Программа учителя-логопеда 4 класс ФГОС УО
рабочая программа

Зорина Татьяна Юрьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ

«КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

4 КЛАСС (ВАРИАНТ 1) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logoped_4_uo.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.МАКАРЬЕВА МАКАРЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано

Заместитель директора по УВР_________/___________

 «___» ___________20___ г

Утверждаю

Директор школы

__________/_____________/

                           

Приказ №______

от «___» ___________20___ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ

«КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

4 КЛАСС

(ВАРИАНТ 1)

Составитель:

Учитель-логопед Зорина Т.Ю

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса коррекционно-развивающей области для 4 класса адресована обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Курс).

Курс разработан на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

  1. Цели, направления и принципы курса

Цель логопедических занятий с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в 4 классе состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.

Основными направлениями логопедической работы является:

  • диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
  • диагностика и коррекция лексической стороны речи;
  • диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма;
  • расширение представлений об окружающей действительности;
  • развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Принципы коррекционной работы, реализуемые в ходе логопедических занятий с обучающимися 4 класса с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью):

  • Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
  • Принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
  • Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
  • Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
  • Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
  • Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.  

  1. Содержательный раздел

2.1. Содержание курса с указанием форм организации занятий

Специфика нарушений речи и их коррекция у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Развитие моторики, в том числе и речевой, у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) протекает замедленно, недифференцированно. Точность речевых движений обеспечивается двояким контролем. Оказывается неточным как слуховой, так и кинестетический контроль.

Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи. Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) с трудом овладевают сложными по семантике словами (абстрактными, обобщенными) и грамматическими формами (например, сложноподчиненными предложениями с придаточными цели, причины и др.).

В начальных классах у некоторых детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых расстройствах. Если своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционное обучение, то возможно не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность обучающихся на последующих этапах получения образования.

 

  1. Основное содержание курса

Коррекционная работа, реализуемая в рамках курса, посвящена закреплению тем: «Звуки и буквы», «Родственные слова», «Образование слов», «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», а также работе с предложениями, текстами, образцами связной речи, употребляемыми в устной и письменной речи ребёнка с интеллектуальными нарушениями (легкой степенью умственной отсталости).

Учитывая фонетико-фонематические нарушения, наблюдаемые у умственно отсталых школьников, в программу для 4 класса включен комплекс упражнений на звуко-буквенный анализ, что будет являться основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

В 4 классе продолжается работа над построением предложений и развитием связной устной и письменной речью у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Поэтому в программу также включены разделы «Предложение», Связная речь», что имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к общению с окружающими, к лучшей социальной адаптации в социум.

Формы занятий: индивидуальные, групповые (фронтальные) занятия.

2.3. Тематическое планирование курса с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на занятии.

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся на занятии

1.

Диагностическое обследование на начало учебного года

4

Выполнение диагностических тестов, заданий

2.

Звуко-буквенный анализ

4

Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на звуко-буквенный анализ.

3.

Родственные слова.

4

Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на работу с родственными словами.

4.

Состав слова. Образование слов с помощью приставок.

2

Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на состав слова и формирование словообразовательных моделей.

5.

Состав слова. Образование слов с помощью суффиксов.

2

Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на состав слова и формирование словообразовательных моделей.

6.

Ударение.

2

Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на развитие фонематического слуха и орфоэпию, работа с компьютерными программы

7

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

8

Выполнение упражнений, участие в дидактических орфографических играх, работа с компьютерными программами.

8

Употребление «ь» в словах.

4

Выполнение упражнений, участие в дидактических орфографических играх, работа с компьютерными программами.

9

Слоговой анализ и синтез

10

Выполнение упражнений, участие в дидактических играх и тренингах на слоговой анализ и синтаксис.

10

Предложение

10

Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на построение, трансформацию и расширение синтагм.

11

Текст

8

Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на построение, трансформацию и расширение синтагм, развитие наглядно-образного мышления, работу с текстом.

12

Связная речь

6

Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на построение, трансформацию и расширение синтагм, развитие наглядно-образного мышления, построение устного высказывания.

13

Диагностическое обследование на конец учебного года

4

Выполнение тестовых диагностических заданий и упражнений, участие в дидактических играх

Итого по курсу

  1. часов (2 часа в неделю)

2.4.Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, потенциале и возможностях речевого развития;

2) овладение начальными навыками социальной, социокультурной, трудовой адаптации;

3) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, речевого поведения;

5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

9) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

1. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.

2. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.

3. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.

4. Развитие связной речи.

5. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

  1. Организационный раздел

3.1. Учебно-методический материал

1. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: Айрис дидактика, 2007.

2. Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений – М.: Айрис-Пресс, 2014.

3. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.: ГНОМ, 2014.

4. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. - М.: Эксмо, 2015.

  1. Материально-техническое обеспечение

  • АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера, акустическая система, проектор, экран настенный.
  • Дидактический материал по обследованию речи детей;
  • Программное обеспечение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте по ФГОС

Эта рабочая программа была разработана для детей 5-7 летнего возраста и адаптирована в условиях дошкольного логопункта. Она направлена на формирование полноценной фонетической системы языка, развитие ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020учебный год....

Программа учителя-логопеда 1 класс ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ «КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВАРИАНТ 7.2, 1 КЛАСС...

рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс

Коррекционная программа по логопедии составлена  для обучающихся 7  класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубо...