Доклад "Значимость специальных коррекционных занятий по СБО в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой
статья (10 класс)
В докладе говорится о значимости специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zykina.doc.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
В настоящее время с особой остротой встаёт проблема подготовки к жизни и труду обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, т.к. повышение темпа и качества производительного труда, сокращение несложных видов работ в общественном производстве создают определенные трудности в социальной адаптации выпускников коррекционных школ.
В процессе труда люди вступают в определенные социальные взаимодействия друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда -это форма социальных связей, реализуемая в обмене и взаимном действии. То есть социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Исходя из этого в школах VIII вида основным предметом является трудовое обучение.
В связи с этим в школе организованы классы с углубленной трудовой подготовкой для обучающихся 10-11 классов.
Нельзя отрицать и значимость специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке, которые были включены в программу с 1981 года.
Социально-бытовая ориентировка один из главных предметов коррекционного блока. Цель предмета- формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений. Повышение уровня общего развития обучающихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни.
Основные задачи специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке: формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации обучающихся, повышение уровня общего развития воспитанников и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни; корригирование недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности); развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации.
На уроках социально-бытовой ориентировки применяются знания по русскому языку. Это чтение инструкций, справочной литературы, заполнение квитанций, бланков, запись рецептов, составление памяток, текстов телеграмм, заявлений. Без математики невозможно отмерить необходимое количество жидкости, сосчитать стоимость покупки, приготовить блюдо по рецепту, рассчитать бюджет, оплатить коммунальные услуги. Знания, полученные на уроках естествознания, необходимы для определения температуры воды при стирке, при приготовлении ванны, проветривании помещений. При уходе за комнатными растениями, обучении навыками личной гигиены. Изучение тем «Трудоустройство», «Семья», «Организации и учреждения» связано с уроками обществознания. Тесная связь с уроками труда.
Расширение кругозора обучающихся, умение ориентироваться в условиях большого города, в быту также является одной из важных задач.
Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд – одна из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработанная и внедренная мною в практику учебная программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой (табл. 1-4) составлена на основе авторской программы Н.М. Платоновой// Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 331с.- (коррекционная педагогика). Программа способствует повышению уровня общего развития обучающихся, адаптации и социализации выпускников, их включению в производственные отношения в условиях социума. Рабочая учебная программа получила рецензию в МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецк.
В 10-11 классах продолжается изучение тем, включенных в программы для 5-9 классов. Программа построена с опорой на имеющиеся знания, умения и навыки и формирование на их базе новых, при расширении и углублении изученных ранее тем.
На уроках социально-бытовой ориентировки используются коррекционно-развивающиеся технологии, которые направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду в условиях современного общества.
Основными формами и методами обучения являются сюжетно-ролевые игры, беседы, экскурсии, практические работы по темам курса. Широко используются наглядные средства обучения.
На занятиях уделяется большое внимание обогащению словарного запаса, развитию устной и письменной речи обучающихся, закреплению навыков составления деловых бумаг с учётом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках русского языка.
На занятиях помимо контроля за уровнем усвоения учебного материала проводится отслеживание и контроль за формированием практических умений и навыков.
Количественный состав группы обучающихся на уроке социально-бытовой ориентировки позволяет индивидуально подойти к объяснению учебного материала, формированию практических умений и также индивидуально провести контроль знаний и умений обучающихся.
Для контроля знаний, умений и навыков разработаны тесты, самостоятельные и контрольные работы.
Разработанная для отслеживания и контроля за формированием практических умений «Карта определения сформированности социально-бытовых знаний и умений обучающихся 10-11 классов» помогает правильно определить актуальное состояние практического умения, зону его ближайшего развития у обучающихся, определить стратегию работы по повышению мотивации воспитанника к овладению необходимыми умениями.
В начале года отмечается в карте, на каком уровне у того или иного обучающегося находится сформированность данного социально-бытового умения в соответствии с программными требованиями. В соответствии с уровнем учебных возможностей ребёнка отмечаются в карте те умения, над формированием которых будет вестись работа в следующей четверти.
По мере прохождения программного материала каждую четверть в 10-11 классах отмечается следующее: прошёл ли переход в овладении умением с одного уровня на другой; появилась ли у ребёнка мотивация к овладению навыком, если её не было.
В конце года составляется график мониторинга за учебный год.
Особое внимание уделяется вопросам изучения раздела «Трудоустройство», который позволяет решить коррекционные, образовательные задачи по интеграции в общество обучающихся.
Программный материал по социально-бытовой ориентировке помогает обучающимся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой школы VIII вида подготовиться к сознательному выбору профессии с учётом потребностей рынка труда города. Освоение на уроках выпускниками системы знаний необходимых для социальной адаптации позволяет им успешно продолжать обучение в профессиональных училищах города, трудоустраиваться на работу.
Таким образом, открытие классов с углубленной трудовой подготовкой способствует более успешной социально трудовой адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида, которые не только овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и способны предложить себя на рынке труда, работать самостоятельно без помощи руководства, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде, адекватно осознавать собственные возможности и способности.
Пояснительная записка
Настоящая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» составлена для 10-11 классов на основании авторской программы под редакцией Н.М.Платоновой, А.М.Щербаковой, «Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида». М.: «Владос», 2006 г., которая является допущенной МО РФ.
Программа составлена на 68 часов (10 класс), 66 часов (11 класс), 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на один год обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- формировать знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации обучающихся, повышать уровень общего развития воспитанников и их всестороннюю подготовку к будущей самостоятельной жизни;
- корригировать недостатки психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);
- развивать коммуникативные функции речи как непременное условие социальной адаптации.
Данный курс преследует цель практической подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний, навыков и умений, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
- Личная гигиена
- Медицинская помощь
- Жилище
- Одежда и обувь
- Служба быта
- Торговля
- Семья
- Культура общения
- Бюджет
- Средства связи
- Транспорт
- Трудоустройство.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является то, что программа позволяет получить теоретические и практические знания и умения с учётом возрастных и психофизических особенностей развития, уровня знаний и умений обучающихся 10-11 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у обучающихся с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.
Особое внимание уделяется вопросам изучения раздела «Трудоустройство», который позволяет решить коррекционные, образовательные, воспитательные задачи по интеграции в общество обучающихся.
При организации занятий используются разнообразные формы и методы обучения: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Контроль и учёт теоретических знаний обучающихся осуществляется учителем путём бесед, устного и письменного опросов, тестирования.
Изучение курса по социально-бытовой ориентировке способствует подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду в условиях современного общества.
Таблица 1
10 класс
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Примечания |
1 | Вводное занятие. | ||
2 | Личная гигиена: уход за кожей лица, тела, ног. | ||
3 | Санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями. | ||
4 | Санитарно-гигиенические правила пользования бритвенными принадлежностями. | ||
5 | Уход за волосами. Прическа. | ||
6 | Практическая работа. Выполнение прически. | ||
7 | Инфекционные заболевания. | ||
8 | Причины возникновения инфекционных заболеваний. Профилактические меры. | ||
9 | Понятие об иммунитете. Значение прививок. | ||
10 | Уход за больным инфекционным заболеванием дома, меры предосторожности. | ||
11 | Мебель, оборудование, интерьер кухни. | ||
12 | Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни. | ||
13 | Борьба с вредными насекомыми. Средства для борьбы с вредными насекомыми. | ||
14 | Меры безопасности при использовании средств для борьбы с вредными насекомыми. | ||
15 | Мода, стиль, назначение одежды. Как показать достоинства фигуры и скрыть её недостатки. | ||
16 | Выбор одежды и обуви при покупке в зависимости от уже имеющегося гардероба. | ||
17 | Размер твоей одежды и обуви. | ||
18 | Определение личного размера одежды и обуви. Практическая работа. | ||
