Конспект урока письма и развития речи в 7 классе "Простое предложение" (обобщение)
план-конспект урока (7 класс)

Василевич Елена Николаевна

Конспект урока письма и развития речи "Простое предложение" (обобщение) + презентация предназначен для учащихся 7 класса с нарушением интеллекта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ Омской области

«Тарская адаптивная школа – интернат»

Конспект открытого урока

письма и развития речи в 7 классе

«Простое предложение (обобщение)»

Составила и провела:

учитель письма и развития речи

I квалификационной категории

Василевич Е. Н.

Тема: «Простое предложение (обобщение)»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Вид урока: урок – экскурсия

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о простом предложении.

Задачи:

1) Образовательные:

- повторить и закрепить знания учащихся о простом предложении.

2) Коррекционно – развивающие:

- развивать устную и письменную связную речь учащихся;

- развивать мышление, внимание, память, воображение;

- способствовать развитию орфографической зоркости;

- обогащать словарный запас, расширять кругозор;

- формировать адекватную самооценку школьников.

3) Воспитывающие:        

- прививать учащимся любовь к природе, к весенним пейзажам через слово, музыку, репродукции картин.

Обобрудование:

мультимедийный экран, проектор, компьютер, презентация, листы самооценки, карточки для индивидуальной работы, репродукция картины И.Левитана «Весна. Большая вода».

Ход урока:

I Организация начала урока

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть.

- Проверьте, всё ли необходимое для урока  у вас на месте?

- Я вижу, что вы готовы для дальнейшей работы.

- Перед вами, как обычно, лежат листы самооценки. Оценивать свою работу на определённых этапах урока вы будете сами. Мы с вами хорошо знаем критерии оценивания и сможем правильно выставить себе баллы.

- Итак, начнём.

Мотивирование к учебной деятельности

Урок сегодня будет необычным. Мы отправимся на экскурсию. А куда именно, вы узнаете чуть позже. Чтобы урок прошёл интересно, вам необходимо внимательно слушать, активно работать, помогать мне и друг другу. Я всем желаю успеха!

Сообщение темы и цели урока

- Ребята, какой раздел мы изучаем?

(Мы изучаем  раздел «Предложение»).

- А какое именно предложение мы изучаем?

(Мы изучаем простое предложение).

- Правильно, мы на протяжении нескольких уроков изучали простое предложение.

- Предположите, чем мы будем заниматься сегодня? Какова цель нашего урока?

( Сегодня мы будем повторять и закреплять всё, что изучили о простом предложении).

- Как будет звучать тема урока?

( Простое предложение. Повторение).

- Правильно, сегодня на уроке мы повторим и закрепим всё, что знаем о

простом предложении: будем делить текст на предложения, находить главные и второстепенные члены предложения, вспомним однородные члены предложения, будем составлять предложения по картине.

Некоторые задания вы будете выполнять вместе с соседом по парте, некоторые в группах, некоторые самостоятельно.

А объединим мы нашу работу на уроке одной темой. Отгадайте её.

С Е Н В А

- Правильно, это весна.

- Мы совершим экскурсию в весеннюю природу.

- Итак, сядьте прямо, выпрямите спины, расправьте плечи и откройте свои рабочие тетради.

- Но прежде, чем мы начнём записывать сегодняшнее число, я хочу обратить ваше внимание на слайд.

- Прочитайте, что написано.

(Тетрадь – зеркало ученика.)

- Объясните смысл этого выражения.

( По тому какая у тебя тетрадь, можно судить и о тебе.)

- Какой вывод вы сделаете для себя?

( Записи в тетради нужно делать красиво и аккуратно.)

- А теперь отступите две линейки, запишите в тетрадях дату, слова «классная работа». Обратите внимание на подчёркнутые орфограммы.

Двадцать четвёртое апреля.

Классная работа

II. Словарная работа

- Ребята, я неслучайно хочу поговорить сегодня о природе.

- Кто знает,  2017 год Указом Президента РФ чему посвящён?

(2017 год объявлен годом экологии.)

1) Определение лексического значения слова

- Что такое экология?

(Экология – это взаимоотношения между человеком и природой.)

- Ребята, а как мы должны относиться к природе?

 ( Мы должны беречь и охранять её.)

- Ребята, а что мы можем сделать, чтобы защитить природу?

(Не бросать мусор на улице, если отдыхали на природе убрать всё за собой).

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом - Экология

- Следует запомнить, что словарное слово  «экология» пишется с буквами «э» и «о».

