когда можно увидеть лед? (Зимой.) А

что зимой бывает? (Снег, холод, лед.) А когда не бывает снега и льда? (Летом.) Правильно!

Летом у нас тепло, а зимой… (Холодно.) Летом бывает дождь, можно купаться, а зимой…

(Зимой снег, лед на речке.) Когда лед появляется на речке? (Когда холодно.) А когда лед пре-

вращается в воду? (Когда тепло.) Значит: когда холодно – лед, когда тепло – вода.

15

Изготовление цветных льдинок

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находится).

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

16

Февраль

«Свойства воды»

Дать представления о свойствах воды: не имеет запаха, вкуса, цвета, растворитель; развивать способности к преобразованию. Провести опыты с красителями. Доказать, что вода может менять цвет. прозрачность, льется, без запаха, выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита, может менять вкус, если добавить в нее различные продукты (сахар, соль, лимон). Развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Вода, краски, прозрачная, меняет цвет, синий, красный, желтый, растворяются в воде. Налей воду, возьми краску, опусти кисточку с краской в стакан, аккуратно, молодец. Банка стеклянная, вода, поднос, воронка, перчатка резиновая, надувной шарик, стакан узкий, пакет целлофановый. Вода, соль, лимон, сахар, сладкий вкус, соленый, кислый. Положи, возьми, попробуй, Скажи, какой вкус? Вода без вкуса.

17

«Мой весёлый, звонкий мяч»

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

Ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка.

18

«Воздух и его свойства».

П.И.Д., стр. 59

Формировать представления о воздухе и его свойствах. Развивать способности к преобразованию.

Игрушка, тазик, вода, воздух, пузырьки, надуйте шарик, отпустите пальцы, выходит воздух, воздух невидимый.

19

Что в пакете?

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды.

20

Март

«Воздух вокруг нас»

П.И.Д., стр. 61

Закреплять представления о воздухе и его свойствах. Формировать представления о значении воздуха для практических целей человека.

Материал.

Стакан, вода, камушек, бумага, игрушечная ветряная мельница; корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы.

21

«Свойства дерева и металла».

Знакомить детей со свойствами дерева и металла. Познакомить их с новыми свойствами (дерево горит, а металл не горит). Познакомить детей с тем, как свойства металла и дерева люди используют при изготовлении разных предметов из них, развивать экологическое сознание, наблюдательность, любознательность, видеть взаимосвязи человека и окружающего мира. Воспитывать аккуратность при выполнении опытов, желание обследовать предметы и делиться выводами с товарищами.

Ложка, вилка, гаечный ключ, кубик карандаш, палочка. Вода, тяжелый, легкий, деревянный предмет, металлический. Тонет в воде, плавает – легкий.

Дерево теплое, а металл – легкий.

Металл тяжелый, а дерево – легкий.

Дерево горит, а металл не горит.

Металл тверже дерева, а дерево мягче.

Металл холоднее дерева, а дерево теплое

Дерево легче металла, а металл – тяжелее.

22

Резина, ее качества и свойства.

Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм описания свойства материала.

23

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Металлические

Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

24

Апрель

«Магнит – фокусник»

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.        

Магнит, кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки. Поднеси к …, притягиваются, не притягиваются. Металлические предметы притягиваются к магниту.

25

Волшебная рукавичка.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

26

«Для чего корешки?»

Показать детям, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Стакан, растение, вода, чистая, бесцветная, вода синяя. Листья стали синие. Почему? Растение питается водой через корни. Корни всасывают воду. Без воды растение погибнет.

27

Как развивается растение?

Выделить циклы развития растения: семя-росток-растение-цветок-плод-семя.

Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа.

28

Май

«Свойства песка»

Познакомить со свойствами песка: сыпучий, рыхлый, тонет в воде, не растворяется. Развивать мышление, воображение, внимание.

Песок, вода, сыпучий, лупа, посмотри, тонет в воде, не растворяется. Песок состоит из песчинок, они легкие. Ветер дует – песчинки летят.

29

«Бумага, ее качества и свойства»

Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Бумага, для письма, салфетки столовые, туалетная бумага, оберточная бумага, в воде не тонет, легкая, горит, мнется, не прозрачная, разного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование по поисково-исследовательской деятельности детейс нарушением слуха 4 года обучения

Перспективный план по  поисково- познавательной деятельности  детей с нарушением слуха позволит педагогам проводить подобные занятия с детьми в свободное от основных видов дея...

Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения к учебной деятельности у детей с нарушением слуха

Использование ИКТ приобретает особое значение в работе с детьми с  нарушением слуха, т.к. в связи с компенсаторной активизацией деятельности сохранных органов чувств у детей зрительное восприятие...

Готовность детей с нарушением слуха к школьному обучению

Презентация представляет собой опору для выступления педагога-психолога перед родителями детей, собирающихся поступать в 1й класс. В презентации раскрыты основные аспекты готовности ребенка к школе: э...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха  II года обучения 2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха IV года обучения 2018-2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха IV года обучения 2018-2019 учебный год...