ПРОЭКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА LEGO "Математика с LEGO"
проект
Данная программа рекомендуется для учителей-дефектологов, воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego_3.docx | 129.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития Московской области
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья»
Рассмотрено на заседании Методического совета «_____»____________2020г. | Утверждаю Директор ГКУ СО МО _________________О.Е. Вишнякова «______»_____________2020 г. |
ПРОЭКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА LEGO
"Математика с LEGO"
Составитель:
учитель-дефектолог
Мусихина Татьяна Валерьевна
Кашира, 2020 год
Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Актуальность проекта
1.2. Цели и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации проекта
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание коррекционно-развивающей работы.
III. Организационный раздел
3.1. Планируемые результаты
3.2. Взаимодействие с педагогами
3.3 Взаимодействие с родителями
3.4. Информационная поддержка
3.4 Методическое обеспечение проекта
3.5. Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Целевой раздел
1.1 Актуальность проекта
«Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит»
М. Ломоносов
Развитие математических представлений в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует коррекции различных сторон познавательной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Элементарные математические представления необходимы для развития игровой, конструктивной, трудовой деятельности.
Большинство детей с отклонениями в развитии не проявляют активного интереса к решению математических заданий. При этом, испытывая затруднения, фактически они не обращаются к взрослому за помощью, но охотно ее принимают. Слабое внимание к речи взрослого как правило, сочетается, с большим числом малоосмысленных действий, хаотических манипуляций, не направленных на достижение конечного результата.
Исследования Н. Л. Белопольской, Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, В.И. Лубовского, У.В. Ульенковой показали, что у детей с задержкой психического развития имеются своеобразные отклонения, которые влияют на ФЭМП. Эти отклонения характеризуются недостаточной сформированностью умственной деятельности, ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, низкой интеллектуальной активностью. Для данной категории детей свойственна повышенная отвлекаемость, чрезмерная фиксация на несущественных деталях в сочетании со слабостью непроизвольного запоминания. Причем эти нарушения остаются стойкими на всех этапах обучения. Задержка психического развития влечет за собой сложные и специфические нарушения.
Практика показывает, что математика часто превращается в тот «барьер», который сложно самостоятельно преодолеть ребенку.
Актуальным средством развития математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья является использование LEGO - технологий. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. LEGO-технологии - это эффективные педагогические технологии, которые стимулирует познавательную деятельность детей.
Математика с LEGO — это легкий и веселый способ обучения математике дошкольников с отклонениями в развитии. Яркий, красочный, универсальный конструктор LEGO является предпочтительным развивающим материалом, который позволяет разнообразить процесс обучения. Элементы конструктора имеют разные размеры и формы. Вариантов скрепления LEGO - элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми:
- знакомятся с числами, цифрами, где LEGO - детали с цифрами можно использовать вместо традиционной кассы цифр;
- осваивают сенсорные эталоны;
- изучают расположение предметов в пространстве;
- расширяют словарный запас;
- развивают мелкую моторику, усидчивость, аккуратность.
Таким образом, в процессе конструктивно-игровой деятельности с использованием конструктора «LEGO» у детей с задержкой психического развития наблюдается совершенствование цветового восприятия, развитие концентрации внимания, гибкость мышления, мелкой моторики, закрепляются знания о формах, величинах и деталях предметов, формируются навыки планирования деятельности, навыки самоконтроля, самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца, развивается творческое мышление. Индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяет ему раскрыться и обрести уверенность в себе, а это впоследствии поможет уверенно шагнуть в успешное будущее. LEGO позволяет учиться играя.
1.2. Цели и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации проекта
Проект «Математика с LEGO» разработана учителем-дефектологом отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями на основе:
- парциальной программы интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION Марковой В.А., Житняковой Н.Ю.
Участники проекта: воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (3-7 лет).
