Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках математики у учащихся с НОДА с нарушением интеллекта
учебно-методическое пособие по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках математики у учащихся с НОДА с нарушением интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_metod.temoy_1.docx | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках математики у учащихся с НОДА с нарушением интеллекта»
Учитель Лебедева Татьяна Анатольевна
Математика в школе VIII вида является одним из основных предметов. В процессе обучения математики развивается речь учащихся, обогащается специфическими математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задач, выполнении арифметических действий или заданий. Все это требует от учеников большей осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления учащихся с нарушением интеллекта.
Осуществляя работу по коррекции и развитию речевой деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, необходимо отдавать себе ясный отчёт в том, что пробелы в развитии речи ребёнок самостоятельно не восполнит. Во-первых, потому, что сам он этих пробелов не замечает и не осознаёт. Во-вторых, потому, что пока его не научили, он не знает как надо в том или ином случае строить своё высказывание, каким требованиям оно должно отвечать. На уроках необходимо систематическое внимание учителя к речи учащихся.
В речевой деятельности основным предметом контроля и оценки должна быть степень соответствия высказывания замыслу, теме, которая должна быть в нём раскрыта. Необходимо воспитывать у обучающихся стремление к поиску таких слов, которые бы наиболее точно выражали его мысль.
Целью выбранной мною методической темы является развитие коммуникативных навыков, необходимых в самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.
Задачи: расширить и активизировать словарный запас за счет математических терминов, развивать умение связно и последовательно излагать свои мысли, корректировать мышление, внимание, память.
Этапы работы над методической темой
1. Словарно-орфографическая работа:
Уточнение и обогащение словаря, работа с математической терминологией. Работа над правильным написанием и произношением математических терминов
2. Работа с задачами:
Уточнение словаря в задачах, анализ содержания задачи, умение формулировать вопросы и ответы, объяснять ход решения задачи, составлять план решения задачи. Умение составлять задачу по краткой записи, картине, таблице, схеме, диаграмме.
3. Развитие речи при решении примеров:
1) прочитай выражение, используя математические термины
2) прочитай выражение разными способами.
3) Как по-другому можно прочитать пример?
4. Развитие связной речи у учащихся, работа над фразовой речью:
Ответы на вопросы учителя, комментирование выполняемых действий. Например, план ответа «Характеристика целого числа».
1. Прочитай число.
2. Это число (чётное, нечетное).
3. Это число одно, двух, трехзначное и т.д.
4. В этом числе… едини,….десятков,…сотен и т.д.
5. Это число (простое, составное).
5. Речевая модель ответа:
По опорной таблице даётся модель ответа, т.е. на поставленный вопрос ученик должен самостоятельно дать ответ. Например: алгоритм нахождение неизвестного слагаемого.
6.Письменная речь:
Умение записывать дату, тему урока, умение списывать с доски, умение записывать вопросы, ответ к решению задачи, писать математические термины умение работать с тестами.
Некоторые приемы, используемые для развития и коррекции речи на уроках математики
Примеры заданий на «Минутке чтения»
1) найдите слова, связанные с математикой
ТОРНМАТЕМАТИКААВПРУГОЛИТТПРТРЕУГОЛЬНИКЛОРПНАШТРИЛОГРВОСЕМЬТОРПНЕАПЕТРПЕАРНКГ
СЛПТОЧКАБНДЕСОРОКЬЛДПЩРАВНОБОЛЬШЕПЯТЬОРНПАЕМПАЗАДАЧАРОКДЩАОГЛОМАНАЯИРНПАЕСТОТР
ОРТЕТРАДЬНОЛЬЛПОЕШОТМДЕСЯТЬПГАШПРЯМАЯТОПЛЩЛИНИЯВОГКДРОБЬЖДЩЛСИММЕТРИЯ ПКУБЛОДЖ
ОАГНЕИМИНУСПЛЮСЖЩШГНРПАМОЦЕНКАТЕОШАВИД
РОЛОШИБКАОРВЦЫОТВЕТУГВРПЕРИМЕТРУРАВНЕНИЕОЛД
НЕКДЕЛЕНИЕРПАВПРАВИЛОЦКЕНОСЕМЬЛРДЩПКЛАССЬПОЛНДВОЕДКЬТРАЛВРЕМЯРПНЦЕНТНЕРПЯТЬБДЛНЕ
2) Здесь в каждой строке написано четыре слова, из которых 3 можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть).
1) КИЛОГРАММ, ТОННА, САНТИМЕТР, ГРАММ.
2) УМНОЖЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ, РАВНО.
3) МИНУТА, СЕКУНДА, РУБЛЬ, ЧАС.
4) ОДНОЗНАЧНОЕ, ДВУЗНАЧНОЕ, УРАВНЕНИЕ, ТРЕХЗНАЧНОЕ.
5) БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, РАВНО, ЧИСЛО.
6) КВАДРАТ, ТРЕУГОЛЬНИК, ШАР, КРУГ.
7) МЕТР, САНТИМЕТР, ЦЕНТНЕР, ДЕЦИМЕТР.