19 | Ателье по ремонту меховой и кожаной одежды. | ||
20 | Экскурсия в ателье. | ||
21 | Химчистка. Порядок сдачи и получения вещей в химчистке. | ||
22 | Экскурсия в химчистку. | ||
23 | Оптовая и розничная торговля. | ||
24 | Рынок. Отделы рынка. | ||
25 | Отличие рыночной торговли от магазинной (торг). | ||
26 | Экскурсия на рынок. | ||
27 | Торговля по кредитным карточкам. Торговля со скидкой. | ||
28 | Торговля в кредит. Торговля по каталогам. | ||
29 | Состав семьи. Отношения между членами семьи. | ||
30 | Обязанности детей по отношению к родителям. | ||
31 | Приём гостей. Приглашение гостей. Подготовка к приёму гостей. | ||
32 | Подготовка к приёму гостей. | ||
33 | Встреча гостей, знакомство родителей с новыми друзьями. | ||
34 | Ролевая игра «Ты идёшь в гости». | ||
35 | Источник семейного бюджета. | ||
36 | Необходимые ежемесячные платежи. | ||
37 | Планирование расходов на месяц. | ||
38 | Планирование расходов на месяц. Практическая работа. | ||
39 | Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сбербанке. | ||
40 | Экскурсия в сбербанк. | ||
41 | Оформление заказа на покупку товара по почте. | ||
42 | Заполнение бланка для оформления заказа на покупку товара по почте. Практическая работа. | ||
43 | Оформление подписки на газеты и журналы. Заполнение бланков на подписку. | ||
44 | Экскурсия на почту. | ||
45 | Междугородний автотранспорт. | ||
46 | Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. | ||
47 | Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда. | ||
48 | Экскурсия на автовокзал. | ||
49 | Вводное занятие. | ||
50 | Ознакомление со списком профессий, которым обучают в коррекционных группах профессиональных училищ города. | ||
51 | Краткая характеристика рабочих специальностей, получаемых в профессиональных училищах. | ||
52 | Порядок поступления в профессиональное училище. | ||
53 | Временная и постоянная занятости. | ||
54 | Документы, необходимые для приёма на работу. | ||
55 | Охрана труда несовершеннолетних. | ||
56 | Трудовой кодекс. | ||
57 | Трудовой договор. | ||
58 | Оформление на работу по договору. Практическая работа. | ||
59 | Временные работы. | ||
60 | Общественные работы службы занятости. | ||
61 | Ознакомление с Законом о занятости населения в Российской Федерации. | ||
62 | Права граждан в области занятости. | ||
63 | Государственная служба занятости населения, её адрес, функции, назначение. | ||
64 | Ознакомление с Законом о квотировании рабочих мест в г. Новокузнецке. | ||
65 | Экскурсия в Центр занятости населения. | ||
66 | Экскурсия в Центр занятости населения. | ||
67 | Варианты поиска работы. | ||
68 | Итоговое занятие. Рекомендации учителя на летний период по трудоустройству. |
Таблица 2
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Общее количество часов |
1 | Личная гигиена | 6 |
2 | Медицинская помощь | 4 |
3 | Жилище | 4 |
4 | Одежда и обувь | 4 |
5 | Служба быта | 4 |
6 | Торговля | 6 |
7 | Семья | 2 |
8 | Культура общения | 4 |
9 | Бюджет | 6 |
10 | Средства связи | 4 |
11 | Транспорт | 4 |
12 | Трудоустройство | 20 |
Всего: | 68 |
Содержание курса
I. Личная гигиена (6 часов)
Вводное занятие. Личная гигиена: уход за кожей лица, тела, ног. Санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями. Санитарно-гигиенические правила пользования бритвенными принадлежностями. Уход за волосами. Прическа.
II. Медицинская помощь (4 часа)
Инфекционные заболевания. Причины возникновения инфекционных заболеваний. Профилактические меры. Понятие об иммунитете. Значение прививок. Уход за больным инфекционным заболеванием дома, меры предосторожности.
III. Жилище (4 часа)
Мебель, оборудование, интерьер кухни. Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни. Борьба с вредными насекомыми. Меры безопасности при использовании средств для борьбы с вредными насекомыми.
IV. Одежда и обувь (4 часа)
Мода, стиль, назначение одежды. Как показать достоинства фигуры и скрыть её недостатки. Выбор одежды и обуви при покупке в зависимости от уже имеющегося гардероба. Размер твоей одежды и обуви.
V. Служба быта (4 часа)
Ателье по ремонту меховой и кожаной одежды. Химчистка. Порядок сдачи и получения вещей в химчистке.
VI. Торговля (6 часов)
Оптовая и розничная торговля. Рынок. Отделы рынка. Отличие рыночной торговли от магазинной (торг). Торговля по кредитным карточкам. Торговля со скидкой. Торговля в кредит. Торговля по каталогам.
VII. Семья (2 часа)
Состав семьи. Отношения между членами семьи. Обязанности детей по отношению к родителям.
