Рабочая программа по премету "Сенсерное развитие" 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Мецлер Людмила Викторовна

Рабочая программа надомного обучения 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pp_deystviya_sens_razv_5_kl.doc287.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по математическим представлениям предназначена для учащейся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599,  Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и предназначена для индивидуального обучения учащегося 5 класса с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, обучающегося по 2 варианту и находящегося на домашнем обучении.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Программа коррекционно-развивающих занятий разработана на основе основной образовательной программы, авторских программ курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Э.Я. Удаловой, Л.А. Метиевой,   использовались рекомендации и материалы Е.А. Стребелевой, Т.М. Головкиной.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Чем тяжелее нарушения у обучающегося, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому правильный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Особые образовательные потребности обучающихся с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и направлена на образование обучающегося с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития обучающегося; ведущих мотивов и потребностей; характера ведущей деятельности. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, которые позволят максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.

Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих и образовательных задач, направленных на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала умственно отсталого учащегося и формирование его позитивных качеств.

Содержание материала выстроено с учетом концентрического принципа – постепенно усложняющееся по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию из года в год. В программе прослеживаются межпредметные связи между разделами. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении, что позволяет формировать у обучающихся достаточно прочные знания и умения.

Программа рассчитана на один учебный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного обучающегося.

Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи.

Цель программы: достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с его индивидуальными возможностями и образовательными потребностями.

 Задачи рабочей программы:

- формирование положительного отношения обучающегося к занятиям;

- развитие собственной активности обучающегося;

- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

- формирование и развитие целенаправленных действий;

- развитие планирования и контроля деятельности;

- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:

- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- формирование и развитие координации;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы:

Первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов.

Второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.

Формы и методы работы

При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:

- наглядность;

- демонстрация;

- пояснение;

- наблюдение;

- ролевые игры;

- моделирование ситуаций;

- развивающие игры (настольные, подвижные);

- конструирование;

- свободное и тематическое рисование, графические задания.

Коррекционная направленность методов обучения и воспитания позволяет учесть особые образовательные потребности и в системе преодолевать те трудности, которые мешают полноценному развитию обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Особое внимание уделяется формированию умения исследовать объекты, планировать свою деятельность, контролировать ход работы, анализировать полученный результат, что свидетельствует о практической направленности занятий коррекционных курсов.

Программа составлена с учетом уровня обученности обучающегося, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

В программе представлены коррекционные курсы:

  • сенсорное развитие;
  • предметно-практические действия.

Сенсорное развитие является основой становления всех видов детской деятельности и направлено на формирование перцептивных действий (рассматривание, выслушивания, ощупывания). Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие внимания и памяти, развитие зрительного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.

Содержание коррекционно-педагогической работы по предметно-практическим действиям направлено на формирование игровой и продуктивных видов деятельности.

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий.

Коррекционный курс «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»

Пояснительная записка

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки при выполнении специальных упражнений.

Занятия по развитию сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с глубокой умственной отсталостью.

Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания обучающимся каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию правильного представления об окружающей действительности.

Целью данного курса является   максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, обогащение чувственного опыта обучающегося в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы. Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:

  • обогащение опыта взаимодействия обучающегося с окружающими предметами и явлениями;
  • насыщение актуальных сенсорных потребностей обучающегося;
  • систематическое и целенаправленное формирование сенсорных эталонов всех областей восприятия;
  • обучение способам сенсорного обследования окружающих предметов и явлений;
  • развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе сенсорного восприятия;
  • актуализация коммуникативных навыков в процессе общения на занятиях.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. У обучающихся с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии сенсорный опыт самостоятельно не формируется. Чем тяжелее нарушения, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Формирование и обогащение чувственного опыта через работу всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников.

Большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове. Речь способствует развитию мышления, является средством общения и регуляции деятельности. Для умственно отсталых обучающихся характерны выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Использование на коррекционных занятиях приемов, помогающих восприятию: показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и др., побуждают обучающегося к оречевлению того, что он видит, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов. Различные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса обучающегося.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 1 раз в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Занятия  носят практическую направленность, тесно связаны с другими учебными предметами, готовят обучающегося к жизни в обществе.

