Адаптивная школа
статья (5 класс)
В настоящее время социальная перспектива в отношении детей с отклонениями в развитии существенно меняется: наиболее приоритетным и закономерным направлением является инклюзивное образование. Инклюзивное образование - это образование, способное обеспечивать адекватное обучение, воспитание, социализацию как детей с особенностями развития, так и их обычных сверстников, их включение на равных в контекст широкого социокультурного взаимодействия. На необходимость вовлечения детей с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников указывал Л.С. Выготский: «Чрезвычайно важно не замыкать аномальных детей в особые группы, а как можно шире практиковать их общение с остальными детьми». Важным направление государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является обеспечение их прав на реабилитацию средствами образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_adaptivnaya_shkola.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптивная школа»
Султанова Л. Р.
город Димитровград, Россия.
Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
М.Цветаева
Ребёнок приходит в этом мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь и будущее целиком зависит от мира на Земле, от родителей, от педагогов, от действий других людей. Ребёнок верит в любовь, верит в доброе отношение со стороны взрослых и со стороны сверстников. «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что чувствует другой». Трудно не согласиться со словами великого педагога Януша Корчака, посвятившего всю свою жизнь воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии.
В настоящее время социальная перспектива в отношении детей с отклонениями в развитии существенно меняется: наиболее приоритетным и закономерным направлением является инклюзивное образование. Инклюзивное образование - это образование, способное обеспечивать адекватное обучение, воспитание, социализацию как детей с особенностями развития, так и их обычных сверстников, их включение на равных в контекст широкого социокультурного взаимодействия. На необходимость вовлечения детей с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников указывал Л.С. Выготский: «Чрезвычайно важно не замыкать аномальных детей в особые группы, а как можно шире практиковать их общение с остальными детьми». Важным направление государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является обеспечение их прав на реабилитацию средствами образования.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», в которой «государства-участники» признают права детей-инвалидов на образование (24 статья). В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях.
Все дети имеют право ходить в школу. Дети с ОВЗ имеют право изучать те же предметы, что и другие обучающиеся; они имеют полное право чувствовать себя частью большого целого. Но готовы ли образовательные учреждения к этому? Да, если это адаптивные школы! Что же такое адаптивная школа? Это массовая образовательная школа для детей самых разных возможностей. Цель адаптивной школы состоит в создании условий для самостоятельного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способов существования, направлений самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.
Адаптивная образовательная система нашей школы обладает такими свойствами, как гибкость, полиструктурность, открытость, благодаря чему выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям. Такое взаимное приспособление образовательной системы к ученику, а ученика к требованиям системы и входит в понятие «социальная адаптация». Согласно определению, адаптация (от позднелатинского adaptation — приспособление) — вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной (образовательной) средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний с его (ученика) возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта». В МБОУ СОШ №10 реализуется адаптивная образовательная система.
Вы когда-нибудь чувствовали, что все о Вас забыли? Дети, которым трудно видеть, слышать, передвигаться, к сожалению, часто чувствуют себя забытыми. Существует много препятствий, которые могут помешать их участию в жизни общества наравне со здоровыми детьми. Например, ребёнок с диагнозом ДЦП тоже хочет посещать школьные занятия. И теперь у большинства детей есть такая возможность! Всё больше и больше школ вступают в государственную федеральную программу «Доступная среда». И наша школа не стала исключением. В рамках данной программы приобретено оборудование, произведена реконструкция входной группы, туалетов, пандуса. Закуплено оборудование для сенсорной комнаты, кабинета здоровья, диагностические методики.
Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация школы, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок.
В МБОУ СОШ №10 обучается 289 учащихся, 92 ученика с ограниченными возможностями здоровья, 5 из них дети - инвалиды. Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются как в специализированных классах, так и в общеобразовательных. В специальных классах дети обучаются по разной траектории развития. Почти для каждого ученика имеется индивидуальная образовательная программа.
Социальная инфраструктура для детей с ОВЗ направлена на обеспечение полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Остро стоит проблема совершенствования условий социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья:
- развитие детей с ОВЗ протекает в контексте реальных жизненных обстоятельств, которые не всегда оптимальны;
- процесс личностного формирования отягощен неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического, педагогического происхождения.
Для преодоления этих трудностей образовательное учреждение разработало:
-нормативную базу процесса инклюзивного образования детей с ОВЗ в системе общего образования;
-обеспечивает образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами;
-создает комплексную модель деятельности специалистов различного профиля;
-разрабатывает программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты);
-обеспечивает межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ОВЗ;
-обеспечивает работу с семьей ребенка с ОВЗ.
