Программа учителя-логопеда 4 класс ФГОС УО
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ
«КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
4 КЛАСС (ВАРИАНТ 1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logoped_4_uo.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.МАКАРЬЕВА МАКАРЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Заместитель директора по УВР_________/___________ «___» ___________20___ г | Утверждаю Директор школы __________/_____________/
Приказ №______ от «___» ___________20___ г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ
«КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
4 КЛАСС
(ВАРИАНТ 1)
Составитель:
Учитель-логопед Зорина Т.Ю
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса коррекционно-развивающей области для 4 класса адресована обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – Курс).
Курс разработан на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Цели, направления и принципы курса
Цель логопедических занятий с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в 4 классе состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Основными направлениями логопедической работы является:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Принципы коррекционной работы, реализуемые в ходе логопедических занятий с обучающимися 4 класса с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью):
- Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
- Принцип системности обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
- Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
- Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
- Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
- Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
- Содержательный раздел
2.1. Содержание курса с указанием форм организации занятий
Специфика нарушений речи и их коррекция у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Развитие моторики, в том числе и речевой, у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) протекает замедленно, недифференцированно. Точность речевых движений обеспечивается двояким контролем. Оказывается неточным как слуховой, так и кинестетический контроль.
Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи. Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) с трудом овладевают сложными по семантике словами (абстрактными, обобщенными) и грамматическими формами (например, сложноподчиненными предложениями с придаточными цели, причины и др.).
В начальных классах у некоторых детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых расстройствах. Если своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционное обучение, то возможно не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность обучающихся на последующих этапах получения образования.
- Основное содержание курса
Коррекционная работа, реализуемая в рамках курса, посвящена закреплению тем: «Звуки и буквы», «Родственные слова», «Образование слов», «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», а также работе с предложениями, текстами, образцами связной речи, употребляемыми в устной и письменной речи ребёнка с интеллектуальными нарушениями (легкой степенью умственной отсталости).
Учитывая фонетико-фонематические нарушения, наблюдаемые у умственно отсталых школьников, в программу для 4 класса включен комплекс упражнений на звуко-буквенный анализ, что будет являться основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
В 4 классе продолжается работа над построением предложений и развитием связной устной и письменной речью у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Поэтому в программу также включены разделы «Предложение», Связная речь», что имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к общению с окружающими, к лучшей социальной адаптации в социум.
Формы занятий: индивидуальные, групповые (фронтальные) занятия.
2.3. Тематическое планирование курса с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на занятии.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся на занятии |
1. | Диагностическое обследование на начало учебного года | 4 | Выполнение диагностических тестов, заданий |
2. | Звуко-буквенный анализ | 4 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на звуко-буквенный анализ. |
3. | Родственные слова. | 4 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на работу с родственными словами. |
4. | Состав слова. Образование слов с помощью приставок. | 2 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на состав слова и формирование словообразовательных моделей. |
5. | Состав слова. Образование слов с помощью суффиксов. | 2 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на состав слова и формирование словообразовательных моделей. |
6. | Ударение. | 2 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на развитие фонематического слуха и орфоэпию, работа с компьютерными программы |
7 | Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением | 8 | Выполнение упражнений, участие в дидактических орфографических играх, работа с компьютерными программами. |
8 | Употребление «ь» в словах. | 4 | Выполнение упражнений, участие в дидактических орфографических играх, работа с компьютерными программами. |
9 | Слоговой анализ и синтез | 10 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх и тренингах на слоговой анализ и синтаксис. |
10 | Предложение | 10 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на построение, трансформацию и расширение синтагм. |
11 | Текст | 8 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на построение, трансформацию и расширение синтагм, развитие наглядно-образного мышления, работу с текстом. |
12 | Связная речь | 6 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на построение, трансформацию и расширение синтагм, развитие наглядно-образного мышления, построение устного высказывания. |
13 | Диагностическое обследование на конец учебного года | 4 | Выполнение тестовых диагностических заданий и упражнений, участие в дидактических играх |
Итого по курсу |
|
2.4.Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, потенциале и возможностях речевого развития;
2) овладение начальными навыками социальной, социокультурной, трудовой адаптации;
3) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, речевого поведения;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
9) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
1. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.
2. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
3. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи.
5. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
- Организационный раздел
3.1. Учебно-методический материал
1. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: Айрис дидактика, 2007.
2. Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений – М.: Айрис-Пресс, 2014.
3. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.: ГНОМ, 2014.
4. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. - М.: Эксмо, 2015.
- Материально-техническое обеспечение
- АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера, акустическая система, проектор, экран настенный.
- Дидактический материал по обследованию речи детей;
- Программное обеспечение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....
Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте по ФГОС
Эта рабочая программа была разработана для детей 5-7 летнего возраста и адаптирована в условиях дошкольного логопункта. Она направлена на формирование полноценной фонетической системы языка, развитие ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»
ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС
РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020учебный год....
Программа учителя-логопеда 1 класс ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ «КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВАРИАНТ 7.2, 1 КЛАСС...
рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 7 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубо...