Статья "Нетрадиционные формы уроков как средство развития интереса к предмету математики у школьников с интеллектуальной недостаточностью"
статья по математике
В статье описаны нетрадиционные формы уроков математики, используемые при работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКИ У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
ЕЛИСЕЕВА Е.М.
педагог ГКОУ ВО «Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Наиболее трудным предметом для детей с интеллектуальной недостаточностью становится математика. Это объясняется тем, что овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми способностями к анализу, синтезу, обобщению, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. Познавательные способности детей с интеллектуальной недостаточностью недостаточно развиты. Школьники не умеют преодолевать трудности, неизбежно возникающие в процессе обучения математике. Естественно, что в результате этого их интерес к математике снижается. Математика становится не любимым предметом [3: с.46].
Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею».
Практика показывает, что если у детей появляется интерес к предмету, то и значительно повышаются их познавательные способности.
Одним из путей повышения интереса к урокам математики у школьников с интеллектуальной недостаточностью является, на мой взгляд, применение нетрадиционных (игровых) форм проведения уроков.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения учащихся к математической деятельности.
Игровая деятельность способствует созданию познавательного мотива, активизации мыслительной деятельности учащихся, усиливает их внимание к содержанию изучаемого материала, повышает работоспособность, а также чувство ответственности за успехи в обучении всего коллектива и за свои лично [1: с.25].
Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, алгоритмы, «раскрепощают ученика» [2: с.80].
В своей педагогической деятельности использовала следующие нетрадиционные формы уроков:
Урок математики в 7 классе по теме «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел» - форма – «Математические шашки». Предварительно обучающиеся были поделены на 2 команды, которые соперничали друг с другом на шашечном поле на протяжении всего урока, выполняя задания.
Основной акцент на уроке был сделан на вызов познавательного интереса обучающихся к материалу урока через применение игровой формы, использование игровых приёмов, компьютерной презентации.
На этапе устного счёта велась актуализация опорных знаний и умений обучающихся. В процессе индивидуальной работы ребята разгадывали шифровки, располагая многозначные числа в порядке убывания (возрастания).
Расположи числа в порядке возрастания (от самого маленького). Сложи получившиеся, буквы и ты узнаешь ответ на вопрос: «О каком виде спорта пойдёт речь сегодня на уроке?»
190 002 10 092 12 099 91 020 9 120
и а ш к ш
Пример:
Задания имели разный уровень сложности и были адресованы обучающимся в зависимости от их возможностей. В результате решения шифровок детьми были составлены слова, относящиеся к истории шашек как вида спорта («шашки», «Египет», «Мономах», « Пётр I», «Пушкин»). Затем была организована уточняющая беседа по содержанию отгаданных слов. Также на этом этапе была проведена групповая работа, в ходе которой ребята заполняли «девятиклеточные логиконы», устанавливая в них закономерности, называли разрядные единицы, которыми отличались числа.
30 415 | 200 002 | |
621 202 | 200 001 | |
30 215 | 631 202 |
Таким образом, выполняя задания данного этапа, ребята были подведены к теме урока, которую формулировали совместно с педагогом.
Закрепление навыков письменного сложения и вычитания многозначных чисел проводилось в основной части урока посредством решения составной арифметической задачи и примеров. Разбор условия задачи был организован с опорой на картографическую наглядность на слайде презентации. На фрагменте географической карты условными знаками были отображены города, направления и расстояния, упоминаемые в условии задачи. Затем ученики в ходе фронтальной работы записали условие задачи и приступили к самостоятельному решению. Проверка правильности решения задачи проводилась с помощью элементов программированного контроля. Обучающиеся выбирали на слайде правильный пример (среди трёх предъявляемых) промежуточного и конечного действий.
В ходе дифференцированной работы по решению примеров обучающиеся выполняли задания разного уровня сложности. Результат правильности решения примеров дети отслеживали самостоятельно, используя карточки – матрицы с числами – ответами и зашифрованными фамилиями известных российских шашистов (Георгиев, Шварцман, Чижов).