Перед педагогами стоят достаточно сложные задачи при осуществлении совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений. Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа. Педагогические работники школы должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии; методики и технологии организации образовательного и реабилитационного процесса для детей с ОВЗ; (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008г. № АФ-150/06).
В образовательном учреждении работает 27 педагогов, все они прошли подготовку для работы с детьми с ОВЗ. Тематика курсовой подготовки охватила все направления работы:
-в рамках Федеральной целевой программы развития образования 2011-2015 годы курсы «Реализация модели деятельности инновационного образовательного учреждения, осуществляющего интеграционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с современными требованиями модернизации образования;
-в Институте проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ по программе «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка - инвалида в части получения детьми – инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях»;
-в Ульяновском государственном педагогическом университете имени Н.Н. Ульянова по теме: «Образовательная и воспитательная система деятельности педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Формы инклюзивного обучения МБОУ СОШ №10:
-инклюзивный класс, в котором обучаются ученики с особыми образовательными способностями, ученики с ОВЗ, кроме того, обучаются дети-инвалиды, которые на основании заявления родителей и медицинских показаний частично посещают уроки в школе с целью социальной адаптации;
-специальные (коррекционные) классы. Обучение осуществляется по специальным адаптивным программам государственного образца.
-индивидуальное, дистанционное обучение. На данный момент 10 учащихся находятся на индивидуальном обучении, 2 на дистанционном обучении.
Каждый человек способен чувствовать и думать, каждый имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Канадский педагог Жан Ванье утверждает, что «Каждый человек – это священная история». Успех, богатство, признание, власть, сила- всё это со временем обесценивается. Есть ли смысл во власти, которую у Вас могут отнять? Имеет ли значение сила, с которой неизбежно придётся расстаться в старости? И разве не ограничены возможности нашего интеллекта? Поэтому канадский педагог обращается не к нашему разуму, а к тому, что лежит в глубине каждого человека - раненому сердцу ребёнка.
Пока маленький ребёнок открыт миру, нужно помочь ему увидеть солнце, радугу, звёзды, дождь, снег; научить подниматься по ступенькам мастерства и успеха, переживать взлёты и падения, победы и поражения, слёзы радости и огорчения…
Профессионализм педагога - это основной фактор успешности инклюзивного образования «Школа для всех». Я считаю, что в такой школе самое важное – раскрыть способности каждого обучающегося, воспитать самостоятельную, творческую, уверенную в себе личность, готовую жить в современном мире. Мы, взрослые, должны учитывать особые потребности ребёнка, его личностные особенности, права. И тогда в детских душах никогда не поселится разочарование и одиночество. Все дети разные, все дети едины.
В школе мы, педагоги, ежедневно видим счастливые глаза детей, ради этого работаем, ради этого живём. Детский коллектив МБОУ СОШ №10 – коллектив, нацеленный на творчество. Именно в творческом коллективе дети (обычные и «необычные») вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя.
Из опыта нашей совместной работы, мы пришли к выводу, что трудностей по вхождению детей с особенностями в развитии в школьную среду не возникает. Они воспринимают себя как равных по отношению к здоровым сверстникам, соответственно, и обратное отношение аналогично.
В процессе обучения дети осознают, что каждый человек независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, состояния здоровья, социального происхождения – имеет право на жизнь, охрану здоровья, равенство с другими людьми; имеет право на обучение, воспитание, развитие, защиту и на активное участие в жизни общества.
«Дети прежде всего!» [Януш Корчак].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хореография в адаптивной школе духовно – нравственного воспитания как средство гармонизации развития личности.
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а га...
"Создание адаптивной школы - школы равных возможностей участников образовательного процесса".
Программа развития МОУ Уйско-Чебаркульская сош 2007-2210...
Роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС.
В статье отражены роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС в ОУ....
Презентация на тему "Основы воспитательной работы в адаптивной школе и её результат"
В презентации изложены основные моменты воспитательной работы в адаптивной школе...
Педсовет «Повышение качества образования через внедрение в практику работы технологий обучения адаптивной школы»
Презентация к педсовету «Повышение качества образования через внедрение в практику работы технологий обучения адаптивной школы» (для проведения в ВСОШ и ЦО)...
Классный час в 9 классе адаптивной школы - интернат "Курить здоровью вредить"
Классный час составлен учителем трудового обучения....
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях адаптивной школы
Современное общество ставит новые задачи перед системой образования, среди которых повышение его качества и доступности, создание условий для воспитания исследовательских способностей учащихся и приоб...
- Мне нравится (1)