ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ТРУДА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
статья (5, 6, 7 класс)

В статье рассматриваются основные виды и формы работы по развитию познавательного интереса у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках столярного дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ТРУДА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Бибин В. В., учитель трудового обучения ГБОУ РМ «СОШ для детей с ОВЗ»  

Проблема развития познавательного интереса в процессе трудовой деятельности – одна из немаловажных в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той ролью, которую играет познавательный интерес в жизни человека как обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировка, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения и воспитания всегда была и останется актуальной.

Большинство психологов и педагогов говорят о значении интересов в обучении. Обычно указывается, что в области своих интересов ребенок достигает наибольшего успеха. Расширение и обогащение, а затем соподчинение интересов содействуют развитию личности ребенка (Л. Ф. Беляев, Л. А. Гордон, В. Г. Иванов Н. И. Щукина и др.). Об этом же говорят исследования зарубежных психологов Ц. Бейзман, Л. Надь и др.

Об исключительной роли интереса в психическом развитии ребенка, повышение качества его мыслительной деятельности, особенно в условиях аномального развития отмечали Р. М. Боскис, Л. С. Выготский, Н. Г. Морозова, М. И. Петрова и др.

В настоящее время с особой остротой ощущается несоответствие между уровнем обученности значительной части выпускников коррекционных школ и растущими требованиями к подготовленности рабочих. Повышение темпа и качества производительности труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности в социальной адаптации выпускников с интеллектуальной недостаточностью.

Наиболее острая проблема – подготовка к жизни и труду учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Условия обучения профессиям, соответствующие возможностям таких учащихся, в должной мере пока еще не обеспечиваются. В результате учащиеся зачастую по окончании обучения оказываются неконкурентоспособны.

Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности (особенно в плане интересов и мышления) и личностной сфере. Главным инструментом познания является мышление. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у лиц с интеллектуальной недостаточностью недостаточно сформированы, что мешает их обучению и воспитанию.

Трудовая деятельность служит, эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а так же средствами адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы (Г. М. Дульнев). Как известно, любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных интересов, особенно мышления, как главного психического процесса и интересов ребенка. В ходе воспитания трудовых заданий можно выявить насколько усвоил ученик знания по отдельным общеобразовательным дисциплинам и каковы его возможности в использовании, этих знаний в практической деятельности в частности на уроках столярного дела, поэтому в настоящее время развития познавательного интереса на уроках столярного дела является актуальной.

Проблемой трудового обучения и воспитания учащихся с интеллектуальной недостаточностью в разные периоды развития олигофренопедагогики занимались А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, Е. А. Ковалева, С. Л. Мирский, Н. П. Павлова, Б. И. Пинский и др.

Как отмечает С. Л. Мирский развитие мышления и познавательных интересов на уроках столярного дела относятся к числу сложных задач трудового обучения. Анализ состояния трудовой подготовки выпускников коррекционной школы показывает, что во многих случаев они не усваивают значительную часть познавательного материала учебных программ. Кроме того, у большинства их них недостаточно сформировано наглядно-образное и логическое мышление. При установлении различий между объектами учащихся (отмечает Т.В. Башаева) с интеллектуальной недостаточностью говорят более детально об их признаках (сравнивают размер, цвет) и употребляют более разнообразные суждения, чем при определении их сходства. Снижение возможности обобщения – это один из основных недостатков мыслительной деятельности учеников с интеллектуальной недостаточностью. Выполняя обобщения, учащихся нередко опираются на случайные признаки, то есть действуют вопреки логики вещей. Особенно затрудняет учеников изменение дважды выделенного принципа обобщения, то есть группировка объектов по новому признаку. Установлено, что характер протекания мыслительной деятельности у умственно отсталых учащихся и ее результативность во многом зависит от личностных особенностей ребенка, например, от его умения критично оценивать собственный результат этой деятельности.

Наглядно-действенное мышление предлагает неразрывную связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый объект. Оно имеет существенное значение для общего умственного развития детей, так как представляет собой базу более сложных видов мышления (наглядно-образного и словесно-логического). Известно, что источник развития наглядно-образного мышления, как у нормальных, так и у умственно отсталых детей – практическая деятельность. Осуществление практических действий само по себе затруднительно для детей с интеллектуальной недостаточностью, поскольку их двигательное и чувственное познание неполноценно, интересы низкие. Специальные исследования И. М. Бгажноковой, В. Н. Синева и опыт работы школ показывают особенности в установлении причинно-следственных зависимостей. Умственно отсталые учащиеся нечетко дифференцируют причину и следствие.

Известно, что умственно отсталые дети в мыслительной деятельности проявляют конкретность, повышенную внушаемость, некритичность, слабость обобщений, непоследовательность, слабость регулирующей роли мышления. Развитие мышления и интересов умственно отсталых школьников – трудная, но принципиально разрешимая задача. Она достигается с помощью специально разработанных олигофренопедагогикой приемов обучения. Одним из важных вопросов этого обучения является обдуманный, методически грамотный переход от наглядного показа к словесно-логическому обобщению.

Уроки столярного дела создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с нарушением интеллекта, в трудовой и познавательной деятельности, а также способствуют развитию познавательного интереса.

Основными видами, развивающими познавательный интерес учащихся с умственной отсталостью на уроках столярного дела, являются наглядно-практические, включающие ситуационное обучение, ролевые и деловые игры, метод поощрения, погружение в материально-практическую среду, практические работы, вводный и текущий инструктаж, экскурсии, многократное повторение и практическое закрепление, усвоение одного и того же материала различными методами и приемами.

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверно, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке столярного дела было интересно. В этом плане особое место принадлежит занимательности, оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроения к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от занятий, способностей и интересов.

Также развитию интереса способствует применение метода кратковременных фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. Активизация наглядно-образного мышления достигается соответственно постановкой вопросов, в которых обращается внимание на существенные стороны изучаемого вопроса.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках столярного дела: игры, упражнения, состязания, сигнальные карточки, образное описание событий, эпизода, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д. способствуют развитию познавательных интересов учащихся с умственной отсталостью на уроках столярного дела, располагает их к выполнению даже тех заданий, которые кажутся им невыполнимыми.

С целью контроля знаний мы используем различные открытые тестовые системы, листы-опросники, по изученным темам, игры содержащие вопрос на пройденный материал. Подобные тестовые работы позволяют, учащимся и учителю быстро оценить свои знания по теме. При этом задействуются все мыслительные операции, повышается эффективность и возникает интерес.

Познавательный интерес повышает активность мыслительной и трудовой деятельности, мобилизует внимание снимает утомление, всё это приводит к более интенсивному и более прочному усвоению знаний учащимися.

Интерес влияет на успешное применение знаний на практике. Под влиянием познавательного интереса у детей резко изменяется весь характер деятельности.

Исходя из вышесказанного, следует, что основными направлениями коррекционной работы по формированию познавательного интереса у старших школьников на уроках трудового обучения являются: игры-упражнения конкурсы, живое, образное описание событий, загадки, конкурсы на быстрое определение ошибок, соревнования различного характера раздаточные карточки-задания и т.д.

Важное место при формировании интереса в трудовом обучении отводится наглядности, которая помогает учащимся выполнять задания пошаговыми операциями. С этой целью используются готовые образцы изделия и различные карты - предметно-технологические, операционные, графические, комбинированные. Наглядность предоставляет возможность школьникам с интеллектуальной недостаточностью видеть изделие на разных стадиях его создания. Например, содержание предусмотренных уроками столярного дела упражнений в распознавании технического рисунка, эскиза, чертежа уточняется педагогом в зависимости от их проведения с использованием указанных средств наглядности, которые применяются на занятиях либо с древесиной, либо с металлами. Аналогично при изучении сведений об электричестве может осуществляться ознакомление школьников с электродвигателями либо токарного, либо другого станка, на котором они работают.

Хороший эффект в привитии интереса и усвоении правил поведения и работы на уроках труда дает метод приучения. При реализации этого метода, учитель напоминает школьникам о необходимости выполнять то или иное действие или о том, как его нужно выполнить. Следует отметить, что любые напоминания даются спокойно, тактично, что бы не вызвать у школьников отрицательных эмоций. Частые напоминания по одному и тому же поводу оказывают на многих школьников отрицательное действие (вызывают чувство неудовлетворения, негативные поступки). Поэтому напоминания по содержанию того или иного правила при выполнении трудовых операций должны быть связаны с деятельностью не одного школьника, а всех учащихся группы.

Чтобы метод приучения дал положительный результат необходимо контролировать соблюдение установленного порядка и требований к поведению школьников. Контроль, который осуществляет педагог и ответственные учащиеся, во всех случаях должен быть благожелательным. Он не должен сводиться к одним замечаниям и внушениям по поводу нарушений. На уроках трудовой подготовки педагог обращает внимание и на правильное и добросовестное выполнение правил поведения.

Как указывают С. Л. Мирский, В. А. Шинкаренко старшеклассники с интеллектуальной недостаточностью обычно могут выполнить самостоятельные работы по труду, включенные в учебную программу, им это интересно. Но при каких-либо серьезных отличиях нового задания от ранее сделанных, ученики не могут выполнить его, им нужна помощь педагога при ориентировке в задании, в том числе при определении порядка действий, а также нуждаются в контроле за выполнением задания.