Б 14517 | Ш 3749 | В 526547 | А 655775 | П 26047 | А 42081 | Н 74386 |
Г 99831 | Е 17142 | О 400103 | Р 183352 | Ц 590716 | М 72640 | С 21456 |
Ч 26791 | И 163033 | Ж 90921 | Г 554157 | И 26773 | Е 488332 | Й 44210 |
Д 45104 | Ф 23485 | Я 5624 | З 42856 | Т 35740 | В 300000 | Щ 9876 |
Урок – сюжетно – ролевая игра. Урок математики в 6 классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».
Форма урока – сюжетно- ролевая игра «Математическое кафе».
На уроке соблюдались основные требования проведения сюжетно- ролевой игры, а именно:
- моделирование условий, в которых протекает деятельность (вывеска, меню, спецодежда (фартуки, поварские колпаки), инвентарь (скалки);
- моделирование определенных видов практической деятельности («приготовление блюд» - выполнение заданий);
- наличие ролей у участников игры (учащиеся – «поварята», учитель – «шеф – повар»)
- наличие общей цели у игрового коллектива;
- индивидуальное оценивание деятельности участников игры.
Структура урока состояла из следующих этапов:
1.Организационный момент.
2.Повторение опорных знаний обучающихся.
3. Формулирование темы урока детьми. Сообщение плана урока и условий игры.
4 Проверка домашнего задания.
5.Устный счёт.
6.Комплексное применение знаний, умений учащихся.
7. Мотивирование на подготовку домашнего задания
8.Рефлексия деятельности обучающихся. Подведение итогов урока.
Перед началом игры ребята были ознакомлены с меню.
Меню
Закуски
- Домашние заготовки «Пальчики оближешь»
- Салат «Преобразуй»
Первое блюдо
- Борщ «Кто успел, тот и съел» со сметаной «Задачино»
Второе блюдо
- Математические рулетики «Сосчитай»
Напиток
- Компот «Дружная семейка»
Десерт
- Мороженое с загадочной начинкой
На этапе повторения опорных знаний шло воспроизведение и систематизация знаний учащихся с целью дальнейшего применения их в новых ситуациях. В процессе фронтальной работы дети вставляли пропущенные слова в стихотворение, а затем заполняли схему.
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой - ________ (числитель), знайте
Под чертою - ________ (знаменатель).
Дробь такую, непременно,
Надо звать _____________ (обыкновенной).
Выполняя задания данного этапа, ребята были подведены к теме урока, которую формулировали сами.
При проверке домашнего задания (Домашние заготовки «Пальчики оближешь») корригировались функции сравнения. Учащимся было предложено прочитать получившиеся при решении примеров ответы в порядке возрастания.
На этапе устного счёта (Салат «Преобразуй») велось закрепление способов действий по преобразованию обыкновенных дробей. В ходе фронтальной работы ребята по очереди выходили к доске и выполняли задания (сокращали правильные дроби, преобразовывали неправильные).
Комплексное применение знаний, умений учащихся по сложению и вычитанию обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями проводилось в основной части урока посредством решения составной арифметической задачи и примеров («приготовление» борща «Кто успел, тот и съел» со сметаной «Задачино» и математических рулетиков «Сосчитай»)
Перед решением задачи ребята выходили к доске и выбирали карточки с изображением продуктов, необходимых для приготовления борща. Если карточка была выбрана правильно, то на обратной стороне размещался напечатанный текст задачи (Для приготовления борща повар израсходовал кочана капусты, а для приготовления салата на меньше. Какую часть капусты израсходовал повар для приготовления салата и борща?).
В ходе фронтальной работы было разобрано условие задачи и определены опорные слова. Далее учащиеся приступили к самостоятельной работе по решению задачи
После окончания работы была проведена практическая проверка правильности решения задачи с реальным предметом (кочаном капусты) в соответствии с действительностью.
В ходе дифференцированной работы по решению примеров обучающиеся выполняли задания разного уровня сложности (решали примеры с недостающими компонентами или придумывали примеры с заданными ответами).
На десерт ребятам было предложено «приготовить» дома мороженое с загадочной начинкой - разгадать математический кроссворд по теме «Обыкновенные дроби».
На уроке была проведена динамическая пауза, дети выполняли комплекс гимнастики со скалками для снятия напряжения с плечевого пояса.
В конце урока на этапе подведения итогов была проведена рефлексия деятельности обучающихся.
Урок математики в 7 классе по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».Тип урока – урок повторения, обобщения и систематизации ЗУНов - по классификации М.Н.Перовой. Форма урока – «урок телепередача» (из группы уроков по аналогии с организованными событиями – С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина).
