Конспект урока письма и развития речи в 7 классе "Простое предложение" (обобщение)
план-конспект урока (7 класс)
Конспект урока письма и развития речи "Простое предложение" (обобщение) + презентация предназначен для учащихся 7 класса с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_prostoe_predlozhenie.docx | 29 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_predlozhenie.ppt | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
КОУ Омской области
«Тарская адаптивная школа – интернат»
Конспект открытого урока
письма и развития речи в 7 классе
«Простое предложение (обобщение)»
Составила и провела:
учитель письма и развития речи
I квалификационной категории
Василевич Е. Н.
Тема: «Простое предложение (обобщение)»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
Вид урока: урок – экскурсия
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о простом предложении.
Задачи:
1) Образовательные:
- повторить и закрепить знания учащихся о простом предложении.
2) Коррекционно – развивающие:
- развивать устную и письменную связную речь учащихся;
- развивать мышление, внимание, память, воображение;
- способствовать развитию орфографической зоркости;
- обогащать словарный запас, расширять кругозор;
- формировать адекватную самооценку школьников.
3) Воспитывающие:
- прививать учащимся любовь к природе, к весенним пейзажам через слово, музыку, репродукции картин.
Обобрудование:
мультимедийный экран, проектор, компьютер, презентация, листы самооценки, карточки для индивидуальной работы, репродукция картины И.Левитана «Весна. Большая вода».
Ход урока:
I Организация начала урока
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть.
- Проверьте, всё ли необходимое для урока у вас на месте?
- Я вижу, что вы готовы для дальнейшей работы.
- Перед вами, как обычно, лежат листы самооценки. Оценивать свою работу на определённых этапах урока вы будете сами. Мы с вами хорошо знаем критерии оценивания и сможем правильно выставить себе баллы.
- Итак, начнём.
Мотивирование к учебной деятельности
Урок сегодня будет необычным. Мы отправимся на экскурсию. А куда именно, вы узнаете чуть позже. Чтобы урок прошёл интересно, вам необходимо внимательно слушать, активно работать, помогать мне и друг другу. Я всем желаю успеха!
Сообщение темы и цели урока
- Ребята, какой раздел мы изучаем?
(Мы изучаем раздел «Предложение»).
- А какое именно предложение мы изучаем?
(Мы изучаем простое предложение).
- Правильно, мы на протяжении нескольких уроков изучали простое предложение.
- Предположите, чем мы будем заниматься сегодня? Какова цель нашего урока?
( Сегодня мы будем повторять и закреплять всё, что изучили о простом предложении).
- Как будет звучать тема урока?
( Простое предложение. Повторение).
- Правильно, сегодня на уроке мы повторим и закрепим всё, что знаем о
простом предложении: будем делить текст на предложения, находить главные и второстепенные члены предложения, вспомним однородные члены предложения, будем составлять предложения по картине.
Некоторые задания вы будете выполнять вместе с соседом по парте, некоторые в группах, некоторые самостоятельно.
А объединим мы нашу работу на уроке одной темой. Отгадайте её.
С Е Н В А
- Правильно, это весна.
- Мы совершим экскурсию в весеннюю природу.
- Итак, сядьте прямо, выпрямите спины, расправьте плечи и откройте свои рабочие тетради.
- Но прежде, чем мы начнём записывать сегодняшнее число, я хочу обратить ваше внимание на слайд.
- Прочитайте, что написано.
(Тетрадь – зеркало ученика.)
- Объясните смысл этого выражения.
( По тому какая у тебя тетрадь, можно судить и о тебе.)
- Какой вывод вы сделаете для себя?
( Записи в тетради нужно делать красиво и аккуратно.)
- А теперь отступите две линейки, запишите в тетрадях дату, слова «классная работа». Обратите внимание на подчёркнутые орфограммы.
Двадцать четвёртое апреля.
Классная работа
II. Словарная работа
- Ребята, я неслучайно хочу поговорить сегодня о природе.
- Кто знает, 2017 год Указом Президента РФ чему посвящён?
(2017 год объявлен годом экологии.)
1) Определение лексического значения слова
- Что такое экология?
(Экология – это взаимоотношения между человеком и природой.)
- Ребята, а как мы должны относиться к природе?
( Мы должны беречь и охранять её.)
- Ребята, а что мы можем сделать, чтобы защитить природу?
