Конспект занятия "Автоматизация звука [Р]" .
план-конспект
Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению с детьми подготовительной группы с ОНР III уровня со стёртой дизартрией (второй год обучения) по теме "Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению с детьми подготовительной группы с ОНР III уровня со стёртой дизартрией (второй год обучения).
Тема : Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.
Цели занятия:
- Коррекционные:
- развивать подвижность органов артикуляции,
- закреплять знания о правильной артикуляции звука Р,
- автоматизировать звук Р в слогах, словах, предложениях,
- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух,
- развивать ориентацию в схеме тела,
- осуществлять связь звука с буквой.
- развивать лексико-грамматический строй речи
- Образовательные:
- закрепить понятия «звук», «слово», «предложение»,
- совершенствовать навыки чтения слогов с буквой Р.
- Воспитательные:
- воспитывать желание говорить красиво и правильно.
Оборудование: настольные зеркала, схема артикуляции звука Р, драже «Ревит», ноутбук с мультимедийной презентацией, эскиз сельского дома, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки на звук Р, мозаика, карточки-слоги, бархатные буквы в коробке «Волшебный сундучок».
Ход занятия
- Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим учиться красиво и правильно говорить.
2. Объявление темы.
-Послушайте стихотворение. Подскажите последнее слово в предложении.
Наша старшая сестра вяжет с самого (утра).
Я сегодня утром рано умывался из-под (крана).
Солнце светит ярко-ярко, бегемоту стало (жарко).
Спи, мышонок, до утра, дам тебе я (комара).
Среди жирных голубей прыгал тощий (воробей).
-Какой звук встречался в словах, которые вы договаривали? (Звук Р).
-Сегодня продолжим учиться правильно произносить звук Р. Повторим наше «правило красивой речи». (Хором: Говорим всегда красиво, четко и неторопливо, звуки произносим внятно, чтобы было всем понятно).
3. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и пищевым подкреплением. Гимнастика для мышц шеи.
-Наши язычки хотят правильно произносить звуки. Поэтому постараемся в выполнении зарядки.
Показываю упражнения с элементами биоэнергопластики, дети выполняют: «Лопаточка», «Чашечка», «Грибочек», «Дятел», чередование «Лопаточка» - «Чашечка»; удерживать в «Чашечке» драже «Ревит» (до 20 секунд), чередуя подъём языка к верхним резцам и опускание до нижней губы (рот широко открыт).
-Молодцы! А сейчас встряхнем руки, опустим голову вниз, отдохнем. (Расслабляем мышцы шейно-воротниковой зоны).
4. Произношение изолированного звука Р (с применением ИКТ).
-Вспомним, как разговаривает щенок с мамой, как тигр с тигренком, с каким звуком работает на поле трактор?
Демонстрирую мультимедийную презентацию: слайды с изображением щенка с собакой, тигрёнка с тигрицей, трактора. Дети произносят изолированный звук Р с усилением и затуханием звука. Отрывисто, протяжно.
5. Анализ артикуляции звука Р (повторение).
-Давайте дадим характеристику звуку Р. Рассмотрим карточку-схему.
-Когда мы произносим звук Р губы улыбаются или вытягиваются в трубочку? (Улыбаются).
-Зубки открыты или закрыты? (Открыты).
-Язычок находится внизу или поднимается вверх? (Поднимается вверх).
-Язычок спокоен или дрожит? (Дрожит).
-Голосовые связки работают или выключены? (Голосовые связки работают, звук звонкий).
-Звук Р гласный или согласный? (Согласный).
-Твердый или мягкий? (Твердый).
6. Связь звука с буквой.
-Какая буква на письме обозначает звук Р?
-Напишите букву Р в воздухе правой рукой, левой рукой, головой.
-Давайте поиграем в игру «Волшебный сундучок». Найдите среди других букву Р.
Дети наощупь находят в сундучке букву Р из бархатной бумаги (выбирают из разных букв нужную; буквы разные по величине и фактуре).
7. Развитие фонематического слуха и мелкой моторики пальцев рук.
-Сколько раз услышите слово со звуком Р, столько гвоздиков поставьте в мозаике.
Шел Егор через бор,
Видит вырос мухомор,
«Хоть красив, но не беру»,-
Вслух сказал Егор в бору.
«Верно, ты сказал, Егор»,-
Так ему ответил бор.
Дети определяют наличие звука Р и вставляют мелкие гвоздики-мозаику в отверстия.
8. Закрепление звука в слогах.
Игра «Кто больше запомнит и повторит слогов».
Дети читают слоги по карточкам. (Ра-Ру-Ры-Ро-Рэ. аР-оР-иР-эР-уР).
9.Закрепление звука в словах.
Игра с предметными картинками «А что у вас?».
-Выберите из предложенных только те изображения предметов, которые имеют в названии звук Р.
10. Автоматизация звука Р в предложениях.
Игра «Сельский домик».
-На картинке художник начал рисовать деревенский дом. Нарисовал стены. Мы продолжим рисовать эти дома. Соблюдаем условие: дорисовываем только такие детали, в названии которых есть звук Р. Называем(комментируем) то, что мы рисуем.
Дети выполняют задание и проговаривают: «Я нарисую крышу». «Я нарисую трубу на крыше». «Я нарисую оконную раму». «Я нарисую цветочный горшок с розой». «Я нарисую шторы» и т.д.
11. Итог занятия и оценка.
-Какой звук мы учились сегодня правильно произносить и внимательно слушали его произношение?
-Чему вы сегодня научились?
-Что вы узнали нового?
-Мне было приятно с вами заниматься! Вы очень красиво и внятно произносили трудный звук Р! Погладьте себя по головке! Молодцы!
12. Домашнее задание.
-Дома закончите, пожалуйста, рисунок деревенского дома. Напишите с помощью родителей, кто живет в вашем доме. Не забудьте, что все имена должны быть с буквой Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/04/picture-17409.jpg)
Конспект занятия "Звуки и буквы П,Т,К."
Конспект фронтального занятия по подготовке детей к обучению грамоте в первом периоде....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-124013-1350142237.jpg)
Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."
Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-205398-1361034707.jpg)
Конспект "Дифференциация звуков [а-о] и букв "А"-"О"
Данный конспект поможет обучающимся научиться различать гласные звуки и буквы их обозначающие, задействовав различные анализаторные системы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/02/picture-270910-1372756955.jpg)
Конспект урока - "Звук "С"
Конспект урока по звукопроизношению во 2 классе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-39075-1361280698.jpg)
Конспект занятия "Звук Ж"
Данный конспект составлен к дополнительной программе "От слова к звуку" и предназначен для работы по развитию речи с детьми 4-5 лет . Для работы необходима тетрадь "От слова к звуку" Е.В. ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/23/picture-476272-1561299621.jpg)
план - конспект урока "Звук.Характеристики звука"
Урок содержит элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании....