Адаптация детей к условиям санатория, школы и временного коллектива
методическая разработка по английскому языку по теме

Вахонина Татьяна Васильевна

Есть учреждения, где детские коллективы меняются часто, от более быстрой адаптации к новым условиям зависит успешность ребёнка в коллективе и учебной деятельности. Для этого необходимо знать теоретические и практические аспекты этого вопроса, что раскрывает данная методическая разработка. Разработка посвящена адаптации детей к условиям санатория и школы. В работе рассматриваются виды адаптаций, цели и задачи адаптационного периода детей, причины трудностей в этот период. Раскрываются факторы, способствующие адаптации учащихся. Рассмотрены признаки успешной адаптации и дезадаптации. Описаны методы диагностической деятельности при адаптации ребёнка к школе. Даны практические задания, сказки для школьной адаптации детей начальной школы. Приводятся советы педагогам, воспитателям, родителям на адаптационный период. Работа может быть полезна педагогам, воспитателям, родителям учащихся, медицинскому персоналу, работающему в больницах, интернатах, санаториях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация детей76.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение  

Средняя общеобразовательная школа №20 г. Кирова

Адаптация детей к условиям санатория, школы и временного коллектива

учитель иностранного языка

МОАУ СОШ №20 г. Кирова

КОГКУЗ «Талицкий детский

туберкулезный санаторий»

Вахонина Татьяна Васильевна

г. Киров 2012г.


Аннотация

Есть учреждения, где детские коллективы меняются часто, от более быстрой адаптации к новым условиям зависит успешность ребёнка в коллективе и учебной деятельности. Для этого необходимо знать теоретические и практические аспекты этого вопроса, что раскрывает данная методическая разработка. Разработка посвящена адаптации детей к условиям санатория и школы. В работе рассматриваются виды адаптаций, цели и задачи адаптационного периода детей, причины трудностей в этот период. Раскрываются факторы, способствующие адаптации учащихся. Рассмотрены признаки успешной адаптации и дезадаптации. Описаны методы диагностической деятельности при адаптации ребёнка к школе. Даны практические задания, сказки для школьной адаптации детей начальной школы. Приводятся советы педагогам, воспитателям, родителям на адаптационный период. Работа может быть полезна педагогам, воспитателям, родителям учащихся, медицинскому персоналу, работающему в больницах, интернатах, санаториях.

Введение

Существуют учреждения как больницы, санатории, интернаты, где детский коллектив часто меняется (например, больницы, санатории, интернаты). Я работаю с детьми  КОГКУЗ «Талицкий детский туберкулезный санаторий». Ребята приезжают  из разных городов, районов Кировской области. Живут по 3 месяца, заезды в санаторий происходят 4 раза в год. Есть  дети, которые находятся целый год в санатории. Образуется временный детский коллектив с разным уровнем физического и психического развития, разными способностями к учебной деятельности и мотивацией к учёбе, с разным уровнем воспитанности, поэтому возникла необходимость помочь детям быстрее адаптироваться к новым условиям санатория и школы.

Актуальность данной работы в том, что необходимо помочь вновь прибывшим детям как можно быстрее войти в новый коллектив, адаптироваться к новым условиям, что будет способствовать лучшему психологическому состоянию детей и успешному усвоению учебного материала.

 Адаптация является частью социализации. А социализация – это процесс, посредством которого индивид приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в обществе и вести себя там адаптивно». Поэтому понятие адаптации следует понимать гораздо шире, чем просто приспособление к среде. Считается, что адаптация школьника рассматривается не только как процесс приспособления его к успешному функционированию в данной среде, но и как активное освоение личностью окружающего пространства, связанное с ее способностью к психологическому, личностному, социальному саморазвитию. Некоторые авторы считают, что слово адаптация можно употреблять, с одной стороны, для обозначения свойства человека, которое характеризует его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней. С другой стороны, адаптация рассматривается как процесс приспособления человека к меняющимся условиям. И в этом случае важно видеть взаимный характер адаптации человека в той среде, с которой он вступает в регулятивные адаптационные связи в жизни.

В условиях санатория и школы, где ребята лечатся и учатся в среднем 3 месяца, необходимо быстрее приспособиться к новым условиям. Задача  помочь людям, работающему персоналу сформировать временный коллектив, чтобы не было снижения результатов учебной деятельности у прибывших детей и отставания от школьной программы. В среднем период адаптации ребенка к школе по теории длится от 2-3 недель до полугода,  это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка родных людей – мамы, папы, бабушек и дедушек. В наших условиях следует свести адаптационный период к минимальным срокам, не более 2-3 недель.

Преодоление той или иной формы дезадаптации, прежде всего, должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения.

Цель данной методической разработки заключается в следующем: проанализировать виды адаптаций детей к школе, выявить основные причины дезадаптации, трудностей в адаптационный период, раскрыть факторы, способствующие успешной адаптации, определить уровни адаптаций детей и найти практические решения данной проблемы, предложить практические советы, задания.

