Рабочая программа СБО 5 класс ИО
рабочая программа (5 класс)

Куложенкова Мария Константиновна

Рабочая программа СБО 5 класс ИО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_sbo_5_klass_io.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ г. МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №65»

«Рассмотрено»                                                                                               «Утверждаю»

на заседании МО ____.____. 2020 г.                                                  Директор ГКОУ СКШИ № 65

Председатель МО ___________                                               ________________\С.И. Перепелкина\

\___________________________\                                              ______.______________ 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ПРЕДМЕТУ:

«Социально-бытовая ориентировка»

К. А., 5 класс, обучение по СИПР

2020-2021 уч.год

Разработчик программы: Куложенкова М.К.          

                                                               

2020 год

  1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе АООП 1.4, входит в раздел внеурочной деятельности обучающихся с ТМНР.

Курс СБО в программе внеурочной деятельности направлен на социально-эмоциональное, творческое, познавательное развитие личности.

Задачи:

  • развитие интересов, склонностей, способностей обучающейся к различным видам деятельности;
  • создание условий для развития индивидуальности ребенка;
  • формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • приобретение опыта общения, взаимодействия, сотрудничества, расширение рамок общения.

Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающейся путем организации и проведения мероприятий, в которых может быть предусмотрена совместная деятельность глухих детей с ТМНР и других обучающихся школы.

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития глухие дети, обучающиеся по АООП 1.4 испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа курса «Социально-бытовая ориентировка» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель обучения – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Основными задачами обучения являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

        В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Программа разработана на основе курса «Основы социальной жизни» АООП 1.4 и включает следующие разделы: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город, страна», «Транспорт».  

 III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Учебный предмет «СБО» входит в программу внеурочной деятельности учебного плана для обучающейся в 5 классе по СИПР. Общее количество часов в неделю – 2 часа в неделю. Всего 68 учебных часов в году.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Формирование  личностных и коммуникативных учебных действий:

формирование интереса и мотивации к учению; осознание себя в роли ученика; подготовка к пребыванию и взаимодействию в среде сверстников, формирование умения вступать в контакт с учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; понимать инструкции к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;  работать в коллективе; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться к сверстникам и педагогам, изменять свое поведение с учетом поведения других участников ситуации.

Формирование регулятивных учебных действий:

ориентироваться в пространстве  школы, класса (зала, учебного помещения); пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, использовать по назначению учебные материалы (книги, тетради и т.д.);   пользоваться  учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); организовывать рабочее место; ориентироваться на заданную систему требований, выполнять инструкции учителя, выполнять действия по подражанию и самостоятельно, выполнять задания в течение определенного периода времени, выполнять задание от начала до конца, самостоятельно действовать в соответствии с планом действий;  соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами; принимать оценку деятельности, адекватно относиться к ней, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Формирование познавательных учебных действий:

интерес к познанию окружающего мира; умение учитывать функции и назначение предметов, в процессе деятельности выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать на наглядном материале; пользоваться доступными знаками, символами.

V. Содержание учебного предмета, курса.

Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Предметно-практические действия» и др.

Примерное содержание курса.

Школа.

Ориентация в классе, его зонах, в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Соблюдение правил учебного поведения. Следование правилам общения, игры, труда. Соблюдение общепринятых норм поведения с взрослыми и сверстниками.

Квартира, дом, двор.

Ориентация в помещениях своего дома. Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол.  Представление о местах общего пользования в доме: подъезд, лестничная площадка, лифт. Представление о помещениях квартиры: прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон. Представление об убранстве дома. Представление о предметах мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать др. Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож и для приготовления пищи: кастрюля, сковорода, чайник, нож, др. Представление об электроприборах: телевизор, утюг, лампа,  микроволновая печь, электрический чайник, фен. Представление о часах. Представление об электронных устройствах: телефон, компьютер, планшет. Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора: место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для контейнеров с мусором.

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов в предметах быта, обихода.

Город.

 Представление об улицах, на которых расположена школа, дом. Ориентация в городе: умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места. Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения на улице.

Транспорт.

Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о воздушном транспорте. Представление о водном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном транспорте (скорая помощь, пожарная машина…). Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте.

Традиции, обычаи.

Представление о празднике: день рождения, Новый год и др. Участие в школьных мероприятиях.

VI. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения).

Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:

  1. натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.
  2. Аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений.
  3. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: интерактивная доска, компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

VII. Планируемые результаты изучения учебного курса

(на уровень обучения) «СБО»:

В соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными возможностями и особенностями обучения:

В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ применительно к варианту 1.4. адаптированной основной образовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Программа предусматривает формирование следующих представлений:

1) Представления о мире, созданном руками человека.

  • Интерес к объектам, созданным человеком.
  • Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

  • Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
  • Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
  • Накопление опыта конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  • Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

  • Представление о сверстниках.
  • Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
  • Формирование умения взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

  • Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
  • Использование простейших эстетических ориентиров о внешнем виде на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
  • Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

5) Представление о стране проживания Россия.

  • Представление о стране, столице, городе, месте проживания.

Система оценки планируемых результатов.

При оценке результативности обучения глухих обучающихся с множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:

  • особенности текущего психического и соматического состояния обучающейся;
  • в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающейся средства невербальной коммуникации (жесты и жестовая речь, рисунки, пиктограммы,) и речевые средства (устная, письменная, дактильная речь);
  • формы выявления возможной результативности обучения разрабатываются индивидуально, в тесной связи с практической деятельностью обучающейся;
  • способы выявления умений и представлений обучающейся могут носить традиционный характер, либо представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;
  • в процессе предъявления и выполнения заданий обучающейся должна оказываться необходимая помощь (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение обучающимся задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым);
  • при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной помощью, вместе со взрослым).
  • выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего развития», т.е.  возможностей потенциального развития.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...