индивидуальный маршрут коррекции речи при СНР
рабочая программа

Захаренко Марина Евгеньевна

Вашему вниманию  предлагается вариант индивидуального маршрута коррекции речи при СНР. Основными задачами являются: развитие понимания речи, накопление и активизация словаря, формирование простой фразы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

на 2019– 2020 уч. год

ФИО ребенка, дата рождения

Логопедическое заключение: СНР  1 уровень при ЗПР

Задачи:

1)        Развитие понимания обращенной речи;

2)        Накопление и активизация словаря;

3)        Формирование простой фразы.

  1. Подготовительный этап:

- установление зрительного и эмоционального контактов;

- подбор адекватной аффективной и сенсорной стимуляций;

- настрой ребенка на эмоциональное сопереживание;

- повышение уровня общей активности ребенка;

- организация произвольного внимания — развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

Формируется на основе использования различных видов неречевой деятельности (игра, рисование, лепка). Эти задания развивают сосредоточение внимания на развитии событий. Эмоциональный смысл вводится в задания, основанные на сенсорной стимуляции — раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях. Все действия включаются микродозами и сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами.

  1. Выработка языковых навыков и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования коммуникативной деятельности.

- Развитие восприятия: слухового, зрительного, тактильного. Развитие слухового восприятия: - различение неречевых звуков (природных, музыкальных) - опознание направления звука - различение неречевых звуков по силе, тембру, высоте (барабан и флейта) (две дудочки)

 - Развитие тактильного восприятия - « чудесный мешочек» (находить знакомые предметы по контуру) - дифференцировать знакомые предметы схожие (монета-пуговица) - накопление в пассиве прилагательных (достать сначала длинные предметы, потом колючие, потом гладкие)

- Развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой, приглашающий жест, дай «пять»), сочетающихся со словесной инструкцией и без нее;

- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);

- выполнение имитационных движений руками;

- жестовое приветствие и прощание;

- выполнение имитационных движений (сопровождение речи движениями на материале потешек, песенок, стихов)

3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

- пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;

- различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;

- активизация пассивных и активных движений пальцев рук;

- упражнения с пластилином;

- артикуляционная и мимическая гимнастика;

- задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;

- автоматизация отдельных артикулем;

- выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

Дид.игры: «Пальчиковый бассейн», «Зеркало», «Обезьянки»

4. Развитие понимания обращенной речи

—запоминание названий простых движений (ладушки до свидания, дай руку, нельзя, дай, на) и выполнение этих движений по словам;

—игры-развлечения: прятки, коза-коза, ку-ку, сорока;

—умение по слову найти предмет, игрушку;

—нахождение данной игрушки среди двух-трех, узнавание себя и других детей по имени;

—запоминание названия некоторых окружающих предметов;

—выбор игрушки по просьбе взрослого «дай»;

—выполнение действия с предметами, названия которых детям известны в случае необходимости можно помочь ребенку выполнять задание.

Поэтапное расширение объема понимания речи:

1. Развитие понимания названий предметов и действий той ситуации, в которой ребенок находится (Д/и «Одень куклу», «Строим башню»).

2. Расширение пассивного предметного словаря с помощью предметных картинок (данная работа проводится при изучении лексико-грамматических тем.)

3. Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди, животные совершают разные действия («Покажи, где мальчик спит, а где собачка бежит»).

4. Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (мальчик ест, пьет, сидит, спит, бежит).

5. Обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий («Покажи, кто спит?»).

6. Обучение пониманию вопросов: Где? Куда? Откуда? На чем? - для выяснения местонахождения предметов.

7. Обучение пониманию вопросов: Что? Кого? (у кого?) - для выявления объекта действия («Покажи, что рисует девочка? Кого везет мама?»).

8. Обучение пониманию вопроса Чем? («Покажи, чем рисует девочка?»).

9. Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок («Кто катается на санках? А кто на лыжах?» и т.д.).

10. Выполнение действий в определенной последовательности без предмета («Сядь-встань-попрыгай»).

11. Выполнение действий в определенной последовательности с отобранными предметами (Д/и «Поручение»).


ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕФЕКТОЛОГА НА 2019– 2020 УЧ. ГОД

Сурин Ярослав, 01.06.2014

Задачи:

  1. Формирование предметно-практической и конструктивной деятельности;
  2. Формирование сенсорных эталонов;
  3. Формирование элементарных математических представлений.

I. Формирование эмоционального контакта со взрослыми

1. Побуждение речевой активности и потребности в эмоциональном и речевом общении.