Для применения на практике предложенных методов диагностической деятельности при адаптации детей необходимо взаимное сотрудничество педагогов, родителей, воспитателей и медицинского персонала, работающих в санатории. Работа над адаптацией детей должна начинаться сразу же по приезду ребят, в первый день поступления в санаторий, а затем их прихода в школу. Трудности могут возникнуть, если основная часть детей приехала в течение 1-2 дней одномоментно, а другие прибывали по одному человеку в течение нескольких недель.  Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям быстрее адаптироваться к условиям санатория, персоналу, сверстникам. Для этого необходимо использовать разные методы диагностической деятельности, которые будут интересны ребятам, мероприятия по адаптации для сплочения временного детского коллектива.


Основная часть. АДАПТАЦИЯ

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДАПТАЦИЙ

Адаптация (лат. ad — к; aptus — пригодный, удобный; aptatio — прилаживание; поздне-лат. adaptatio — приспособление)— совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования, выработанных в процессе длительного эволюционного развития (филогенеза) и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития (онтогенеза).

Впервые термин адаптация введен Г.Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термина встречается в более широком смысле как всякое приспособление живого организма к условиям существования.

Различают  адаптацию биологическую, физиологическую и социально-психологическую.

 Биологическая адаптация  определяется как морфофизиологические приспособления популяций животных и растительных организмов к конкретным условиям существования во внешней среде.

Физиологическая адаптация понимается как совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления отдельного организма к изменению окружающих условий.

Социально-психологическая адаптация представляет собой приспособление к социальной среде.

Адаптация имеет большое жизненное значение для организма, позволяя не только переносить значительные и резкие изменения в окружающей среде, но и активно перестраивать свои физиологические функции и поведение в соответствии с этими изменениями, иногда опережая их.

Адаптация школьная — процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением.

Адаптация учащихся к учебной нагрузке зависит от внутренних (эндогенных) факторов  -   таких как  возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием  и от внешних (экзогенных) факторов  -  это условия жизни в семье, организация режима дня, питания, учебных занятий в школе и дома и т.д.). В 1 и 5 классах — адаптация к школе происходит наиболее напряженно и продолжается 6—8 недель.

В начале каждого учебного года, а в нашем случае вначале каждого заезда, наблюдается временная дезадаптация учащихся,  обычный рабочий стереотип восстанавливается через 3—6 недель, а после кратковременных каникул — в течение недели.

В периоды дезадаптации:

снижается работоспособность;

быстро наступает утомление;

 преобладает неблагоприятный тип биологических ритмов недельной и дневной динамики показателей умственной работоспособности;

отмечается низкая точность выполнения заданий.

Школьники, имеющие признаки дезадаптации или отсутствия адаптации, составляют группу риска по развитию нервно-психических и соматических заболеваний и нередко нуждаются в педагогической, психологической и медицинской помощи.

Идти в новый коллектив всегда непросто. Неуверенность проявляют не только дети, но и даже взрослые люди, при смене работы или переезде в другой город/страну, согласно статистике, больше всего боятся попасть в компанию, где не слишком хорошо принимают «чужаков».  Что говорить о ребенке, который должен не только идти в новый коллектив, но и пытаться подружиться с ровесниками, которые при уже сложившемся коллективе и давно сформированных приятельских группах часто настроены настороженно по отношению к новичку. Важно  правильно настроить школьника, рассказать, как лучше вести себя, чтобы подружиться с новыми одноклассниками.  То, насколько легко  ребенок вольется в новый для него коллектив, во многом зависит от характера, коммуникативных навыков. Дети, быстро идущие на контакт, с большей вероятностью без проблем находят новых друзей, сам процесс знакомства, завоевание доверия, узнавания может приносить им большое удовольствие. Дети же с повышенной тревожностью и мнительностью, скорее всего, будут долго привыкать к новым одноклассникам. Здесь очень легко провести параллели и аналогии с взрослой жизнью. Также более чем очевидно, что удачный опыт по адаптации в детстве повлияет на ребенка и в дальнейшем.

Исследователи адаптации выделяют три вида адаптированности человека к измененным условиям: психофизиологическая, социально-психологическая и учебная.

Вид

Характеристика

Объективный показатель

Субъективный показатель

Психофизиологическая адаптация

Процесс освоения совокупности всех условий, необходимых в процессе обучения

степень утомляемости

оценка самочувствия, условий обучения

Социально-психологическая адаптация

Включение ученика в систему взаимоотношений коллектива школы и класса с их традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.  В ходе такой адаптации ученик постоянно получает разностороннюю информацию о своем коллективе, его нормах, ценностях, о системе деловых и личностных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах

участие в жизни коллектива, социально-психологическая позиция в нем

оценка отношений с классным коллективом, учителями

Учебная адаптация

Выражается в определенном уровне овладения обще учебными умениями и навыками, в формировании некоторых необходимых качеств личности в развитии устойчивого положительного отношения к учению

соответствие личности требованиям к учащемуся

отношение к учебе, к будущей профессии, оценка перспектив обучения

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД, ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ 

принятия правил поведения и режима новой школы;

принятие новичков в коллектив;

поиск личностного смысла и мотивации учения, лечения;

узнавание специфики мира юноши и девушки;

организация процесса самопознания и доброжелательной конструктивной обратной связи.

По теории условно адаптационный период можно разделить на три этапа:

подготовительный, когда происходит и своевременное назначение классных руководителей, и проведение семинаров, продумывание открытых мероприятий, итоговых выступлений кружков, проведение экскурсий по школе. Январь-март предыдущего учебного года.

собственно адаптационный период (в зависимости от возраста адаптация может продолжаться: 1 класс от 6 до 8 месяцев, 5 класс 2-4 месяца, более старшие классы от 2 недель до 2 месяцев);

постадаптационный период, когда происходит анализ результатов адаптационного периода, -  это и обсуждение, и оформление выставок, работ, стендов, а также аналитико-проектирование, где администрация определяет пути решения проблем и вопросов, возникших в процессе работы.

В наших условиях все эти сроки сокращаются до минимума.

Изучая медицинскую литературу, выяснили, что медики выделяют 3 группы детей по реакции на болезнь и госпитализацию (адаптация):

группа. Дети с резко выраженным возбуждением, которое выражается в плаче, отказе от игрушек, нежелании контактировать,  плохом сне. Такие дети плохо привыкают к казенным стенам. Течение болезни у таких детей бывает негладким. Они беспокойны, внимание неустойчивое. Эта группа самая трудная.

В отношении к таким детям необходимо применять специальные приемы для того, чтобы установить с ними контакт, успокоить их, придать их деятельности спокойный, продуктивный характер.

Группа. Это вялые, заторможенные дети, на поступление в больницу реагируют слишком спокойно. Они совершенно не обращают внимания на окружающую обстановку. Лица их очень бледные. От игрушек такие дети обычно отказываются, либо берут их, но не играют. Спят они хорошо, а днем, как в полусне. У таких болезни принимают затяжной характер.

Таких детей надо активизировать, причем необходим прямой контакт с ребенком. Это приносит хорошие результаты.

Группа. Это спокойные, уравновешенные дети. На госпитализацию реагируют активно, но спокойно, не плачут, легко вступают в контакт, отвечают на вопросы, охотно берут игрушки и занимаются с ними, чувствуют себя как дома. Заболевание у таких детей протекает гладко, без осложнений.

Таким образом, сразу же при поступлении мы выявляем детей с трудностями в адаптации к условиям санатория, школы и временного коллектива.

Подтверждение из педагогической литературы в том, что нарушения адаптации выражаются в виде:

Реакции активного протеста: Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.

Реакции пассивного протеста: Ребенок редко отвечает на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным делам. У него преобладает подавленное настроение, страхи.

После выделения детей на  группы выясняем причины трудностей в адаптационный период:

Несформированность “внутренней позиции школьника”.

Слабое развитие произвольности.

Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.

Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.

Общение с учителями.

Принятие учебной задачи.

Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.

Отношение к себе.

Завышенные требования со стороны родителей.

Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.

Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).

Леворукие.

После анализа причин трудностей строим план работы с каждым, чтобы произошла быстрейшая адаптация.

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АДАПТАЦИИ, ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

Так как я работаю учителем, то меня больше интересует адаптация к школе.

Факторы, способствующие адаптации учащихся:

1. Единство педагогических требований к оценке учебного труда результатов личностного роста.
        2. Скоординированная деятельность педагогического коллектива:

по формированию знаний и предметных умений;

по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия);

по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально-экономический аспект;

по организации совместных воспитательных усилий всего персонала санатория.

3. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе.
        4. Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей, психолога, родителей.

.

Высокая степень адаптации:

Дети адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию.

Средняя степень адаптации:

Эти дети имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают небольшие трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям.

Низкая степень адаптации:

Социально-психологическая адаптация этих детей связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников.

Признаки успешной адаптации: 

Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.

Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.

У него появились друзья-одноклассники, ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников.

Все показатели фиксируем для дальнейшей работы с коллективом.


Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ И САНАТОРИЯ

2.1.МЕТОДЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На этапе фронтального изучения в качестве основного метода диагностики школьной зрелости детей, наиболее целесообразно использовать метод педагогического тестирования и анкетирования. Этот метод позволяет за короткое время продиагностировать всех поступающих в школу детей по такому важному показателю их школьной зрелости, как сформулированность психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности.

Оценивать уровень школьной адаптации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, ней тральный – 1, положительный – 3 балла).

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Другие примеры анкет представлены в Приложении 1.

В своей работе, кроме анкет использую методы наблюдения и беседы.

Значимость наблюдения как метода изучения ребенка трудно переоценить. Систематические, целенаправленные наблюдения  могут вести непосредственно и ежедневно общающиеся с ребенком лица. В процессе наблюдения на уроках нужно установить, в какой мере ребенок, подчиняясь требованиям учителя, умеет организовать свои действия, согласовать их в пространстве, времени, последовательности с действиями других детей. Учитель должен отмечать, как ученик включается в учебную работу, реагирует на указания, насколько сосредоточен, как быстро устает, в каких формах выражается утомление. Процессом внимательных наблюдений должен стать процесс выполнения школьником учебных заданий. Важно проследить, как ребенок приступает к выполнению задания, достаточно ли он внимателен, обращается ли за помощью к педагогу, как воспринимает помощь, может ли оценить свою работу. Наблюдение не должно ограничиваться только рамками урока. Богатый материал для выявления общего развития детей дают наблюдения за ними во время экскурсий и прогулок, их ответы на вопросы, требующие описания отдельных частей рассматривающего предмета, нахождения в предметах сходства и различия. Особое внимание следует обратить на вопросы, задаваемыми самими учащимися. По характеру этих вопросов можно получить представление о том, насколько ребенок любознателен, какие стороны и качества предмета привлекают его внимание, в какой форме он выражает свои мысли.

Следующий  метод изучения школьников – беседа. Беседа с ребенком прежде всего должна установить контакт с ним. Учителю важно понять, есть ли у ребенка психологический настрой на школу, желание учится. Беседа должна содействовать выявлению кругозора школьника, способности ориентироваться во времени и пространстве, раскрыть владение языковыми средствами, навыками связной речи. В процессе беседы выявляется подготовленность ребенка к новым условиям.

2.2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ (Н.Г. ЛУСКАНОВА)

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. По изменениям мотивации учения можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.

Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на:

а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);

б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

2.3. ИГРЫ И СКАЗКИ ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Для ускорения адаптации на классных часах или на уроке в виде физкультминутки провожу игры, например:

Игра «Разыскивается...»

«Представьте, что в нашем классе есть волшебное радио, которое передает сообщения о потерявшихся ребятах. Но вот, что интересно: все эти ребята находятся в нашем классе! Вам надо только внимательно посмотреть вокруг и найти того, о ком передают сообщение. Итак, внимание- внимание! Разыскивается мальчик. У него темные волосы, серые глаза, синий свитер, на столе перед ним лежит красный пенал и белая линейка... Кто же это? Кто догадался, поднимите руку и ждите, пока я вас спрошу.» Если дети не могут угадать, учитель дает все более конкретное описание: с какой буквы начинается его имя, за какой партой он сидит и т. д. Если, угадывая, дети кричат с места, вскакивают и т.п., то важно напомнить правило поведения во время урока, показав на соответствующий знак. Таким образом, учитель «ищет» 5-6 учеников, описывая их внешность, одежду, вещи, которые лежат перед ними. Желательны также «приметы-комплименты»: «У этой девочки веселая улыбка. У этого мальчика очень сосредоточенный вид и т. д.».

Учимся работать дружно:

 «В одной детской песне поется: «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором». Конечно, иногда хочется поиграть одному, и есть дела, которые человек должен делать сам. Но часто бывает, что играть одному неинтересно, и есть дела, которые лучше получаются ВМЕСТЕ. Сегодня на занятии мы будем учиться работать дружно, когда надо будет выполнять задания не в одиночку, а с кем-то из ребят. Чтобы работать вместе без ссор и обид, чтобы все получалось и радовало, надо помнить несколько важных правил. Во-первых, надо говорить по очереди, не перебивать друг друга. Во-вторых, внимательно слушайте того, кто говорит. В-третьих, если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

Игра «Разноцветные варежки»:

Играть надо вдвоем. Я попрошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих один набор карандашей. Перед каждым из вас лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет раскрашивать свою варежку, но узоры двух варежек должны получиться красивые и одинаковые. Вам понятно задание? Тогда можете начинать работать».

Упражнение «Один или два»:

 Наше следующее упражнение для внимательных ребят, а в нашем классе все могут быть внимательными. Упражнение называется «Один или два». Рассмотрите себя, свое тело, потрогайте лицо. Вы заметили, что у человека две руки, а лоб — один? Я буду называть какую-то часть тела, и если я назову что-то, что у человека только одно, например, лоб, то встают только девочки. А если я назову часть тела, которая не одна, а таких частей две, то встают мальчики. Всем понятно? Когда встают девочки? (Дети отвечают.) А когда встают мальчики? (Дети отвечают.) Молодцы! Слушайте меня внимательно.

Нос. (Встают девочки.)

Нога. (Встают мальчики.)

Рот. (Встают девочки.)

Глаз. (Встают мальчики.)

Ухо. (Встают мальчики.)

Язык. (Встают девочки.)

Плечо. (Встают мальчики.)

Колено. (Встают мальчики.)

Палец. (Дети должны догадаться, что не надо никому вставать, так как пальцев у человека не 1 и не 2. Если они догадываются, учитель хвалит за внимательность и сообразительность, если нет, то подводит к мысли, что вставать никому не надо.)

Задание «Рисуем вместе»:

У каждой пары будет только один лист бумаги. (Учитель раздает каждой паре по листу белой бумаги.) Рисовать надо вдвоем, ВМЕСТЕ держась за один карандаш. (Учитель приглашает одного из детей и показывает, как можно рисовать, держась вдвоем за один карандаш.) Нарисуйте вдвоем картинку на любую тему, но на этой картинке обязательно должны быть нарисованы ДОМ и ДЕРЕВО. Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами. Во время выполнения задания помните о правилах, как работать дружно, без ссор и обид.

