Профориентационная работа на уроках СБО в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой
статья (11 класс)
Профориентационная работа на уроках СБО в 10-11 класса с углубленной трудовой подготовкой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsionnaya_rabota_v_10-11_klassah.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Марина Ивановна Зукина
Marina Ivanovna Zykina
МКОУ «Специальная школа № 80», Новокузнецк, Россия
MKOY «Special school № 80», Novokuznetsk, Russia
Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой
Аннотация: в г. Новокузнецке МКОУ «Специальная школа № 80» единственная, в которой открыты 10-11 классы с углубленной трудовой подготовкой
Abstract: There is the only «Special school № 80» in which classes 10- 11 are open to in-depth labor training in the citi Novokuznetsk
Ключевые слова: адаптация, профориентация
Keywords: adaptation, vocational conuseling
В настоящее время с особой остротой встаёт проблема подготовки к жизни и труду обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, т.к. повышение темпа и качества производительного труда, сокращение несложных видов работ в общественном производстве создают определенные трудности в социальной адаптации выпускников специальных школ.
В процессе труда люди вступают в определенные социальные взаимодействия друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда -это форма социальных связей, реализуемая в обмене и взаимном действии. То есть социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Исходя из этого в школах VIII вида основным предметом является трудовое обучение.
МКОУ «Специальная школа № 80» единственная в г. Новокузнецке, в которой 7 год функционируют 10-11 классы с углубленной трудовой подготовкой по следующим профилям: швейное дело, столярное дело, штукатурно-малярное дело, поварское дело, цветоводство и декоративное садоводство.
Нельзя отрицать и значимость специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке, которые были включены в программу с 1981 года. [1. с. 6-7]
Социально-бытовая ориентировка один из главных предметов коррекционного блока. Цель предмета - формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных школ. Повышение уровня общего развития обучающихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни. [4. с. 67]
Основные задачи специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке: формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации обучающихся, повышение уровня общего развития воспитанников и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни; корригирование недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности); развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации. [4. с. 68-69]
Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. [3. с. 3]
Помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд – одна из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработанная и внедренная мною в практику учебная программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой составлена на основе авторской программы Н.М. Платоновой// Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 331с.- (коррекционная педагогика). Программа способствует повышению уровня общего развития обучающихся, адаптации и социализации выпускников, их включению в производственные отношения в условиях социума. Рабочая учебная программа получила рецензию в МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецк. [4. с. 67-101]
В 10-11 классах продолжается изучение тем, включенных в программы для 5-9 классов. Программа построена с опорой на имеющиеся знания, умения и навыки и формирование на их базе новых, при расширении и углублении изученных ранее тем.
Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками специальных школ.
Содержание курса «Социально-бытовая ориентировка» дает возможность учителю ознакомить обучающихся с многими профессиями, воспитывать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность социально-бытовой ориентировки в профориентационной работе состоит в том, что здесь воспитанники получают определенные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Ничем не сравнить возникающие у человека, а особенно у подростка, чувства радости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем социально-бытовой ориентировки стоит задача так организовать работу, чтобы каждый обучающийся не только испытал подобное чувство, но чтобы они переросли в желание, а затем в привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.
Профессиональная ориентация - это комплекс психолого-медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями человека, состоянием его здоровья, а также с учетом потребностей рынка труда.
Основные задачи профориентации: изучение динамической структуры личности обучающегося с целью осуществления коррекционного воздействия на ее развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности; подготовка к самостоятельной трудовой деятельности, оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения; всестороннее изучение профессионально-трудовых возможностей обучающихся и оказание содействие их развитию; формирование трудовых навыков и умений, способность развитию творческих способностей обучающихся.
Система профессионального самоопределения разделяется на три основных раздела: профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями; систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда; формирование профессионально-важных качеств.
Особое внимание уделяется вопросам изучения разделов «Профориентация», «Трудоустройство», которые позволяют решать коррекционные, образовательные задачи по интеграции в общество обучающихся.
Тесно сотрудничаем с Государственным учреждением профессионального образования г. Новокузнецка. Организуем экскурсии в Центр занятости населения, на предприятия города.
Выпускники нашей школы продолжают свою учебную деятельность в Государственном учреждении профессионального образования г. Новокузнецка по трудовым профилям, которым обучались в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой.
Программный материал по социально-бытовой ориентировке помогает обучающимся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой подготовиться к сознательному выбору профессии с учетом потребностей рынка труда города. Освоенная на уроках выпускниками система знаний необходимых для социальной адаптации позволяет им успешно продолжить обучение в профессиональных учреждениях города, трудоустроится на работу.
Таким образом, открытие этих классов способствует более успешной социально трудовой адаптации выпускников специальных школ, которые не только овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и способны предложить себя на рынке труда, трудоустроиться по данной профессии.
Список используемой литературы:
- Социально-бытовая ориентировка [Текст]: под ред. Т.А. Девятковой.- М.: ВЛАДОС, 2008.
- Справочник выпускника специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида [Текст]: под ред. С.А. Львовой.- М.: ВЛАДОС, 2009.
- Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя [Текст]: под ред. А.А. Хилько.- Санкт-Петербург: Просвещение, 2006.
- Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст]: под ред. Н.М. Платоновой.- М.: ВЛАДОС, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об организации учебно -воспитательной работы в классах с углубленной трудовой подготовкой в школе 8 вида
В материале рассказывается о путях организации углубленной трудовой подготовки в 10 -11 классах школы 8 вида...
Карточки по углубленной трудовой подготовке в 10 классе коррекционной школы VIIIвида.
В нашей школе обучаются дети с диагнозом легкая и умеренная умственная отсталость.В коррекционной школе для детей с диагнозом легкая и умеренная умственная отсталость решающую роль в системе кор...
Организация профориентационной работы в 9-х, 11-х классах
Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далек...
Доклад "Значимость специальных коррекционных занятий по СБО в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой
В докладе говорится о значимости специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой...
Особенности преподавания СБО в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой
В статье говорится об особенностях преподавания СБО в 10-11 класса с углубленной трудовой подготовкой....
Сборник статей,, Модернизация общего и профессионального образования,, Статья,, Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой,,
В МКОУ "Специальная школа № 80" организованы классы с углубненной трудовой подготовкой (10-11 классы).Большое внимание уделяется Профориентационной работе....
Методическая рекомендация "Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой в МКОУ "Специальная школа № 80"
В методичекой рекомендации идет речь о создании классов с углубленной трудовой подготовкой, профориентационной работе на уроке социально-бытовая ориентировка....