тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности для детей с нарушением слуха 3, 5 года обучения
календарно-тематическое планирование
Данное примерное планирование познавательно-исследовательской деятельности для детей с нарушением слуха среднего и старшего дошкольного возраста будет полезно для педагогов работающих с детьми данной категории, а также детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
для детей 3 года обучения с нарушением слуха.
Задачами данного вида деятельности являются: развитие исследовательской деятельности ребенка, оказание помощи в оформлении ее результатов и создание условий для ее презентации сверстникам, привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка.
№ п/п | Месяц | Тема | Цель, программные задачи | Речевой материал | |
I полугодие | |||||
1 | Сентябрь | «Человек. Звук и слух» | Закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). | Ширма, газета, колокольчик, молоток, камни, погремушка, свисток, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками, чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар. Слышим, видим, чувствуем, запахи, нос, глаза, рот, руки. | |
2 | «Угадай, чей голосок?». | Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики; коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой. | ||
3 | Октябрь | «Вода имеет цвет» | Продолжать знакомство со свойствами воды. Провести опыты с красителями. Доказать, что вода может менять цвет. | Вода, краски, прозрачная, меняет цвет, синий, красный, желтый, растворяются в воде. Налей воду, возьми краску, опусти кисточку с краской в стакан, аккуратно, молодец. | |
4 | «Вода и форма» | Закрепить свойства воды: прозрачность, льется, без запаха, выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда в который налита. Развивать наблюдательность, внимание, мышление. | банка стеклянная, вода, поднос, воронка, перчатка резиновая, надувной шарик, стакан узкий, пакет целлофановый | ||
5 | Ноябрь | «Вода имеет вкус» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Проверить с детьми, что будет, если воду посолить, насыпать в неё сахар. А если добавить лимон, соль? Развивать наблюдательность, внимание, мышление. | Вода, соль, лимон, сахар, сладкий вкус, соленый, кислый. Положи, возьми, попробуй, Скажи, какой вкус? Вода без вкуса. | |
6 | «Бумага» | Познакомить со свойствами бумаги: мнется, непрозрачная, в воде не тонет, легка, горит. Учить находить бумажные предметы. Развивать наблюдательность, внимание, мышление. | Лист бумаги, свеча, спички, таз, вода, книга, тетрадь, салфетка, фонарик. | ||
7 | Декабрь | «Вода. Ветер» | Продолжать знакомство со свойствами воды и воздуха. Понаблюдать, как от ветра на поверхности воды появляются волны. Поиграть в игру «Сделаем волны». | Вода, таз, ветер, подуй, волна, кораблик двигается, молодец, ветер создает волны на воде. | |
8 | «Почему дерево плавает?» | Познакомить со свойствами деревянных предметов, устанавливать причинно – следственные связи | Ложка металлическая, деревянная, спички, палочки, ванночка, вода, легкое, тяжелое, тонет, не тонет | ||
9 | «Тонет – не тонет» | Испытать на плавучесть предметы из различных материалов, провести наблюдение, какие из них утонут — тяжёлые или лёгкие. | Вода, камень, бумага, металл, карандаш, тонет, не тонет, тяжелый, легкий. | ||
Всего за I полугодие: | 9 | ||||
1/10 | Январь | «Запахи» | Дать понятие, что в воздухе существуют разные запахи. Все предметы имеют свой запах. Развивать наблюдательность. | Апельсин, лук, чеснок, огурец, капуста. Понюхай, что это, назови, пахнет, запах. | |
2/11 | Февраль | «Всё видим и узнаем» | Познакомить со свойствами увеличительного стекла. Предложить детям узнать видоизменённые предметы. | Лупа, увеличивает предмет, посмотри, что это? ручка, камень, шишка, резинка, назови. | |
3/12 | «Что растворяется в воде?» | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Развивать наблюдательность, внимание, мышление. | Мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, растворяется, не растворяется. | ||
4/13 | Март | Снег | Формировать представление о том, что снег в тепле тает и образуется вода, установить зависимость изменений в природе от сезона. Развивать наблюдательность. | Снег, холодный, белый, в тепле тает, получается вода, весной становится теплее, солнце греет, снег тает –вода. Посмотрите, снег растаял, потому что тепло. | |
5/14 | Свойства песка | Познакомить со свойствами песка: сыпучий, рыхлый, тонет в воде, не растворяется. Развивать мышление, воображение, внимание. | Песок, вода, сыпучий, лупа, посмотри, тонет в воде, не растворяется. Песок состоит из песчинок, они легкие. Ветер дует – песчинки летят. | ||
6/16 | Наш огород и весна. Наш лук. | Развивать навыки посадки крупных семян - лука, посадка, прижатие землей, полив, свет; учить следовать схеме, развивать трудовые навыки, речь, способствовать развитию познавательной активности. | Будем сажать лук, земля, возьми, положи в землю, прижми, полей, надо поливать, свет, тепло, вода, листья, корни. | ||
7/17 | Апрель | Наш лук | Наблюдение за луковицей. Провести опыт: в стеклянные банки поставить луковицы. Наблюдать за появлением первых корней. Корни растут внизу луковицы. Сверху растут зелёные побеги – перья лука. Развивать мышление, внимание. | Лук надо поливать, свет, тепло, вода, листья, корни. | |
8/18 | Волшебная рукавичка | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Развивать мышление, воображение, коммуникативные навыки. | Магнит, рукавичка, бумага, расческа металлическая, карандаш, скрепка канцелярская, ножницы. | ||
9/19 | Май | Резина, ее качества и свойства | Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | Шарик, мячик, резиновые перчатки, резинка для волос, лейка с водой, тазики, тянется, прочная, не пропускает воду. надувается, упругая. | |
За II полугодие: 9 За год: 19 |
Календарно-тематическое планирование «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
для детей 5 года обучения с нарушением слуха.