У старшеклассников  с интеллектуальной недостаточностью проявляются не только личные, но и общественные мотивы деятельности. Для развития такого мотива необходимо, чтобы результатом работы мог воспользоваться не только сам ученик, но и окружающие его люди. Иначе говоря, ученик должен быть поощрен со стороны окружающих его людей - одноклассников, учителей, родственников.

Для развития интереса, рекомендуется постепенно переходить от работы по заранее составленному плану к работе с самостоятельным составлением плана. Этот план может быть составлен коллективно в ходе беседы, ученики под руководством учителя сами планируют этапы выполнения работы. Постепенно помощь учителя должна сокращаться до минимума.

Важное место при обучении труду занимает сопровождение действий учителя устной речью, комментариями. Также важна и активная речь самих школьников. За счет активной речи облегчается словесная регуляция действий, улучшается планирование последовательных операций. Школьникам с интеллектуальной недостаточностью нужно предлагать задания, требующие последовательного выполнения различных технических операций. Это будет облегчать их социальную и трудовую адаптацию, развивать их мышление и самостоятельность, познавательную активность.

Таким образом, ведущая роль при подготовке к самостоятельной жизни отводится трудовому обучению. Ученики осваивают способы работы с инструментами, получают представления о возможностях своего трудоустройства, учатся взаимодействовать с окружающими, приобретают интерес к правильному исполнению данной им работы.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в особом подходе для развития у них интереса к урокам труда. Это связано с имеющимися у них нарушениями психического и физического развития. Эти нарушения развития являются необратимыми, но поддаются коррекции при правильной педагогической работе. Важный момент при такой работе это заинтересованность ученика в контроле за своими действиями, поведением, качеством выполнения задания.

Таким образом, трудовое обучение в коррекционной школе имеет не только профессиональную направленность (привитие интереса к трудовой деятельности, обучение доступным приемам труда), но и выступает в качестве сильнейшего средства коррекции нарушения интеллекта, развивает положительные качества личности (трудолюбие, уважения к профессии, настойчивость), нравственного воспитания школьников. Трудовое обучение ориентировано, прежде всего, на овладение школьниками с интеллектуальной недостаточностью определенной специальностью, на дальнейшее обучение, успешное включение в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность.

Список литературы

  1. Девяткова, Т. А. Модель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида / Т. А. Девяткова // Дефектология. – 2004. – № 3. – С. 72–75.
  2. Васенков, Г. В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта / Г. В. Васенков // Дефектология. – 2004. – № 3. – С. 60–66.
  3. Васенков, Г. В. Технология обучения профессионально-трудовым навыкам учащихся коррекционных школ VIII вида /  Г. В. Васенков // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 2. – С. 5–15.
  4. Кулишова, Г. П. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта : методическое пособие. - М., 2006. – 104 с. (Коррекционная педагогика).
  5. Мирский, С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе / С. Л. Мирский. – М. : Просвещение, 2000. – 183 с.
  6. Переплетов, А. Н. УМК «Столярное дело» в профессиональных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида / А. Н. Переплетов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 2. – С. 16–18.
  7. Савин, В. В. Трудовая подготовка учащихся коррекционной школы / В. В. Савин // Профессиональное образование. – 2009. – № 8. – С. 32–33.
  8. Ткаченко, В. Г. Основные правила организации работы в учебных мастерских коррекционной школы VIII вида / В. Г. Ткаченко // Дефектология. – 2004. – № 3. – С. 82–85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Обучение должно строиться так, чтобы формировалась стойкая заинтересованность в получении знаний. Для этого я применяю методические приемы,которые привлекают внимание, создают положительное отношение ...

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недост...

Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра

В данной работе рассматриваются основные этапы формирования и развития навыков бытового труда, организация индивидуальной и групповой работы. кроме этого отслеживается эффективность реабилитационной р...

«Формирование и развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Материал посвящен формированию и развитию мотивативации к взаимодействию у детей с тяжелой умственной отсталостью....

Опыт работы по теме "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ) ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ МЕТОДИК"

В современной социально-экономической ситуации  вопросы коммуникативных  способностей  детей с нарушениями в развитии приобретают особую актуальность. В сложившейся ситуации именно школ...

Научная статья на тему: «Повышение интереса к уроку гимнастики у старшеклассников инновационными технологиями»

В данной статье рассмотрены главные причины снижения интереса к урокам физической культуры у старшеклассников. Приведены пути решения этой проблемы, разработаны программы с применением физкультурно- о...

Статья "Нетрадиционные формы уроков как средство развития интереса к предмету математики у школьников с интеллектуальной недостаточностью"

В статье описаны нетрадиционные формы уроков  математики, используемые при работе со школьниками  с интеллектуальной недостаточностью....