Сроки реализации проекта: 12 месяцев
Цель проекта: развитие конструктивной деятельности, математических представлений у детей с ОВЗ посредством конструктора LEGO
Основные задачи:
- формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина предметов окружающего мира);
- формировать элементарные математические представления о числе и количестве;
- развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку;
- развивать мелкую моторику;
- активизировать познавательную деятельность, самостоятельную речь детей, расширять словарный запас в рамках лексической темы
Специфика занятий состоит в следующем:
- проект «Математика с LEGO» является дополнением к основной рабочей образовательной программе «Умка»;
- занятия проводятся индивидуально 2 раз в неделю;
II. Содержательный раздел
Формы организации образовательной деятельности: специально организованная предметно-практическая деятельность, индивидуальная и совместная деятельность, игра
Методы и приемы реализации содержания: совместные действия взрослого и ребенка, беседа, показ образца выполнения действий, словесная инструкция, объяснение, упражнение, сюжетно-ролевая игра, проблемная ситуация.
2.1. Содержание коррекционно-развивающей работы.
Неделя № | 3-4 года | 4-5 лет | 5-7 лет |
1 | Форма – круг. Ознакомление с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путём «Отгадай», «Есть у тебя или нет?» | Один и много. Сравнение множеств, установление соответствия между ними «LEGO -поезд», «Везём груз», «Светофор» | Соотнесение числа и количества. Цифра 1. Геометрическая фигура круг. «Чудесный мешочек», «Найди такой же!», «Светофор» |
2 | Величина. Учить различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова «большой», «маленький». «Найди кирпичики, как у меня», «Построй башенку» | Один и много. Сравнение множеств, установление соответствия между ними. «Найди кирпичики, как у меня», «Построй башенку» | Сравнение предметов. Понятие «сверху», «снизу». «Построй башенку», «Разложи по цвету», «Волшебный LEGO - квадрат» |
3 | Формировать умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало. «Разложи по цвету», «Построй башенку» | Один и много; большой – маленький. Круг. «Построй башенку», «Отгадай», «Светофор» | Знакомство с образованием и составом числа 2. Признаки предметов. «Чудесный мешочек», «Найди такой же!», " LEGO поезд" |
4 | Продолжать формировать умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало. «Разложи по цвету», «Разноцветные башни» | Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой -маленький - средний. Квадрат. «Построй башенку», «Разноцветные башни» | Понятие «высокий -низкий», «выше - ниже». «Разноцветные дорожки», «Разноцветные башни» |
5 | Закреплять умение детей различать количество предметов, используя слова один, много, мало. «Везем груз»; «Разложи по цвету», «Построй башенку» | Ознакомление с цифрой 1. Круг, квадрат. «Найди лишнюю деталь» «Разложи по цвету», «Везем груз» | Понятие «одинаковые по высоте», «спереди – сзади». «LEGO -поезд», «Везём груз», «Построй башенку» |
6 | Количество. Познакомить детей со способами составления группы из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного. «Везем груз»; «Разложи по цвету», «Построй башенку» | Цифра 1. Большой, маленький, средний, одинаковые. Треугольник. «Чудесный мешочек» , «Найди кирпичики, как у меня» «Найди лишнюю деталь» | Закрепление понятий «больше - меньше». Сравнение предметов по одному признаку. «Построй башенку», "Больше - меньше",«Есть у тебя или нет?» |
7 | Формировать умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур. «Чудесный мешочек» , «Найди фигуры, как у меня», «Найди лишнюю деталь» | Цифра 2. «Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку» | Закрепление понятий «больше-меньше». Сравнение предметов по двум признакам. «Везем груз», «Разложи по цвету», «Построй башенку» |
8 | Продолжать формировать умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький. . «Везем груз», «Разложи по цвету», «Построй башенку» | Цифра 2. Короткий -длинный. Овал. «Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Найди фигуры, как у меня» | Сравнение предметов по одному - двум признакам (закрепление). «Построй башенку» ", «Есть у тебя или нет?» |
9 | Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало «Простые логические цепочки», что изменилось?». | Цифра 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. «Назови цифру», «Расставь по порядку» | Образование числа 3, знакомство с цифрой 3. Понятия «левое», «правое». «Назови цифру», «Расставь по порядку» |
