Доклад по теме: «Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей с ОВЗ к образовательному процессу».
материал

Доклад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей с ОВЗ к образовательному процессу».

В современном мире даже здоровому человеку непросто найти свое место под солнцем, а если человек серьезно болен, то часто адаптация в обществе становится для него большой проблемой. Люди с ограниченными возможностями – это та категория, которая нуждается в особой заботе, внимании и поддержке.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых»детей.
Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.
Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.
Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.

Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.

Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.

Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.

Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

Механизмом социализации детей с ОВЗ является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:

  • Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.Предметно-практическая деятельность: самообслуживающий труд; использование бытовых устройств; художественно-прикладной труд.
  • Творческая деятельность.
  • Спорт.

Своеобразным университетом знаний для таких детей по вопросам социализации является школа. Если ребенок, развивающийся в норме в силу своих возможностей, мотивированных потребностей черпает эти знания не только в школе, семье, но и самостоятельно, перерабатывая поступающую информацию из окружающего мира, то дети с ОВЗ имея такой дефицит, как недоразвитие познавательной деятельности, самостоятельно не могут получить необходимые знания для успешной социализации.Поэтому во многих случаях только в школе под влиянием учителя становится возможной коррекция недостатков в формировании личности детей с ОВЗ. А поскольку в нашей школе обучаются дети с ОВЗ, значит научить, сориентировать детей, выработать положительные привычки – это задача всего нашего коллектива.

Наиболее полно задачам успешной социализации, социально-трудовой адаптации лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-реабилитационная среда школы, ее форма- обучение на дому. Созданные при такой форме обучения условия способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, учебных программ, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решению сопутствующих проблем – социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности детей с ОВЗ, позволяя ему после окончания школы выступить на рынке труда в доступных для него областях.

Социальный педагог в своей работе по адаптации детей с ОВЗ использует следующие методы:

  • МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ - наблюдение за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его внеурочной деятельностью.
  • МЕТОД БЕСЕДЫ - один из самых распространенных методов при работе с родителями и другими участниками образовательного процесса, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье, дезадаптации ребенка в школе, наметить пути их решения.
  • МЕТОД УБЕЖДЕНИЯ - помогает убедить родителей в необходимости тех или иных действий семьи в интересах детского развития.

Также ведет индивидуальную работу с семьей:

  • Встречи с родителями (обмен информацией).
  • Наблюдение за тем, как в семье обращаются с ребенком, его внешним видом и окружением дома.
  • Сбор информации от родителей о потребностях, проблемах и ресурсах.
  • Контроль за обучением и развитием ребенка.
  • Сбор информации о внешкольных занятиях ребенка и занятости в кружках внеурочной деятельности.
  • Расширение контактов семьи, преодоления изоляции, включение ее в общественную жизнь школы и класса.
  • Организация психологической поддержки родителей.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в 3 основных ролях:

  • Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
  • Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье.
  • Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Таким образом, работа по социализации учащихся в школе дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются следующие принципы: принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений; принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками. Успешная интеграция детей с ОВЗ в социуме является одной из первостепенных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка методиста Терешиной Светланы Витальевны по теме: "Социально-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей"

Что такое метод проектов? Понятие проектной деятельности обучающихся УДОРоль педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся в УДО...

ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...

Доклад на тему «Активизация творческой деятельности детей в процессе трудового обучения »

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Архангельской области «Каргопольский педагогический колледж» XVIII Региональные педагогические чтения по теме ...

Доклад по теме "Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса""

Доклад по теме "Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса"" (выступление на ГМО)...

Доклад на тему «Создание условий для успешной адаптации детей с ОВЗ к школьной жизни»

Доклад на тему «Создание условий для успешной адаптации детей с ОВЗ к школьной жизни»...

Доклад на тему: «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в процессе образовательной деятельности на уроках предметной области «Искусство»

Доклад Августовская конференция работников образования «Школа Минпросвещения России»: единое образовательное пространство, равные возможности»...

Проек тна тему :"Внедрение Федеральной адаптированной программы для детей с ТНР в образовательный процесс ДОУ"

Проектная деятельность на тему: "Внедрение Федеральной адаптированной программы для детей с ТНР  в образовательный процесс ДОУ"...