Рекомендуется применять следующие игровые методы и упражнения: психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности; подвижные игры и игры, развивающие "комплекс произвольности", которые пробуждают активность ребёнка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих;  игры – драматизации, психокоррекционные упражнения для работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.

Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими упражнениями. При чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные движения, происходит взаимоусиление влияния на ребёнка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведёт к улучшению его общения со сверстниками. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются спокойнее и доступнее.

Сказки для школьной адаптации первоклассников:

Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, можно предложить им сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни. Примеры сказок в Приложении 2.

После сказок для школьной адаптации следует предложить детям поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины. Адаптационный этап проходит по-разному у каждого ученика, поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши дети, какого хотели бы учителя. Ответы детей помогут педагогу выявить удовлетворенность детей школьным обучением, наличие у них эмоциональных переживаний, школьной тревоги, стрессовой ситуации.


Заключение

Адаптация имеет большое жизненное значение для организма, позволяя не только переносить значительные и резкие изменения в окружающей среде, но и активно перестраивать свои физиологические функции и поведение в соответствии с этими изменениями, иногда опережая их. Существуют разные виды адаптаций, уровни адаптации и дезадаптации детей, факторы, способствующие успешной адаптации.

В условиях санатория и школы необходимо быстрее приспособиться к новым условиям, сформировать временный коллектив. Адаптационный период должен быть сведен к минимальным срокам. Итак, чтобы адаптация прошла успешно, я действую пошагово:

при поступлении на приеме определяется группа;

использование методов анкетирования, наблюдения, беседы;

применение игр, упражнений, заданий, сказок на классных часах, физкультминутках во время адаптационного периода;

выявление дезадаптивных детей через 2 недели;

составление для дезадаптивных детей плана и работа с ними в течение всего заезда.

Все проводимые мероприятия дают возможность нашим воспитанникам быстрее адаптироваться к условиям санатория, друг к другу, к требованиям персонала и учителей. Этот срок в среднем сокращается до двух недель.

С временным детским коллективом я работаю всего 1,5 года. Поэтому для меня изучение данного материала очень важно. Мной больше проработана теоретическая и практическая основа для адаптации детей начальной школы и среднего звена (5-6 классы). Следует уделить внимание адаптации детей более старшего возраста.

Методы педагогического тестирования и анкетирования, наблюдения, беседу следует использовать во взаимосвязи. Разнообразие методов позволяет провести лучшую адаптация детей к условиям школы, санатория.

Данная методическая разработка была представлена на педагогическом совете учителей, работающих в школе при санатории, 6 марта 2012г. в форме устного выступления - доклада. Об этом есть заключение Протокола №16 педсовета от 06.03.2012г. (Приложения 3,4).


Список литературы

1) Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 624 с.

2) Битянова, Л. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. – 2000. – № 10.

3) Воднева, Г.Д. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие / Г.Д.Воднева. – Витебск, 2006.

4) Дорожевец Т.В. Использование «Сказочных помощников» для активизации внутренних ресурсов ребенка // Журнал практического психолога. – 1998. - №5. – С.48-56.

5) Казначеева А.А., Мельник Ю.И., Фомин Л.Н. Особенности психологической адаптации к средней школе у детей с признаками дисплазии соединительной ткани //Журнал прикладной психологии. – 2000. - №4. – С.36-39.

6) Кулагина, И.Ю. Возрастная психология развития ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю.Кулагина. – М., 1999.

7) Лусканова, Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации. Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / Н.Г.Лусканова – М., 1995.

8) Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В.Микляева, П.В.Румянцева. – Спб, 2007.

9) Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

10) Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

11) Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. Минск.1998.

12) http://slovari.yandex.ru/~книги/Психофизиология/Адаптация/

13) http://slovari.yandex.ru

14) http://www.vashpsixolog.ru/

15)http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/pervoklassnik/v_pomoshh_uchitelju/skazki_dlja_adaptacii_detej_k_shkole/


Оглавление

Аннотация ……………………………………………………………………2

Введение ………………………………………………………………………3

Основная часть. Адаптация …………………………………………………5

Раздел 1. Теоретические аспекты адаптации ………………………………5

Понятие и виды адаптаций …………………………………………..5

Цели и задачи на адаптационный период, признаки дезадаптации 7

Факторы, способствующие адаптации, признаки успешной адаптации  ……………………………………………………………..9

Раздел 2. Практические рекомендации для успешной адаптации детей к условиям школы и санатория …………………………………………….11

2.1. Методы диагностической деятельности ……………………………..11

2.2. Изучение уровня адаптации ребенка к школе (Н.Г. Лусканова) ….12

2.3. Игры и сказки для сплочения временного детского коллектива ….13

Заключение …………………………………………………………………17

Список литературы ………………………………………………………..18

Оглавление ………………………………………………………………….19

Приложения ………………………………………………………………….20

Приложение 1. Анкета для учителя. Отношение ребенка к обучению в школе ………………………………………………………………………..20