Программа «Сенсорное развитие» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в середине и в конце каждого учебного года.

Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий по сенсорному развитию – 1 час в неделю,       часа в учебный год.  Из них по четвертям отводится:

в    I  четверти -    ч.                                  во II четверти -     ч.                                  в  III четверти -     ч.                                   в  IV четверти -     ч.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы по сенсорному развитию

В рабочей программе даны конкретные формулировки планируемых результатов, которые могут быть не достигнуты в течение одного или нескольких занятий.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по сенсорному развитию обучающийся должен научиться:

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- описывать объекты и явления с помощью педагога и пиктограмм;

- различать противоположно направленные действия и явления (самостоятельно и с помощью);

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- называть свои действия простым предложением из 2-3 слов (с помощью педагога).

Обучающийся должен уметь:

- выполнять действия по инструкции педагога;

- правильно пользоваться письменными принадлежностями;

- сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

- различать основные цвета и оттенки;

- различать геометрические фигуры;

- составлять предмет из частей;

- определять на ощупь величину предметов;

- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

- различать речевые и неречевые звуки;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

- выделять части суток и определять порядок дней недели.

Личностные результаты:

- формирование минимального интереса к обучению;

- минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослым;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- умение взаимодействовать в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Способы и формы оценивания результатов прохождения программы

по сенсорному развитию

Курс имеет безотметочную  систему прохождения материала, используется словесная оценка. Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога.

Результат выполнения задания отмечается жетоном (смайликом), картинкой, табличкой со словом, сюрпризом, используются слова-одобрения. В конце занятия можно использовать  прием цветограммы.

Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.

По итогам освоения программы и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности обучающегося, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимся адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. При оценке результативности обучения учитываются затруднения обучающегося в освоении программы, которые не являются показателем неуспешности обучения и развития в целом.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающемуся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у обучающегося нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, возможные личностные результаты.

Содержание коррекционного курса по сенсорному развитию

        Программно-методический материал включает следующие разделы: «Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков», «Тактильно-двигательное восприятие», «Кинестетическое и кинетическое развитие», «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов», «Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти», «Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)», «Восприятие пространства», «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти», «Восприятие времени».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Игры с мячами (подбрасывание, катание, кидание). Игры с воздушными шариками. Формирование чувства равновесия (проходы по спортивной скамейке, преодоление «полосы препятствий», «дорожка следов»). Развитие мелкой моторики пальцев и руки колючим массажным мячиком. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка в разных направлениях. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание). Сортировка бобов, фасоли, гороха. Перебор крупы (пшено, гречка, рис). Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков. Работа в технике «рваной» аппликации.

Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь величины предмета. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. Работа с пластилином. Работа с кинетическим песком. Работа с конструктором.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от различных поз тела. Движения и позы верхних и нижних конечностей. Движения и позы головы по показу. Имитация движений (оркестр, повадки зверей). Этюды с перчаточными и пальчиковыми куклами. Упражнения на расслабление, снятие мышечных зажимов под музыкальное сопровождение.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Группировка предметов и их изображений по форме (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Работа с геометрическим конструктором. Сравнение 5-6 предметов по высоте и длине. Сравнение 2-3 предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. Различение и обозначение основных цветов и оттенков. Конструирование объемных предметов из составных частей (от 3 частей). Составление целого из частей (от 4 деталей) на разрезном наглядном материале.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Различение речевых и музыкальных звуков.

Восприятие пространства

Ориентировка в схеме собственного тела (правая /левая/ рука, нога). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад). Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона). Расположение предметов на листе бумаги. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

Восприятие времени

Части суток (утро, день, вечер, ночь). Неделя. Семь суток. Порядок дней недели (расположение табличек по порядку).

