Внеурочная деятельность: курс коррекция поведения 6-7 класс
рабочая программа (6, 7 класс)
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счётными операциями, конструктивной деятельности и т. п.
Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учёбе, к любой деятельности, создаёт трудности общения с окружающими. Всё это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
Для успешной адаптации, формирования высших психических функций и речевого развития создана коррекционно – развивающая программа. Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в группе, которая формируется из числа учащихся класса. Учащиеся делятся на группы в зависимости от сложности дефектов. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, АРТ – терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.
Цель: На основе оптимальных условий познания каждого объекта дать ребёнку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
Задачи:
- развитие познавательной активности учащихся;
- формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;
- обогащение устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
- психологическая коррекция поведения ребёнка;
- социальная профилактика, профилактика навыков общения, правильного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6-7_klass_korrektsiya_povedeniya_samsonova_a.v.docx | 32.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счётными операциями, конструктивной деятельности и т. п.
Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учёбе, к любой деятельности, создаёт трудности общения с окружающими. Всё это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
Для успешной адаптации, формирования высших психических функций и речевого развития создана коррекционно – развивающая программа. Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится в группе, которая формируется из числа учащихся класса. Учащиеся делятся на группы в зависимости от сложности дефектов. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.
В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, АРТ – терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из 4 взаимосвязанных этапов:
1 этап: Диагностический.
В диагностический этап входят: диагностика психо – эмоционального, интеллектуального развития ребёнка с ТНР, уровень включенности в общегрупповую деятельность.
Работа педагога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом. Полученная информация помогает педагогу наметить направления коррекционно – развивающие работы. На основе данной информации, а также наблюдения подростка в разных ситуациях педагог составляет педагогическую характеристику, которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений для других специалистов.
2 этап: Коррекционный.
Данный этап включает в себя следующие задачи:
- помочь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
- формирование продуктивных видов взаимоотношений ребёнка с окружающими;
- повышение социального статуса ребёнка в коллективе;
- развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
- формирование и стимуляция сенсорно – перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
- развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально- волевой регуляции поведения;
- создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трёх составляющих:
- Когнитивный блок;
Задачей блока является – осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.
- Эмоциональный блок;
Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний.
- Поведенческий блок;
Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.
3 этап: Диагностический:
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.
Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учёта структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться. У ребёнка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекционного процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.
4 этап: Прогностический
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально – психологических функций подростков.
Данная программа составлена на основании нормативно-правовых документов.
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Устав ГКОУ «Школа-интернат «Радуга»
- Правила внутреннего трудового распорядка «Школа-интернат «Радуга»
Цель и задачи программы.
Цель: На основе оптимальных условий познания каждого объекта дать ребёнку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
Задачи:
- развитие познавательной активности учащихся;
- формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;
- обогащение устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
- психологическая коррекция поведения ребёнка;
- социальная профилактика, профилактика навыков общения, правильного поведения.
Планируемые результаты освоения предмета:
- улучшение психо-эмоционального самочувствия ребенка;
- осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности, имеющей собственный портфолио и умеющей работать над своими недостатками;
- повышение толерантности по отношению к окружающим;
- умение вырабатывать иммунитет на внешние негативные воздействия;
- стабилизация эмоционального состояния и контроль собственного поведения адекватно ситуации.
Предполагается то, что обучающие будут знать:
Правила поведения на уроке;
Эмоции людей;
Азбука вежливости;
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Правила поведения на уроке.
Предполагается то, что обучающие будут уметь:
Уметь различать и показывать эмоции человека;
Знать элементарные правила приличия и вежливые ответы;
Взаимодействовать со сверстниками;
Взаимодействовать со взрослыми;
Формы организации учебного процесса
Занятия проводятся 1 раз в неделю. На занятие отводится 30 минут.