Приложение 2. Сказки:

Первая сказка. Создание «Лесной школы» ………………………………22

Вторая сказка. Букет для учителя …………………………………………..23

Третья сказка. Смешные страхи ………………………………………….24

Четвертая сказка. Игры в школе ………………………………………….26

Пятая сказка. Школьные правила …………………………………………28

Приложение 3. Рецензия на методическую разработку………………….31

Приложение 4. Справка……………………………………………………32


Приложения

Приложение 1

Анкета для учителя Учитель должен ответить на вопросы анкеты, охарактеризовав каждого из учащихся своего класса по принципу: если можно утверждать «безусловно, да», поставить в соответствующей графе напротив его фамилии цифру «1», если «скорее да, чем нет» - цифру «2», «скорее нет, чем да» - цифру «3», «безусловно нет»- цифру «4».

Вопросы:

Охотно ли, с интересом ли ребенок учится?

Достаточно ли ответственно относится ребенок к учению?

Переживает ли свои учебные удачи и неудачи?

Стремится ли к улучшению своих результатов?

Активен ли на уроках, часто ли выражает желание высказаться, ответить на вопросы?

Вполне ли дисциплинирован?

Умеет ли организовать свою работу?

Достаточно ли внимателен?

Соответствует ли работоспособность ребенка предъявляемым школой требованиям?

Достаточно ли контактен ученик, легко ли откликается на воспитательные воздействия?

Хорошо ли складываются его отношения с другими детьми в классе?

Нуждается ли ребенок в дополнительной помощи при выполнении заданий?

Легко ли откликается на помощь?

Вполне ли удовлетворительно усваивает программные знания, умения, навыки?

Обработка результатов:

Подсчитывается средний балл по каждому ребенку. Дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4, испытывают трудности в адаптации к школе.

Отношение ребенка к обучению в школе

Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)

4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

7. Что такое домашние задания?

8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?

10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?


Приложение 2

Первая сказка.  Создание "Лесной школы"

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе. Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки...Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.

Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники - книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.

Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.

 - Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? - спросил у Сороки Сторож-Крот. - Ведь в школе не играют, а учатся!

 Сорока важно ответила:

 - Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.

 - А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! - удивился Крот.

 - Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок - значит, пора на урок. А если на уроке  звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! - затрещала Сорока.

 - Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?

 - Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, - ответила Сорока.

 - Это верно! - подхватил Еж. - Именно так делают настоящие школьники.

 - Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? - заволновался Крот.

 - Придут в школу и узнают! - вновь затрещала Сорока.

 - Да, - подтвердил Еж, - узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.

Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

 - Пора, пора! - объявляет всему лесу клен.

 - В школу, в школу! - шепчет березка.

Вторая сказка. Букет для учителя

В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и кармашками. А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. "Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник", - ласково приговаривала она, отглаживая белый воротничок у рубашки. Лисичка волнуется: "Надо Лисенка помыть, расчесать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!" Но Лисенок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали букет для своего учителя. Собирали и разговаривали.

- Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты все прыгаешь да прыгаешь, - волновался за подружку Лисенок.

 - Не знаю, - ответила Белочка, - я действительно не могу усидеть на месте спокойно.

 - Ничего, - успокоил ее Зайчонок, - там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь.

 - Перемены? - удивился Волчонок. - А мне папа говорил, что в школе будут уроки, на которых будем учиться, узнавать что-то новое.

 - Это правильно! - поддержал друга Медвежонок. - Для этого мы в школу-то и идем.

 - Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем, - объяснял Зайчонок, поэтому придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть.

 - Поживем - увидим, - проворчал Медвежонок, - а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы Учителю-Ежу понравились.

 - А какой он - учитель? - поинтересовалась Белочка. - Добрый он или злой?

 - Не знаю... - размышлял Волчонок. - Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы много знал и умел.

 - А я хочу, чтобы добрым был, - продолжала Белочка, - чтобы все разрешал.

 - Представь себе, что тогда за уроки будут! - удивился Лисенок. - Одному разрешили кричать, другому скакать, а третьему в игрушки играть!

 Все ребята-зверята весело засмеялись.

 - Мне хотелось бы учителя доброго, но строгого и справедливого, чтобы смог понять и простить, по мочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было интересно, - закончила свои рассуждения Белочка.

 - Да, это было бы хорошо... - подтвердил Медвежонок.

 - А мне кажется, что каждому из нас свой учитель мечтается, - тихо произнес Зайчонок.

 - Ты что-то загрустил, Зайчонок, боишься? - удивился Волчонок. - Смелее! Пусть будет учитель такой, какой он есть, а не выдуманный!

 - А мне мама говорила, что в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить! - воскликнула Белочка.

 - Ой, ребята, смотрите, какой у нас большой и красивый букет получился! - обрадовался Лисенок.

 "Наверное, нашему учителю будет очень приятно!" - подумали завтрашние первоклассники.