Тематический план коррекционного курса «Сенсорное развитие»

№ п/п

Направления коррекции

Кол-во

час

Сроки

Основное

содержание работ

Виды деятельности

1

Упражнения на развитие крупной моторики

1

Игры с мячами и воздушными шариками (подбрасывание, кидание, катание, попадание в цель)

Игровая, предметная (работа с предметами – шариками, мячами разной величины и материала)

2

Упражнения на развитие крупной моторики

1

Формирование чувства равновесия (проходы по спортивной скамейке, преодоление «полосы препятствий», «дорожка следов»).

Игровая (работа со спортивным инвентарем)

3

Развитие мелкой моторики пальцев и руки

1

Выполнение упражнений для рук и пальцев с помощью массажных шариков. Работа в технике «рваной» аппликации

Игровая, практическая (работа с различными массажными шариками и мячиками; работа с бумагой, клеем)

4

Формирование навыков владения пишущим инструментом

1

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), выполнение штриховки

Познавательная, игровая, практическая (работа с трафаретами)

5

Развитие координации движений руки и глаза

1

Завязывание шнурков, ленточек; нанизывание бусин различной формы и величины.

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков

Предметная, игровая, практическая (работа с бусинами, шнурками и лентами, различными материалами)

6

Упражнения на развитие мелкой моторики руки

1

Выполнение согласованных движений руками. Сортировка бобов, фасоли, гороха.  Перебор крупы (пшено, гречка, рис)

Игровая, практическая (работа с сыпучими материалами)

1

Определение на ощупь величины предметов

1

Различение предметов на ощупь разной величины (маленький, большой, средний)

Познавательная, практическая, исследовательская (работа с предметами, мешочком)

2

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

1

Различение на ощупь плоскостных предметов и фигур

Познавательная, практическая,

исследовательская (работа с плоскостными изображениями предметов, геометрическими фигурами, мешочком)

3

Упражнения на представления о предметах основе тактильно-двигательного восприятия

1

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином.  Работа с пластилином

Игровая, практическая (работа с пластичными материалами)

4

Упражнения на представления о предметах основе тактильно-двигательного восприятия

1

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластичными и сыпучими материалами. Работа с кинетическим песком         

Игровая, практическая (работа с кинетическим песком, «радужным» песком)

5

Упражнения на представления о предметах основе тактильно-двигательного восприятия

1

Закрепление тактильных ощущений при работе с конструктором разной величины

Игровая, практическая (работа с конструктором)

1

Формирование ощущений от различных поз тела

1

Движения и позы верхних и нижних конечностей; движения и позы головы по показу. Упражнения на расслабление, снятие мышечных зажимов

Игровая, практическая (упражнения по инструкции педагога; выполнение движений под музыку, работа с картинками)

2

Упражнения на развитие общей моторики

1

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога);

выполнение воображаемых действий по показу педагога. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

Познавательная, практическая (упражнения по инструкции педагога, имитация движений под речевое сопровождение; выполнение движений под музыку, песни (логоритмика), работа с картинками)

3

Упражнения на развитие мелкой и общей моторики

1

Выполнение упражнений с перчаточными и пальчиковыми куклами

Познавательная, практическая (упражнения по инструкции педагога, имитация движений под речевое сопровождение; выполнение движений под музыку)

1

Восприятие формы предметов

1

Группировка предметов и их изображений по форме (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)

Познавательная, предметная, практическая (работа с геометрическим материалом, иллюстративным и картинным материалом)

2

Восприятие величины

1

Сравнение 5-6 предметов по высоте и длине

Познавательная, предметная, практическая (работа с предметами)

3

Восприятие величины

1

Сравнение 2-3 предметов по ширине и толщине

Познавательная, игровая, предметная (работа с предметами)

4

Восприятие цвета

1

Различение и обозначение основных цветов и оттенков

Познавательная, игровая, практическая (работа с цветными фишками и предметами)

5

Формирование целостного образа предметов

1

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

Познавательная, игровая, практическая (работа с геометрическим материалом и конструктором)

6

Формирование целостного образа предметов

1

Конструирование объемных предметов из составных частей (от 3 частей).

Познавательная, игровая, практическая (работа с конструктором)

7

Формирование целостного образа предметов

1

Составление целого из частей (от 4 деталей) на разрезном наглядном материале.

