Программа духовно-нравственного развития для обучающихся 5-6 классов с легкой степенью умственной отсталости
рабочая программа (5, 6 класс)
Программа духовно-нравственного развития направлена на воспитание обучающихся 5-6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Тарская адаптивная школа-интернат»
Программа духовно-нравственного развития для обучающихся 5-6 классов с легкой степенью умственной отсталости
Составитель: Гесс Г.В.
воспитатель
Тара
2020 год
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития предназначена для учащихся пятых-шестых классов с легкой степенью умственной отсталости и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 №1599;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15);
Процессы, происходящие в современном мире, нацеливают образование на усиление нравственного, духовного воспитания подрастающего поколения.
Особое внимание уделяется развитию этических и эстетических понятий (добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность перед обществом, смысл жизни и счастья, прекрасное и безобразное), которые способствуют формированию нравственно-волевой сферы личности.
В современном обществе вопрос о целях воспитания представляется особо значимым, потому что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.
Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе российских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Программа духовно-нравственного развития направлена на воспитание обучающихся 5-6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Программа составлена с учетом психофизических возможностей учащихся, с учетом зоны ближайшего развития каждого ученика и имеет коммуникативную направленность.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является: социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры:
- формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
- формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- пробуждение чувства патриотизма и веры в Россию и свой народ;
- формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование чувства личной ответственности за свои дела и поступки;
- проявление интереса к общественным явлениям и событиям;
- формирование начальных представлений о народах России, их единстве многообразии.
В области формирования семейной культуры:
- формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- активное участие в сохранении и укреплении положительных семейных традиций.
Программа построена на следующих принципах:
- Принцип культура сообразности составляет культурное ядро содержания программы, включающие общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности
- Принцип научности основан на использовании исследований отечественных педагогов и психологов.
- Принцип целостности и системности построения программного материала можно проследить в единой системе взаимосвязанных между собой разделов и тем, содержание которых постепенно, с возрастом детей (от 7 до 12 лет) усложняются, но связующим звеном всегда остается общая цель - духовно-нравственное воспитание.
- Принцип вариативности раскрыт в наличии национально-регионального и школьного компонентов и в содержании программы (многообразие конкретных темиориентировочные вопросы для обсуждения).
- Принцип системно – деятельностной организации воспитания предполагает, что воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внеурочной общественно значимой деятельности школьников.
Основные направления духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Организация духовно-нравственного развития в рамках данной программы осуществляется по четырем направлениям.
Все направления духовно-нравственного развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и обеспечивает усвоение их обучающимися на доступном для них уровне.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся строится по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценностные установки:
представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится Организация;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному;
начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны.
Ценности: начальные представления о моральных нормах и правилах духовно-нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
опыт социальной коммуникации.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценностные установки:
стремление недопущения совершения плохих поступков, умение признаться в проступке и проанализировать его;
представления о правилах этики, культуре речи;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Ценности: способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; знание традиций своей семьи и общеобразовательной организации, бережное отношение к ним.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценностные установки:
элементарные представления об основных профессиях;
уважение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников;
проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
организация рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Ценности: элементарные представления о различных профессиях; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценностные установки:
формирование элементарных представлений о душевной и физической красоте человека;
формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;
развитие стремления создавать прекрасное (делать «красиво»);
закрепление интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценности: элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности «Тарской адаптивной школы-интерната».
В школе организованы воспитательные подпространства: холл, оформляемый тематическими творческими выставками рисунков и поделок учащихся, уголок с символикой Российской Федерации и города Тары, детские спальни, кабинеты досуговой деятельности, оформленные творческими работами детей, спортивный зал для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов и т.п., позволяющие воспитанникам:
- изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, краевые, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции; достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;
- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.
Создано социально открытое пространство, когда педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении занятий;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и вне урочной деятельности;
- в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности и смысла;
- в личном примере педагогов ученикам.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнёрства;
- индивидуально-личностного развития ребёнка;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- социальной востребованности воспитания.
Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, общественных организаций, объединений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, что находит своё отражение в правилах внутреннего распорядка школы-интерната, решениях общешкольных собраний, в целевых программах.
Огромная роль в нравственном становлении личности школьника принадлежит педагогу, который, являясь образцом для учеников, несет нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. Педагоги умеют организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывают их с реальными жизненными и социальными ситуациями; умеют проектировать дела и мероприятия, в которых происходит присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития обучающихся.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
Система работы школы-интерната по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и общеобразовательной организации в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития обучающихся, в оценке эффективности этих программ;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения Дней открытых дверей, тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория и собрания, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.;
- совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций: Дни здоровья, праздник детской книги, праздничные концерты ко Дню матери и Международному женскому дню, Дню защитника Отечества и Дню Победы и т.п.;
- расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных мероприятия и т.п.
Методы и формы организации внеурочной деятельности
Программа духовно-нравственного развития комплексная, поэтому для достижения поставленной цели и реализации намеченного содержания необходимо использовать разнообразные методы и формы воспитания.
Методы работы
Наглядный метод используется вовремя:
- чтение педагогом рассказов;
- показа духовно-просветительских фильмов;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- экскурсий по городу, целевых прогулок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- цикла духовных бесед с воспитанниками;
- ответов на вопросы педагога, воспитанников;
- разбора житейских ситуаций.
Практический метод используется вовремя:
- посещения храмов, музея, библиотеки;
- краеведческие походы.
Формы организации деятельности
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совестный поиск решения проблемы),
- групповые (КТД, творческие группы, ролевые игры, трудовые группы и т.д.),
- коллективные (экскурсии, прогулки, конкурсы, соревнования, викторины, турниры и др.).
Используемые формы и методы должны позволить обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- сформировать духовно-нравственные ценности личности;
- уметь формировать свое собственное мнение и корректировать самооценку;
- уметь проявлять терпимость и эмпатию в общении с окружающими;
- сформировать коммуникативные навыки.
Особое место занимает воспитательский час как форма организации непосредственного общения воспитателя и воспитанников, в ходе, которой могут подниматься и решаться важные проблемы.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности
Направления воспитания | Ценностные установки | Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | -представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации; -интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; -уважительное отношение к русскому языку как государственному; -начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны. | -обучающиеся имеют представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации; -обучающиеся понимают роль человека в обществе; -обучающиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах духовно-нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - обучающиеся имеют опыт социальной коммуникации; -обучающиеся имеют представления о народах России, о единстве народов нашей страны. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | -стремление недопущения совершения плохих поступков, умение признаться в проступке и проанализировать его; -представления о правилах этики, культуре речи; -представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; -отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. | - формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом; -формируется способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; -обучающиеся имеют знания о традициях своей семьи и общеобразовательной организации, бережно относятся к ним. |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | -элементарные представления об основных профессиях; -уважение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников; -проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; -бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; -организация рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности; -отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей. | -учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях; - формируется ценностное отношение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников; - формируется положительное отношение к учебному труду; - обучающиеся имеют навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; - обучающиеся имеют навыки коллективной работы, в том числе при выполнении коллективных заданий, общественно-полезной деятельности; - учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности; - обучающиеся имеют навыки соблюдения порядка на рабочем месте. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | -формирование элементарных представлений о душевной и физической красоте человека; -формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества; -развитие стремления создавать прекрасное (делать «красиво»); -закрепление интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; -стремление к опрятному внешнему виду; -отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. | -формируются элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; - у обучающихся есть опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. -формируется интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; - обучающиеся имеют умения видеть красоту в поведении, поступках людей; - формируются представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 10 класса с легкой степенью умственной отсталости
Рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта по математике для X-XII классов, автором которого является Е.И.Капланская. Все содержание программы по математике для 10 класса п...
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости.
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII в...
Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для учащихся 8 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по математике для 8 класса разработана на основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика» (V- IX классы) предметная область «Математика»...