Третья сказка.  Смешные страхи

Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно - в этот день дружно идем в школу! А для первоклассников - это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом. Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе. Около школы учеников встречал Учитель-Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. "Спасибо!" - произнес Учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками. Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу.

 - Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! - торжественно произнес Еж.

Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место.

 - На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, - спокойно произнес Еж. - Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.

Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.

- А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? - прозвучало над заячьим ушком.

 - Я? Не-не-не знаю! - дрожащим голосом прошептал Зайчонок.

 - Кто тебя так напугал? - забеспокоился Учитель.

 - Бра-братишка... - ответил Зайчонок, - он сказал, что в школе меня проучат как следует, да еще будут наказывать хворостинками.

Все первоклассники рассмеялись.

 - А что еще рассказывал твой братишка про школу? - продолжал спрашивать Еж.

 - Он говорил... - уже смелее произнес Зайчик, - что у Вас очень острые иголки и что непослушных учеников Вы больно ими колете. Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.

- Да, твой братишка - фантазер! - с улыбкой сказал Учитель-Еж. - Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.

 - Наверное... - уже спокойно отвечал Зайчонок, - еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.

 - А ты любишь бегать и прыгать? - уточнил Учитель.

 - Очень! - радостно ответил Зайчонок.

 - Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать подвижные игры для отдыха.

После этих слов Учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор отдохнуть. Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.

Четвертая сказка.  Игры в школе

На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями.

 - Да, попрыгать-то здесь особенно негде! - произнесла Белочка.

 - Почему? - возразил Волчонок. - А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся.

 Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре. Возбужденный и всклокоченный Волчонок не сразу заметил Учителя. А когда остановился, то с удивлением оглянулся на своих товарищей. Белочка тоже не могла понять, в чем дело. Остальные ученики стояли около своих столиков и растерянно смотрели на беспорядок в классе.

 - Да, повеселились... - спокойно произнес Еж. - А звонок на урок уже прозвенел!

 - Я не слышал! - сказал запыхавшийся Волчонок.

 - И я не слышала... - прошептала Белочка.

 - Белочка и Волчонок, поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно, - попросил Учитель.

Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики.  Еж предложил ребятам познакомиться с учебником, с тетрадкой в клетку. В тетради надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание. А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки и принялась их рассматривать, играть.

 - Как у тебя получилось, Белочка? - обратился к ученице Еж.

 - А я ничего не смогла сделать, - произнесла Белочка, спрятав орешки в парту.

 - Но ведь сейчас Заяц еще раз подробно объяснял задание! Ты не слышала?

 - Нет! - призналась Белочка. - Не слышала...

- А что же ты делала? - поинтересовался Еж.

 - Я играла с орешками, - честно призналась Белочка.

 - Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, - обратился Еж ко всему классу. - Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем, когда играть, где, как и в какие игры, - продолжал Учитель.

- Можно прыгать и бегать! - радостно предложил Волчонок, который еще находился под приятным впечатлением от игры с Белочкой.

 - Можно, - согласился Еж. - Но только на спортивной площадке или в физкультурном зале. А в классе или в коридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята?

 - Испачкаются, сломаются столы или стульчики! - ответил Лисенок, лапкой нежно поглаживая свою парту.

 - Больно ушибутся сами ученики или ударят кого-то нечаянно! - забеспокоился Зайчонок.

 - Да, это верно! А еще? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно понимать, слушать! - подсказал ребятам Еж.

 - Это точно, - согласились Волчонок и Белочка, но вместе добавили: - Но во что же нам играть во время отдыха на перемене?

Все задумались. И Еж думал вместе с ребятами.

 - Можно играть в настольные игры, в шашки, в шахматы? - спросил Медвежонок.

 - Конечно, можно! Но если долго сидишь на уроке, а потом сидишь еще и на перемене, спина будет уставать. Да и подвигаться для организма полезно, - объяснял Учитель.

 - А может быть, нам сделать теннисный стол в коридоре и устраивать соревнования? - предложил Заяц.

 - И еще повесим на стенку цветной круг и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! - размечтался Лисенок.

 - Молодцы, ребята! Здорово придумали! - похвалил Учитель. - Так мы и сделаем. А есть и другие интересные и нешумные игры: "Ручеек", "Тише едешь - дальше будешь", "Путанка" и другие. Я обязательно вас с ними познакомлю. А во что можно играть на уроке?

- На уроке не играют, а учатся! - важно произнес Медвежонок. - А то весь урок пропустишь! Как же тогда узнавать новое?

 - Правильно, Медвежонок! - согласился Еж. - Но есть игры, которые помогают лучше усвоить, закрепить урок. И я тоже буду вас с ними знакомить.

 А игрушки на уроке сильно отвлекают самого ученика и его товарищей. Поняла, Белочка?

- Да, - тихо произнесла она. - Я больше не буду, извините меня, пожалуйста.

 - Конечно, мы тебя извиняем, а на ваших ошибках сегодня все научились правильно играть и отдыхать в школе.

Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали устанавливать теннисный стол в коридоре. А Еж научил всех новым играм.

Так весело и интересно прошел первый день в Лесной школе.