Познавательная, игровая, практическая (работа с разрезным материалом, кубиками, пазлами)

1

Развитие зрительного внимания, подражания

1

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов,

состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дидактическая игра «Какой детали не хватает?»

Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами)

2

Развитие зрительного внимания, подражания

1

Нахождение отличительных и общих признаков 2-3 предметов. Дидактические игры: «Сравни предметы», «Что изменилось» (3—4 предмета)

Познавательная, игровая, практическая  (работа с картинным и предметным материалом)

1

Группирование предметов по вкусовым характеристикам

1

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений. Дидактическая игра «Съедобное-несъедобное»

Познавательная, исследовательская, предметная (работа с предметами, продуктами)

2

Опознание предметов по запаху

1

Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху»

Познавательная, исследовательская, практическая (работа с предметами, запахами)

3

Опознание предметов по определенным качествам

1

Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

Познавательная, исследовательская, практическая (работа с разными предметами, весами)

1

Развитие слухового внимания, подражания

1

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание)

Игровая, практическая (работа с аудиозаписями)

2

Развитие слухового внимания, подражания

1

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин)

Игровая, практическая (работа с предметами, музыкальными инструментами, аудиозаписями)

3

Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам

1

Различение речевых и музыкальных звуков

Игровая, практическая (работа с предметами, музыкальными инструментами, аудиозаписями)

1

Восприятие пространственных отношений

1

Ориентировка в схеме собственного тела (правая /левая/ рука, нога)

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад)

Игровая, практическая

2

Восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве

1

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении

Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами)

3

Восприятие пространственных отношений и ориентировка на плоскости

1

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона). Расположение предметов на листе бумаги. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

Познавательная, игровая, практическая (работа с предметами, бумагой; расположение предметов на листе; аппликация)

1

Восприятие временных представлений

1

Составление по картинкам частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Познавательная, игровая, практическая (работа с картинками, цветными фишками; рисование)

2

Восприятие временных представлений

1

Составление порядка недели из табличек. Дидактическая игра «Веселая неделя»

Познавательная, игровая, практическая (работа с карточками, картинками)

Коррекционный курс «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»

Пояснительная записка

Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. Им необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.

Целью занятий по курсу «Предметно-практические действия» является формирование у обучающихся житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально необходимых для овладения элементарными операциями ручного труда.

Достижение данной цели подразумевает решение следующих задач:

  • развитие представлений об окружающих предметах;
  • формирование приёмов предметной деятельности, элементарных трудовых умений и навыков, целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами;
  • коррекция нарушений восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений и мышления, развитие речи в процессе предметной деятельности;
  • развитие мелкой моторики руки;
  • воспитание устойчивой мотивации к предметной деятельности.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 1 раз в неделю в игровой форме с использованием разнообразных дидактических игр, практических упражнений. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности обучающихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным  и практическим материалом. Занятия  носят практическую направленность и готовят обучающегося к жизни в обществе.

Программа «Предметно-практические действия» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в середине и в конце каждого учебного года.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью от 30 до 40 минут в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Всего за учебный год -    ч. По четвертям это распределяется следующим образом:

в    I  четверти -     ч.                                 в  III четверти -     ч.

во II четверти -      ч.                                 в  IV четверти -     ч.

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач.

В результате целенаправленной работы на занятиях по предметно-практической деятельности обучающийся должен научиться:

- выполнять простые действия с предметами и материалами;

- выполнять последовательно организованные движения и соблюдать определенный порядок (алгоритм, расписание) при выполнении предметных действий;

- рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- фиксировать взгляд на статичном и движущемся предмете и объекте;

- фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;

- захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке, перекладывать предмет из одной руки в другую, из емкостей и коробок;

- открывать и закрывать емкости для хранения;

- узнавать материалы на ощупь, по звуку;

- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;

- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

- заворачивать в бумагу предметы;

- разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;

- погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;

- пересыпать крупы с помощью стакана, кулака, из одного стакана в другой;

- сортировать крупы (3 вида);

- рисовать на бумаге красками, карандашами, фломастерами и мелками;

- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям;

- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- играть с конструктивными материалами.

