Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником старшей группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л’] в словах"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
с воспитанником старшей группы, имеющим ОНР
Тема занятия. Автоматизация звука [л’] в словах
Цели:
Коррекционно-образовательные:
1. Формирование понятия о звуке [л’], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы
2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [л’]
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук
2. Развитие навыков словообразования и словоизменения: образование существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа, подбор однокоренных (родственных) слов
3. Развитие артикуляционной моторики
4. Развитие навыков слогового анализа слов
5. Закрепление навыка правильного произношения звука [л’], изолированного, в прямых слогах и в начале слов
6. Развитие фонематического восприятия
7. Развитие интереса к родному языку, знакомство со словами-омонимами.
8. Развитие памяти, внимания, пространственных представлений
9. Обогащение словарного запаса
Коррекционно-воспитательные:
1.Привитие навыков самоконтроля за речью
2. Воспитание усидчивости на занятии
3. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ л’]
Оборудование: зеркало, картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики; пособия: игрушка лиса, лабиринт из картинок со звуком л’, фигурка льва, волшебная палочка, волшебный экран, карточки с 1 (2,3) кружками или цифрами 1, 2, 3, предметные картинки (на ковролин): лебеди (6 шт.), лютики (7 шт.), мячик-лимончик.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Я рада снова видеть тебя! Садись поудобнее, начнем нашу работу.
- Сегодня у нас на занятии гостья. Отгадай, кто это.
Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Что за зверек? (Лиса). Достаем игрушку.
2. Артикуляционная гимнастика
- Лису зовут Лизавета. Она очень любопытная. Ей хочется знать, чем это мы с тобой здесь занимаемся. Покажем ей, что мы умеем? Выполним зарядку для губ и язычка. (Выполнение упражнений: “ Бегемотик”, “Улыбочка”, “Хоботок”, “Месим тесто”, “Блинчик”, “Вкусное варенье”, “Чищу зубы”, “Парус”).
З. Сообщение темы и целей занятия.
-Как зовут нашу гостью? С какого звука начинается имя Лизавета?
- Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук [л’] в слогах и словах.
4. Развитие фонематического восприятия.
Игра « Ловишки». Выделение звука [л’] из звукового ряда
5. Характеристика акустических и артикуляционных признаков звука [л’].
- Чтобы правильно произносить звук [л’], что должны делать губы, зубы , язык?
(Губы в легкой улыбке. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя идет по бокам языка). Есть преграда - язык – звук согласный.
- Голосок «работает» - звук звонкий. А какой он: твердый или мягкий?
6. Автоматизация звука в слогах. Пальчиковое упражнение «Пальцы здороваются».
- Большой палец – слог ЛЯ. Большие пальцы здороваются: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ (трижды соприкасаются большие пальцы рук).
- Указательные пальцы здороваются: ЛЁ-ЛЁ-ЛЁ. Средние – ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ. Безымянные – ЛИ-ЛИ-ЛИ. И мизинцы – ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ.
7. Автоматизация звука в словах.
РАБОТА С КАРТИНКАМИ ЛАБИРИНТА
а) Путешествие по Лабиринту
Ребенок вместе с фигуркой животного льва двигается по Лабиринту по стрелкам и называем предметные картинки со звуком [л’] .
б) Составление словосочетаний со словами из Лабиринта.
- Подбери подходящее слово из Лабиринта. О чем я загадала?
Высокая, старая, зелёная … (липа)
Мощный, удобный, быстрый … (лифт)
Рыжая, хитрая …(лиса)
Деревянная, ровная …(линейка)
Резной, кленовый … (лист)
Желтый, кислый … (лимон)
Оранжевая, цветущая … (лилия)
Улыбающееся, детское … (лицо)
в) Развитие пространственных представлений.
- Что находится посередине Лабиринта? Что в правом верхнем углу? Что в левом нижнем углу? Что над …? Что под …? Что слева от …? Что справа от …? Что между …?
г) Игра с Волшебным экраном «Чего не стало». Развитие навыка словоизменения: образование родительного падежа единственного числа существительных. Работа с картинками из Лабиринта.
8. Физпауза.
д) Игра с Волшебной палочкой «Один – много» Развитие навыка словоизменения: образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных. Работа с картинками из Лабиринта.
- У нас есть волшебная палочка, которая лишь прикосновением может из одного предмета сделать много. Был один лист. Прикоснемся к нему волшебной палочкой, и станет много чего?… (листьев). И т.д.
е) Развитие слогового анализа слов.
- А теперь поучимся делить слова на слоги. Произнесем слово и прохлопаем его, посчитаем, сколько в нем слогов. Закроем картинку соответствующей карточкой с 1, 2 или 3 кружочками.
ж) Развитие навыка словоизменения. Согласование имен существительных с количественными числительными. Работа с предметными картинками на ковролине.
- Засиделись мы что-то, лиса Лизавета приглашает нас прогуляться в лес. Идем на лесную полянку. Ой, сколько здесь цветов. Это лютики. Давай попробуем их сосчитать.
- А там, вдали, на лесном озере, плавают лебеди. Сколько их? Сосчитай.
9. Подбор однокоренных слов к слову «лиса». Игра с мячом.
- Пора возвращаться. А лиса хочет остаться в лесу, здесь её дом, её семья. А кто же родственники лисы? Поиграем с мячиком и назовем родственные слова к слову «лиса».
Лиса, а её детеныш … (лисёнок). А если их много, это ... (лисята).
А папа у них … (лис). А маму часто называют … (лисица).
А как назвать маленькую лису? … (лисичка).
Все лисы ходят в теплых шубках. Шерстка у них чья? …(лисья).
- До свиданья, Лизавета. Иди к своим родственникам. А мы отправимся назад, в детский сад.
10. Знакомство со словами-омонимами.
- Ой, что это там промелькнуло в траве. Да это же грибы. Какие они красивые. Ты знаешь, что это за грибы? (Лисички) Как ты думаешь, почему их так назвали? Так это что тоже родственники лисы?
- Нет. Просто словом «лисички» называют и маленьких лис, и таким же словом назвали грибы. Но это не родственные слова, это два разных по смыслу слова. Вот так бывает в русском языке.
11. Упражнение «Закончи предложение».
- Вот мы и вернулись в садик. Давай вспомним слова, которые мы произносили сегодня на занятии. Закончи предложение подходящим словом.
В лесу живет рыжая … (лиса). В лесном озере плавали … (лебеди). На поляне росли желтые … (лютики). В чай кладут кислый … (лимон). Ровные линии чертят с помощью … (линейки). С клена упал резной …(лист).
12. Итог занятия.
-Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [л’] в слогах и словах.
- Что тебе на занятии понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте"
Тема занятия. Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л] на уровне предложения и текста.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Ф...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи"
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы на тему "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи" Лексическая тема: "Дикие ...
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [С] в словах"
Автоматизация звука [с] в словах...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет, имеющим ФФНР, на тему «Автоматизация звука [Ш] в словах»
Автоматизация звука [Ш] в словах...
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ФФНР. Автоматизация звука Ш в словах и фразах
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ФФНР. Автоматизация звука Ш в словах и фразах...