Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников
презентация к уроку
С целью формирования профессиональной компетентности педагогов в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии дошкольников, презентация содержит информацию о возрастных нормах речевого развития дошкольников, дано понятие дисграфии, формы дисграфии, а также высшие психические функции и процессы, которые должны быть сформированы в дошкольном возрасте для успешного овладения чтением и письмом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устная речь выделила человека из животного мира, а письменную речь надо считать величайшим изобретением, давшим человеку способность к абстрактному мышлению.
Возраст, в котором появляются звуки, год Звуки 1-2 А, О, Э, П, Б, М 2-3 И, Ы, У Ф, В, Т, Д, Н 3-5 С, З, Ц Ш, Ж, Ч, Щ 5-6 Л, Р Появление разных групп звуков в ходе нормального становления звукопроизношения.
НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ С 1 ГОДА ДО 3-Х ЛЕТ 1 год – малыш владеет 2-4 лепетными словами, понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами. 1,5 года – его словарный запас расширяется до 15-20 лепетных слов. Пользуется однословным предложением. 1год 8 мес - в словаре 87 слов, появляются двухсловные предложения. 2 года – может строить простые фразы из 3-4 слов, появляются словоизменения. 2 года 3 месяца- появляются бессоюзные сложносочиненные предложения. 3 года – вполне сносно изъясняется, строя сложноподчиненные и сложносочиненные предложения уже из 5-8 слов, словарный запас от 250 до 700 слов, речь не всегда внятная и понятная.
4 года – овладевает произношением шипящих звуков и ц, словарный запас расширяется до 1500 слов, в речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. 5 лет – внятно говорит, не пропуская буквы, не переставляя слоги местами, его речь связная и достаточно грамотная, словарный запас – 2500 слов. 6 лет – правильно произносит все звуки, не ошибается в построении предложений, правильно используя падежи, словарный запас – 3000 слов. 7 лет – активно использует образные выражения и устойчивые словосочетания, пытается выяснить значения слов, а словарный запас минимум 3500 слов. 7-14 лет - запас слов доходит до 20000 НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ С 4-Х ДО 7 ЛЕТ
Нарушения письменной речи Для обозначения недостатков письменной речи употребляют термины «дисграфия» (от лат. «графо» - пишу) и «дислексия» (от лат. «лексо » - читаю). Частица «дис» указывает на качественное нарушение процесса. Их основными симптомами являются наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.
Специфические ошибки на письме Это ошибки, не связанные с применением орфографических правил, которые носят стойкий характер . Группы ошибок: 1.Ошибки на уровне буквы и слога. (пропуски, замены) «снки-санки», «кичат-кричат» 2.Ошибки на уровне слова. (раздельное, слитное написание частей) «и дут» , «по дкроватью», «светитлуна» 3.Ошибки на уровне предложения или словосочетания. (отсутствие обозначения границ, ошибки в согласовании, управлении ) «гуси вышли изадвора пощли на прут»
К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Формы дисграфии Артикуляторно-акустическая; Дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания; Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза; Оптическая. Аграмматическая;
Оптическая дисграфия Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов: Замены графически сходных букв – состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов ( л-м, и-ш. ш-щ, ц-щ ); Замены графически сходных букв- отличающихся одним дополнительным элементом ( о-а, б-д, с-х, х-ж ); Замены графически сходных букв – состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве ( в-д,т-ш ); Зеркальное написание букв ( о-е, э-е ).
Аграмматическая дисграфия Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи – морфологических, синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется на письме в аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи у детей с ОНР. Аграмматизмы на письме проявляются: В искажении морфологической структуры слова, замены префиксов, суффиксов, флексий ( «налететь» - «влететь», «котенки» - «котята», «много стулов» - «много стульев» ); В нарушении предложно-падежных конструкций ( «на столом» -«на столе», «в кухня» - «в кухне» ); В нарушении согласования ( «пять деревы» - «пять деревьев» ) . При этой форме дисграфии наблюдаются трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуск членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении.
«…усвоению каждого навыка должно предшествовать формирование психологических предпосылок, на которых этот навык базируется». А.Н.Корнев
I . Развитие моторики, графомоторных навыков. Развитие крупной моторики- физические упражнения . Кинестетическое и кинетическое развитие (формирование ощущений от различных поз тела в статическом и динамическом состоянии, вербализация собственных ощущений).
Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика Работа с трафаретами Штриховка
II . Развитие зрительного восприятия. Развитие и тренировка зрительной памяти («Дорисуй картинку»). Совершенствование зрительно – двигательной координации («Найди слова»). Профилактика нарушений зрения. Гимнастика для глаз («Развиваем глазомер»).
III . Развитие осязания, обоняния и вкусовых ощущений. Формировать умения осязать и словесно обозначить различные свойства предметов. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Развитие обоняния, и обозначение словом ощущений. Запах приятный и неприятный. Формировать умения дифференцировать вкусовые ощущения и словесно обозначать. (кислый, сладкий, горький, соленый) Определение различных свойств предметов (гладкий – шероховатый) Развитие восприятия чувства тяжести от разных предметов и словесное обозначение барических ощущений. (тяжелый — легкий).
IV . Развитие слухового восприятия. Совершенствование умения различения речевых, музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Развитие умения дифференцировать звуков по громкости и длительности, мелодий по характеру. Развитие умения воспроизводить звуковые имитации. Развитие чувства ритма. Развитие умения определять направление звука в пространстве. звук дождя звук будильника речевые звуки звук музыкального инструмента
Дифференциация -изолированных звуков: С-Ш -слогов: СА - ША, СО - ШО, ШУ - СУ; -слов: САНКИ - ШАПКА, ШУБА - СУМКА; - предложений: В холодную погоду необходимо надевать шубу и шапку. В сумке у неё лежала шапка. Ваня скатился с горы на санках.
V . Развитие восприятия пространства и времени. Совершенствование ориентировки в собственном теле. Совершенствование ориентировки в пространстве, в помещении. Совершенствование ориентировки в линейном ряду, на листе бумаги. Формирование умения ориентироваться в последовательности событий.
VI . Развитие речевого дыхания. Нормализация или четкое осознание правильного речевого дыхания. Использование речевых зарядок на уроках: кра-кро-кру-кры дра-дро-дру-дры Использование скороговорок для развития дыхательной системы. Всякой вещи свое место. У страха глаза велики. Использование пособий на развитие направления и силы выдоха: надуть шарик сдуть звездочку, снежинку Использование дыхательных упражнений при релаксации: «раздувание углей в костре» дуть на горячий чай, молоко
VII . Развитие артикуляционной моторики. Развитие и укрепление артикуляционного аппарата. Развитие подвижности органов артикуляции.
VIII . Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Развитие звукового анализа и синтеза. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие грамматического строя речи.
Ребенок должен владеть развитой системой родного языка, а именно: иметь сформированную фонетико-фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами, тогда он будет успешен по всем направлениям школьной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/12/picture-143021-1352748926.jpg)
Анализ деятельности ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №18 Центрального района Санкт-Петербурга по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних
Предлагаю Вашему вниманию анализ деятельности школы по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-170691-1358094047.jpg)
ПЛАН профилактической работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, наркомании, негативных привычек на 2012-2013 уч.год
План прфилактической работы...
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по организации профилактической работы по предупреждению употребления несовершеннолетними наркотических веществ, алкогольных напитков и табачных изделий, пропаганду здорового образа жизни.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по организации профилактической работы по предупреждению употребления несовершеннолетними наркотических веществ, алкогольных напитков и табачных изделий, пропаганду здоров...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/12/picture-268878-1373640690.jpg)
Из опыта работы социального педагога МОУ «Краснооктябрьская СОШ» по организации профилактической работы по предупреждению пропусков занятий без уважительной причины.
Наша МОУ «Краснооктябрьская СОШ», как и любая современная школа, часто сталкивается с рядом проблем, которые приходится своевременно решать. ...
Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.
В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не связана нарушением интеллекта, она не является результат...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-320427-1383022231.jpg)
Развитие слухового внимания как основа предупреждения дисграфии и дислексии.
Игры на развитие слухового внимания...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/10/picture-565416-1646888185.jpg)
Особенности организации профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр» (из опыта работы)
Особенности организации профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр» (из опыта работы)...