Критерии оценки умений и навыков обучающихся.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Тематическое планирование 6 класс
Раздел | № урока | Тема | Кол-во часов |
Нравственные качества (21 ч) | Введение: Законы человеческого существования. | 1 | |
Что такое честность? | 1 | ||
Будь честным по отношению к себе и к другим людям. | 1 | ||
Честность и порядочность норма поведения. | 1 | ||
Честность и искренность. | 1 | ||
Честь и справедливость. | 1 | ||
Как я понимаю справедливость? | 1 | ||
Правдивость. | 1 | ||
Дал слово - держи его. | 1 | ||
Верность слову и обещанию. | 1 | ||
Умей держать своё слово. | 1 | ||
Доброжелательность. Что это значит? | 1 | ||
Твори добро. | 1 | ||
Честь и достоинство. | 1 | ||
Стыд и совесть. | 1 | ||
Милосердие. | 1 | ||
Увидеть прекрасное в человеке. | 1 | ||
Добро не лихо, ходит тихо. | 1 | ||
Кто такой трудолюбивый человек? | 1 | ||
Как быть трудолюбивым? | 1 | ||
Учусь правилу: Все делаю сам. | 1 | ||
Законы общества(5ч) | Мир прав и обязанностей. | 1 | |
Правила, обязательные для всех. | 1 | ||
Правила точности и обязательности. | 1 | ||
Правила опрятности и аккуратности. | 1 | ||
Право на самостоятельность. | 1 | ||
Мои поступки в глазах других(5ч) | Поступки твои и других. | 1 | |
Учимся анализировать свои поступки. | 1 | ||
Учитесь властвовать собой. | 1 | ||
Кто сам уважает, того и другие уважают. | 1 | ||
Ты и твои друзья. | 1 | ||
Отрицательные качества личности(4ч) | Жестокость и насилие. | 1 | |
Жадность не порок? | 1 | ||
Зависть - губительная страсть. | 1 | ||
О корыстолюбии и бескорыстии. | 1 |
Раздел | № урока | Тема | Кол-во часов |
Я – личность (10ч) | Вводная беседа. Куда ж нам плыть? | 1 | |
Мои права и права других людей. | 1 | ||
Кто Я? | 1 | ||
Каков я на самом деле? | 1 | ||
Я – индивидуальность. | 1 | ||
Моя индивидуальность. | 1 | ||
Мой дневник. Мнение. | 1 | ||
Мои слабости. | 1 | ||
Мои проблемы. | 1 | ||
Точка опоры. | 1 | ||
Коммуникация (7ч) | Эффективные приемы общения. | 1 | |
Взаимопомощь. | 1 | ||
Предотвращение конфликта. | 1 | ||
Уверенное и неуверенное поведение. | 1 | ||
Полюбить себя. | 1 | ||
Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. | 1 | ||
Я тебя понимаю. | 1 | ||
Эмоции и чувства(4ч) | Эмоции и чувства. | 1 | |
Наши чувства, желания. | 1 | ||
Обида. | 1 | ||
Как справиться с раздражением, плохим настроением. | 1 | ||
Поведение(9ч) | Мотивы наших поступков. | 1 | |
Люди, значимые для меня. | 1 | ||
Я в своих глазах и в глазах других людей. | 1 | ||
Победи своего дракона. | 1 | ||
Чувство собственного достоинства. | 1 | ||
Общение в жизни человека. | 1 | ||
Я для себя, Я для других. | 1 | ||
Просьба. | 1 | ||
Настоящий друг | 1 | ||
Цели в жизни(5ч) | Будь собой, но в лучшем виде. | 1 | |
Жизнь по собственному выбору. | 1 | ||
Как достичь своей цели. | 1 | ||
Критика. | 1 | ||
Азбука перемен (круглый стол). | 1 |
Тематическое планирование 7 класс
Список используемой литературы
1. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция/А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
2. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Спб, Питер, 2001. – 377 с.
3. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.Л. Кряжева. – Ярославль, Академия развития, 1997. – 160 с.
5. Ломтева Т. Большие игры маленьких детей. От 0 до 14 лет /Т. Ломтева. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 272 с.
6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М., 2000. – 304 с.
7. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике/И.П. Подласый. – М.: Владос, 200/. – 352 с.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в двух томах. Том 2/Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1996. – 529 с.
9. Хухлаева О.В. Тропинска к своему Я. Начальная школа/О.В. Хухлаева. – М.: Генезаис, 2008. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности курса «Наглядная геометрия» для 5 класса
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требований к результатам освоения о...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курс "Наглядная геометрия" для 5 класса по ФГОС
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная, практическа...
программа внеурочной деятельности курса "Математика вокруг нас" 5 класс
программа составлена с учетом ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Практическая геометрия" для 9 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Практическая геометрия" для 9 класса. Направление общеинтеллектуальное. Расчитана на 2 часа в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Юный медик" 7 "А" класс
laquo;Юный медик» - курс внеурочной деятельности назначение которого - дать ту сумму неформальных знаний и навыков, которые позволят каждому человеку сохранить своё здоровье и оказать пер...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Час коррекции по русскому языку"
Программа курса «Час коррекции по русскому языку» предназначена для обучающихся 8 классов, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ....
Внеурочная деятельность: курс "Формирование коммуникативного поведения" 5 класс
Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей школьного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных науч...