Адаптированная рабочая программа "Математические представления" для учащихся 5 класса
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_matematicheskie_predstavleniya_5_klass.docx | 41.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОМИТРОПОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на метод совете __________________ «_»_______2020 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «НСШ» ________В.Н.Хлебникова «___»_________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Новомитропольская СШ» ____________Е.И.Ануфриев « » _________ 2020 г. Приказ № от «_»____2020 г |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуального обучения
по учебному предмету
«Математические представления»
__________________________________________________________
наименование учебного предмета (курса)
основное общее образование ___________________________________________________________
(уровень образования)
Пять лет
___________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
(наименование программы)
Ксензова Елена Васильевна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Новомитрополька
Рабочая программа
по предмету «Математические представления» для обучающейся Валуевой Марии.
Основание: справка ВК № 3от 29.08.2020 г.
Планирование составлено на основе:
1. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучения на дому по индивидуальному учебному плану разработана на основе:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
2. Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599.
3. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26);
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 28 декабря 2018 г. № 345;
5.Адаптированная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Новомитропольская средняя школа».
6.Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательного учреждения».
7.Учебный план МБОУ «Новомитропольская средняя школа».
8. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 г.№4\15).
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Цель программы: - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи программы: - сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления; повышать уровень общего развития учащихся; корректировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств; развивать точность и глазомер, обогащать речь математической терминологией.
Адресность программы.
Индивидуальная образовательная программа создана для ученицы Валуевой Марии, имеющей отклонения здоровья (заболевание ДЦП, ребенок – инвалид, умеренная умственная отсталость).
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет « Математические представления» входит в образовательную область «Математика» и является частью учебного плана.
Класс | Количество часов в неделю | ||
Количество учебных часов по учебному плану | Распределение недельной образовательной (по заявлению родителей) | ||
Количество часов, изучаемых с учителем | Количество часов для самостоятельной учебной работы | ||
5класс | 2 | 1 | 1 |
6 класс | 2 | 1 | 1 |
7 класс | 2 | 1 | 1 |
8 класс | 2 | 1 | 1 |
9 класс | 2 | 1 | 1 |
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению своего места в социуме, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты:
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
- Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
- Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
- Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
- Умение обозначать арифметические действия знаками.
- Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
- Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
- Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
- Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Содержание учебного предмета
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных ) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Представление о форме.
Узнавание (различение) геометрических тел . Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.
Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении). Определение месторасположения предметов в пространстве. Перемещение в пространстве в заданном направлении. Ориентация на плоскости. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
5 класс
№ п\п | Наименование разделов | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Количественные представления | Формирование умения объединять, разъединять предметы в единое множество. Нахождение одинаковых предметов. | 8 |
2 | Представления о величине. | Формирование умения различать по величине однородные и разнородные предметы. Сравнение предметов по величине. | 8 |
3 | Представление о форме. | Различение круглых и некруглых геометрических тел. Соотношение формы с геометрическими телами. Узнавание геометрических фигур. | 6 |
4 | Пространственные представления. | Формирование умения ориентироваться в пространстве, перемещаться в заданном направлении. | 6 |
5 | Временные представления. | Различие частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). | 6 |
Итого | 34 |
6 класс
№ п\п | Наименование разделов | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Количественные представления | Формирование умения преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Соотнесение количества предметов с числом. | 8 |
2 | Представления о величине. | Сравнение предметов по длине | 8 |
3 | Представление о форме. | Различение геометрических тел, соотношение их с названием. Рисование геометрической фигуры | 6 |
4 | Пространственные представления. | Ориентация на плоскости. Составление предмета из двух и нескольких частей. | 6 |
5 | Временные представления. | Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. | 6 |
Итого | 34 |
7 класс
№ п\п | Наименование разделов | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Количественные представления | Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). | 8 |
2 | Представления о величине. | Сравнение предметов по длине, ширине, высоте. | 8 |
3 | Представление о форме. | Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. | 6 |
4 | Пространственные представления. | Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. | 6 |
5 | Временные представления. | Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. | 6 |
Итого | 34 |
8 класс
№ п\п | Наименование разделов | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Количественные представления | Запись арифметического примера и решение задач на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц. | 8 |
2 | Представления о величине. | Сравнение предметов по высоте, весу. Различение предметов по толщине. | 8 |
3 | Представление о форме. | Штриховка, обводка, построение геометрических фигур. | 6 |
4 | Пространственные представления. | Формирование умения ориентироваться на плоскости | 6 |
5 | Временные представления. | Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. | 6 |
Итого | 34 |
9 класс
№ п\п | Наименование разделов | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Количественные представления | Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. | 8 |
2 | Представления о величине. | Сравнение предметов по толщине, глубине. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой. | 8 |
3 | Представление о форме. | С помощью циркуля рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка с помощью линейки. | 6 |
4 | Пространственные представления. | Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
| 6 |
5 | Временные представления. | Формирование умения распределения времени с началом и концом деятельности. | 6 |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для учащихся с учетом особенностей психофизического развития и возможностей учебного курса "Музыка" для 2 класса.
Программа разработана на основе программно-методических материалов "Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта" под редакцией Бгажноковой И.М.(М.,2007г.), планируемых результатов обучения по...
Памятка по составлению адаптированной рабочей программы для учащихся с ЗПР (инклюзия)
В памятке указаны некоторые рекомендации по составлению адаптированной образовательной программы по общеобразовательным предметам для детей с особыми образовательными потребностями (в данном случае дл...
Адаптированная рабочая программа для учащихся 7 класса с нарушением интеллектуального развития (VIII вид)
Типовая программа для учащихся VIII вида — 7 класс, под редакцией В.В.Воронковой, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации. М., «Владос» 2011. Авторы програм...
Адаптированная рабочая программа для учащихся 8 класса с нарушением интеллектуального развития
Название учебного предмета: БиологияОбразовательная область: ЕстествознаниеКласс: 8Кол-во часов: 35 (1 раз в неделю) Рабочая программа составлена на основе программы по биологии В.В. Воронковой, ...
Адаптированная рабочая программа для учащихся 8 класса с нарушением интеллектуального развития
Рабочая программа составлена на основе программы по биологии В.В. Воронковой, Т.М. Лифановой, С.А. Кустовой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII ...
Адаптированная рабочая программа для учащихся 7 класса с ОВЗ по учебнику Spotlight
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу д...