Протокол исследования связной речи (таблица)
учебно-методический материал
1. Пересказ («Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать» (рассказ предъявляется не более двух раз).
2. Составление рассказа по сюжетной картинке (Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на ней. Составь рассказ, который будет называться… (например, «Зимние забавы»).
3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок («Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_issledovaniya_svyaznoy_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 102.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол обследования связной речи
№ п/п | Задание | Инструкция | Материал (речевой и картинный) | Критерии оценки | Уровни форсированности связной речи |
1. | Пересказ | «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать» (рассказ предъявляется не более двух раз) |
Приложение 1. «Горошины» | а) критерий смысловой целостности: 5 баллов - воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл - пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов - невыполнение. б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов - пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены; 1 балл - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов - пересказ недоступен. в) критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов - самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла - пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл - пересказ по вопросам; 0 баллов - пересказ недоступен даже по вопросам. | 1 уровень (низкий, менее 3 баллов): ребёнок не владеет связной речью, задания не выполнены. 2 уровень (ниже среднего 9-5 баллов). пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушена последователь-ность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. 3 уровень (средний, 10-14 баллов) использу-ются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия. 4 уровень (выше среднего, 19-15 баллов). пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передаётся содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов, единичные нарушения структуры предложений. 5 уровень (высокий, 24-20 баллов). Ребёнок владеет устной речью. |
2. | Составление рассказа по сюжетной картинке |
Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на ней. Составь рассказ, который будет называться… (например, «Зимние забавы») | Приложение 2. «Зимние забавы» | а) критерий смысловой целостности: 5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла - допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершен; 0 баллов - отсутствует описание ситуации. б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов - рассказ не оформлен. в) критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи. | 1 уровень (низкий, менее 3 баллов): ребёнок не владеет связной речью, задания не выполнены. 2 уровень (ниже среднего 9-5 баллов). пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушена последователь-ность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. 3 уровень (средний, 10-14 баллов) использу-ются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия. 4 уровень (выше среднего, 19-15 баллов). пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передаётся содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов, единичные нарушения структуры предложений. 5 уровень (высокий, 24-20 баллов). Ребёнок владеет устной речью. |
3. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ». |
Приложение 3. «Два кота и одна птичка». | а) критерий смысловой целостности: 5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла - допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла либо рассказ не завершен; 0 баллов - отсутствует описание ситуации. б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов - рассказ не оформлен. в) критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи. | 1 уровень (низкий, менее 3 баллов): ребёнок не владеет связной речью, задания не выполнены. 2 уровень (ниже среднего 9-5 баллов). пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушена последователь-ность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. 3 уровень (средний, 10-14 баллов) использу-ются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия. 4 уровень (выше среднего, 19-15 баллов). пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передаётся содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов, единичные нарушения структуры предложений. 5 уровень (высокий, 24-20 баллов). Ребёнок владеет устной речью. |
Приложение 1. “Горошины”
Горошины.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2. «Зимние забавы»
Приложение 3. «Два кота и одна птичка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исследование связной речи учащихся с нарушением интеллекта и приемы ее коррекции».
В данной работе проводится анализ связной речи учащихся с нарушением интеллекта. Работа содержит самостоятельные высказывания учеников на заданную тему. Целью исследования было определение дефектов св...
Конспект открытого логопедического занятия по теме: «Исследование связной речи»
Тема: Исследование связной речи Цель: Исследовать правильность и самостоятельность различных видов пересказа. Верное понимание смысла историй. Грамматическое и лексическое оформление пересказ...
Протокол исследования грамматического строя речи (таблица)
1. Исследование образование существительных в косвенных падежах.2. Исследование образования существительных родительного падежа множественного числа.3. Исследование использования предлогов (...
Протокол исследования лексической стороны речи (таблица)
1. Исследование словаря существительныховарь существительных.2. Исследование обобщающих понятий.3. Исследование глагольного словаря.4. Исследование словаря прилагательных.5. И...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях"
Статья опубликование в сборнике научных трудов "Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки". В статье раскрываются идеи влияния формирования навыков тв...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"
В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"
В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...