Особенности преподавания СБО в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой
статья (11 класс)

Петрова Марина Ивановна

В  статье говорится об особенностях преподавания СБО в 10-11 класса с углубленной трудовой подготовкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_prepodavaniya_sbo_v_10-11_kl.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности преподавания социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой»

       В настоящее время с особой остротой встаёт проблема подготовки к жизни и труду обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, т.к. повышение темпа и качества производительного труда, сокращение несложных видов работ в общественном производстве создают определенные трудности в социальной адаптации выпускников коррекционных школ.

        В процессе труда люди вступают в определенные социальные взаимодействия друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда -это форма социальных связей, реализуемая в обмене и взаимном действии. То есть социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Исходя из этого в школах VIII вида основным предметом является трудовое обучение.

         В связи с этим в школе организованы классы с углубленной трудовой подготовкой для обучающихся 10-11 классов.

        Нельзя отрицать и значимость специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке, которые были включены в программу с 1981 года. [1. с. 6-7]

        Социально-бытовая ориентировка один из главных предметов коррекционного блока. Цель предмета- формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений. Повышение уровня общего развития обучающихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни. [4. с. 67]

        Основные  задачи специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке: формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации обучающихся, повышение уровня общего развития воспитанников и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни; корригирование недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности); развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации. [4. с. 68-69]

         На уроках социально-бытовой ориентировки применяются знания по русскому языку. Это чтение инструкций, справочной литературы, заполнение квитанций, бланков, запись рецептов, составление памяток, текстов телеграмм, заявлений. Без математики невозможно отмерить необходимое количество жидкости, сосчитать стоимость покупки, приготовить блюдо по рецепту, рассчитать бюджет, оплатить коммунальные услуги. Знания, полученные на уроках естествознания, необходимы для определения температуры воды при стирке, при приготовлении ванны, проветривании помещений. При уходе за комнатными растениями, обучении навыками личной гигиены. Изучение тем «Трудоустройство», «Семья», «Организации и учреждения» связано с уроками обществознания. Тесная связь с уроками труда. [1. с. 3-4]

          Расширение кругозора обучающихся, умение ориентироваться в условиях большого города, в быту также является одной из важных задач.

          Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. [3. с. 3]

          Помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд – одна из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

          Разработанная и внедренная мною в практику учебная программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой составлена на основе авторской программы Н.М. Платоновой// Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 331с.- (коррекционная педагогика). Программа способствует повышению уровня общего развития обучающихся, адаптации и социализации выпускников, их включению в производственные отношения в условиях социума. Рабочая учебная программа получила рецензию в МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецк. [4. с. 67-101]

В 10-11 классах продолжается изучение тем, включенных в программы для 5-9 классов. Программа построена с опорой на имеющиеся знания, умения и навыки и формирование на их базе новых, при расширении и углублении изученных ранее тем.

          На уроках социально-бытовой ориентировки используются коррекционно-развивающиеся технологии, которые направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной  жизни и труду в условиях современного общества.

          Основными формами и методами обучения являются сюжетно-ролевые игры, беседы, экскурсии, практические работы по темам курса. Широко используются наглядные средства обучения.

          На занятиях уделяется большое внимание обогащению словарного запаса, развитию устной и письменной речи обучающихся, закреплению навыков составления деловых бумаг с учётом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках русского языка. [4. с.70]

          На занятиях помимо контроля за уровнем усвоения учебного материала проводится отслеживание и контроль за формированием практических умений и навыков.

          Количественный состав группы обучающихся на уроке социально-бытовой ориентировки позволяет  индивидуально подойти к объяснению учебного материала, формированию практических умений и также индивидуально провести контроль знаний и умений обучающихся.

          Для контроля знаний, умений и навыков разработаны тесты, самостоятельные и контрольные работы.

         Разработанная для отслеживания и контроля за формированием практических умений «Карта определения сформированности социально-бытовых знаний и умений  обучающихся 10-11 классов» помогает правильно определить актуальное состояние практического умения, зону его ближайшего развития у обучающихся, определить стратегию работы по повышению мотивации воспитанника к овладению необходимыми умениями.

          В начале года отмечается в карте, на каком уровне у того или иного обучающегося находится сформированность данного социально-бытового умения в соответствии с  программными требованиями. В соответствии с уровнем учебных возможностей ребёнка отмечаются в карте те умения, над формированием которых будет вестись работа в следующей четверти.

            По мере прохождения программного материала каждую четверть в 10-11 классах отмечается следующее: прошёл ли переход в овладении умением с одного уровня на другой; появилась ли у ребёнка мотивация к овладению навыком, если её не было.

          В конце года составляется график мониторинга за учебный год.

Особое внимание уделяется вопросам изучения раздела «Трудоустройство», который позволяет решить коррекционные, образовательные задачи по интеграции в общество обучающихся.

           Программный материал по социально-бытовой ориентировке помогает обучающимся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой школы VIII вида подготовиться к сознательному выбору профессии с учётом потребностей рынка труда города. Освоение на уроках выпускниками системы знаний необходимых для социальной адаптации позволяет им успешно продолжать обучение в профессиональных училищах города, трудоустраиваться на работу.

         Таким образом, открытие классов с углубленной трудовой подготовкой способствует более успешной социально трудовой адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида, которые не только овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и способны предложить себя на рынке труда,  работать самостоятельно без помощи руководства,  брать на себя ответственность,  участвовать в совместном принятии решений,  осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде, адекватно осознавать собственные возможности и способности.

Список литературы

  1. Социально-бытовая ориентировка/ под ред. Т.А. Девятковой.- М.: ВЛАДОС, 2008.
  2. Справочник выпускника специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида/ под ред. С.А. Львовой.- М.: ВЛАДОС, 2009.
  3. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.А. Хилько.- Санкт-Петербург: Просвещение, 2006.
  4. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ под ред. Н.М. Платоновой.- М.: ВЛАДОС, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Особенности преподавания Информатики и ИКТ в классах компенсирующего обучения"

В работе рассмотрены особенности учащихся классов компенсирующего обучения, приведены основные принципы и методы преподавания Информатики и ИКТ в данных классах....

Об организации учебно -воспитательной работы в классах с углубленной трудовой подготовкой в школе 8 вида

В материале рассказывается о  путях организации углубленной трудовой подготовки в 10 -11 классах школы 8 вида...

Карточки по углубленной трудовой подготовке в 10 классе коррекционной школы VIIIвида.

В нашей школе обучаются дети с диагнозом легкая и умеренная умственная отсталость.В коррекционной школе для детей с  диагнозом легкая и умеренная умственная отсталость решающую роль в системе кор...

Доклад "Значимость специальных коррекционных занятий по СБО в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой

В докладе говорится о значимости специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой...

Профориентационная работа на уроках СБО в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой

Профориентационная работа на уроках СБО в 10-11 класса с углубленной трудовой подготовкой...

Сборник статей,, Модернизация общего и профессионального образования,, Статья,, Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой,,

В МКОУ "Специальная школа № 80" организованы классы с углубненной трудовой подготовкой (10-11 классы).Большое внимание уделяется Профориентационной работе....

Методическая рекомендация "Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой в МКОУ "Специальная школа № 80"

В методичекой рекомендации идет речь о создании классов с углубленной трудовой подготовкой, профориентационной работе на уроке социально-бытовая ориентировка....