Личностные результаты:

- формирование интереса к обучению, труду, предметному миру;

- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность конструктивного взаимодействия с взрослым, сверстниками;

- умение взаимодействовать в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

- потребность участвовать в совместной деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

Содержание коррекционного курса по предметно-практическим действиям

В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание курса «Предметно-практические действия».

Программа состоит из следующих разделов:

  • Предметно-практические действия
  • Конструирование
  • Работа с мозаикой
  • Работа с пластическими материалами
  • Работа с бумагой и фольгой
  • Работа с нитками и тканью
  • Работа с крупами/песком
  • Работа с природными материалами

Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с крупами/песком», «Работа с природными материалами» отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности обучающихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, множественными нарушениями в развитии.

Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.

Тематический план коррекционного курса «Предметно-практические действия»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Сроки

Основное

содержание работ

Виды деятельности

1

Работа с мелким материалом

1

Открывание банок, коробок, емкостей с мелким материалом; складывание мелких предметов, сортировка

Практическая, предметная, игровая (работа с мелкими предметами)

2

Действия с крупными предметами

1

Выбор одного предмета из кучи, разворачивание предмета, вынимание из корзины определенного предмета по просьбе педагога

Игровая, практическая, познавательная (работа с крупными предметами)

3

Упражнения на развитие  мелкой моторики

1

Работа с «сухим» бассейном, доставание мелких предметов

Игровая, практическая (работа с различным материалом)

4

Работа со счетными палочками

1

Составление из счетных палочек (спичек, соломинок, полосок картона) различных фигур, узоров, букв, цифр.

Игровая, практическая (работа с счетным материалом, образцы)

5

Работа с разрезными картинками

1

Складывание разрезных предметных и сюжетных картинок

Игровая, практическая, познавательная (работа с разрезными картинками, пазлами, кубиками)

6

Работа с краской

1

Соотнесение  предмета с его изображением, раскрашивание картинок простых предметов; обведение плоских предметов на листе, а затем дорисовывание деталей

Игровая, практическая (работа с красками, мелками, карандашами)

7

Работа с природным материалом

1

Перекладывание, сортировка природного материала (шишки, камни). Выполнение аппликаций из сухих листьев. Раскрашивание и рисование на круглых и гладких камешках.

Игровая, практическая,

познавательная (игры с природным материалом, аппликация, рисование красками)

8

Работа с сыпучими материалами (крупа)                

1

Пересыпать крупы с помощью стакана, кулака, из одного стакана в другой, сортировка крупы. Изготовление простых аппликаций с помощью круп

Игровая, познавательная, практическая (игры с сыпучими материалами, аппликации)

9

Работа с сыпучими материалами (песок)

1

Пересыпание материала одной рукой, двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Изготовление фигур из песка с помощью формочек, игры с предметами

Игровая, предметная, практическая (работа с песком, формами, инструментами)

10

Конструирование. Работа с кубиками

1

Собирание и составление из кубиков различных моделей и построек по образцу и схеме

Игровая, практическая, предметная (работа с кубиками, строительным материалом, работа со схемами)

11

Работа с модулями, конструктивным  и строительным материалом

1

Составление моделей и построек, обыгрывание построек

Игровая, практическая, предметная (работа с конструктором, строительным материалом)

12

Работа с геометрическими фигурами                                

1

Составление из сборно-разборных деталей различных предметов

Игровая, практическая, познавательная (работа с геометрическими фигурами, геометрическое лото, геометрический конструктор)

13

Работа с бумагой и фольгой

1

Сминание бумаги (фольги) в комки, бросание их в корзину или коробку. Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги, фольги, выполнение с ними игровых и практических действий.

Игровая, практическая, предметная (работа с бумагой, фольгой; выполнение аппликации)

14

Работа с бумагой и фольгой

1

Обертывание тонкой цветной бумагой, фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: конфеты в обертке, «волшебная палочка», вазочка — стакан, обернутый фольгой.         