2) Запись словарного слова в тетрадь

- Запишите в тетрадь новое словарное слово – Экология

- Поставьте ударение, подчеркните буквы, которые нужно запомнить.

3) Составление предложения с новым словарным словом.

- Составьте и запишите предложение с новым словарным словом.

( У нас в городе плохая экология.

Из – за выхлопных газов страдает наша экология.

В нашем краю прекрасная экология.

Из – за сброса отходов страдает наша экология.)

- Проверяем предложения. (Устно 3 -4 ученика зачитывают свои предложения).

Молодцы! Двигаемся дальше.

III. Актуализация знаний

- Дома вам нужно было повторить правила о простом предложении.

-  Скажите, что выражает предложение?

( Предложение выражает законченную мысль.)

- Верно ли утверждение, что слова в предложении стоят в нужном порядке и связаны по смыслу?

(Да.)

- Какие члены предложения вы знаете?

(Главные и второстепенные)

- Назовите главные члены предложения.

(Подлежащее и сказуемое)

- Какое предложение называется нераспространённым?

(Это  предложение, которое состоит только из главных членов).

- Какое распространённым?

( В этом предложении кроме главных, есть второстепенные члены предложения).

- Что такое однородные члены предложения?

(Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову в предложении).

- Когда при однородных членах предложения не ставится запятая?

( Запятая не ставится перед союзом и.  Во всех остальных случаях между однородными членами предложения ставим запятую).

Микроитог.

- Молодцы!

- Особенно активно отвечали на вопросы…

- А этим ребятам … нужно постараться и при выполнении следующих заданий быть более активными.

- В листах самооценки в графе №1 поставьте себе баллы за ответы на теоретические вопросы по теме «Простое предложение».

IV. Обобщение по теме

- А сейчас проверим, как  вы умеете применять свои знания на практике.

Задание №1

- Внимание на слайд. Перед вами текст. Послушайте его.

Апрель – второй месяц в…сны он славен в…дою бурно тает сне… б…гут руч…и  на реке  треснул лё… начинается весенний лед…ход

- Скажите,  чего здесь не хватает?

(Знаков препинания)

- Давайте, это исправим.

- Прочитайте задание (спросить ученика).

( Раздели текст на предложения. Спиши. Вставь пропущенные буквы).

- Приступайте к работе.

-  Ольга и Влад работают по карточкам.

- Я вижу, что ребята закончили выполнять задание.

- Проверяем.

Взаимопроверка.

 - Поменяйтесь тетрадями  с соседом по парте, проверяем по слайду. Ошибки зачёркиваем простым карандашом. Поменяйтесь тетрадями.

В листах самооценки в графе №2  «Деление сплошного текста на предложения» поставьте себе баллы.

- Назовите нераспространённое предложение. Распространите его (устно).

- Ангелина выйдет к доске, разберёт по членам последнее предложение.

(разобрать по членам, определить какими частями речи выражены главные члены предложения, охарактеризовать предложение)

- Ангелина работает у доски, остальные в тетради.

- Молодцы, ребята! Я довольна вашей работой, почти все справились с заданием.

Минутка релаксации

- Сейчас мы немного отдохнём. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, можете откинуться на спинку стула и закройте глаза.

- Представьте, что вы находитесь на берегу реки. Шум воды приятно ласкает слух. Вам спокойно и приятно. Откройте глаза.

- Скажите,  что происходит на реке  с приходом весны?

(На реке  - ледоход)

- А кто из вас в этом году наблюдал ледоход на р. Иртыш?

- Посмотрите  фрагмент видео «Ледоход на реке Иртыш» (апрель 2017 г.).

- Весенний ледоход  манит к себе людей. Они собираются на берегах рек, чтобы полюбоваться этим интереснейшим явлением природы. При этом некоторые, особенно дети, выходят на лед, становятся близко к краю берегов и подвергаются опасности.

- Ребята, вы увидели, что мальчик чуть – чуть не прыгнул на проплывающую льдину.

- Давайте вспомним, как нужно вести себя около реки во время ледохода.

(Выслушать ответы детей)

- А теперь переходим к следующему заданию.

- Задание №2. 

Задание: Восстановите текст, вставив подходящие по смыслу слова. Расставьте недостающие знаки препинания, во 2 предложении подчеркните однородные члены, составьте схему предложения.

Река пошла. Льдины дружно … по течению … друг друга  на берег ….

В узких местах реки они … и … заторы.

Река … и … всю округу.

Слова для справок: плывут, качаются, выталкивают, скапливаются, устраивают, разливается, затапливает.

