Трудовое воспитание детей с ОВЗ в коррекционной форме
статья

Иванова Ксения Валерьевна

Трудовое воспитание детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_detey_s_ovz.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание детей с ОВЗ в коррекционной школе

Дети с ОВЗ нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения с самого раннего возраста. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует немало усилий. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих развитию ребенка, работа педагога, нацелена не только на формирование у обучающихся необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружен. Процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и ученика, в ходе которого решаются задачи образования, здоровья сбережения, воспитания и общего развития.

Основными аспектами организации профессионально-трудового обучения и воспитания учащихся

с ОВЗ являются:

Мотивация- необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.

Развитие- важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.

Построение взаимодействия, оказания помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.

Принцип психологической безопасности.

Цель трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду

Задачи:

Формирование предпосылок трудовой деятельности

Воспитание положительного отношения к труду взрослых

Воспитание личности ребенка

     Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной школе. Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на уроках ручному труду уделено воспитанию детей с интеллектуальным недоразвитием привычки, обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.

Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а также в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над, справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур, осуществляются меж предметные связи с уроками математики.

 Ещё больше значения придаётся общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности детей с интеллектуальным недоразвитием в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.

 Дети с интеллектуальным недоразвитием в большей степени, чем нормальные, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретённые в школе знания.

Значительное место в общественно полезном труде воспитанников во внеурочное время занимают работы по содержанию в порядке школьного имущества, по обеспечению сохранности книг и учебников,

Трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе занятий общественно полезным и производительным трудом, самообслуживания, во время кружковой работы. Профессиональная ориентация обучающихся представляет собой следующий уровень трудовой подготовки, позволяющий решать проблему социально-бытовой формы организации профессионально – трудового обучения реабилитации детей, готовить их к более правильному профессиональному определению. Осуществляется плановая трудовая подготовка, дается разносторонняя информация о видах доступного труда, о требованиях, рекомендуемых профессией к человеку, о социальной значимости профессий и условиях труда.

Обеспечение успешной социализации воспитанников находит свое отражение в реализации проектов, позволяющих учащимся активно взаимодействовать с социумом, формируя навыки социального общения и в конечном итоге чувствовать себя нужными другим людям, быть успешными в социально значимой деятельности, доступной для детей данной категории. Знания и умения, полученные в ходе образовательного процесса и дополнительного образования, учащиеся реализуют на конкурсах различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Трудовое воспитание детей в семье"

Выступление на родительском собрании...

Формы и методы трудового воспитания детей с ОВЗ (доклад)

      Труд- важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для ...

Проект по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

материал содержит разработку занятий по профориентации с детьми дошкольного возраста....

Дидактические материалы к программе по профориентации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Публикация содержит дидактические материалы к программе по профориентации  и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Беседа "Трудовое воспитание детей в семье"

В данной статье рассматриваются вопросы о роли труда в формировании личности ребенка, о трудовых обязанностях ребенка в семье и условиях воспитания у него трудолюбия....

Педагогический совет «Совершенствование форм работы по трудовому воспитанию детей»

Педагогический совет «Совершенствование форм работы по трудовому воспитанию детей»...

Трудовое воспитание детей в "Центре семейному устройству для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Трудовое воспитание детей начинается с формирования в доме элементарных правил, представлений о трудовых обязанностях....