Игровая, практическая (работа с бумагой, фольгой; изготовление подделок)

15

Работа с бумагой и фольгой

1

Складывание бумаги (фольги).

Приемы складывания: расположение листа на столе; сгибание части листа; совмещение сторон и углов листа; проглаживание линии сгиба.

Игровая, практическая (работа с бумагой, фольгой; изготовление поделок, оригами)

16

Работа с бумагой и фольгой

1

Участие в изготовлении педагогом летающих игрушек (проглаживание линии сгиба), выполнение с ними игровых действий.         

Игровая, практическая (работа с бумагой, фольгой; изготовление поделок)

17

Работа с бумагой и фольгой

1

Складывание бумажных салфеток. Размещение их в салфетницах.

Составление наборов цветной бумаги (3—4 листа).

Игровая, практическая (работа с бумагой, фольгой; изготовление салфеток)

18

Работа с бумагой

1

Аппликация из различных видов бумаги, на основе картинок  из детских журналов.

Практическая (работа с разными видами бумаги)

19

Работа с бумагой         

1

Изображение реальных предметов с помощью аппликаций. Освоение пространства листа, работа с композицией аппликации, рисунка (изображение должно занимать весь лист)

Практическая (работа с бумагой)

20

Работа с мозаикой

1

Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам: треугольник, прямоугольник, квадрат.         

Игровая, практическая, познавательная (работа с мозаикой разной формы и величины)

21

Работа с мозаикой

1

Выкладывание простых узоров и сюжетов по показу и по образцу: букет из трех цветов разного цвета на стеблях; дом с крышей и трубой; елочка; снежинка; коврик.

Игровая, практическая, познавательная (работа с мозаикой разной формы и величины; работа с иллюстрациями)

22

Работа с мозаикой

1

Выкладывание самостоятельно и по образцу: геометрических фигур разных размеров и цветов; несложных узоров;

простых сюжетов; букв, цифр.

Игровая, практическая, познавательная (работа с мозаикой разной формы и величины; работа с картинками, схемами)

23

Работа с пластическими материалами

1

Освоение приема вдавливания: использование различных материалов (ракушки, камешки, крышки от бутылок, пуговицы, бусины, палочки, крупы, горох, фасоль и т. д.) для вдавливания в пластилиновую или тестовую основу. Создание сюжетных композиций (булочка с изюмом, шоколад с орехами, гусеница, цветок и т. д.). Обыгрывание ситуаций с предметами под руководством педагога.

Игровая, практическая, предметная (работа с пластическими материалами, различными предметами)

24

Работа с тканью.

1

Действия с тканью: захват, удержание, сминание, разглаживание, вытягивание.

Игровая, практическая, познавательная (работа с разными образцами ткани)

25

Работа с нитками и тканью

1

Использование ткани в качестве элемента одежды: шарф, косынка, лента. Использование ткани в качестве предметов быта: салфетки, скатерть, покрывало, занавески (накрывание стола, заправление кукольной кроватки)

Игровая, практическая, предметная (работа с различными изделиями из ткани)

26

Работа с нитками

1

Распределение ниток, лоскутов ткани по цвету, длине, толщине. Составление коллекции ниток и наклеивание их на картон. Наматывание ниток на катушку («Кто быстрее?»). Сматывание ниток в клубок («Волшебный клубок»).

Игровая, практическая, предметная (работа с нитками, тканью)        

         

27

Работа с нитками

1

Завязывание узелков на концах ниток. Связывание ниток. Завязывание толстых ниток бантиком. Разрезание ниток и ткани ножницами.

Игровая, практическая (работа с нитками, тканью; работа с ножницами)

28

Работа с нитками

1

Плетение шнура из двух толстых ниток разного цвета. Изготовление закладки для книг.

Практическая (работа с нитками)

29

Работа с нитками и тканью

1

Вдевание шнура через отверстия (шнуровка обуви, одежды, геометрических фигур, букв, других предметов с несложным контуром)

Практическая (работа со шнуром)

30

Работа с нитками и тканью

1

Упражнения в шнуровке в виде геометрических фигур и предметных изображений с несложным контуром через постепенно уменьшающиеся отверстия в картоне. Использование различных видов застежек на ткани.

Практическая (работа с нитками, тканью)

31

Знакомство с иглой

1

Правила безопасного хранения игл. Техника безопасной работы с иглой. Прокалывание иглой бумаги, картона, ткани по контуру.

Практическая (работа с иглой, леской; изонить)

32

Работа с нитками

1

Отматывание и отрезание нитки нужной длины. Вдевание нитки в иголку с широким ушком.

Практическая (работа с ниткой, иглой)

33

Работа с нитками

1

Завязывание узелка на конце нити. Наблюдения за шитьем и пришиванием пуговиц, выполняемым педагогом.

Практическая (работа с ниткой)

Программа сотрудничества с семьей

Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультативно-рекомендательная.

2. Лекционно-просветительская.

3. Организация круглых столов.

4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

5. Проведение практических занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).

Задачи

Возможные мероприятия

Психологическая поддержка семьи

психокоррекционные занятия,

индивидуальные консультации с психологом

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации родителей со специалистами,

тематические семинары

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией;

убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка;

посещение родителями уроков/занятий в организации

Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией;

консультирование;

посещение родителями уроков/занятий в организации

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

ведение дневника наблюдений (краткие записи);

информирование электронными средствами;

встречи, беседы;

просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком;

проведение открытых уроков/занятий

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

привлечение родителей к проведению мероприятий (выставки, конкурсы, праздники);

поощрение активных родителей.

Методическое и материально-техническое обеспечение коррекционных курсов

Используемая литература:

  1. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль, 2012.
  2. Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида» [Электронный ресурс]/ Т.М.  Головкина//http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html 
  3. Е.А.Стребелева, Е.А.Екжанова Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. – М., «Просвещение», 2011.
  4. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М., 2013.
  5. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
  6. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Книголюб, 2007.
  7. Метиева,  Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида [Электронный ресурс]/Л.А.Метиева,Э.Я.Удалова.http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html
  8. Модифицированная программа «Игра, игротерапия» (1-4 классы) составлена Маслич Ириной Петровной на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин,  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009г.
  9. Программа курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и  сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
  10. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск, 2012.
  11. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл», 2014.
  12. Фомина Л.В. Сенсорное развитие : программа для детей в возрасте  5-6 лет / Л.В. Фомина. - М. : Сфера, 2001.

Учебно – практическое оборудование:

Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, дидактические игры и пособия:

- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);

- игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;

- разнообразный арсенал техники арт- и музыкотерапии (различные куклы, сюжетные игрушки; игрушки, имитирующие реальные предметы; игровой материал);

- иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);

- наглядно-графические модели (схемы, карты, контурные образцы, чертежи);

-  материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий);

- музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные и видеофизминутки;

- презентации по темам, развивающие видеозанятия;

- компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.

Игры и игрушки:

- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

- пазлы-вкладыши;

- мозаики;

- деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы);

- сухой бассейн;

- игрушки разных размеров;

- шнуровки;

- множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки;

- разноцветные шарики и моточки;

- пирамидки разные по величине, высоте;

- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);

- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);

- предметы для вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.;

- звучащие предметы для встряхивания;

- разборные игрушки;

- музыкальные инструменты (бубен, погремушки, барабан, колокольчик, металлофон и др.);

- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

- игрушки (мягкие, пластмассовые, резиновые, деревянные, механические);

- наборы посуды и мебели;

- одежда и обувь для куклы;

- мешочки из ткани;

- прищепки;

- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);

- цветные карандаши, краски и разнообразное оборудование для рисования;

- листы бумаги;

- объемные геометрические формы (куб, шар, конус, цилиндр);

- пластичные материалы (тесто, пластилин, глина, пластичная масса);

- материалы для пересыпания (крупа, песок);

- инструменты для работы с пластичным и сыпучим материалом (клеенки, чашки, стаканчики, баночки, ложки, лопатки, стеки, пластмассовые контейнера, формочки);

- рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...