Задачами данного вида деятельности являются: развитие исследовательской деятельности ребенка, оказание помощи в оформлении ее результатов и создание условий для ее презентации сверстникам, привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребенка.
№ п/п | Месяц | Тема | Цель, программные задачи | Речевой материал | |
I полугодие | |||||
1 | Сентябрь | Свойства веществ. П.И.Д, стр. 53. | Формировать представления о свойствах твердых и жидких веществ. Развивать способности к преобразованию. | Деревянная палочка, мел, пластилин, стакан с водой, пустой стакан, кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, бассейн, кубик. Жидкий, твердый | |
2 | Строение веществ. П.И.Д., стр. 56. | Расширять представления о строении знакомых веществ в процессе изучения. Развивать способности к преобразованию. | Речной песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа 3 или 5-кратного увеличения, по два стакана с теплой водой, чайные ложки (на каждого ребенка). | ||
3 | Волшебная кисточка. | Познакомить с получением промежуточных цветов, путем смешивания двух (красного и желтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и желтого – зелёный). | Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров. | ||
4 | Октябрь | «Почему осенью листья желтеют»? Р.П.П. стр 24. | Показать детям взаимосвязь между расцветкой листьев и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев; развивать познавательный интерес, умение делать выводы (осенью холоднее, чем летом, - желтеют листья) | Листья зеленые, желтые, красные, тепло, холодно, корни пьют воду меньше. Листья желтеют, наступила осень. Летом тепло- листья пьют воду больше, поэтому зеленые, хорошо растут. | |
5 | «Фрукты, как их можно есть» | Показать детям различные способы приготовления блюд из фруктов; учить находить один и тот же фрукт по-разному приготовленный, определять на вкус разницу приготовления; развивать умение делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. | Фрукты сырые, сваренные, запеченые. Яблоко, апельсин, мандарин сваренное (варенье, компот), можно есть не варить (салат). Яблоки и груши кладут в пирог (запеченые). | ||
6 | «Угадай, чей голосок?». | Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики; коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой. | ||
7 | Ноябрь | «Фруктовый сок» Р.П.П. стр. 23 | Познакомить детей с процессом приготовления сока, формировать умение определять на вкус фрукты; обогащать и активизировать словарь; развивать связную речь, внимание детей; воспитывать инициативность, сообразительность. | Фрукты, сок, выжимают сок, сладкий, кислый, горький. Соковыжималка, пресс. Давление, сила. | |
8 | «Что растворяется в воде?» | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Развивать наблюдательность, внимание, мышление. | Мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, растворяется, не растворяется. | ||
9 | «Умный» нос. | Определить по запаху предметы, познакомить с особенностями работы носа. | Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. | ||
10 | Декабрь | Жидкое – твердое П.И.Д. , стр.22 | Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения. | Стакан горячего компота, стакан с замороженным компотом. Кусочки парафина (на каждого ребенка), стакан с холодной водой и горячей. Большой. (Маленький.) Холодный. (Горячий.) Твердый. (Жидкий.) Зима. (Лето.)Нагреем, тает, маленький, горячий, теплый, холодный, твердый, ладошки, твердый. | |
11 | «Превращения» П.И.Д. стр 14 | Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной. | Картинка, дерево маленькое и большое дерево, собака, кошка, пластилин. Было маленькое – стало высокое, был маленький – стал большой, превратился, вырос, был день – настал вечер. Изменился, изменилась (лось). | ||
12 | «Можно ли пить талую воду?» | Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды. | Стаканы пластиковые, снег. | ||
13 | Январь | «В какую бутылку быстрее нальётся вода?» | Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами. | ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани. | |
14 | «Лёд – вода» П.И.Д., стр.18 | Развивать представления о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете; формировать действия превращения | Лед, вода, тарелка, стакан, зимой вода замерзает, потому что холодно, мороз. Лед превращается в воду. А когда лед тает? (Когда тепло.) Когда можно увидеть лед? (Зимой.) А что зимой бывает? (Снег, холод, лед.) А когда не бывает снега и льда? (Летом.) Правильно! Летом у нас тепло, а зимой… (Холодно.) Летом бывает дождь, можно купаться, а зимой… (Зимой снег, лед на речке.) Когда лед появляется на речке? (Когда холодно.) А когда лед пре- вращается в воду? (Когда тепло.) Значит: когда холодно – лед, когда тепло – вода. | ||
15 | Изготовление цветных льдинок | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находится). | Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. | ||