-  Перед вами карточки с этим заданием, работаем прямо в них. Приступаем  к выполнению задания. К доске пойдёт Ксюша и разберёт 2 предложение.

Самопроверка

- Проверьте по слайду.

- Оцените свою работу, поставьте в графе №3 «Предложения с однородными членами» баллы.

 Микроитог.

-Хорошо, я вижу, что  вы усвоили тему: «Предложения с однородными членами». Особенно хорошо работает …, а …нужно постараться быть более активными.

Двигаемся дальше.

-Следующее задание будет творческим.

- Ребята, прочитайте предложение, которое у вас записано последним.

- Как называется это явление?

- Ребята, вам, наверное, приходилось в последнее время по телевидению и радио слышать слова «половодье», «паводок».

- Как вы думаете, что это означает?

- Правильно, в результате таяния льда, река выходит из берегов и затопляет близлежащую местность.

Задание №3

- Теперь вам предстоит собрать картину из осколков.

(«ОСКОЛОЧНЫЕ КАРТИНКИ»)

-Ребята, я поделю вас на 2 группы.

- Достаньте из конвертов разрезанную картину, соберите.

- Рассмотрите её внимательно. А теперь посмотрите на слайд.

- Ребята, не только писатели и поэты писали о весне, многие художники и композиторы посвятили свои произведения этому прекрасному времени года.

Перед вами картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода». Исаак Левитан был художником – пейзажистом,

- Что значит «пейзажистом»?

( то есть рисовал картины природы.)

- Рассмотрите внимательно картину.

- Что изображено на переднем плане?

(На переднем плане изображена затопленная рощица, лодка у берега)

- Что изображено на заднем плане?

(Вдали виднеются подтопленные дома)

- Что занимает большую часть картины?

(Большую часть картины занимает вода)

- Какие краски преобладают на картине?

 (На картине преобладают серые, бледно – голубые краски)

- Какое чувство вызывает у вас эта картина?

(грусть)

- Составим рассказ по картине при помощи вопросов и опорных словосочетаний.

Карточка для сильных учащихся:

Составь рассказ по картине И. Левитана «Весна. Большая вода»

  • Что изображено на картине?
  • Что затопила река?
  • Что отражается в прозрачной воде?
  • Что стоит у берега?

Карточка для слабых учащихся:

Составь рассказ по картине И. Левитана «Весна. Большая вода»

  • Что изображено на картине? (весеннее половодье)
  • Что затопила река? (рощицу и селение)
  • Что отражается в прозрачной воде? (облака, ещё голые деревья)
  • Что стоит у берега? (одинокая лодка)

Опорные слова и словосочетания:

весеннее половодье

рощицу и селение

облака и голые деревья

одинокая лодка

(УСТНЫЙ РАЗБОР И ЗАПИСЬ ТЕКСТА В ТЕТРАДЬ)

- Подчеркните однородные члены предложения, составьте к ним схемы.

Работают под классическую музыку.

- Проверка по слайду.

- Оцените себя. Поставьте баллы в графу№3 «Составление рассказа по картине».

- Мне понравилось, как вы работали в группах. Особенно дружно работала группа …

Итог урока

- Итак, ребята, подходит к концу наша экскурсия.

- Какова была тема урока?

(Простое предложение. Повторение).

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

(Повторяли  и закрепляли всё, что знаем о простом предложении.)

- Чему учились?

(Составлять предложения, распространять предложения)

- А для чего нам нужно изучать предложение? Где нам в жизни пригодятся эти знания?

(Для того, чтобы мы могли общаться, поддержать разговор, грамотно заполнить какие – либо документы).

- Понравилась ли вам наша заочная экскурсия в весеннюю природу?

- Ребята, что было интереснее всего?

- Какие задания вызвали трудности?

- Вот каким непростым оказалось наше простое предложение.

Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

-Задание на выбор.

- Выписать из учебника чтения 3 предложения с однородными членами и разобрать их.

- Выполнить упражнение 330 на стр.251( разобрать )

-Ребята, вы все сегодня очень хорошо поработали.

-Работу кого из одноклассников вы бы сегодня отметили? Почему?

- А теперь подсчитайте баллы в ваших листах самооценки по следующим критериям:

8 -7 баллов – оценка «5»

6 -4 балла – оценка «4»

3 балла и ниже – оценка «3»

Комментирование оценок.

- Ребята, как вы думаете, какую тему мы начнём изучать на следующем уроке?

