Конспект открытого урока по обществоведению в 8 классе на тему: «Конституционные обязанности граждан РФ»
план-конспект урока (8 класс)

Подройкина Лидия Владимировна

Цели: формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями уважительного отношения к Конституции РФ, к конституционным обязанностям граждан РФ.

 

Задачи:

Образовательные:

- ознакомить детей с основными конституционными обязанностями граждан РФ;

- формировать представления о важности соблюдения законов и обязанностей граждан РФ.

 

Коррекционно-развивающие:

- развивать память, речь, внимание;

- развивать умение работать в группе;

- развивать гражданскую ответственность;

 

 Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности;

- формировать навыки правовой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_obshchestvovedeniyu.docx396.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Ростовской   области «Новочеркасская специальная

школа-интернат №1».

Конспект открытого урока по обществоведению

в 8 классе на тему:

«Конституционные обязанности граждан РФ»

Разработала: учитель истории и обществоведения

высшей квалификационной категории

Подройкина Л.В.

2019 г.

Тема: «Конституционные права и обязанности граждан

Российской Федерации».

Цели: формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями уважительного отношения к Конституции РФ, к конституционным обязанностям граждан РФ.

Задачи:

Образовательные:

- ознакомить детей с основными конституционными обязанностями граждан РФ;

- формировать представления о важности соблюдения законов и обязанностей граждан РФ.

Коррекционно-развивающие:

- развивать память, речь, внимание;

- развивать умение работать в группе;

- развивать гражданскую ответственность;

 Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности;

- формировать навыки правовой культуры.

Планируемые результаты образования:

Предметные: воспринимают на слух текст; читают вслух осмысленно; пересказывают содержание статьи выборочно, кратко; используют новые термины в собственной речи.

Личностные: выражают свои эмоции, проявляют сопереживание; проявляют познавательные интересы, направленных на изучение конституционных обязанностей граждан РФ; осуществляют взаимопомощь и поддержку товарищам в затруднительных ситуациях.

      Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом статьи.

Познавательные: ориентируются в учебнике; отвечают на вопросы по тексту, иллюстрациям; строят речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, высказывают собственную позицию, выслушивают мнения одноклассников, вырабатывают общую позицию.

Основные термины: Конституционные обязанности граждан.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: ноутбук, экран, слайдовая презентация «Конституционные обязанности граждан РФ», Конституция РФ, Декларация прав человека, Конвенция «Права ребёнка», тетради с конспектами, групповые карточки с заданиями, индивидуальный раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка выполнения домашнего задания.

Учитель: 

- Здравствуйте, я рада всех видеть, желаю вам хорошего настроения, садитесь!

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: 

- На протяжении нескольких уроков мы с вами работали по теме: «Конституционные права. Свободы и обязанности граждан РФ». Сегодня мы продолжим изучать эту тему.

(Слайд 1)

- Внимательно посмотрите на этот план:

План.

1. Конституция - основной закон государства.

2. Глава 2 Конституции РФ:

а) Основные права и свободы человека и гражданина.

б) Обязанности человека и гражданина РФ.

- Давайте попробуем вспомнить с вами какие же вопросы из этого плана мы изучили на предыдущих уроках? (1, 2.1).

(Ответы детей)

Учитель: 

- На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что такое законы и почему их надо соблюдать. Так же мы познакомились с Главой 2 Конституции Российской Федерации и выяснили, какие основные права и свободы есть у каждого человека и гражданина нашей страны.

- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились и главные вопросы:

  • Что люди могут делать?
  • Что они обязаны делать?
  • На что они имеют право и на что не имеют?

- Очень долго решали эти вопросы, а когда решили, появились законы, которые помогли устранить все трудности. Что же такое законы?

Ученик:

- Законы - это правила которые устанавливаются государством. Их должны выполнять все граждане страны.

Учитель:

- А теперь давайте вспомним в каком основном документе нашего государства записаны законы, права и обязанности граждан?

Ученик:

- Конституция - основной закон нашего государства, где записаны законы, права и обязанности, все граждане и государство обязаны их выполнять.

(Слайд 2).

Учитель:

- Давайте вспомним, какой основной международный документ закрепляет права детей.

Ученик:

- Все права детей всего мира записаны в специальном документе - Конвенции о правах ребёнка.

(Слайд 3).

Учитель:

- Этот документ принят 20 ноября 1989 года Организацией Объединённых Наций (ООН). эта авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, отнявшей у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, была создана Организация Объединённых Наций. К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, стихийные бедствия, голод, эпидемии никуда не исчезли. Даже взрослые люди не могут противостоять этим опасностям. Но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирное время нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей и была принята конвенция о правах ребёнка. Что такое конвенция?

Ответы детей. (Конвенция - это международное соглашение между несколькими государствами, закон обязательными ими к исполнению).

Учитель:

- Мы выяснили какие документы в нашей стране защищают права детей, ваши права.

(Слайд 4)

Работа по слайду 4:

Когда была принята Конституция РФ?

Что такое референдум?

Из скольких разделов состоит Конституция РФ?

Какой раздел мы с вами изучили?

Из каких глав состоит 1 раздел Конституции?

Сколько статей в Конституции?

Назовите основные символы нашего государства?

