Программа духовно-нравственного развития для обучающихся 5-6 классов с легкой степенью умственной отсталости
рабочая программа (5, 6 класс)

Программа духовно-нравственного развития направлена на воспитание обучающихся 5-6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

 «Тарская адаптивная школа-интернат»

Программа духовно-нравственного развития для обучающихся 5-6 классов с легкой степенью умственной отсталости

                                                                         Составитель: Гесс Г.В.

     воспитатель

Тара

2020 год

Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного развития предназначена для учащихся пятых-шестых классов с легкой степенью умственной отсталости и разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 №1599;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15);

Процессы, происходящие в современном мире, нацеливают образование на усиление нравственного, духовного воспитания подрастающего поколения.

Особое внимание уделяется развитию этических и эстетических понятий (добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность перед обществом, смысл жизни и счастья, прекрасное и безобразное), которые способствуют формированию нравственно-волевой сферы личности.

В современном обществе вопрос о целях воспитания представляется особо значимым, потому что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.

Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе российских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.

Программа духовно-нравственного развития направлена на воспитание обучающихся 5-6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Программа составлена с учетом психофизических возможностей учащихся, с учетом зоны ближайшего развития каждого ученика и имеет коммуникативную направленность.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является: социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры:

  • формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
  • формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • пробуждение чувства патриотизма и веры в Россию и свой народ;
  • формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование чувства личной ответственности за свои дела и поступки;
  • проявление интереса к общественным явлениям и событиям;
  • формирование начальных представлений о народах России, их единстве многообразии.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • активное участие в сохранении и укреплении положительных семейных традиций.

Программа построена на следующих принципах:

  1. Принцип культура сообразности составляет культурное ядро содержания программы, включающие общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности
  2. Принцип научности основан на использовании исследований отечественных педагогов и психологов.
  3. Принцип целостности и системности построения программного материала можно проследить в единой системе взаимосвязанных между собой разделов и тем, содержание которых постепенно, с возрастом детей (от 7 до 12 лет) усложняются, но связующим звеном всегда остается общая цель - духовно-нравственное воспитание.
  4. Принцип вариативности раскрыт в наличии национально-регионального и школьного компонентов и в содержании программы (многообразие конкретных темиориентировочные вопросы для обсуждения).
  5. Принцип системно – деятельностной организации воспитания предполагает, что воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внеурочной общественно значимой деятельности школьников.

Основные направления духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Организация духовно-нравственного развития в рамках данной программы осуществляется по четырем направлениям.

Все направления духовно-нравственного развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и обеспечивает усвоение их обучающимися  на доступном для них уровне.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся строится по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценностные установки:

представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится Организация;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному;

начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны.

Ценности: начальные представления о моральных нормах и правилах духовно-нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

опыт социальной коммуникации.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценностные установки:

стремление недопущения совершения плохих поступков, умение признаться в проступке и проанализировать его;

представления о правилах этики, культуре речи;

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Ценности: способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; знание традиций своей семьи и общеобразовательной организации, бережное отношение к ним.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценностные установки: 

элементарные представления об основных профессиях;

уважение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников;

проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

организация рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Ценности: элементарные представления о различных профессиях; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценностные установки: 

формирование элементарных представлений о душевной и физической красоте человека;

формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;

развитие стремления создавать прекрасное (делать «красиво»);

закрепление интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

стремление к опрятному внешнему виду;  

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Ценности: элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности «Тарской адаптивной школы-интерната».

В школе организованы воспитательные подпространства: холл, оформляемый тематическими творческими выставками рисунков и поделок учащихся, уголок с символикой Российской Федерации и города Тары, детские спальни, кабинеты досуговой деятельности, оформленные творческими работами детей, спортивный зал для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов и т.п., позволяющие воспитанникам:

  • изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, краевые, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции; достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;
  • осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.

          Создано социально открытое пространство, когда педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  • в содержании и построении занятий;
  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и вне урочной деятельности;
  • в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
  • в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности и смысла;
  • в личном примере педагогов ученикам.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

  • нравственного примера педагога;
  • социально-педагогического партнёрства;
  • индивидуально-личностного развития ребёнка;
  • интегративности  программ духовно-нравственного воспитания;
  • социальной востребованности воспитания.

Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, общественных организаций, объединений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, что находит своё отражение в правилах внутреннего распорядка школы-интерната, решениях общешкольных собраний, в целевых программах.

Огромная роль в нравственном становлении личности школьника принадлежит педагогу, который, являясь образцом для учеников, несет нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. Педагоги умеют организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывают их с реальными жизненными и социальными ситуациями; умеют проектировать дела и мероприятия, в которых происходит присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития обучающихся.  

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

Система работы школы-интерната по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся основана на следующих принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и общеобразовательной организации в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития обучающихся, в оценке эффективности этих программ;

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания.  

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения Дней открытых дверей, тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория и собрания, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.;
  • совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций: Дни здоровья, праздник детской книги, праздничные концерты ко Дню матери и Международному женскому дню, Дню защитника Отечества и Дню Победы и т.п.;
  • расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных мероприятия и т.п.

Методы и формы организации внеурочной деятельности

Программа духовно-нравственного развития комплексная, поэтому для достижения поставленной цели и реализации намеченного содержания необходимо использовать разнообразные методы и формы воспитания.

Методы работы

Наглядный метод  используется вовремя:

  • чтение педагогом рассказов;
  • показа духовно-просветительских фильмов;
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • экскурсий по городу, целевых прогулок.

Словесный метод  представляется наиболее эффективным в процессе:

  • цикла духовных бесед с воспитанниками;
  • ответов на вопросы педагога, воспитанников;
  • разбора житейских ситуаций.

Практический метод  используется вовремя:

  • посещения храмов, музея, библиотеки;
  • краеведческие походы.

Формы организации деятельности

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совестный поиск решения проблемы),
  • групповые (КТД, творческие группы, ролевые игры, трудовые группы и т.д.),
  • коллективные (экскурсии, прогулки, конкурсы, соревнования, викторины, турниры и др.).

Используемые формы и методы должны позволить обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

  • сформировать духовно-нравственные ценности личности;
  • уметь формировать свое собственное мнение и корректировать самооценку;
  • уметь проявлять терпимость и эмпатию в общении с окружающими;
  •  сформировать коммуникативные навыки.

          Особое место занимает воспитательский час как форма организации непосредственного общения воспитателя и воспитанников, в ходе, которой могут подниматься и решаться важные проблемы.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

-представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации;

-интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

-уважительное отношение к русскому языку как государственному;

-начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны.

-обучающиеся имеют представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации;

-обучающиеся понимают роль человека в обществе;

-обучающиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах духовно-нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- обучающиеся имеют опыт социальной коммуникации;

-обучающиеся имеют представления о народах России, о единстве народов нашей страны.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

-стремление недопущения совершения плохих поступков, умение признаться в проступке и проанализировать его;

-представления о правилах этики, культуре речи;

-представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

-отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом;

-формируется способность  анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

-обучающиеся имеют знания о традициях своей семьи и общеобразовательной организации, бережно относятся к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

-элементарные представления об основных профессиях;

-уважение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников;

-проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

-бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

-организация рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности;

-отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

-учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях; 

- формируется ценностное отношение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников;

- формируется положительное отношение к учебному труду; - обучающиеся имеют навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

- обучающиеся имеют навыки коллективной работы, в том числе при выполнении коллективных заданий, общественно-полезной деятельности;

- учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности;

- обучающиеся имеют навыки соблюдения порядка на рабочем месте.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

-формирование элементарных представлений о душевной и физической красоте человека;

-формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;

-развитие стремления создавать прекрасное (делать «красиво»);

-закрепление интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

-стремление к опрятному внешнему виду;  

-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

-формируются  элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- у обучающихся есть опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. 

-формируется интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

- обучающиеся имеют умения видеть красоту в поведении, поступках людей;  

- формируются представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 10 класса с легкой степенью умственной отсталости

Рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта по математике для X-XII классов, автором которого является Е.И.Капланская. Все содержание программы по математике для 10 класса п...

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости.

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII в...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для учащихся 8 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по математике для 8 класса разработана на основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика» (V- IX классы) предметная область «Математика»...