10 | Продолжать знакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из неё одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного. «Везем груз»; «Разложи по цвету», «Разноцветные башни» | Цифры 1, 2, 3. Высокий - низкий. «Разноцветные башни», «Чудесный мешочек», «Найди такой же!» | Образование числа 3. Понятия «один», «много». «Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Разложи по цвету». |
11 | Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из неё один предмет; учить отвечать на вопрос «сколько?» и понимать слова много, один, ни одного. «Везем груз»; «Разложи по цвету», «Разноцветные башни» | Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 2 и 3. Широкий - узкий. " LEGO поезд",«Везем груз»; «Разноцветные дорожки» | Образование числа 3. Понятие «мало», «несколько». «Везем груз»; «Где больше (меньше)?» |
12 | Продолжать знакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путём. Красный цвет. «Разложи по цвету», «Разноцветные башни» «Принеси и покажи» | Большой, средний, маленький.. Положение предметов по отношению к себе. Круг, овал. «Везем груз», «Светофор», «Принеси и покажи» | Образование числа 3. Понятия «один», «много», «мало», «несколько». . " LEGO поезд", «Везем груз»; «Где больше (меньше)?» |
13 | Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путём и сравнивать круги по величине: большой, маленький. «Разноцветные башни», «Принеси и покажи» | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Влево -вправо. " LEGO поезд", «Везем груз» | Понятия «высокий» - «низкий», «одинаковые по высоте». «Разноцветные башни» Пространственные понятия «Соседи» |
14 | Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке. Синий цвет. «Где больше (меньше)?» «Принеси и покажи», «Волшебный LEGO -квадрат» | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Влево - вправо. " LEGO поезд", «Назови цифру», «Волшебный LEGO -квадрат» | Счёт в прямом (до3) порядке. Геометрическая фигура квадрат. «Покажи нужную цифру», «Назови цифру» |
15 | Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много. «Разложи по цвету», «Построй башенку» | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Счёт по образцу. Сравнение чисел 2 и 3. Далеко, близко. «Покажи нужную цифру», «Назови цифру», " LEGO поезд" | Счёт (до3) в прямом и обратном порядке. Геометрическая фигура квадрат. " LEGO поезд", «Назови цифру», «Найди лишнюю деталь» |
16 | Познакомить с квадратом; учить различать и называть круг и квадрат. Красный, синий цвет. Предлоги: на, под. «Разложи по цвету» «Найди лишнюю деталь» | Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под. «Везем груз», «Волшебный LEGO -квадрат» | Понятие «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». «Разноцветные дорожки» |
17 | Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине. Зелёный цвет. Предлоги: на, в. «Раздели на части», «Разноцветные дорожки» | Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под. «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Волшебный LEGO -квадрат» | Образование числа 4, знакомство с цифрой 4. Понятия «больше», «меньше». «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», "Больше - меньше" |
18 | Совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. «Один - много», «Раздели на части» | Цифра 4. Слева, посередине, справа. Сравнение, установление закономерностей. «Назови цифру», «Расставь по порядку» | Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». «Разноцветные дорожки» |
19 | Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче. Желтый цвет «Разложи по цвету». «Разноцветные дорожки» | Цифра 4. Сравнение чисел 3 и 4. «Разноцветные дорожки», "Разложи по корзинкам" | Понятия «внутри», «снаружи» «Чудесный мешочек», «Найди такой же!», " LEGO поезд" |
20 | Продолжать учить детей сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну. Белый цвет. «Один - много», «Раздели на части» », «Принеси и покажи» | Соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро -медленно. «Найди лишнюю деталь» «LEGO - поезд» | Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «внутри», «снаружи» (закрепление). «Разноцветные дорожки» «LEGO - поезд», |
21 | Продолжать упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке. Чёрный цвет. . «Один - много», «Принеси и покажи» | Овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. «Найди лишнюю деталь», «Везем груз», «Найди фигуры, как у меня» | Составление числа 4 разными способами. Понятие «далеко», «близко» («около», «рядом»). " LEGO поезд", «Везем груз»; «Назови номер» |
