Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников
презентация к уроку
С целью формирования профессиональной компетентности педагогов в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии дошкольников, презентация содержит информацию о возрастных нормах речевого развития дошкольников, дано понятие дисграфии, формы дисграфии, а также высшие психические функции и процессы, которые должны быть сформированы в дошкольном возрасте для успешного овладения чтением и письмом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устная речь выделила человека из животного мира, а письменную речь надо считать величайшим изобретением, давшим человеку способность к абстрактному мышлению.
Возраст, в котором появляются звуки, год Звуки 1-2 А, О, Э, П, Б, М 2-3 И, Ы, У Ф, В, Т, Д, Н 3-5 С, З, Ц Ш, Ж, Ч, Щ 5-6 Л, Р Появление разных групп звуков в ходе нормального становления звукопроизношения.
НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ С 1 ГОДА ДО 3-Х ЛЕТ 1 год – малыш владеет 2-4 лепетными словами, понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами. 1,5 года – его словарный запас расширяется до 15-20 лепетных слов. Пользуется однословным предложением. 1год 8 мес - в словаре 87 слов, появляются двухсловные предложения. 2 года – может строить простые фразы из 3-4 слов, появляются словоизменения. 2 года 3 месяца- появляются бессоюзные сложносочиненные предложения. 3 года – вполне сносно изъясняется, строя сложноподчиненные и сложносочиненные предложения уже из 5-8 слов, словарный запас от 250 до 700 слов, речь не всегда внятная и понятная.
4 года – овладевает произношением шипящих звуков и ц, словарный запас расширяется до 1500 слов, в речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. 5 лет – внятно говорит, не пропуская буквы, не переставляя слоги местами, его речь связная и достаточно грамотная, словарный запас – 2500 слов. 6 лет – правильно произносит все звуки, не ошибается в построении предложений, правильно используя падежи, словарный запас – 3000 слов. 7 лет – активно использует образные выражения и устойчивые словосочетания, пытается выяснить значения слов, а словарный запас минимум 3500 слов. 7-14 лет - запас слов доходит до 20000 НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ С 4-Х ДО 7 ЛЕТ
Нарушения письменной речи Для обозначения недостатков письменной речи употребляют термины «дисграфия» (от лат. «графо» - пишу) и «дислексия» (от лат. «лексо » - читаю). Частица «дис» указывает на качественное нарушение процесса. Их основными симптомами являются наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.
Специфические ошибки на письме Это ошибки, не связанные с применением орфографических правил, которые носят стойкий характер . Группы ошибок: 1.Ошибки на уровне буквы и слога. (пропуски, замены) «снки-санки», «кичат-кричат» 2.Ошибки на уровне слова. (раздельное, слитное написание частей) «и дут» , «по дкроватью», «светитлуна» 3.Ошибки на уровне предложения или словосочетания. (отсутствие обозначения границ, ошибки в согласовании, управлении ) «гуси вышли изадвора пощли на прут»
К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Формы дисграфии Артикуляторно-акустическая; Дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания; Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза; Оптическая. Аграмматическая;
Оптическая дисграфия Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов: Замены графически сходных букв – состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов ( л-м, и-ш. ш-щ, ц-щ ); Замены графически сходных букв- отличающихся одним дополнительным элементом ( о-а, б-д, с-х, х-ж ); Замены графически сходных букв – состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве ( в-д,т-ш ); Зеркальное написание букв ( о-е, э-е ).
Аграмматическая дисграфия Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи – морфологических, синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется на письме в аграмматизмах на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи у детей с ОНР. Аграмматизмы на письме проявляются: В искажении морфологической структуры слова, замены префиксов, суффиксов, флексий ( «налететь» - «влететь», «котенки» - «котята», «много стулов» - «много стульев» ); В нарушении предложно-падежных конструкций ( «на столом» -«на столе», «в кухня» - «в кухне» ); В нарушении согласования ( «пять деревы» - «пять деревьев» ) . При этой форме дисграфии наблюдаются трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуск членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении.
«…усвоению каждого навыка должно предшествовать формирование психологических предпосылок, на которых этот навык базируется». А.Н.Корнев
I . Развитие моторики, графомоторных навыков. Развитие крупной моторики- физические упражнения . Кинестетическое и кинетическое развитие (формирование ощущений от различных поз тела в статическом и динамическом состоянии, вербализация собственных ощущений).
Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика Работа с трафаретами Штриховка
II . Развитие зрительного восприятия. Развитие и тренировка зрительной памяти («Дорисуй картинку»). Совершенствование зрительно – двигательной координации («Найди слова»). Профилактика нарушений зрения. Гимнастика для глаз («Развиваем глазомер»).
III . Развитие осязания, обоняния и вкусовых ощущений. Формировать умения осязать и словесно обозначить различные свойства предметов. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Развитие обоняния, и обозначение словом ощущений. Запах приятный и неприятный. Формировать умения дифференцировать вкусовые ощущения и словесно обозначать. (кислый, сладкий, горький, соленый) Определение различных свойств предметов (гладкий – шероховатый) Развитие восприятия чувства тяжести от разных предметов и словесное обозначение барических ощущений. (тяжелый — легкий).
IV . Развитие слухового восприятия. Совершенствование умения различения речевых, музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Развитие умения дифференцировать звуков по громкости и длительности, мелодий по характеру. Развитие умения воспроизводить звуковые имитации. Развитие чувства ритма. Развитие умения определять направление звука в пространстве. звук дождя звук будильника речевые звуки звук музыкального инструмента
Дифференциация -изолированных звуков: С-Ш -слогов: СА - ША, СО - ШО, ШУ - СУ; -слов: САНКИ - ШАПКА, ШУБА - СУМКА; - предложений: В холодную погоду необходимо надевать шубу и шапку. В сумке у неё лежала шапка. Ваня скатился с горы на санках.
V . Развитие восприятия пространства и времени. Совершенствование ориентировки в собственном теле. Совершенствование ориентировки в пространстве, в помещении. Совершенствование ориентировки в линейном ряду, на листе бумаги. Формирование умения ориентироваться в последовательности событий.
VI . Развитие речевого дыхания. Нормализация или четкое осознание правильного речевого дыхания. Использование речевых зарядок на уроках: кра-кро-кру-кры дра-дро-дру-дры Использование скороговорок для развития дыхательной системы. Всякой вещи свое место. У страха глаза велики. Использование пособий на развитие направления и силы выдоха: надуть шарик сдуть звездочку, снежинку Использование дыхательных упражнений при релаксации: «раздувание углей в костре» дуть на горячий чай, молоко
VII . Развитие артикуляционной моторики. Развитие и укрепление артикуляционного аппарата. Развитие подвижности органов артикуляции.
VIII . Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Развитие звукового анализа и синтеза. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие грамматического строя речи.
Ребенок должен владеть развитой системой родного языка, а именно: иметь сформированную фонетико-фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами, тогда он будет успешен по всем направлениям школьной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ деятельности ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №18 Центрального района Санкт-Петербурга по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних
Предлагаю Вашему вниманию анализ деятельности школы по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних....
ПЛАН профилактической работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, наркомании, негативных привычек на 2012-2013 уч.год
План прфилактической работы...
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по организации профилактической работы по предупреждению употребления несовершеннолетними наркотических веществ, алкогольных напитков и табачных изделий, пропаганду здорового образа жизни.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по организации профилактической работы по предупреждению употребления несовершеннолетними наркотических веществ, алкогольных напитков и табачных изделий, пропаганду здоров...
Из опыта работы социального педагога МОУ «Краснооктябрьская СОШ» по организации профилактической работы по предупреждению пропусков занятий без уважительной причины.
Наша МОУ «Краснооктябрьская СОШ», как и любая современная школа, часто сталкивается с рядом проблем, которые приходится своевременно решать. ...
Программа логопедической работы по предупреждению дисграфии 1-4 класс
В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых...
Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.
В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не связана нарушением интеллекта, она не является результат...
Развитие слухового внимания как основа предупреждения дисграфии и дислексии.
Игры на развитие слухового внимания...