Рабочая программа по премету Речь и альтернативная коммуникация 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Раблчая программа надомного обучения 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alkom_5_k_2_v.docx | 42.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь и альтернативная коммуникация, 5 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации предназначена для учащейся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
На уроках речи и альтернативной коммуникации используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Упражнение;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Предметный урок;
- Индивидуальная работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» ставит следующие задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
- «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
- обучение умению делить слова на слоги
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Учебный курс речи и альтернативной коммуникации предусматривает следующую структуру:
- Повторение;
- Чтение и письмо
- Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь)
- Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь)
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного предмета по индивидуальной программе отводится 2 часа в неделю. Из них:
I ч. – ч.
IIч. – ч.
IIIч. – ч.
IV ч. – ч. Всего в год – 68 часов
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения:
- Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Потребность в коммуникации.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом.
- Знать 15 букв, уметь читать слоги, слова с изученными буквами.
личностные результаты обучения.
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Система оценки по предмету «Речь и альтернативная коммуникация».
В течение года проводится текущая и промежуточная аттестация.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП (таблица прилагается).
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). В нее входят: педагоги и специалисты, осуществляющие процесс образования и развития ребенка.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за вы-полнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
Выявление результативности обучения будет происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся будет оказываться помощь. При оценке результативности достижений будет учитываться степень самостоятельности ребенка.
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, будет оцениваться его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице.
5. Содержание учебного предмета
Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в четвёртом классе представлена разделами «Повторение», «Звуки и буквы», «Письмо». В раздел «Повторение» включены темы, которые были слабо усвоены детьми:
Удержание кисти и карандаша. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины. Повторение изученных букв. Чтение слогов, слов с изученными буквами.
В раздел «Чтение и письмо» входит изучение букв, дети учатся соотносить звук и букву, читать слоги, слова и предложения. Данный раздел представлен темами: Буква ь. Письмо буквы ь. Чтение слов с ь. выделение мягких звуков. Звук и буква е. Письмо буквы е. Составление и чтение слогов, слов с буквой е. Письмо буквы е. Предметы. Соотнесение предметов и их названий. Звук и буква я. Чтение и письмо буквы я. Составление и чтение слогов, слов с буквой я. Звук и буква ю. Письмо буквы ю. Составление и чтение слогов слов с буквой ю. Письмо буквы ю. Звук и буква ё. Письмо буквы ё. Составление и чтение слов со звуком [ё]. Составление и чтение слов с изученными буквами. Звук и буква ч. Письмо буквы ч. Составление и чтение слогов, слов с буквой ч. Звук и буква ф. Письмо буквы ф. Составление и чтение слогов, слов с буквой ф. Дифференциация звуков в – ф . Упражнения в составлении и чтении слов из двух закрытых слогов Звук и буква ц. Письмо буквы ц. Упражнение в составлении и чтении открытых и закрытых слогов. Составление и чтение слов, состоящих из обратных и прямых открытых слогов буквой ц, предложений с этими словами. Звук и буква э. чтение и письмо буквы э. Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений. Звук и буква щ. Чтение и письмо буквы щ. Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Упражнение в составлении и чтение слов из слогов с буквами ш, щ; чтение предложений. Звук ъ. Письмо буквы ъ. Чтение слов с ъ. Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами. При изучении букв дети учатся обводить буквы по контуру, по трафарету, писать самостоятельно.
В раздел Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь) входят темы: называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние. (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений.
Раздел Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь) содержит тему «Понимание содержания текста».
6. Тематическое планирование
№ | программный материал | колич. часов | сроки | наглядность | основные виды учебной деятельности |
Повторение | Умение поддерживать беседу. | ||||
1 | Удержание кисти и карандаша. | 1 | карандаши, кисти | ||
2 | Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины. | 2 | картинки | ||
3 | Повторение изученных букв. Чтение слогов, слов с изученными буквами. | 2 | Умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя Умение соотносить звук и букву. Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; | ||
Чтение и письмо | |||||
4 | Буква ь. Письмо буквы ь. | 1 | буквы, картинки | ||
5 | Чтение слов с ь. выделение мягких звуков. | 2 | буквы, картинки | ||
6 | Звук и буква е. Письмо буквы е. | 1 | |||
7 | Составление и чтение слогов, слов с буквой е. Письмо буквы е. | 2 | предметные и сюжетные картинки | ||
8 | Предметы. Соотнесение предметов и их названий. | 2 | предметные картинки | ||
9 | Звук и буква я. Чтение и письмо буквы я. | 2 | буквы, картинки | ||
10 | Составление и чтение слогов, слов с буквой я. | 2 | буквы, картинки | ||
11 | Звук и буква ю. Письмо буквы ю. | 2 | предметные картинки, касса букв | ||
12 | Составление и чтение слогов слов с буквой ю. Письмо буквы ю. | 2 | схемы, буквы, картинки | ||
13 | Звук и буква ё. Письмо буквы ё. | 2 | буквы, картинки | ||
14 | Составление и чтение слов со звуком [ё]. | 2 | схемы, буквы, картинки | ||
15 | Составление и чтение слов с изученными буквами. | 2 | предметные картинки, касса букв | ||
16 | Звук и буква ч. Письмо буквы ч. | 1 | буквы, картинки | Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; Умение обращаться за помощью и принимать помощь организовывать рабочее место; Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу) | |
17 | Составление и чтение слогов, слов с буквой ч. | 1 | презентация, картинки | ||
18 | Звук и буква ф. Письмо буквы ф. | 1 | схемы, буквы, картинки | ||
19 | Составление и чтение слогов, слов с буквой ф. | 2 | касса букв, предметные картинки, карточки | ||
20 | Дифференциация звуков в – ф . Упражнения в составлении и чтении слов из двух закрытых слогов | 1 | касса букв, предметные картинки, карточки | ||
21 | Звук и буква ц. Письмо буквы ц. | 1 | касса букв, картинки | ||
22 | Упражнение в составлении и чтении открытых и закрытых слогов. | 2 | буквы, картинки | ||
23 | Составление и чтение слов, состоящих из обратных и прямых открытых слогов буквой ц, предложений с этими словами. | 2 | презентация, касса букв, картинки | ||
24 | Звук и буква э. Чтение и письмо буквы э. | 1 | буквы, картинки | ||
25 | Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений. | 2 | касса букв, карточки, картинки | ||
26 | Звук и буква щ. Чтение и письмо буквы щ. | 1 | буквы, картинки | ||
27 | Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Упражнение в составлении и чтение слов из слогов с буквами ш, щ; чтение предложений. | 1 | карточки, предметные картинки | Читать слоги и слова с изученными буквами; | |
28 | Звук ъ. Письмо буквы ъ. | 1 | буквы, картинки | ||
29 | Чтение слов с ъ. | 1 | касса букв, карточки, картинки | Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов(звуков, слов); Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем Умение слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства | |
30 | Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами. | 2 | буквы, картинки | ||
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (экспрессивная речь) | |||||
31 | Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. | 2 | карточки, сюжетные картинки | ||
32 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. | 3 | карточки, сюжетные картинки | ||
33 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние. (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). | 3 | карточки, сюжетные картинки | ||
34 | Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). | 3 | карточки, сюжетные картинки | ||
35 | Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). | 2 | карточки, сюжетные картинки | ||
36 | Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). | 2 | карточки, сюжетные картинки | ||
37 | Называние (употребление) простых предложений. | 3 | карточки, сюжетные картинки | ||
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная речь) | |||||
38. | Понимание содержания текста. | 3 | карточки, сюжетные картинки |
7. Учебно-методическое обеспечение
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умствен ной отсталостью;
- Комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
- А.Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) М.: Просвещение, 2009.
- Аксенова А. К.. Дидактический материал. Добукварный период, 1 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М.: Просвещение, 2009.
- Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
- Карточки Г. Домана.
8. Материально-техническое обеспечение
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
- электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь;
- аудио и видеоматериалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету: "Речь и альтернативная коммуникация" для 1 класса (сложный дефект) по ФГОС АООП (вариант 2)
Данная программа апробирована на учащихся 1 класса (сложный дефект)....
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 7 класс.
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
Рабочая программа для учащихся 1 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
Рабочая программа для учащихся 2 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
Рабочая программа для учащихся 3 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...
Рабочая программа по предмету «Речь или альтернативная коммуникация» 4 класс.
Календарно-тематическое планирование...