VIII. Культура общения (4 часа)
Приём гостей. Приглашение гостей. Подготовка к приёму гостей. Подготовка к приёму гостей. Встреча гостей, знакомство родителей с новыми друзьями. Ролевая игра «Ты идёшь в гости».
IX. Бюджет (6 часов)
Источник семейного бюджета. Необходимые ежемесячные платежи. Планирование расходов на месяц. Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сбербанке.
X. Средства связи (4 часа)
Оформление заказа на покупку товара по почте. Оформление подписки на газеты и журналы. Заполнение бланков на подписку.
XI. Транспорт (4 часа)
Междугородний автотранспорт. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.
XII. Трудоустройство (20 часов)
Вводное занятие. Ознакомление со списком профессий, которым обучают в коррекционных группах профессиональных училищ города. Краткая характеристика рабочих специальностей, получаемых в профессиональных училищах. Порядок поступления в профессиональное училище. Временная и постоянная занятости. Документы, необходимые для приёма на работу. Охрана труда несовершеннолетних. Трудовой кодекс. Трудовой договор. Оформление на работу по договору. Практическая работа. Временные работы. Общественные работы службы занятости. Ознакомление с Законом о занятости населения в Российской Федерации. Права граждан в области занятости. Государственная служба занятости населения, её адрес, функции, назначение. Ознакомление с Законом о квотировании рабочих мест в г. Новокузнецке. Варианты поиска работы. Итоговое занятие. Рекомендации учителя на летний период по трудоустройству.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Обучающиеся должны знать:
- Санитарно- гигиенические правила пользования маникюрными и бритвенными принадлежностями.
- Причины возникновения инфекционных заболеваний, профилактические меры.
- Санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни.
- Правила подбора одежды и обуви.
- Порядок оформления подписки на газеты и журналы.
- Порядок приобретения билета на вокзале.
- Правила приёма гостей и поведения в гостях.
- Источник семейного бюджета.
- Способы определения правильности отпуска товара и подсчета его стоимости.
- Обязанности детей по отношению к родителям.
- Краткую характеристику предлагаемых профессиональными училищами специальностей.
- Перечень работ, запрещенных для подростков.
Обучающиеся должны уметь:
- Ухаживать за ногтями.
- Ухаживать за больным в домашних условиях.
- Выбирать одежду и обувь при покупке в зависимости от уже имеющегося гардероба.
- Выбирать продукты.
- Следить за правильностью отпуска товара и подсчета его стоимости.
- Выполнять правила приёма гостей и поведения в гостях.
- Планировать расходы на месяц.
- Ориентироваться в расписании отправления рейсовых автобусов.
- Покупать билет на междугородний автобус.
- Выбирать предлагаемую специальность в соответствии с индивидуальными возможностями.
- Готовить документы для поступления в профессиональные училища.
- Соблюдать этику служебных отношений.
Таблица 3
11 класс
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Примечания | |
1 | Вводное занятие. | |||
2 | Правила техники безопасности при приготовлении пищи. | |||
3 | Культура поведения за столом. | |||
4 | Правила пользования столовыми приборами. | |||
5 | Полноценное питание грудных младенцев, дошкольников, подростков. | |||
6 | Приготовление каши на молоке. Практическая работа. | |||
7 | Выпечка: пироги. | |||
8 | Практическая работа. Выпечка пирогов. | |||
9 | Макияж. Косметические средства для выполнения макияжа. | |||
10 | Соответствие макияжа ситуации. Удаление макияжа. | |||
11 | Выполнение макияжа. Практическая работа. | |||
12 | Средства для загара. Срок годности косметических средств. | |||
13 | Вред курения. | |||
14 | Вред алкоголя и наркотиков. | |||
15 | Социальные последствия, к которым приводят вредные привычки. | |||
16 | Способы борьбы с вредными привычками. | |||
17 | Поведение юноши по отношению к девушке. Знаки внимания, которые юноша может проявлять по отношению к понравившейся ему девушке. | |||
18 | Поведение девушки по отношению к юноше. Правила общения девушек и юношей, предупреждающие сексуальное насилие. | |||
19 | Внешний вид молодых людей. | |||
