Беседа "Трудовое воспитание детей в семье"
статья по теме

Царегородцева Лидия Геннадьевна
В данной статье рассматриваются вопросы о роли труда в формировании личности ребенка, о трудовых обязанностях ребенка в семье и условиях воспитания у него трудолюбия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovoe_vospitanie_detey_v_seme.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание детей в семье

План беседы

  1. Роль труда в формировании личности ребенка.
  2. Трудовые обязанности ребенка в семье.
  1. Интерес   родителей   к   труду   ребенка — важное   условие   воспитания   у
    него трудолюбия.

   Большинство родителей  хорошо понимают, что условием, определяющим счастье каждого человека, является включение его в общественно полезную деятельность. Все люди в нашей стране труженики, и их благополучие, духовное  спокойствие и производственный рост в основном зависят именно от того, как они трудятся. В школе, начиная с I класса, проводится большая образовательная и воспитательная работа, направленная на то, чтобы сделать детей сознательными тружениками. У школьников в процессе обучения и внеклассной работы воспитываются глубокое уважение к людям труда, к результатам их деятельности, бережливость, умение самим посильно принимать участие в общем труде, серьезная ответственность перед взрослыми и коллективом за свой труд (может быть, и небольшой труд).     Для воспитания учащихся сознательными тружениками необходимо, чтобы каждый из них имел трудовые обязанности школе и  дома, за выполнение которых надо регулярно и строго спрашивать. К сожалению, в некоторых семьях существует неправильное мнение о том, что в детстве школьников надо беречь от труда. Родители нередко ссылаются на собственный трудный жизненный путь и стремятся облегчить жизнь ребенка, охраняя его от сравнительно тяжелых и неприятных трудовых обязанностей. «Нам было тяжело, мы рано начали работать - пусть детям будет легче - это довольно распространенное рассуждение взрослых является глубоко ошибочным и влечет за собой пагубные последствия, прежде всего для детей и самих родителей. Есть родители, в том числе  матери, которые считают, что домашний труд — это удел женщины,  и поэтому приучают к   нему только девочек. В результате мальчики начинают стыдиться «девчачьих дел» отказываются от их выполнения. Родители должны быть убеждены в том, что мальчиков и девочек надо наравне приучать ко всем видам домашнего труда, к самообслуживанию. При этом,  конечно, следует учитывать их возраст  и  возможности. Различия следует делать только в некоторых случаях: за водой, за дровами ходит мальчик, так как это более тяжелая работа, а вышивает и шьет девочка. Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду играет пример отца. Если отец никогда не помогает матери, вслух высказывается, что-то или иное дело женское и недостойно мужчины, то сыновья, естественно, начнут стыдиться домашней работы, отказываться от нее. Те родители, которые берегут детей от труда, строго с них не спрашивают за выполнение необходимых обязанностей по дому, пусть не очень интересных, подчас утомительных и однообразных, делают детей  несчастными. Освобожденные от домашнего труда, дети вырастают, с одной Стороны, просто неумелыми, а с другой -неуважительно относящимися к труду. Родителям надо напомнить слова А. С. Макаренко, который писал: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые... не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке,
неряшливо, грязно, растерянно».

   Приучать детей к домашнему труду надо постепенно. Мать, молодая женщина, жалуется учительнице, что, когда она заболела и не могла встать с постели, ей пришлось очень тяжело еще и от того, что некому было прибрать в комнате, сходить за хлебом, за молоком, некому разогреть и подать пищу. «Но ведь у вас уже большой сын?»-говорит учительница. «Да разве он что может, ведь маленький совсем, во II классе учится»,-отвечает женщина. Эта мать не только недооценивает своего сына как помощника, но и воспитывает из него белоручку и беспомощного человека.

  Впоследствии под влиянием учителя, желая исправить ошибку, допущенную в воспитании сына, мать попыталась включить ребенка в общие семейные заботы и для начала привлечь его к уборке комнаты. Уходя из дома, она распорядилась: «Прибери в комнате, вытри везде пыль и протри мокрой тряпкой пол». Искренне желая все делать как можно лучше, мальчик все же не смог выполнить поручения. Во-первых, он не знал, что значит «везде» вытереть пыль. Кроме того, он не умел пользоваться тряпкой и водой, и так налил в комнате, что матери пришлось потратить немало времени и усилий, чтобы восстановить в комнате порядок. «Ну, разве он сможет быть помощником? Я же говорила, что рано ему еще»,— волновалась мать при встрече с учителем.