(Не бросать мусор на улице, если отдыхали на природе убрать всё за собой).
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом - Экология
- Следует запомнить, что словарное слово «экология» пишется с буквами «э» и «о».
2) Запись словарного слова в тетрадь
- Запишите в тетрадь новое словарное слово – Экология
- Поставьте ударение, подчеркните буквы, которые нужно запомнить.
3) Составление предложения с новым словарным словом.
- Составьте и запишите предложение с новым словарным словом.
( У нас в городе плохая экология.
Из – за выхлопных газов страдает наша экология.
В нашем краю прекрасная экология.
Из – за сброса отходов страдает наша экология.)
- Проверяем предложения. (Устно 3 -4 ученика зачитывают свои предложения).
Молодцы! Двигаемся дальше.
III. Актуализация знаний
- Дома вам нужно было повторить правила о простом предложении.
- Скажите, что выражает предложение?
( Предложение выражает законченную мысль.)
- Верно ли утверждение, что слова в предложении стоят в нужном порядке и связаны по смыслу?
(Да.)
- Какие члены предложения вы знаете?
(Главные и второстепенные)
- Назовите главные члены предложения.
(Подлежащее и сказуемое)
- Какое предложение называется нераспространённым?
(Это предложение, которое состоит только из главных членов).
- Какое распространённым?
( В этом предложении кроме главных, есть второстепенные члены предложения).
- Что такое однородные члены предложения?
(Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову в предложении).
- Когда при однородных членах предложения не ставится запятая?
( Запятая не ставится перед союзом и. Во всех остальных случаях между однородными членами предложения ставим запятую).
Микроитог.
- Молодцы!
- Особенно активно отвечали на вопросы…
- А этим ребятам … нужно постараться и при выполнении следующих заданий быть более активными.
- В листах самооценки в графе №1 поставьте себе баллы за ответы на теоретические вопросы по теме «Простое предложение».
IV. Обобщение по теме
- А сейчас проверим, как вы умеете применять свои знания на практике.
Задание №1
- Внимание на слайд. Перед вами текст. Послушайте его.
Апрель – второй месяц в…сны он славен в…дою бурно тает сне… б…гут руч…и на реке треснул лё… начинается весенний лед…ход
- Скажите, чего здесь не хватает?
(Знаков препинания)
- Давайте, это исправим.
- Прочитайте задание (спросить ученика).
( Раздели текст на предложения. Спиши. Вставь пропущенные буквы).
- Приступайте к работе.
- Ольга и Влад работают по карточкам.
- Я вижу, что ребята закончили выполнять задание.
- Проверяем.
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверяем по слайду. Ошибки зачёркиваем простым карандашом. Поменяйтесь тетрадями.
В листах самооценки в графе №2 «Деление сплошного текста на предложения» поставьте себе баллы.
- Назовите нераспространённое предложение. Распространите его (устно).
- Ангелина выйдет к доске, разберёт по членам последнее предложение.
(разобрать по членам, определить какими частями речи выражены главные члены предложения, охарактеризовать предложение)
- Ангелина работает у доски, остальные в тетради.
- Молодцы, ребята! Я довольна вашей работой, почти все справились с заданием.
Минутка релаксации
- Сейчас мы немного отдохнём. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, можете откинуться на спинку стула и закройте глаза.
- Представьте, что вы находитесь на берегу реки. Шум воды приятно ласкает слух. Вам спокойно и приятно. Откройте глаза.
- Скажите, что происходит на реке с приходом весны?
(На реке - ледоход)
- А кто из вас в этом году наблюдал ледоход на р. Иртыш?
- Посмотрите фрагмент видео «Ледоход на реке Иртыш» (апрель 2017 г.).
- Весенний ледоход манит к себе людей. Они собираются на берегах рек, чтобы полюбоваться этим интереснейшим явлением природы. При этом некоторые, особенно дети, выходят на лед, становятся близко к краю берегов и подвергаются опасности.
- Ребята, вы увидели, что мальчик чуть – чуть не прыгнул на проплывающую льдину.
- Давайте вспомним, как нужно вести себя около реки во время ледохода.
(Выслушать ответы детей)
- А теперь переходим к следующему заданию.
- Задание №2.
Задание: Восстановите текст, вставив подходящие по смыслу слова. Расставьте недостающие знаки препинания, во 2 предложении подчеркните однородные члены, составьте схему предложения.
