Трудовое воспитание детей в "Центре семейному устройству для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
методическая разработка (8, 9 класс)

Лавренова Анна Анатольевна

Трудовое воспитание детей начинается с формирования в доме элементарных правил, представлений о трудовых обязанностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Трудовое воспитание детей24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Трудовое воспитание детей КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Воспитатель:

Лавренова Анна Анатольевна.

2018-2019 г.

Пояснительная записка

        Трудовое воспитание детей начинается с формирования в доме элементарных правил, представлений о трудовых обязанностях.

        Труд был и остается необходимым средством развития психики и нравственных представлений личности.

        Трудовая деятельность должна стать для воспитанников естественной физической и интеллектуальной активностью.

        Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой для детей. Она обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства, вооружает детей общетрудовыми знаниями и навыками, развивает творческое отношение к труду, способствует правильному выбору профессии.

        Цель: формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

Осуществляю следующие задачи трудового воспитания:

  1. Воспитывать уважение к своему труду и к труду других людей.
  2. Развивать познавательный интерес к знаниям, потребность в творческом труде, стремление применять знания на практике.
  3. Воспитывать трудолюбие, чувство дома, целеустремленности, предприимчивости, деловитости, честности и ответственности.
  4. Воспитывать умения сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимную поддержку.

Труд выступает как важнейшее средство формирования личности и одновременно является критерием оценки уровня воспитанности человека.

Успешное трудовое воспитание детей зависит от правильной организации воспитателя. Воспитателю нужно сделать все возможное, чтобы у воспитанников не было пустого препровождения времени. В это время у воспитанников меняется мировоззрение, они не знают, что с собой делать и это пустота входит в привычку.

Моя задача: убедить в целесообразности и полезности предстоящей деятельности, объяснить смысл труда с учетом индивидуальных интересов и потребностей. Иногда воспитанники с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача воспитателя поддерживать у детей интерес и желание довести работу до конца, приучать работать, систематически и равномерно.

        Труд трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении воспитательных задач. Самым элементарным видом труда является привитие детям привычки к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом: дежурство по группе, столовой, уборка спален, уборка территорий. Воспитателю надо научить воспитанников тому, что потребуется после выхода из учреждения, чтобы самостоятельная жизнь не превратившись в тяжкое испытание из-за неприспособленности к самостоятельной жизни.

Содержание

  1. «Умелые руки»

        Знания становятся прочнее если они находят применение в практической деятельности которые реализуются в форме рисунков, поделок, организация конкурсов, выставок, соревнований увлекает детей и создает условия для формирования направленности к трудовой деятельности, а также развития творческих способностей и познавательных интересов.

В своей работе я использую знания как групповые так и индивидуальные, провожу беседы дискуссии, применяю следующие методы:

  • Словесные, наглядные,
  • Практические, самостоятельные

Стараюсь раскрывать способность детей прививать тягу к творчеству, на таких занятиях развивается мелкая и ручная моторика пальцев рук, умение составлять композиции из природного материала. ( ракушки, камушки, ветки, стёкла и т.д.)

Подготовка начинается с интересные идеи. При этом нужно учитывать двоеточие быстроту и не сложность изготовления, эффективный дизайн, экономичность, это могут быть поделки из пластилина, аппликации, коллажи, скрапбукинг, декупаж - появились относительно недавно. В основе этих работ лежат новые приемы работы с бумагой, печатная продукция, стилизованным материалом.

  1. «Огородники»

На территории «Центра содействия семейному устройству»  имеются теплицы и клумбы. На закрепленных участках я учу своих воспитанников элементарным навыкам работы на земле. За группы закреплены уборка территории, уход за теплицей, цветами.

     3. «Чистюли»

Приучаю к точному выполнению санитарно-гигиенических норм: ухода за телом, одеждой, обувью, заправлять постель, гладить свои вещи, делать мелкий ремонт одежды, стирать.

     4. «Моя профессия»

Важное значение отводится встречам со специалистами по вопросам профориентации, представителями разных учебных заведений, экскурсиям. С представителями различных профессий, трудовым делам акции. Мир профессий очень подвижен одни профессии уходят в прошлое, А другие появляются. Мои воспитанники нуждаются в разносторонний информация о профессиях, поддержке и помощи.

В своей работе активно использую мастер-классы «лепим пельмени», «кексы», «профессия пожарный» и т.д. беседы, экскурсии, походы и т.д.

Данные мероприятия закладывают положительное отношение к труду, как высшей ценности в жизни, потребности в творческом труде готовят к сознательному выбору профессии, формируют культуру труда.

Критерии навыков форсированности трудового воспитания:

  1. Владеет навыками судообслуживающего, труда умеет правильно планировать свой труд, имеет общее представление о мире профессий, сформулировано потребность трудиться.
  2. Умеет принимать и оказывать помощь, умеет давать себе правильную самооценку, знает свои отрицательные и положительные стороны.

Список использованной литературы.

  1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды/ Сост. М. Ю. Бабанский. – М., 1990.
  2. Приникова В. Г. Интернациональное воспитание школьников. – М., 1987.
  3. Производительный труд школьников/ Под ред. В. А. Полякова. – М., 1986.
  4. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»....

Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №3 «Добрячки» « Я+ МЫ= ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Паспорт программыНаименование программы « Я+ МЫ= ДРУЖНАЯ   СЕМЬЯ»Основаниядля разработки программыКонвенция о правах ребёнкаЗакон РФ об образованииЗакон РФ об основных гарантиях прав ре...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...