Пятая сказка.  Школьные правила

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.

- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! - сказал Еж. - Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

 - Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

 - А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, - что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

 - "Правило" - значит делать правильно" - подвел итог Медвежонок.

- Молодцы! - похвалил всех Учитель. - А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

 - Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, - улыбаясь, произнес Волчонок. - Как мы вчера с Белочкой.

 - Да, и неприятностей будет много, - согласилась с другом Белочка. - А я не люблю неприятности.

 - Неприятности никто не любит, - подтвердил Учитель. - Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

 - Как у Вас так интересно стихи получаются? - удивился Заяц.

 - А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

Конечно, согласны! - хором ответили ученики.

 - Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.

Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

 Готово! - обрадовался Лисенок. - В школе "Здравствуй" говорят и с улыбкой дарят взгляд!

 - Отлично, Лисенок!

Второе правило потруднее: До звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты. - Можно я попробую? - предложил Зайчонок. –

До звонка ты приходи

 И порядок наводи!

 По звонку все дружно в ряд

 Ждут учителя, стоят!

- Молодец, Зайчонок!

Третье правило: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

- Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.

Друга зря не беспокой.

 Береги его покой.

 На уроке тишина.

 Руку поднимай тогда,

 если хочешь отвечать

 или важное сказать.

- Очень хорошо, Медвежонок!

Правило четвертое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

- Это легко! - воскликнул Волчонок.

На уроке ждут ответ.

 Кто-то знает, кто-то нет.

 Отвечает только тот,

 Кого учитель назовет.

- Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем?

Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

 - Сейчас моя очередь! - произнесла Белочка.

Вот звонок на перемену,

 Приготовься отдыхать:

 Можешь с другом прогуляться,

 Можешь тихо поиграть,

 Подготовь к уроку все,

 Чтоб училось нам легко!

- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - порадовался за своих учеников Еж. - Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание. Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей. Итак, задание такое: придумать стихи про правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!

Приложение 3. Рецензия

Рецензия

В методической разработке на тему «Адаптация детей к условиям санатория, школы и временного коллектива», представленная Вахониной Татьяны Васильевны  затронута проблема адаптации детей КОГКУЗ «Талицкого детского туберкулезного санатория» к новым временным условиям проживания и обучения.

Автор в работе в достаточной мере рассмотрела теоретические вопросы, раскрыла задачи, объяснила необходимость быстрейшей адаптации детей к новым условиям.

Татьяна Васильевна рассмотрела виды, уровни адаптации и дезадаптации детей, факторы, способствующие успешной адаптации. Ею изучена не только педагогическая литература, но и медицинская, что дает возможность быстрее определять дезадаптационных детей и оказывать им необходимую помощь.

 Педагог предложила практические решения в помощи адаптации детей. Разные методы диагностической деятельности помогают ей найти наиболее подходящий способ для более быстрой адаптации учащихся. Методы педагогического тестирования и анкетирования, наблюдения, беседу следует использовать во взаимосвязи. Разнообразие методов позволяет провести  адаптацию детей к  школе, санаторию к более комфортным условиям проживания и обучения.

В работе рассматриваются в основном вопросы адаптации детей начальной школы, основная форма поддержки которых в адаптационный период – различные развивающие игры. Эти игры, имеют глубокий психологический смысл для ребенка и детского коллектива, часто принимают внешне очень простые, незамысловатые формы, легки в исполнении, интересны детям. Чтобы избежать негативных эмоций у учащихся, помочь им в адаптации к школе, можно предложить им сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам.

       Данная методическая разработка будет интересна всем, кто работает с детьми в больницах, санаториях.

       Структура и оформление методической разработки  соответствуют требованиям, предъявляемым к работам такого типа.

Наряду с общей положительной оценкой работы Вахониной Т.В., следует отметить следующие недостатки:

В практических рекомендациях в основным даны задания для учащихся начальной школы и среднего звена (5-6 классы). Поэтому Вахониной Т.В. следует углубить работу, изучить особенности адаптации старшеклассников. А также рассмотреть более широкий спектр методов и приемов адаптации.

Рецензию составил

Заместитель директора по УВР

Ведерникова И.Г.                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психологической адаптации детей в условиях ГБУЗ КО «Областной детский санаторий для больных туберкулезом». Рекомендации родителям.

Санаторий – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. В этой статье говорится о том, как родители могут подготовить своих детей к длительному пребыванию в санатории (3-6 месяцев- ...

Особенности психологической адаптации детей в условиях ГБУЗ КО «Областной детский санаторий для больных туберкулезом». Рекомендации родителям.

Санаторий – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. В этой статье говорится о том, как родители могут подготовить своих детей к длительному пребыванию в санатории (3-6 месяцев- ...

Адаптация детей в условиях детского сада

Как проходит адаптация в детском саду ...

Система психолого- педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы

Доклад «Система психолого- педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы»...

Особенности адаптации обучающихся в условиях старшей школы

Материал может быть использован на родительских собраниях в 10м классе....

Презентация. Адаптация детей к условиям детского сада.

Адаптация детей к условиям детского сада....