Коррекция познавательной и речевой деятельности на уроках чтения в коррекционной школе
статья

Власова Ольга Васильевна

Коррекция познавательной и речевой деятельности учащихся с нарушением интеллекта на уроках чтения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      В коррекционной школе VIII вида чтение, как учебный предмет, является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего обучения в образовательной организации. Практическая и коррекционная направленность обучения обусловливает его специфику. Все знания обучающихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена трудностями овладения ими фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

     Основными критериями отбора материала по чтению, являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности. Цель программы чтения – научить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание.

     Методика обучения чтению в коррекционной школе предусматривает до 6 класса объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем. Обеспечение доступности анализа создается и за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы. Доступность понимания читаемого текста достигается за счет возможности опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей, знания учащихся по истории России, а также за счет специального отбора жанров произведений.

     Программа 5 класса включает в себя произведения устного народного творчества: считалки, заклички, потешки, пословицы и поговорки, загадки, русские народные сказки, сказки других народностей, произведения о родной природе, о друзьях-товарищах, басни, произведения о животных, о прошлом нашего народа произведения зарубежных писателей. Используются специальные тексты, состоящие из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного. У детей формируется правильное, сознательное чтение доступного текста вслух целыми словами (в трудных случаях – по слогам) с переходом на словосочетания.

     В 6 классе также используются простые по содержанию и структуре слова, тексты для совершенствования навыка беглого чтения. Цель обучения в 6 классе – научить детей читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях – целым словом.

     С 7-го класса начинается литературное чтение. Учащиеся знакомятся с произведениями или отрывками классиков русской литературы, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает возможность учителю к концу обучения систематизировать знания детей с ограниченными возможностями здоровья в области русской и современной литературы и продолжить работу по выработке навыков правильного чтения у школьников на основе понимания читаемого материала.

     На уроках чтения в старших классах продолжается дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения. Это связано с тем, что изучение каждого художественного произведения вызывает у детей затруднения при его чтении и понимании содержания. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, не дочитывают окончания и т.д., что затрудняет выработку других качеств чтения. Рекомендуемые произведения разножанровые, при работе с ними требуется большая методическая вариативность и серьёзная методическая подготовка по каждому художественному произведению. Коррекционная работа в старших классах направлена на чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах и понимание прочитанного текста, выработку у учащихся навыка правильного чтения, способствующего правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении.

     В начальном звене материалом для правильного чтения служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке, в учебниках старших классов такой материал отсутствует. На уроках чтения в среднем и старшем звене учащимся в виде коррекционной работы можно предложить небольшие тексты, напечатанные на карточках. Тексты могут быть одинаковыми для всего состава класса, но возможны и различные варианты для каждого ученика. Слабые чтецы читают более упрощенные тексты. Подбор текстов должен осуществляться с учетом следующих требований: доступность содержания; простота структуры слов и предложений, входящих в текст; относительная занимательность сюжета; ограниченность объема пределами количества слов, который предусмотрен программой для проверки техники чтения.

     Тексты, предложенные детям, небольшие по объёму. Они легко читаются, нравятся детям, обладают незамысловатым занимательным сюжетом, так же в них скрыта смысловая догадка. Смысловая догадка играет большую роль в формировании навыка беглого чтения - такого темпа, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение. Только в 6-м классе основной состав учащихся коррекционной школы VIII вида начинает приближаться к чтению в темпе разговорной речи, при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.

      На уроках чтения ведётся работа по выработке выразительности чтения - такого качества чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание прочитанного. Дети получают задания: прочитайте выразительно стихотворение; прочитайте с выражением определенных чувств или с определенной интонацией; выразите голосом, темпом и др.

     В методике обучения навыкам чтения в коррекционной школе VIII вида эффективными приемами выработки выразительности чтения является чтение по ролям, драматизация текста. Большинство текстов учебника по чтению содержат диалоги. Диалоговое, ролевое чтение применяется после тщательной подготовки, когда дети хорошо знают содержание текста и могут его читать достаточно бегло. В качестве заданий возможно использование небольших рассказов, сказок и стихотворений. В процессе их прочтения учащиеся вынуждены вступать в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения.

     Таким образом, целенаправленная коррекционная работа на уроках чтения дает шанс учащимся с ограниченными возможностями здоровья понимать читаемый материал и осмысленно его воспринимать, выражать свое отношение к прочитанному, углубляя и закрепляя в сознании мысли, чувства и оценки, появившиеся в процессе освоения текста.

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому в специальной (коррекционной) школе. Глава IV. Обучение чтению. - М.: ВЛАДОС, 2004. – С.134.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: коррекционная педагогика. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011 г.

4. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2020

5. https://infourok.ru/metodicheskie-materiali-priyomi-obucheniya-virazitelnomu-chteniyu-1636713.html

6. https://multiurok.ru/files/tiema-mietodika-obuchieniia-vyrazitiel-nomu-chtien.html

7. https://urok.1sept.ru/articles/609754


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 6 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

Повышение познавательной деятельности на уроках математике в коррекционной школе 8 вида.

Повышение познавательной деятельности на уроках математике в коррекционной школе 8 вида....

Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках математики у учащихся с НОДА с нарушением интеллекта

Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках математики у учащихся с НОДА с нарушением интеллекта...

Доклад Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках чтения и развития речи у учащихся с ОВЗ

Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как реч...

Роль речевых разминок на уроках чтения в коррекционной школе

В данной работе приведены примеры организации «речевых разминок» на уроках чтения в коррекционной школе, представлена методика проведения «разминок» и тексты «речевы...