8) УСЛОВИЕ, ОТВЕТ, ПРИМЕР, РЕШЕНИЕ.
9) УМЕНЬШАЕМОЕ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ.
К формам, приёмам и видам работы по коррекции речи на уроках математики можно отнести следующее:
1. Словарно-орфографическая работа.
- уточнение и обогащение словаря
- введение и закрепление математической терминологии
- работа над правильным произношением и написанием математических терминов
На разных этапах урока работа проводится по-разному. Если это новое слово, то, обычно, идёт его представление, знакомство, формулирование значения, освоение произношения, орфографии, представление на опорной схеме, введение в активный словарь. Можно активизировать эту работу: через выявление искомого слова, через работу с составляющими его буквами, слогами, частями. Например,
ЛИ-ДЕ - ТЕЛЬ | МОЕ - ГА-СЛА - Е | ВАСПРУММРТДА |
(делитель) | (слагаемое) | (сумма) |
Задания "Перепутанные буквы", "Найди слово".
В | Л | Д | К | Д | П | Ы | Л | С |
М | К | Е | Л | Е | У | М | Е | Б |
И | О | Р | И | М | О | Ф | Н | Ю |
Ь | Л | Е | Т | Ч | Е | Й | Ь | Ш |
Т | Ф | М | Ь | А | С | Т | Ш | И |
Г | Д | Е | Ч | О | Ж | В | Ь | Т |
Такой подход обеспечивает одновременное коррекционно-развивающее воздействие на внимание, память, наблюдательность, мышление и, как следствие, речевую деятельность. Создаётся возможность самостоятельной умственной деятельности при определении нового слова в сочетании с занимательно-развивающим характером предлагаемых заданий.
Работа с задачами.
- Уточнение словаря в задачах.
- Анализ содержания задачи, установление логических взаимосвязей в условии задачи.
- Умение формулировать вопросы.
- Умение задавать вопрос к условию задачи, используя различные вопросительные слова - сколько, какова, какую часть:.
- Умение формулировать и записывать ответ к решению задачи.
- Умение объяснять ход решения задачи, составлять план решения задачи.
- Умение составить задачу по краткой записи, картинке, схеме, диаграмме, таблице, составить задачу подобную данной или обратную данной.
Общий приём решения задачи.
- Изучить содержание задачи.
- Вспомнить, есть ли правило решения задачи такого типа. Если есть - использовать его.
- Проанализировать условие задачи.
- Составить план решения задачи.
- Решить задачу по составленному плану.
- Записать решение.
- Если нужно, проверить решение.
- Записать ответ.
- Рассмотреть другие возможные способы решения, выбрать наиболее рациональный.
Развитие связной речи у учащихся, работа над фразовой речью, умение говорить фразовой речью.
- Ответы на вопросы учителя.
- Готовить краткие сообщения по дополнительной литературе, например, по истории математики и выступать с ними
- Ответы на вопросы учителя.
- Комментирование выполняемых действий
- Объяснение, доказательство ответа, рассуждения при выполнении задания.
- Речевая отработка алгоритмов действий по опорным схемам, речевым моделям, образцам высказываний, плану, инструкции.
- Ответы на вопросы учителя.
План ответа: "Характеристика целого числа"
- Прочитай число.
- Это число одно, двух, трехзначное и т.д.
- В этом числе: …единиц, … десятков,...сотен и т.д.
- Это число (чётное, нечётное)
- Это число (простое, составное).
Опорная схема "Сравнение десятичных дробей".
1 шаг: Сравни целые части. | 7,5 < 8,03 |
2,15:..2,42 ? | |
2 шаг: Сравни десятые доли. | 5, 362 > 5, 198 |
0, 46:..0, 415 ? | |
3 шаг: Сравни сотые доли. | 17, 349 < 17, 351 |
0, 148:0,146 ? | |
4 шаг: Сравни тысячные доли. | 57,036> 57, 035 |
Речевая модель ответа:
По опорной таблице даётся речевая модель ответа. Отвечая на поставленный вопрос, ученик самостоятельно формулирует ответ, сверяясь с опорной схемой.
Как найти неизвестное слагаемое?
Х +27= 51. Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из :
Х= 51 - 27
Х= 2
24 + 27 = 51
51=51
Развитие словесно-логического мышления.
-Установление логических связей и их объяснение.
Например, соотношения в задачах: "увеличить на…", "уменьшить на…", "увеличить в… раз", "уменьшить в …раз", процентные соотношения.
- Обоснование выбора, признака, классификации, способа действия.
- Работа с чертежами на уроках геометрии.
- Решение задач на движение, вычисление цены, количества, стоимости.
- Использование межпредметных связей.
- Проведение интегрированных уроков.
- Умение работать с тестами.
Тест "Меры времени (запись в мелких мерах)".
№. | Задание. | Ответ. |
1. | 1 сутки 24 часа | 22 часа 24 часа 26 часов |
2. | 1 минута 15 секунд | 70 секунд 75 секунд 80 секунд |
3. | 4 года 3 месяца | 43 месяца 48 месяцев 51 месяц |
4. | 2 века | 10 лет 100 лет 200 лет |
5. | 1 век 1 год | 99 лет 100 лет 101 год |
6. | 2 года 10 месяцев | 34 месяца 36 месяцев 38 месяцев |
Письменная речь.