Кто из граждан РФ обладает большими правами?

Кто несёт ответственность за образование ребёнка?

До какого возраста вы считаетесь детьми?

(Ответы детей).

Учитель:

- У каждого из вас есть имя.

А вы можете доказать, что это ваше имя, а не другого человека?

Имеете ли вы право на свои имена?

Как вы это докажете? (Имена и фамилии, даты рождения записаны в нашем паспорте).

Что ещё записано в паспорте? (Там записано, что являемся гражданами России- это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя).

Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу).

А кто о вас заботиться?

Можно ли войти в дом без разрешения и брать чужую вещь?

А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (Право на образование).

Физкультминутка

  1. Объявление темы урока.

Учитель:

- Мы с вами все такие разные, а права каждому из нас гарантированы одинаковые. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей.

- Давайте разберём такую ситуацию:

Мать: «Сынок, немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!».

Сын: «А я имею право на отдых! Я привык отдыхать с громкой музыкой».

- Пожалуйста, ребята, помогите разобраться, кто здесь прав. (Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).

- Часто, сами того не замечая, мы нарушаем права других людей. Например, берём без разрешения чужую вещь, мешаем учителю вести урок, обижаем младших, грубим родителям. Ещё раз повторяю, запомните это: у каждого есть право, но пользоваться ими тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей, обязанность каждого человека.

(Слайд 5)

Учитель:

- Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока:

«Конституционные обязанности гражданина РФ»

(Слайд 6)

- Запишите тему урока в тетради (Дети записывают тему урока).

- Давайте обратимся к тексту Конституции. У всех, без исключения, взрослых граждан РФ есть прямые обязанности. Какие это обязанности мы с вами сейчас и рассмотрим.

Работа с конституцией РФ (Слайд 7)

Учитель:

- Ребята, в чем же отличие прав и обязанностей. (Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности должны выполнять).

 (Слайд 8)

- Какие обязанности у вас как у учеников? Где перечислены ваши обязанности? (в уставе школы-интерната).

(Слайд 9-10)

- А в 18 лет вы для государства перестаёте быть детьми, становитесь взрослыми и можете самостоятельно и в полном объёме осуществлять свои права и обязанности.

 (Слайд 11)

Закрепление нового материала.

Учитель:

- Итак, мы с вами разобрали обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Для того чтобы узнать, насколько вы усвоили материал урока, я предлагаю вам, на конкретных примерах, определить, о каких правах и обязанностях идет речь. Каждая групп получит описание ситуации, которую необходимо проанализировать.

Ситуация 1.

Мама: «Сынок, немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом перебудишь».

Сын: «А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой».

(Сын нарушил право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).

Ситуация 2.

Учитель: 

- «Катя, ты сегодня дежурная. Вытри, пожалуйста, доску и полей цветы».

Катя: 

- «Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребёнка запрещено насилие над детьми».

(Кроме прав, у Кати, как и у всех детей класса, есть обязанности дежурного, а также есть обязанность уважать право других людей на чистоту в классе).

Ситуация 3.

Мама: 

- «Вадим, ты почему мусор не вынес и за хлебом не сходил?»

Вадим: 

- «Потому что ООН запрещает использовать труд детей»

Учитель:

- Вот такой борец за права ребёнка. Может, он прав?

(Он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя, и мусор вынести за собой. Это не принудительный труд, а помощь по хозяйству и ео обязанность.

Маме тоже тяжело, она тоже имеет право на отдых. Вадим обязан уважать её право, помогать и заботиться о родителях).

Ситуация 4.

Учитель: 

- «Саша, ты уже который понедельник не готов к информатике!»

Саша: 

- «Вчера было воскресенье, я имею право на отдых».

(Пренебрегает обязанностью гражданина РФ получить среднее образование (Статья 43 Конституции РФ). Обязан приходить в школу с подготовленными уроками).

Учитель:

- Ребята, какие документы, в части своих прав, очень хорошо знают герои этих ситуаций? (Конституцию РФ и Конвенцию о правах ребёнка).

- А чего они совершенно не знают? (Они не знают, что обязаны уважать права других людей).

- Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

- И, самое главное, что вы должны усвоить из нашего урока: «Права – это то, что государство гарантирует своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству».

(Слайд 12)

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:

  •  Какой теме был посвящен наш урок?
  • Какие обязанности вы запомнили?
  • Какое значение в вашей жизни играет школа?
  • Что произойдёт. Если в школе все ребята перестанут соблюдать правила поведения?

Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению.

Учитель:

- На этом наш урок окончен. Я довольна вашей работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме:"Окончание столетней войны. Жанна д,Арк"

1337-1453 Столетняя война. Одно из самых тяжелых времен в истории Франции. Этот урок о том как молодая, смелая и по истине великая девушка встала на защиту своей родины. Её имя Жанна д,Арк!...

Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"

Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

Конспект открытого урока математики в 5 классе по теме "Десятичные дроби. Повторение".

Конспект открытого урока математики в 5 классе по теме "Десятичные дроби. Повторение"....

Конспект открытого урока-презентации в 10 классе на тему «Жаргонизмы в речи школьников».

Конспект урока сопровождается презентаций, которая представляет исследовательскую работу ученицы....

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...