Река пошла. Льдины дружно … по течению … друг друга на берег ….
В узких местах реки они … и … заторы.
Река … и … всю округу.
Слова для справок: плывут, качаются, выталкивают, скапливаются, устраивают, разливается, затапливает.
- Перед вами карточки с этим заданием, работаем прямо в них. Приступаем к выполнению задания. К доске пойдёт Ксюша и разберёт 2 предложение.
Самопроверка
- Проверьте по слайду.
- Оцените свою работу, поставьте в графе №3 «Предложения с однородными членами» баллы.
Микроитог.
-Хорошо, я вижу, что вы усвоили тему: «Предложения с однородными членами». Особенно хорошо работает …, а …нужно постараться быть более активными.
Двигаемся дальше.
-Следующее задание будет творческим.
- Ребята, прочитайте предложение, которое у вас записано последним.
- Как называется это явление?
- Ребята, вам, наверное, приходилось в последнее время по телевидению и радио слышать слова «половодье», «паводок».
- Как вы думаете, что это означает?
- Правильно, в результате таяния льда, река выходит из берегов и затопляет близлежащую местность.
Задание №3
- Теперь вам предстоит собрать картину из осколков.
(«ОСКОЛОЧНЫЕ КАРТИНКИ»)
-Ребята, я поделю вас на 2 группы.
- Достаньте из конвертов разрезанную картину, соберите.
- Рассмотрите её внимательно. А теперь посмотрите на слайд.
- Ребята, не только писатели и поэты писали о весне, многие художники и композиторы посвятили свои произведения этому прекрасному времени года.
Перед вами картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода». Исаак Левитан был художником – пейзажистом,
- Что значит «пейзажистом»?
( то есть рисовал картины природы.)
- Рассмотрите внимательно картину.
- Что изображено на переднем плане?
(На переднем плане изображена затопленная рощица, лодка у берега)
- Что изображено на заднем плане?
(Вдали виднеются подтопленные дома)
- Что занимает большую часть картины?
(Большую часть картины занимает вода)
- Какие краски преобладают на картине?
(На картине преобладают серые, бледно – голубые краски)
- Какое чувство вызывает у вас эта картина?
(грусть)
- Составим рассказ по картине при помощи вопросов и опорных словосочетаний.
Карточка для сильных учащихся:
Составь рассказ по картине И. Левитана «Весна. Большая вода»
- Что изображено на картине?
- Что затопила река?
- Что отражается в прозрачной воде?
- Что стоит у берега?
Карточка для слабых учащихся:
Составь рассказ по картине И. Левитана «Весна. Большая вода»
- Что изображено на картине? (весеннее половодье)
- Что затопила река? (рощицу и селение)
- Что отражается в прозрачной воде? (облака, ещё голые деревья)
- Что стоит у берега? (одинокая лодка)
Опорные слова и словосочетания:
весеннее половодье
рощицу и селение
облака и голые деревья
одинокая лодка
(УСТНЫЙ РАЗБОР И ЗАПИСЬ ТЕКСТА В ТЕТРАДЬ)
- Подчеркните однородные члены предложения, составьте к ним схемы.
Работают под классическую музыку.
- Проверка по слайду.
- Оцените себя. Поставьте баллы в графу№3 «Составление рассказа по картине».
- Мне понравилось, как вы работали в группах. Особенно дружно работала группа …
Итог урока
- Итак, ребята, подходит к концу наша экскурсия.
- Какова была тема урока?
(Простое предложение. Повторение).
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
(Повторяли и закрепляли всё, что знаем о простом предложении.)
- Чему учились?
(Составлять предложения, распространять предложения)
- А для чего нам нужно изучать предложение? Где нам в жизни пригодятся эти знания?
(Для того, чтобы мы могли общаться, поддержать разговор, грамотно заполнить какие – либо документы).
- Понравилась ли вам наша заочная экскурсия в весеннюю природу?
- Ребята, что было интереснее всего?
- Какие задания вызвали трудности?
- Вот каким непростым оказалось наше простое предложение.
Домашнее задание
- Откройте дневники, запишите домашнее задание.
-Задание на выбор.
- Выписать из учебника чтения 3 предложения с однородными членами и разобрать их.
- Выполнить упражнение 330 на стр.251( разобрать )
-Ребята, вы все сегодня очень хорошо поработали.
-Работу кого из одноклассников вы бы сегодня отметили? Почему?
- А теперь подсчитайте баллы в ваших листах самооценки по следующим критериям:
8 -7 баллов – оценка «5»
6 -4 балла – оценка «4»
3 балла и ниже – оценка «3»
Комментирование оценок.
- Ребята, как вы думаете, какую тему мы начнём изучать на следующем уроке?
(Мы начнём изучать сложное предложение)
-Правильно.
Я благодарю вас за работу. Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лист самооценки Фамилия и имя ученика Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание № 4 Всего 8 -7 баллов – оценка «5» 6 -4 баллов – оценка «4» 3 балла и менее – оценка «3»
Цель: повторить и закрепить изученное о простом предложении.
Простое предложение (повторение).
СЕНВА
ВЕСНА
Тетрадь – зеркало ученика.
Два д цать ч е твёрт о е апреля. Кла сс ная р а бота.
) Э К О ЛОГИЯ - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ, ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ И НАУКА О НИХ.
«Апрель с водой, май с травой».
Задание: Спиши текст, разделив его на предложения. Вставь пропущенные буквы. Апрель – второй месяц в…сны он славен в…дою бурно тает сне… б…гут руч…и на р…ке треснул лё… начинается в…сенний лед…ход
Проверь себя! Апрель – второй месяц в е сны. Он славен в о дою. Бурно тает сне г . Б е гут руч ь и. На р е ке треснул лё д . Начинается в е сенний лед о ход!
Молодцы!
Физминутка
Ледоход - движение льда по течению во время таяния или в начале замерзания рек
Задание: Восстановите текст, вставив подходящие по смыслу слова. Расставьте недостающие знаки препинания, во 2 предложении подчеркните однородные члены, составьте схему предложения. Река пошла. Льдины дружно … по течению … друг друга на берег …. В узких местах реки они … и … заторы. Река … и … всю округу. Слова для справок: плывут, качаются, выталкивают, скапливаются, устраивают, разливается, затапливает.
Проверь себя! Река пошла. Льдины дружно плывут по течению, качаются, друг друга на берег выталкивают. В узких местах реки они скапливаются и устраивают заторы. Река разливается и затапливает всю округу.
Задание: Выписать предложение с однородными членами, подчеркни однородные члены предложения. Составить схему предложения. Река пошла. Пошла и пошла, - и уж никому её не остановить. Качаются на ней льдины, плывут, бегут, друг друга кружат, а тех, что сбоку, на берег выталкивают.
Проверь себя! Качаются на ней льдины, плывут, бегут, друг друга кружат, а тех, что сбоку, на берег выталкивают.
Половодье – это весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда.
И. Левитан «Весна. Большая вода».
Задание: Состав ь рассказ по картине И. Левитана «Весна. Большая вода» при помощи вопросов и опорных словосочетаний. Что изображено на картине? Что затопила река? Что отражается в воде? Что стоит у берега? Опорные слова и словосочетания: весеннее половодье рощицу и селение облака и голые деревья одинокая лодка
Проверь себя! На картине изображено весеннее половодье. Река затопила рощицу и селение. В прозрачной воде отражаются облака и ещё голые деревья. У берега стоит одинокая лодка.
Молодцы!
Рефлексия Я учился … Мне было интересно … Мне было трудно …
Домашнее задание: Выписать из учебника чтения 3 предложения с однородными членами.
Лист самооценки Фамилия и имя ученика Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Всего 8 -7 баллов – оценка «5» 6 -4 баллов – оценка «4» 3 балла и менее – оценка «3»
Урок окончен. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".
В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....
Конспект урока письма и развития речи в 9 классе "Повторение и закрепление пройденного по теме "Наречие".
Использование на уроке разнообразных дидактических упражнений, занимательных заданий способствовало более успешному усвоению материала учащимися....
Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".
В ходе урока использовано произведение А.С.Пушкина "Зимнее утро"....
Конспект урока письма и развития речи в нестандартной форме
Конспект урока письма и развития речи по теме "Путешествие в страну Ошибию" разработан для проведения урока работы над ошибками после контрольного дикт...
Конспект урока письма и развития речи по теме: "Имя существительное. Обобщающий урок".
Учащиеся закрепляют основные грамматические категории имени существительного....
Конспект урока письма и развития речи Тема: «Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол» 5 класс
Тема урока: «Общее понятие о частях речи: имя существительное, имя прилагательное,...
Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.
Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...