22 | Совершенствовать умение детей сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный - короткий, длиннее - короче. Белый и чёрный цвет. «Разложи по цвету». «Разноцветные дорожки» | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами «Волшебный LEGO -квадрат», «Найди фигуры, как у меня» | Составление числа 4 разными способами. Понятия «столько же», «одинаково», «поровну» «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», "Разложи кубики поровну" |
23 | Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. «Чудесный мешочек», «Найди такой же!» | Независимость числа от величины предметов. Широкий, поуже, ещё уже, самый узкий. «Разноцветные дорожки» | Цифра 0. знакомство с тетрадью в клетку. «Назови цифру», «LEGO квадрат» |
24 | Закрепление изученного материала. «Чудесный мешочек», «Найди такой же!» , «Разложи по цвету» | Закрепление изученного материала. «Волшебный LEGO -квадрат», «Найди фигуры, как у меня», «Разноцветные дорожки» | Закрепление понятий «больше», «меньше». Уравнивание групп предметов. «Чудесный мешочек», «Найди такой же!» |
25 | Упражнять в умении различать и называть круг и квадрат. Белый и чёрный цвет. «Волшебная дорожка», «Найди лишнюю деталь» | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Посчитай по порядку» | Соотнесение числа и количества «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Светофор» |
26 | Упражнять в умении различать и называть круг и квадрат. Белый и чёрный цвет. «Волшебная дорожка» | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. «Посчитай по порядку», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра» | Соотнесение числа и количества «Посчитай по порядку», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра» |
27 | Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу. Понимание и употребление предлога: на «Коврик» «Что изменилось?», «Чего не стало?» | Счёт по образцу. Цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение цифры с числом. «Посчитай по порядку», «Везем груз», «Назови номер» | Соотнесение числа и количества «Посчитай по порядку», «Покажи нужную цифру», «Назови цифру» |
27 | Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу. «Коврик» | Счёт по образцу. Цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение цифры с числом. «Веселые цифры», «Покажи нужную цифру» | Повторение образования и состава числа 4. Геометрическая фигура треугольник. «Веселые цифры», «Найди лишнюю деталь», «Найди такой же!» |
28 | Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу. «Что изменилось?», «Чего не стало?» | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. «Везем груз», «Назови номер» | Образование числа 5, знакомство с цифрой 5. «Назови цифру», «Расставь по порядку» |
29 | Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. Понимание и употребление предлогов : на, в «Найди такой же!», «Простые логические цепочки». | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. «Покажи нужную цифру», «Назови цифру» | Образование числа 5, цифра 5. «Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон…». |
30 | Учить детей сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, одинаково. «Что изменилось?», «Везем груз». | Порядковые числительные. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Геометрические фигуры. «Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон…», «Найди фигуры, как у меня» | Порядковый счёт до 5. Понятия «толстый» - «тонкий». «Соседи», «Расставь по порядку», «Что изменилось?» |
31 | Познакомить с приёмами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий. «Разноцветные башни», «Что изменилось?» | Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Геометрические фигуры. «Найди такой же!», «Найди и назови!» | Порядковый счёт до 5. Понятия «толстый» - «тонкий», «одинаковые по толщине». «Найди такой же!», «Найди и назови!» |
32 | Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий. «Разноцветные башни», «Что изменилось?» | Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Слева, посередине, справа. «Волшебный LEGO -квадрат», «Коврик» | Практическое знакомство с составом числа 5. «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра» |
33 | Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий –низкий, выше – ниже. «Разноцветные башни», «Что изменилось?» | Порядковые числительные. Счёт по образцу. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Влево, вправо. «Веселые цифры», «Посчитай по порядку» | Практическое знакомство с составом числа 5. Понятие «пара». «Веселые цифры», «Покажи нужную цифру» |
34 | Учить сравнивать две неравные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше. «Где больше (меньше)?», «Что изменилось?» | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера. «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» | Числовой ряд до 6, образование числа 6. , «Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон…» |
