Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках ритмики для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
методическая разработка
Дети с интеллектуальной недостаточностью - это дети с органическим поражением головного мозга. У них наблюдается нарушение психических и физических процессов. И в связи с этим, дети с нарушениями в интеллектуальной сфере особенно нуждаются в здоровьесберегающем пространстве во время учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках ритмики»
Алексеева Светлана Васильевна
учитель ритмики
ГКОУ «СКОШИ № 2 – VIII вида»,
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия.
Правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях СКОУ VIII вида, существенно и положительно влияет на укрепление и развитие здоровья обучающихся. Педагогический коллектив должен так формировать учебно-воспитательные программы, чтобы ребенок после завершения образования имел более качественное здоровье, чем при поступлении в нее. «Образование должно стать фактом укрепления здоровья, а не его разрушения».
Дети с интеллектуальной недостаточностью – это дети, с органическим поражением головного мозга. У них наблюдается нарушение развития психических, особенно высших познавательных, процессов - активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления.[1]
У многих обучающихся отмечаются нарушения со стороны сердечнососудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.
В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у детей находится глубокое недоразвитие речи, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики трудности формирования двигательных автоматизмов.
И в связи с этим, дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в здоровьесберегающем пространстве. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.
На уроках ритмики я применяю здоровьесберегающие технологии такие как: музыкотерапия, ритмопластика, дыхательная гимнастика, упражнения на расслабление и снятие мышечного напряжения.
Музыкотерапия. Доказано, что эмоции в жизни человека играют важную роль. Одним из эффективных методов воздействия на эмоциональную сферу школьников, способствующих оздоровлению всего организма, является музыка.
Правильно подобранная музыка - успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют токлонения в речевом развитии, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний - динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только включить грустную мелодию, и дети начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.[2]
Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере.
Ритмопластика. К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относится музыкально-ритмическое воспитание или ритмопластика. Полноценное развитие всех психических процессов у ребёнка происходит в опоре на его телесный опыт. Как изобразить растущий цветок, мерцание звезд, удаль добрых молодцев, нежность красных девиц? Все это можно выразить языком движений.
Ритмопластика - это музыка и движение, в синтезе помогающие раскрепощению духа и тела ребенка. Сначала подражая, а затем, создавая собственные образы в ритмических композициях, дети приобретают уверенность в себе, что является прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы. Танцы, ритмичные движения - физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким - они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка.
Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют огромное значение и для умственного развития детей: ускоряются мыслительные процессы, формируются волевые качества, улучшается эмоциональный фон ребёнка. В результате у детей ускоряется обмен веществ, повышается выносливость организма, иммунитет.
Занятия ритмопластикой делают школьников более дисциплинированными, улучшаются их спортивные показатели, повышается сопротивляемость организма, формируется правильная осанка.
Дыхательная гимнастика. Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. При системной работе над развитием дыхательного аппарата у детей наблюдается относительно больший прирост легочной вентиляции.[3] Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье детей. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма и повышают устойчивость организма детей к различным заболеваниям.
Упражнения на снятие мышечного напряжения. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто эмоционально неуравновешанны, быстро утомляются и особо нуждаются на уроках ритмики в упражнениях на расслабление мышц и снятия напряжения. Большинству наших детей свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, многие дети имеют серьезные неврологические диагнозы.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Использование здоровьесберегающих технологий даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Я считаю, что применение данных приемов здоровьесберегающих технологий на уроках ритмики позволяет сделать учебный процесс для детей более комфортным. Повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье детей с особыми образовательными потребностями.
Литература:
- Власова Т.А., Певзнер М.С. «Дети с отклонениями в развитии» М.: Просвещение, 1973 г.
- Медведева Е.А. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика». М.: «Академия» 2002 г.
- Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». - М.: АПК и ПРО, 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках физической культуры
Определение роли здоровьесберегающих технологий и их место в системе физической подготовки учащихся...

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках математики, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности учащихся коррекционной школы.
В данной статье освещается вопрос об использовании здоровьесбережения на уроках математики. Применение на уроках упражнений, заданий, связанных с изучением своего здоровья и умение использовать получе...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, овладение социально-бытовыми умениями, испо...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА.
Математика – один из основных предметов в школе. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Цель здоровьесберегающих технологий о...

«Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках математики в коррекционной школе-интернате»
Доклад...
Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках физической культуры
Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках физической культуры...
Влияние здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках ИЗО, на организм ребенка.
Влияние здоровьесберегающих технологий на организм ребенка во время учебного процесса...