16 | Февраль | «Свойства воды» | Дать представления о свойствах воды: не имеет запаха, вкуса, цвета, растворитель; развивать способности к преобразованию. Провести опыты с красителями. Доказать, что вода может менять цвет. прозрачность, льется, без запаха, выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита, может менять вкус, если добавить в нее различные продукты (сахар, соль, лимон). Развивать наблюдательность, внимание, мышление. | Вода, краски, прозрачная, меняет цвет, синий, красный, желтый, растворяются в воде. Налей воду, возьми краску, опусти кисточку с краской в стакан, аккуратно, молодец. Банка стеклянная, вода, поднос, воронка, перчатка резиновая, надувной шарик, стакан узкий, пакет целлофановый. Вода, соль, лимон, сахар, сладкий вкус, соленый, кислый. Положи, возьми, попробуй, Скажи, какой вкус? Вода без вкуса. | |
17 | «Мой весёлый, звонкий мяч» | Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. | Ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка. | ||
18 | «Воздух и его свойства». П.И.Д., стр. 59 | Формировать представления о воздухе и его свойствах. Развивать способности к преобразованию. | Игрушка, тазик, вода, воздух, пузырьки, надуйте шарик, отпустите пальцы, выходит воздух, воздух невидимый. | ||
19 | Что в пакете? | Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). | Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды. | ||
20 | Март | «Воздух вокруг нас» П.И.Д., стр. 61 | Закреплять представления о воздухе и его свойствах. Формировать представления о значении воздуха для практических целей человека. Материал. | Стакан, вода, камушек, бумага, игрушечная ветряная мельница; корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы. | |
21 | «Свойства дерева и металла». | Знакомить детей со свойствами дерева и металла. Познакомить их с новыми свойствами (дерево горит, а металл не горит). Познакомить детей с тем, как свойства металла и дерева люди используют при изготовлении разных предметов из них, развивать экологическое сознание, наблюдательность, любознательность, видеть взаимосвязи человека и окружающего мира. Воспитывать аккуратность при выполнении опытов, желание обследовать предметы и делиться выводами с товарищами. | Ложка, вилка, гаечный ключ, кубик карандаш, палочка. Вода, тяжелый, легкий, деревянный предмет, металлический. Тонет в воде, плавает – легкий. Дерево теплое, а металл – легкий. Металл тяжелый, а дерево – легкий. Дерево горит, а металл не горит. Металл тверже дерева, а дерево мягче. Металл холоднее дерева, а дерево теплое Дерево легче металла, а металл – тяжелее. | ||
22 | Резина, ее качества и свойства. | Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм описания свойства материала. | ||
23 | Металл, его качества и свойства. | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Металлические | Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | ||
24 | Апрель | «Магнит – фокусник» | Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами. | Магнит, кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки. Поднеси к …, притягиваются, не притягиваются. Металлические предметы притягиваются к магниту. | |
25 | Волшебная рукавичка. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. | ||
26 | «Для чего корешки?» | Показать детям, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения. | Стакан, растение, вода, чистая, бесцветная, вода синяя. Листья стали синие. Почему? Растение питается водой через корни. Корни всасывают воду. Без воды растение погибнет. | ||
27 | Как развивается растение? | Выделить циклы развития растения: семя-росток-растение-цветок-плод-семя. | Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа. | ||
28 | Май | «Свойства песка» | Познакомить со свойствами песка: сыпучий, рыхлый, тонет в воде, не растворяется. Развивать мышление, воображение, внимание. | Песок, вода, сыпучий, лупа, посмотри, тонет в воде, не растворяется. Песок состоит из песчинок, они легкие. Ветер дует – песчинки летят. | |
29 | «Бумага, ее качества и свойства» | Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования. | Бумага, для письма, салфетки столовые, туалетная бумага, оберточная бумага, в воде не тонет, легкая, горит, мнется, не прозрачная, разного цвета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование по поисково-исследовательской деятельности детейс нарушением слуха 4 года обучения
Перспективный план по поисково- познавательной деятельности детей с нарушением слуха позволит педагогам проводить подобные занятия с детьми в свободное от основных видов дея...
Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения к учебной деятельности у детей с нарушением слуха
Использование ИКТ приобретает особое значение в работе с детьми с нарушением слуха, т.к. в связи с компенсаторной активизацией деятельности сохранных органов чувств у детей зрительное восприятие...
Готовность детей с нарушением слуха к школьному обучению
Презентация представляет собой опору для выступления педагога-психолога перед родителями детей, собирающихся поступать в 1й класс. В презентации раскрыты основные аспекты готовности ребенка к школе: э...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения2018-2019 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха II года обучения 2018-2019 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха III года обучения 2018-2019 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха IV года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха IV года обучения 2018-2019 учебный год...