35 | Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух неравных групп предметов, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, поровну. «Где больше (меньше)», «Что изменилось?» | Порядковый счёт. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. «Волшебный LEGO -квадрат» | Числовой ряд до 6, образование числа 6(закрепление). Части суток, их последовательность. «Покажи нужную цифру», «Назови цифру» |
36 | Упражнять в сравнении двух групп предметов. Предлоги: на, в, под. «Найди такой же!» «Волшебный LEGO -квадрат» | Счёт по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с цифрой. «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра» | Образование числа 7. Сравнение множеств. «Везем груз», «Назови номер» |
37 | Формировать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат и познакомить с треугольником. «Отгадай», «Есть у тебя или нет?» | Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счёт «Числовая лесенка», «Веселые цифры» . | Образование числа 8. Равенство и неравенство. «Веселые цифры», «Покажи нужную цифру» |
38 | Формировать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. «Отгадай», «Волшебная дорожка» | Соотнесение количества предметов с цифрой. Счёт по образцу. «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра» «Простые логические цепочки». | Образование числа 8. Равенство и неравенство, сравнение количества «Сосчитай сколько вагончиков», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра» |
39 | Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький. «Построй башенку», «LEGO -поезд» | Счёт по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. «Чудесный мешочек», «Найди такой же!» | Числовой ряд до 8. Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат. «Что изменилось?» », «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра» |
40 | Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами впереди – сзади. «Волшебный LEGO -квадрат» | Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Слева, справа. «Простые логические цепочки», «Волшебный LEGO -квадрат» | Образование числа 9. «Везем груз»; «Назови номер» |
41 | Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами впереди – сзади. Предлоги: на, в, под «LEGO -поезд» | Математическая загадка. Широкий - узкий. «Разноцветные дорожки», «Простые логические цепочки». | Образование числа 9. Сравнение множеств. «Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон…» |
42 | Закреплять умение сравнивать равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользуясь словами больше – меньше. «Построй башенку», «Где больше (меньше)?» | Закрепление знаний о цифрах. «Что изменилось?», «Веселые цифры» | Числовой ряд до 9. Повторение. «Волшебная дорожка», «Покажи нужную цифру», «Назови цифру» |
43 | Учить определять и понимать пространственное расположение предметов на, над, под, в. «LEGO -поезд», «Волшебный LEGO -квадрат» | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера. «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Веселые цифры» | Образование числа 10. Сравнение множеств. «Везем груз»; «Назови номер» |
44 | Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. «Отгадай», «Есть у тебя или нет?», «Что изменилось?» | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера. «Назови цифру», «Расставь по порядку» | Числовой ряд до 10. Повторение. «Посчитай по порядку», «Покажи нужную цифру», «Назови цифру» |
45 | Упражнять детей в умении воспроизводить заданное количество и называть их словами много и один. «Построй башенку», «Один - много» | Соотнесение количества предметов с цифрой. Слева, справа «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Волшебный LEGO -квадрат» | Выделение количества большего или меньшего, чем названное число, на 1. Повторение. «Везем груз», «Назови номер», «Посчитай по порядку» |
46 | Совершенствовать навыки сравнения контрастных и одинаковых по высоте предметов, умение обозначать результаты сравнения словами высокий - низкий, выше - ниже. «Построй башенку», «Что изменилось?» | Овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. «Чудесный мешочек», «Найди фигуры, как у меня» | Соотнесение числа и количества. Повторение. «Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон…» |
47 | Продолжать упражнять в умении определять пространственные направления от себя, обозначать их словами впереди - сзади, вверху - внизу. «Что изменилось?», «Волшебный LEGO -квадрат» | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4,5. Влево - вправо. «Посчитай по порядку»», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра» | Выделение количества большего, чем названо число, на 1. Повторение. «Веселые цифры», «Покажи нужную цифру», «Что изменилось?» |