  В чем же ошибка этой матери? Она не учла, что ее сын никогда не принимал участия в уборке комнаты и не имел никакого опыта в этой работе. А ведь его надо было постепенно приучать к домашним делам, тогда многие поручения не были бы для него непосильными. Такой ребенок и в школе чувствует себя неуютно: он не может выполнить обязанностей дежурного, из-за него звездочка не справляется с заданиями.

Постепенно приучать ребенка к выполнению того или иного вида работы можно с помощью организации совместного труда родителей и детей. Сначала в труде основную роль играют родители, а дети выполняют отдельные операции, отдельные поручения. Первое время, например, работу по уборке комнаты можно организовать так: один стул берет девочка, другой — мать. «Смотри, как я протираю стул,— объясняет мать,— вот в этих местах скапливается больше всего пыли. Здесь надо более тщательно протирать». Девочка старательно подражает матери.

Когда ребенок освоит ту или иную работу и начнет свободно с ней справляться, ему следует давать самостоятельные задания. Например, идет уборка комнаты. Мать обметает потолок, стены, а девочка в это время протирает стулья так, как ее научила мама.

Сначала ребенку надо давать небольшие задания и переключать на другую работу по мере выполнения предыдущего поручения. Если первое время ребенок с непривычки устает, следует быстрее переключить его на другую, более   легкую   работу.   Постепенное   привлечение   детей   к   домашней   работе помогает выработать у них нужные умения и навыки. Домашний труд становится для ребенка делом необременительным, у него вырабатывается необходимое трудовое усилие.

 Одно из главных условий воспитания трудолюбия - серьезный интерес родителей к труду детей — учебному, домашнему, общественно полезному. Родители постоянно должны проявлять ярко выраженную заинтересованность в трудовой деятельности своего сына или дочери, в ее результатах. Что удается в труде? Что не удается? Где причина неудач? Просто лен, нежелание помочь взрослым, стать самостоятельным? Или неумение, отсутствие необходимых навыков? Как помочь ребенку — сделать за него или показать, как надо сделать, и потребовать, чтобы было сделано на совесть? Ограждать ребенка от любых трудностей, или ребенку, даже младшему школьнику, нужны эти трудности, чтобы научиться преодолевать их? Все эти вопросы могут стать предметом серьезных размышлений и на очередном родительском собрании, в индивидуальной беседе с отцом или матерью.

Участие ребенка в домашнем труде приучает выполнять свой первый долг сына, дочери, члена семьи перед родителями и близкими, отсюда вырастает потом естественная потребность выполнения общественного долга взрослого, гражданина.

Анкета для родителей.

  1.     Что удается в труде?
  2.     Что не удается?
  3.     Где причина неудач?
  4.     Просто лень, нежелание помочь взрослым, стать самостоятельным?
  5.     Или неумение , отсутствие необходимых навыков?
  6.     Как помочь ребенку – сделать за него или показать, как надо сделать, и потребовать, чтобы было сделано на совесть?
  7.      Оградить ребенка от любых трудностей, или ребенку,   даже младшему школьнику, нужны эти трудности, чтобы научиться преодолевать их?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родителей "Физическое воспитание детей в семье"

Доклад для родителей "Физическое воспитание детей в семье"...

Физическое воспитание детей в семье.

Здоровый ребенок. Что может быть важнее для родителей?"Здравствуйте!" - говорим мы при встрече.Здоровье человека делает жизнь по-настоящему прекрасной,...

Анкеты и тесты для изучения условий жизни и воспитания детей в семье

Данный материал даст возможность классному руководителю выявить:1. Воспитательные возможности родителей;2. Воспитательную активность семьи.Результаты данного анкетирования помогут классному руководите...

"Трудовое воспитание детей в семье"

Выступление на родительском собрании...

Подбор анкет и тестов для изучения условий жизни и воспитания детей в семье.

                                      АНКЕТА № 1.1.Состав семьи (фамилия, имя, отчество кажд...

"Воспитанность детей в семье"

Анкета для родителей....

Проблема взаимоотношения детей и подростков. Авторитет родителей в воспитании детей в семье.

Гуманизация отношений внутри семьи. Формирование в семье прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной соп...