(Мы начнём изучать сложное предложение)

-Правильно.

Я благодарю вас за работу. Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение изученного по теме: «Простое предложение» 7 класс

Слайд 3

Лист самооценки Фамилия и имя ученика Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание № 4 Всего 8 -7 баллов – оценка «5» 6 -4 баллов – оценка «4» 3 балла и менее – оценка «3»

Слайд 4

Цель: повторить и закрепить изученное о простом предложении.

Слайд 5

Простое предложение (повторение).

Слайд 6

СЕНВА

Слайд 7

ВЕСНА

Слайд 8

Тетрадь – зеркало ученика.

Слайд 9

Два д цать ч е твёрт о е апреля. Кла сс ная р а бота.

Слайд 11

) Э К О ЛОГИЯ - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ, ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ И НАУКА О НИХ.

Слайд 12

«Апрель с водой, май с травой».

Слайд 13

Задание: Спиши текст, разделив его на предложения. Вставь пропущенные буквы. Апрель – второй месяц в…сны он славен в…дою бурно тает сне… б…гут руч…и на р…ке треснул лё… начинается в…сенний лед…ход

Слайд 14

Проверь себя! Апрель – второй месяц в е сны. Он славен в о дою. Бурно тает сне г . Б е гут руч ь и. На р е ке треснул лё д . Начинается в е сенний лед о ход!

Слайд 15

Молодцы!

Слайд 16

Физминутка

Слайд 17

Ледоход - движение льда по течению во время таяния или в начале замерзания рек

Слайд 19

Задание: Восстановите текст, вставив подходящие по смыслу слова. Расставьте недостающие знаки препинания, во 2 предложении подчеркните однородные члены, составьте схему предложения. Река пошла. Льдины дружно … по течению … друг друга на берег …. В узких местах реки они … и … заторы. Река … и … всю округу. Слова для справок: плывут, качаются, выталкивают, скапливаются, устраивают, разливается, затапливает.

Слайд 20

Проверь себя! Река пошла. Льдины дружно плывут по течению, качаются, друг друга на берег выталкивают. В узких местах реки они скапливаются и устраивают заторы. Река разливается и затапливает всю округу.

Слайд 21

Задание: Выписать предложение с однородными членами, подчеркни однородные члены предложения. Составить схему предложения. Река пошла. Пошла и пошла, - и уж никому её не остановить. Качаются на ней льдины, плывут, бегут, друг друга кружат, а тех, что сбоку, на берег выталкивают.

Слайд 22

Проверь себя! Качаются на ней льдины, плывут, бегут, друг друга кружат, а тех, что сбоку, на берег выталкивают.

Слайд 23

Половодье – это весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда.

Слайд 24

И. Левитан «Весна. Большая вода».

Слайд 25

Задание: Состав ь рассказ по картине И. Левитана «Весна. Большая вода» при помощи вопросов и опорных словосочетаний. Что изображено на картине? Что затопила река? Что отражается в воде? Что стоит у берега? Опорные слова и словосочетания: весеннее половодье рощицу и селение облака и голые деревья одинокая лодка

Слайд 26

Проверь себя! На картине изображено весеннее половодье. Река затопила рощицу и селение. В прозрачной воде отражаются облака и ещё голые деревья. У берега стоит одинокая лодка.

Слайд 27

Молодцы!

Слайд 28

Рефлексия Я учился … Мне было интересно … Мне было трудно …

Слайд 29

Домашнее задание: Выписать из учебника чтения 3 предложения с однородными членами.

Слайд 30

Лист самооценки Фамилия и имя ученика Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Всего 8 -7 баллов – оценка «5» 6 -4 баллов – оценка «4» 3 балла и менее – оценка «3»

Слайд 31

Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи "Повторение изученного по теме "Имя существительное".

В ходе урока проводится самостоятельная работа с использованием карточек с дифференцированным заданием, что соответствует особенностям каждой группе учащихся....

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе "Повторение и закрепление пройденного по теме "Наречие".

Использование на уроке разнообразных дидактических упражнений, занимательных заданий способствовало более успешному усвоению материала учащимися....

Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".

В ходе урока использовано произведение  А.С.Пушкина "Зимнее утро"....

Конспект урока письма и развития речи в нестандартной форме

Конспект урока письма и развития речи по теме "Путешествие в страну Ошибию" разработан для проведения урока работы над ошибками после контрольного  дикт...

Конспект урока письма и развития речи по теме: "Имя существительное. Обобщающий урок".

Учащиеся закрепляют основные грамматические категории имени существительного....

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...