2. Создание игровых ситуаций, вызывающих стремление к взаимодействию со взрослыми. «Дай мне игрушку», «Где звучит игрушка?».

3. Побуждать к активности в контактах со взрослыми. Привлекать внимание к игрушкам, к действиям с ними.

II. Формирование умения подражать взрослому.

1. Учить смотреть на взрослого и подражать различным его действиям.

2. Выполнять простые подражательные движения за педагогом. «Делай как я»: поднять  руки вверх, положить руки на голову, и т. д.

3. Выполнение подражательных движений с игрушками.

III. Развитие моторики.

1. Упражнение имитационного характера: «Мишка топает», «Птички летят».

2. Подражание крупным и мелким движениям руки.

2. Занятия с раздаточным материалом: пирамидки, кубики, нанизывание колец, раскладывание мелких предметов. Игра «Построим дом».

3. Рисование по песку.

IV. Развитие слухового восприятия.

  1. Восприятие звучащих музыкальных инструментов, звучание игрушек: барабан, дудочка, погремушка.
  2. Учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием: «ав-ав» — собака; «мяу» — кошка; «ку-ка-ре-ку» — петух; «пи-пи-пи».— цыпленок (игра «Кто в домике живет?»)

V. Развитие  сенсорного восприятия: формирование представлений о форме, величине, цвете.

1. «Поймай игрушку» - учить различать форму, перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы.

2. Практическое действие, требующее опоры на форму и величину предмета.

3. Подбор предметов по цвету.

- по подражанию сличать два цвета: красный - синий, жёлтый – зелёный.

4.  Большой – маленький. При непосредственном сопоставлении 2-ух контрастных  по величине предметов. Выделение из нескольких предметов одного большого или маленького.

5. Формировать понятия о форме: шар, кубик, колечко, палочка. 

6. Шариковые ванны для рук (Спрячь ладошки, найди игрушку)

7. Осязательные ванны для рук (фасоль горох, желуди)

VI. Развитие пространственных отношений.

1. Уметь показывать части тела на себе и на игрушках.

2.  Наблюдение за движущимися игрушками.

3. Перекладывание предметов из одной коробки в другую.

4. Катание шариков в определённом направлении.

VII. Освоение ближайшего предметного окружения, развитие понимания обращенной речи.

1. Формировать зрительно-слуховое восприятие в процессе игровых действий, развивать понимание элементарных инструкций «Где звучит игрушка?».

2. Уточнение и накопление словаря пассивного:

- выполнение команд-поручений.

-игра - диалоги.

3. Импрессивная речь:

- выполнение инструкций

- понимание инструкций обусловленных ситуаций, звукоподражание, вызывание лепета,

 переход к слову.

-показ игрушек: кошка, собака, кукла, корова, и т. д. 2-5 игрушек с соответствующими  обозначениями му - му и т. д.

4. Формировать понимание и выполнение побудительных инструкций: «возьми – положи», «сними – надень».

VIII. Игровая деятельность.

1. Сосредотачивать внимание на одной игрушке.

2. Учить подражательным действиям: «Покатай машинку», «Спрячь игрушку», «Сожми мяч-кидай», «Лови мяч», «Строим дом» (из кубиков)

IX. Изобразительная деятельность.

1. Чирканье на доске маркером.

2. Демонстрация краски, кисти, карандаша, наблюдение появления цветовых пятен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к решению проблем коррекции речи у детей с нарушением слуха на индивидуальных занятиях

           Перед  современной  школой  становится  задача   пересмотра  содержания, совершенствования методики и организации учебно-воспитательной  работы, осуществления комплексного подхода к делу об...

Индивидуальный маршрут по коррекции дизартрии

Краткая программа содержит основные направления коррекционной работы с данным речевым нарушением,  на основе которой можно разработать индивидуальный план по коррекции дизартрии у обучающихся шко...

Пример индивидуального маршрута коррекции речевого развития

Пример индивидуального маршрута коррекции речевого развития на ребенка 5-6 лет с речевым диагнозом: ОНР II-III ур. развития...

Индивидуальные маршруты по коррекции трудностей учащихся

примеры индивидуальных образовательных маршрутов...

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития и мониторинг динамики коррекционно -развивающей работы учителя-логопеда

Данный маршрут коррекции речи позволяет отследить динамику речевого развития обучающегося, а также экономить время его разработки.Как использовать? Необходимо сохранить только те галочки из направлени...

Индивидуальный маршрут для ученика 5 класса (коррекция)

Данный маршрут использовался во время дистанционного обучения...