20 | Ролевая игра «Встреча молодых людей». | |||
21 | Основы семейных взаимоотношений, семейные традиции. | |||
22 | Представление обучающихся об их будущих семьях. | |||
23 | В семье ждут ребёнка: полноценное питание и здоровый образ жизни будущей мамы. | |||
24 | Приготовление необходимых вещей для младенца. | |||
25 | Санитарно-гигиенические правила содержания детских принадлежностей. | |||
26 | Уход за грудным ребёнком. | |||
27 | Оборудование детской комнаты. | |||
28 | Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской комнаты. | |||
29 | Еженедельная уборка квартиры. Последовательность уборки. | |||
30 | Практическая работа. Уборка классной комнаты. | |||
31 | Распределение бюджета. | |||
32 | Планирование расходов на месяц. | |||
33 | Оплата коммунальных услуг через сбербанк. | |||
34 | Оформление оплаты коммунальных платежей. Практическая работа. | |||
35 | Сбережения. | |||
36 | Экскурсия в сбербанк. | |||
37 | Мобильная связь. | |||
38 | Пользование мобильным телефоном. Практическая работа. | |||
39 | Интернет. | |||
40 | Экскурсия в пункт продажи интернет карт и карт мобильной связи. | |||
41 | Центры социальной защиты населения. | |||
42 | Функции, порядок обращения. | |||
43 | Районные Управы. | |||
44 | Экскурсия в администрацию Куйбышевского района г. Новокузнецка. | |||
45 | Правоохранительные органы, МЧС. | |||
46 | Экскурсия в ОВД. | |||
47 | Трудоустройство выпускников школы. | |||
48 | Отчёт обучающихся о летней занятости. | |||
49 | Оформление на работу. | |||
50 | Деловые бумаги. | |||
51 | Составление заявления. Практическая работа. | |||
52 | Заполнение анкеты. Практическая работа. | |||
53 | Составление автобиографии по образцу. Практическая работа. | |||
54 | Составление доверенности по образцу. Практическая работа. | |||
55 | Составление расписки по образцу. Практическая работа. | |||
56 | Составление докладной записки, заявки по образцу. Практическая работа. | |||
57 | Имидж молодого человека. | |||
58 | Ролевая игра «Я собираюсь на работу». | |||
59 | Правила ведение делового разговора по телефону. | |||
60 | Ролевая игра «Я хотел бы у вас работать». | |||
61 | Ярмарка вакансий. | |||
62 | Агентства по подбору персонала. | |||
63 | Экскурсия в Центр занятости населения. | |||
64 | Экскурсия в Центр занятости населения. | |||
65 | Тестирование «Чего я хочу- то я могу – что мне надо». | |||
66 | Итоговое занятие. Рекомендации учителя на летний период по трудоустройству. |
Таблица 4
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Общее количество часов |
1 | Питание | 8 |
2 | Личная гигиена | 4 |
3 | Вредные привычки | 4 |
4 | Культура общения | 4 |
5 | Семья | 6 |
6 | Жилище | 4 |
7 | Бюджет семьи | 6 |
8 | Средства связи | 4 |
9 | Учреждения, организации, предприятия | 6 |
10 | Трудоустройство | 20 |
Всего: | 66 |
Содержание курса
I. Питание (8 часов)
Вводное занятие. Правила техники безопасности при приготовлении пищи. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами. Полноценное питание грудных младенцев, дошкольников, подростков. Приготовление каши на молоке. Выпечка пирогов.
II. Личная гигиена (4 часа)
Макияж. Косметические средства для выполнения макияжа. Соответствие макияжа ситуации. Удаление макияжа. Средства для загара. Срок годности косметических средств.
III. Вредные привычки (4 часа)
Вред курения. Вред алкоголя и наркотиков. Социальные последствия, к которым приводят вредные привычки. Способы борьбы с вредными привычками.
IV. Культура общения (4 часа)
Поведение юноши по отношению к девушке. Знаки внимания, которые юноша может проявлять по отношению к понравившейся ему девушке. Поведение девушки по отношению к юноше. Правила общения девушек и юношей, предупреждающие сексуальное насилие. Внешний вид молодых людей. Ролевая игра «Встреча молодых людей».
V. Семья (8 часов)
Основы семейных взаимоотношений, семейные традиции. Представление обучающихся об их будущих семьях. В семье ждут ребёнка: полноценное питание и здоровый образ жизни будущей мамы. Приготовление необходимых вещей для младенца. Санитарно-гигиенические правила содержания детских принадлежностей. Уход за грудным ребёнком.