48 | Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Развивать внимание и мышление. «Найди кирпичики, как у меня» «Найди лишнюю деталь» | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4,5. Влево - вправо «Покажи нужную цифру» «Волшебный LEGO -квадрат» | Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами. «Волшебная дорожка» , «Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон…» |
49 | Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Развивать внимание и мышление. «Найди кирпичики, как у меня» «Найди лишнюю деталь» | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4,5. Счёт по образцу. Далеко, близко. «Посчитай по порядку». «Покажи нужную цифру», «Простые логические цепочки». | Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами«Веселые цифры», «Покажи нужную цифру», «Простые логические цепочки». |
III. Организационный раздел
3.1. Планируемые результаты
В результате коррекционно – образовательной работы к концу года дети должны уметь:
Во второй младшей группе (3-4 года):
- уметь группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.);
- составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
-уметь находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
- правильно определять количественное соотношение двух групп предметов (понимать конкретный смысл слов: «больше», «меньше»);
- различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;
- понимать смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, на, над -под, верхняя - нижняя (полоска).
В средней группе (4 – 5 лет):
- различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину.)
- считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?» - Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов.
- раскладывать 3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке, рассказывать о величине каждого предмета в ряду.
- различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал; знать их характерные отличия.
- находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
-определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
В старшей группе (5 – 7 лет):
- сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
- считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;
- отсчитать заданное количество предметов и обозначить количество соответствующими числами;
- сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине);
- ориентироваться в пространстве (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз, внутри - снаружи), ориентироваться на листе бумаги.
3.2. Взаимодействие со специалистами
1. Выступление на специальном совете учреждения
2. Выступление на методическом объединении отделения ОРНУФВ
3. Открытые занятия
3.3. Взаимодействие с родителями
1. Индивидуальные консультации
2. Рекомендации на тему «Математика с LEGO»
3. Мастер - класс в рамках клуба для родителей "Росток"
3.4. Информационная поддержка
1. На интернет - сайте учреждения
2. В печатных изданиях «Каширский курьер», «Диалоги»
3. На областном портале для детей – инвалидов «Дар»
3.5. Методическое обеспечение проекта
-методическое:
∙ Учебно-наглядные пособия: схемы, образцы и модели; иллюстрации, картинки по лексическим темам; видеоматериалы
∙ Пособия – тематические наборы конструктора LEGO
Материально-техническое:
∙ Кабинет, оборудованный в соответствии с возрастными требованиями санитарных норм;
∙ Компьютер, принтер
3.6. Список используемой литературы
1. Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION). ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.
2. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада: конспекты занятий. Мозаика – Синтез, 2009.- 64 с.
3. Колесникова Е.В. Математика для детей 3- 4 лет (Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти»). «ТЦ Сфера», 2012 г.
4. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград.: Перемена, 1994 г.
5. Интернет – ресурсы «Какие преимущества обучения с LEGO?»
6.«http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/03/16/tekhnologicheskaya-karta-uroka-matematiki-3http://www.otbet.ru/book/class-1/matematika/uchebnik-moro-m-i-chast-2/http://pedagogie.ru/stati/proektirovanie/ispolzovanie-lego-konstruktorov-v-uchebnom-procese-v-nachalnoi-shkole-i-ne-tolko.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развивающие игры с конструктором LEGO для детей с ЗПР
Игры, развивающие восприятие цвета, формы, величины
«Отгадай»
Цель: учить узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Описание игры: ребёнку завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.