Урок проходил в воображаемой телестудии на съёмках программы «Жить здорово», которая была посвящена сердцу и его работе.
По аналогии с телепередачей на уроке были выделены рубрики:
- «Про дом»
- «Про жизнь»
- «Про еду»
- «Про медицину»
- «Совет за минуту»
Так как одной из основополагающих задач урока являлась интеграция вопросов ЗОЖ в предметную область, то на урок был приглашён врач – педиатр школы – интерната. Педиатр в качестве консультанта передачи по ходу урока давала советы обучающимся.
Структура урока состояла из следующих этапов:
1.Организационный момент.
2. Формулирование темы урока детьми. Сообщение плана урока.
3. Проверка домашнего задания – рубрика «Про дом» - обсуждение результатов измерения пульса ребят.
4.Проверка знаний, устный счёт – рубрика «Про жизнь».
На этапе проверки знаний велась работа по развитию вычислительных навыков учащихся, а также работа по развитию процессов анализа и синтеза при подборе пар карточек. А также шло знакомство обучающихся с интересными данными о сердце и его работе. В процессе фронтальной работы дети сопоставляли факты с числовыми выражениями и составляли пары. Затем выделили «лишнее число». В данный этап был органично включён устный счёт. В ходе которого повторяли задачи на разностное сравнение чисел, задачи на нахождение произведения и частного (например:
-На сколько высота сердца больше, чем ширина? (5см 2 мм)
- На сколько граммов масса сердца женщины меньше, чем у мужчины? (70 г)
5. Обобщение знаний, умений.
Рубрика «Про еду»- самостоятельное решение задачи после предварительного анализа.
Рубрика «Про медицину». В ходе дифференцированной работы по решению примеров ребята разгадывали шифровки, располагая получившиеся ответы в порядке убывания (возрастания). В результате решения шифровок детьми были составлены слова и словосочетания: курение, алкоголь, плохие эмоции, активный образ жизни, занятия физкультурой, полезные продукты. Далее обучающиеся выходили к доске и определяли, к какой группе (положительно или отрицательно влияющих на работу сердца) относится тот или иной фактор.
Пример: Реши примеры, расставь получившиеся значения в порядке возрастания, прочти получившееся слово
ку | ре | ние |
2т – 630 кг | 5 т 6 ц + 17 т 4 ц | 180 т – 4 ц |
«Совет за минуту» - совет доктора о профилактической работе по сохранению и укреплению здоровья сердца.
6. Мотивирование на подготовку домашнего задания - Разгадать математический филворд – найти названия мер измерений.
7.Рефлексия деятельности обучающихся. Подведение итогов урока.
Подобные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.
Список литературы
1.Волошкина М. И., Дидактическая игра в подготовке к обучению в школе [Текст] / М. – Белгород,1995.
2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно – практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК – Ростов – н/Д Изд – во «Учитель», 2005. – 288 с.
3.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе. М., 1972. 93с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Билингвальный урок как средство развития интереса учащихся к овладению иностранным языком.
Статья опубликована в журнале Иностранные языки в школе № 7, 2007 г...
Профессиональная составляющая, как средство развития интереса к изучению математики.
В статье предлогается несколько приемов, которые можно использовать для повышения интереса к изучению математики. В основе лежит идея применения заданий, показывающих значимость математических з...
Учебные экскурсии как средство развития интереса к предмету физики
Я считаю. что экскурсии являются одним из средств повышения интереса к изучению физики и приобретению практических навыков. Именно на экскурсии можно увидеть практическое применение законов физики в н...
Мастер - класс " Нетрадиционный урок как средство развития интереса к чтению у учащихся"
Мастер - класс знакомит с нетрадиционными приёмами работы на уроке чтения в коррекционной школе VIII вида по теме "Х.-К. Андерсент. "Снежная королева"....
Статья по теме "Приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся как средство повышения интереса к предмету математика"
Приемы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся как средство повышения интереса к предмету математика....
Реализация компетентностного подхода: развитие интереса к предмету математики через занимательные элементы на уроке
Конспект урока математики. Реализация компетентностного подхода: развитие интереса к предмету математики через занимательные элементы на уроке....
Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...