Протокол исследования связной речи (таблица)
учебно-методический материал
1. Пересказ («Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать» (рассказ предъявляется не более двух раз).
2. Составление рассказа по сюжетной картинке (Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на ней. Составь рассказ, который будет называться… (например, «Зимние забавы»).
3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок («Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол обследования связной речи
№ п/п | Задание | Инструкция | Материал (речевой и картинный) | Критерии оценки | Уровни форсированности связной речи |
1. | Пересказ | «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать» (рассказ предъявляется не более двух раз) |
Приложение 1. «Горошины» | а) критерий смысловой целостности: 5 баллов - воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл - пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов - невыполнение. б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов - пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены; 1 балл - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов - пересказ недоступен. в) критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов - самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла - пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл - пересказ по вопросам; 0 баллов - пересказ недоступен даже по вопросам. | 1 уровень (низкий, менее 3 баллов): ребёнок не владеет связной речью, задания не выполнены. 2 уровень (ниже среднего 9-5 баллов). пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушена последователь-ность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. 3 уровень (средний, 10-14 баллов) использу-ются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия. 4 уровень (выше среднего, 19-15 баллов). пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передаётся содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов, единичные нарушения структуры предложений. 5 уровень (высокий, 24-20 баллов). Ребёнок владеет устной речью. |
2. | Составление рассказа по сюжетной картинке |
Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на ней. Составь рассказ, который будет называться… (например, «Зимние забавы») | Приложение 2. «Зимние забавы» | а) критерий смысловой целостности: 5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла - допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершен; 0 баллов - отсутствует описание ситуации. б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов - рассказ не оформлен. в) критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи. | 1 уровень (низкий, менее 3 баллов): ребёнок не владеет связной речью, задания не выполнены. 2 уровень (ниже среднего 9-5 баллов). пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушена последователь-ность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. 3 уровень (средний, 10-14 баллов) использу-ются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия. 4 уровень (выше среднего, 19-15 баллов). пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передаётся содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов, единичные нарушения структуры предложений. 5 уровень (высокий, 24-20 баллов). Ребёнок владеет устной речью. |
3. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ». |
Приложение 3. «Два кота и одна птичка». | а) критерий смысловой целостности: 5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла - допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершен; 0 баллов - отсутствует описание ситуации. б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов - рассказ не оформлен. в) критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи. | 1 уровень (низкий, менее 3 баллов): ребёнок не владеет связной речью, задания не выполнены. 2 уровень (ниже среднего 9-5 баллов). пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушена последователь-ность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. 3 уровень (средний, 10-14 баллов) использу-ются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия. 4 уровень (выше среднего, 19-15 баллов). пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передаётся содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов, единичные нарушения структуры предложений. 5 уровень (высокий, 24-20 баллов). Ребёнок владеет устной речью. |
Приложение 1. “Горошины”
Горошины.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2. «Зимние забавы»
Приложение 3. «Два кота и одна птичка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/22/picture-15857.jpg)
«Исследование связной речи учащихся с нарушением интеллекта и приемы ее коррекции».
В данной работе проводится анализ связной речи учащихся с нарушением интеллекта. Работа содержит самостоятельные высказывания учеников на заданную тему. Целью исследования было определение дефектов св...
Конспект открытого логопедического занятия по теме: «Исследование связной речи»
Тема: Исследование связной речи Цель: Исследовать правильность и самостоятельность различных видов пересказа. Верное понимание смысла историй. Грамматическое и лексическое оформление пересказ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/12/picture-1281087-1670839144.jpg)
Протокол исследования грамматического строя речи (таблица)
1. Исследование образование существительных в косвенных падежах.2. Исследование образования существительных родительного падежа множественного числа.3. Исследование использования предлогов (...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/12/picture-1281087-1670839144.jpg)
Протокол исследования лексической стороны речи (таблица)
1. Исследование словаря существительныховарь существительных.2. Исследование обобщающих понятий.3. Исследование глагольного словаря.4. Исследование словаря прилагательных.5. И...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-1227672-1584911256.jpg)
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях"
Статья опубликование в сборнике научных трудов "Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки". В статье раскрываются идеи влияния формирования навыков тв...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-1227672-1584911256.jpg)
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"
В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-1227672-1584911256.jpg)
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"
В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...