«Есть у тебя или нет?»
Цель: Учить узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Описание игры: ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь
определить форму детали, затем ребенок должен будет найти точно такую же
деталь по форме.
«Принеси и покажи»
Цель: Учить применять приемы зрительного обследования формы.
Описание игры: педагог показывает образец детали и прячет, а ребёнок должен
найти самостоятельно такую же.
«Разложи по цвету»
Цель: закреплять названия цветов.
Оборудование: кирпичики LEGO всех цветов 2х2 см, 4 коробки.
Описание игры: ребёнок по команде педагога раскладывают детали по коробочкам.
«Найди лишнюю деталь»
Цель: закреплять цвет и форму.
Оборудование: кирпичики LEGO четырех цветов.
Описание игры: анализ деталей и выделение по один признак – либо цвет, либо форму, берем несколько кирпичиков (не больше 5) и просим найти лишнюю деталь. Например, берем 4
красных кирпичика и один зеленый или 4 кирпичика квадратных и один прямоугольный.
«Волшебная дорожка»
Цель: закреплять цвет и форму.
Оборудование: кирпичики LEGO.
Описание игры: педагог кладет любой кирпичик, а ребёнок выкладывает кирпичики такого же цвета, либо такой же формы.
«Раздели на части»
Цель: закреплять цвет и форму.
Оборудование: кирпичики LEGO.
Описание игры: Нам понадобятся кирпичики четырех цветов размером (2х2 и 2х4 см). Предлагаем ребенку разделить кирпичики на 4 части.
Количество кирпичиков можно увеличить до 8
«Найди кирпичики, как у меня»
Цель: закреплять цвет, форму детали, грамматический строй речи.
Оборудование: коробка с кирпичиками LEGO.
Описание игры: Найди кирпичик как у меня и назови цвет и форму.
«Что изменилось?»
Цель: закреплять цвет, форму, внимание, грамматический строй речи.
Оборудование: кирпичики LEGO.
Описание игры: ребёнок закрывает глаза, педагог прячет деталь, или меняет расположение или меняет конструкцию постройки и ребенок угадывает и называет. Чего не стало? Что изменилось?
«Простые логические цепочки».
Цель: закреплять цвет, форму детали.
Оборудование: кирпичики LEGO.
Описание игры: Дети по образцу выкладывают цепочку, по памяти.
«Светофор», «Найди фигуры, как у меня»
Цель: закреплять цвет и форму.
Оборудование: кирпичики LEGO
Описание игры: Педагог даёт ребёнку кирпичики трёх цветов и предлагает
посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется,
чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке.
После выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров
и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни
одного варианта.
«Разноцветные дорожки», «Разноцветные башни»,
Цель: формировать, закреплять представления о цвете, форме, величине.
Кирпичики LEGO чередуются по цвету, форме. Дорожки длинные и короткие, широкие - узкие, одинаковые по ширине, одинаковые по длине; башни большие — маленькие, высокие — низкие, одинаковые по высоте. Обязательно обыгрывание построек (проведи кошечку по короткой, а корову по длинной; помоги щенку дойти до своего домика и т.д.).
Игры на формирование математических представлений, ориентировки в пространстве и времени
«Построй башенку», «Больше - меньше», «Один - много»
Цель: формировать понятия «столько же», «больше», «меньше», «один»,
Оборудование: кирпичики LEGO, образцы башен.
Дети строят башенки из кирпичиков и сравнивают. Постройте одну башенку из
красных кирпичиков, другую из зелёных. Сколько красных кирпичиков? (четыре)
Сколько зелёных кирпичиков? (четыре) Можно сказать красных столько же
сколько зелёных.
«Посчитай по порядку»
Закреплять порядковый счёт.
Оборудование: кирпичики LEGO
Посчитай кирпичики. Который по счёту красный квадратный, зелёный, прямоугольный и т.д.