- Умение записывать дату, тему урока, заголовок.
- Умение списывать с доски.
- Умение записывать вопросы, пояснения, ответ к решению задачи.
- Умение писать математические термины.
- Умение работать с тестами.
Осуществляя работу по коррекции и развитию речевой деятельности умственно-отсталых обучающихся, необходимо отдавать себе ясный отчёт в том, что пробелы в развитии речи ребёнок самостоятельно не восполнит. Во-первых, потому, что сам он этих пробелов не замечает и не осознаёт. Во-вторых, потому, что пока его не научили, он не знает как надо в том или ином случае строить своё высказывание, каким требованиям оно должно отвечать. На уроках необходимо систематическое внимание учителя к речи учащихся.
В речевой деятельности основным предметом контроля и оценки должна быть степень соответствия высказывания замыслу, теме, которая должна быть в нём раскрыта. Необходимо воспитывать у учащихся стремление к поиску таких слов, которые бы наиболее точно выражали его мысль.
Диагностика результатов обучения.
Определения уровня развития речевых навыков ученика методом педагогического наблюдения.
| Уровень | Уровень | Уровень |
Параметры. | 0,5 (недостаточный) | 1 (критический) | 2 (достаточный) |
Словарный запас. | Беден, неактивен, новые слова запоминает с трудом, практически не употребляет их в речевой деятельности. | Недостаточен. С трудом осуществляет перевод новых терминов в активную речь. | Запоминает и употребляет терминологию в активной речевой деятельности. |
Умение давать ответ на вопрос. | Отвечает на вопросы по образцу, схеме или помощи учителя. | Формулирует математические предложения, строит рассказ по заданной схеме. | Может разъяснить выполненное действие с использованием терминологии. Оценить правильность речи. |
Письменная речь. | Может списать с доски или под диктовку учителя. Самостоятельно не может сделать запись в тетради. | Делает записи самостоятельно по составленному плану или схеме. | Не затрудняется письменно оформлять ответы и выводы, формулировать ответы на вопросы. |
Список литературы.
1. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология: Хрестоматия. - Когито-Центр, 2001.
2. Гончарова Е.Л. Методики оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями развития. - М: дефектология, 2001, №3.
3. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста.- М.: Медицина, 1979.
4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М.: Владос, 1999.
5. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) - М: ACADEMA, 2003.
6. Тупоногов Б.К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением развития -М.:Дефектология, 2001, №3.
Интернет-ресурсы.
https://nsportal.ru/Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
https://pandia.ru/text/80/442/25867.php Авторская платформа
multiurok.ru Сайт для учителей
https://slovopedagoga.ru/ Сайт для воспитателя, учителя, педагога
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори»
ул. Демьяна Бедного, д.2/58,
Петергоф, Санкт-Петербург, 198517
тел./ факс (812) 450-70-82
E-mail: mamvs@ rambler.ru
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР Ю.В. Балуева
Выступление на МО коррекционной педагогики на тему:
«Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках математики у учащихся с НОДА с нарушением интеллекта»
2017/18 учебный год
Г. Петергоф
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори»
ул. Демьяна Бедного, д.2/58,
Петергоф, Санкт-Петербург, 198517
тел./ факс (812) 450-70-82
E-mail: mamvs@ rambler.ru
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР Ю.В. Балуева
Справка о работе над методической темой учителя Лебедевой Татьяны Анатольевны
1.Отчет по методической работе за 2018/19 учебный год
2. Отчет о методической работе за 2017/18 учебный год (выступление на МО коррекционной педагогики)
Г. Петергоф
2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мыслительной деятельности на уроках математики
Доклад, в котором рассматриваются формы и методы развития мыслительной деятельности на разных этапах урока....
Семинар по олигофренопедагогике по теме «Коррекция и развитие речевой деятельности учащихся школ VIII вида».
Особенности развития речи и фонематического слуха у умственно отсталых учащихся....
"Организация и проведение олимпиад по математике для учащихся старших классов с нарушенным интеллектом"
Олимпиады по математике имеют не только большое образовательное и воспитательное значение,но и являются одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся с нарушенным интеллектом.В рабо...
«Коррекция и развитие речевой деятельности у учащихся на уроках математики в коррекционной школе»
выступление учителя математики на тему "Коррекция и развитие речевой деятельности у учащихся на уроках математики в коррекционной школе"...
«Коррекция и развитие речевой деятельности у учащихся с ОВЗ на уроках математики »
доклад о коррекционной работе на уроках математики...
Доклад Коррекция и развитие речевой деятельности на уроках чтения и развития речи у учащихся с ОВЗ
Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как реч...
Коррекция познавательной и речевой деятельности на уроках чтения в коррекционной школе
Коррекция познавательной и речевой деятельности учащихся с нарушением интеллекта на уроках чтения...