VI. Жилище (4 часа)
Оборудование детской комнаты. Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской комнаты. Еженедельная уборка квартиры. Последовательность уборки.
VII. Бюджет семьи (6 часов)
Распределение бюджета. Планирование расходов на месяц. Оплата коммунальных услуг через сбербанк. Сбережения.
VIII. Средства связи (4 часа)
Мобильная связь. Интернет. Экскурсия в пункт продажи интернет карт и карт мобильной связи
IX. Учреждения, организации, предприятия (6 часов)
Центры социальной защиты населения. Функции, порядок обращения. Районные Управы. Правоохранительные органы, МЧС.
X. Трудоустройство (20 часов)
Трудоустройство выпускников школы. Отчёт обучающихся о летней занятости. Оформление на работу. Деловые бумаги. Имидж молодого человека. Ролевая игра «Я собираюсь на работу». Правила ведение делового разговора по телефону. Ролевая игра «Я хотел бы у вас работать». Ярмарка вакансий. Агентства по подбору персонала. Тестирование «Чего я хочу- то я могу – что мне надо». Итоговое занятие. Рекомендации учителя на летний период по трудоустройству.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Обучающиеся должны знать:
- Косметические средства для макияжа, загара.
- О вредном воздействии алкоголя и наркотиков на организм человека.
- Способы борьбы с вредными привычками.
- Основы семейных взаимоотношений.
- Санитарно- гигиенические требования к содержанию детской комнаты.
- Порядок эксплуатации мобильного телефона.
- Условия компьютерной связи.
- Правила заполнения деловых бумаг.
- Правила поведения с коллегами по работе, с администрацией.
- Правила этикета.
Обучающиеся должны уметь:
- Выполнять несложный макияж и удалять его с помощью косметических средств.
- Составлять приблизительный план расходов бюджета семьи.
- Пользоваться сотовым телефоном.
- Выразить просьбу, дать ответ в письменной форме, благодарить за помощь.
- Вести себя вежливо, с достоинством, соблюдать деловой стиль общения.
- Заполнять деловые бумаги.
- Подбирать деловую и рабочую одежду.
- Следить за своим внешним видом.
- Следить за своей речью.
- Провести телефонный разговор с соблюдением правил этикета.
Список литературы.
Для учителя:
1. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида /Т.А.Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова. – М.: Владос, 2008.
2. Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида /А.М.Щербакова. – М.: Энас, 2002.
3.Львова С.А. Справочник выпускника/ С.А.Львова.- М.: Владос, 2009.
4. Хилько А.А. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида /А.А. Хилько, М.Е.Ермощенко, А.Д.Смирнова.- М: Просвещение,2006.
5. Платонова Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида / А.М. Платонова, Н.М. Платонова.- М.: Владос, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об организации учебно -воспитательной работы в классах с углубленной трудовой подготовкой в школе 8 вида
В материале рассказывается о путях организации углубленной трудовой подготовки в 10 -11 классах школы 8 вида...
Карточки по углубленной трудовой подготовке в 10 классе коррекционной школы VIIIвида.
В нашей школе обучаются дети с диагнозом легкая и умеренная умственная отсталость.В коррекционной школе для детей с диагнозом легкая и умеренная умственная отсталость решающую роль в системе кор...
Особенности преподавания СБО в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой
В статье говорится об особенностях преподавания СБО в 10-11 класса с углубленной трудовой подготовкой....
Профориентационная работа на уроках СБО в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой
Профориентационная работа на уроках СБО в 10-11 класса с углубленной трудовой подготовкой...
Сборник статей,, Модернизация общего и профессионального образования,, Статья,, Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой,,
В МКОУ "Специальная школа № 80" организованы классы с углубненной трудовой подготовкой (10-11 классы).Большое внимание уделяется Профориентационной работе....
Методическая рекомендация "Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой в МКОУ "Специальная школа № 80"
В методичекой рекомендации идет речь о создании классов с углубленной трудовой подготовкой, профориентационной работе на уроке социально-бытовая ориентировка....
Тема: «Цифровизация коррекционно-образовательного процесса, как средство повышения эффективности обучения на уроках трудовой подготовки».
Чтобы совершить прорыв к новому качеству образования, необходимо построение различных образовательных моделей, приведение их в соответствие с запросами общества. Одним из решений проблемы являе...