«Числовая лесенка»
Цель: учить устанавливать последовательность чисел в числовом ряду.
Оборудование: кирпичики LEGO, карточка с числами.
Построй лесенку для матрёшки из цифр от 1 до 5
«Волшебный LEGO -квадрат»
Цель: развивать ориентировку на плоскости
Из деталей LEGO конструируется квадрат. Ребенок располагает LEGO -фигурки по инструкции в нужном секторе LEGO-квадрата (верхний левый угол, центр, нижний правый угол и т. д.).
«Коврик»
Цель: развивать пространственное мышление.
Пластина LEGO разделена с помощью деталей на две области. Педагог выкладывает узор с одной стороны, а ребенок выкладывает зеркально с другой.
«Веселые цифры», «Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры»
Цель: формировать, развивать, закреплять счет (прямой и обратный), соотносить с количеством, учить цифры, выкладывать числовой ряд, формировать, закреплять представления о цвете).
Цифры конструируются из LEGO - конструктора.
«Счетная лесенка»
Цель: формировать представления о количестве (больше-меньше), о величине, прямой, обратный счет, порядковый, пространственные представления (вверх-вниз), цветовосприятие.
Ребёнок конструируют лесенку самостоятельно или с помощью педагога, прикрепляя столько кирпичиков сколько обозначает цифра.
«LEGO -поезд» , «Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон…»; «Везем груз»; «Назови номер», «Соседи», «Где больше (меньше)»
Цель: формировать представления о количестве (больше - меньше), о величине; прямой, обратный счет, порядковый; пространственные представления (вверх-вниз), цветовосприятие.
Из конструктора дети конструируют поезд (число вагончиков от 1 до 5, в зависимости от развития ребенка)
«LEGO -клад»
Цель: формировать умение классифицировать предметы по цвету, форме, величине.
На пластину LEGO прикрепляются детали разных форм и цветов. Под одной из них спрятан клад (любая маленькая игрушка или фигурка, которая помещается под кубиком лего). Ребенок ищет клад по подсказкам педагога: «Клад не под красной фигурой», значит все красные фигуры можно убрать. «Клад не под квадратной фигурой» — и мы убираем все квадратики. Так продолжается пока не останется одна единственная фигура.
Игры на развитие внимания и памяти
«Чудесный мешочек», «Найди такой же!», «Найди и назови!»
Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную
память; познакомить с понятиями «элемент», «деталь»; формировать умение
различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной
инструкции.
Оборудование: кирпичики LEGO.
В мешочке находится несколько деталей конструктора LEGO.
а) Ребенку необходимо на ощупь, определить из каких деталей составлена модель.
б) Педагог показывает деталь, которую надо найти.
в) Педагог только называет необходимую деталь.
«Что изменилось?», «Чего не стало?»
Цель: Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать
формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать
свои действия словами.
Оборудование: кирпичики LEGO
Педагог показывает модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени.
Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2
детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что
изменилось.
«Найди постройку»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, учить соотносить изображенное на
карточке с постройками.
Оборудование: кирпичики LEGO, карточки с изображениями построек.
Ребёнок достаёт карточку из коробочки или мешочка, внимательно рассматривает
ее, называет, что на ней изображено и ищут эту постройку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование логических блоков Дьенеша в работе с глухими детьми при формировании элементарных математических представлений"
В работе представлен перспективный план занятий по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша....
Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша в младше-средней группе ДОУ, созданный с цель...
Рабочая программа " Адаптация старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению посредством формирования элементарных математических представлений".
Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобра...
Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
В своей работе с детьми по развитию математических способностей широко использую театрализованную деятельность. (из опыта работы) ....
Методическая разработка «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...
Доклад «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
Доклад...
Рабочие тетради по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением интеллекта
Данная рабочая тетрадь представляет методический комплект к Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением интеллекта по развитию элементарных математ...