Основные возрастные и психофизические аспекты особенностей школьников 4-5 классов
консультация

Таранова Анна Викторовна

Основные возрастные и психофизические аспекты

 особенностей школьников 4-5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_psihologicheskie_osobennosti_pyatiklassnikov.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Основные возрастные и психофизические аспекты

 особенностей школьников 4-5 классов

 

Возраст детей 4-5го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм – первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного «Я». Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, даёт возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы.

Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка даёт возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность.

Приведем некоторые анатомо-физиологические особенности подростков 11-15 лет.

Специфика подросткового возраста определяется прежде всего биологическим фактором – процессом бурного полового созревания. Этот период, начавшийся в 10-11 лет у девочек и в 11-12 лет у мальчиков, продолжается в среднем от 3 до 5 лет и заканчивается наступлением половой зрелости. Процесс полового созревания протекает под контролем нервной системы и при участии желез внутренней секреции.

Происходит интенсивный рост скелетных мышц в условиях тканевой и кислородной недостаточности. Организм испытывает перегрузки. Подросток быстро утомляется, у него снижается выносливость.

Очень важно в этот период жизни не предъявлять по отношению к подросткам завышенных требований, спокойно и уважительно относиться к тому, что успехов стало меньше, чем в 10 лет.

У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребёнок ленив, слаб  интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой.

Т.к. социальное и биологическое созревание у подростка идет параллельно и взаимосвязано, то установившееся в 8 - 9 лет личностная гармония претерпевает сокрушительные изменения. В этом и состоит трудность переходного возраста как для самой личности, так и для окружающих людей.

В 11-13 лет подросток пытается определить свою роль и место в социуме. В общении на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками. Самоощущение в среде одноклассников, товарищей по секции, кружку, общению становится определяющим. Потребность в признании и самоутверждении тоже реализуется в среде сверстников. Подросток старается найти вне школы новую сферу для реализации этой потребности.

 

Адаптация в учебном заведении

 

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

 Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребёнка и общайтесь с ними после школы.

Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей. Исключите такие меры наказания, как лишение удовольствий (просмотра любимых программ, лакомства, прогулок и т.д.). Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие.

Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе, но организуйте контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка.

 

 

 Рекомендации учителям:

  1. Необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет.
  2. Обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.
  3. Учителям-предметникам при неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.

Рекомендации психолога родителям пятиклассника

 

    Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.

        Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждёт его, если вести себя правильно.

        Позволяйте ребёнку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы говорите или делаете.

        Давайте ребёнку отдых от Ваших внушений.  По статистике, к ребёнку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз – в обвинительном. Ребёнку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.

        Уважайте право ребёнка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.

         Ребёнок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.

        Внушайте ему, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…

     Формируйте положительную самооценку: «Я – умный», «Я – смелый», «Я всё могу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку и литературе для учащихся с психофизическими особенностями в развитии 7 класса

Данная программа является рабочей и составлена на основе типовой программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Авторы программы Н.Г.Галунчикова и др.Данная программа является рабочей и составл...

ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьни­ков проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с осо­бенностями каждого возрас...

Влияние двигательной активности на устойчивость психофизических качеств школьников старшего возраста

Известно, что устойчивость умственной работоспособности и внимания во многом помогает школьникам овладевать знаниями, предусмотренными учебными планами. Чтобы проследить за изменением устойчивости вни...

Сопряженное психофизическое развитие школьников на уроках физической культуры и тренировочном процессе.

Сопряженное психологическое развитие школьников на уроках физической культуры и тренировочном процессе....

Влияние занятий физической культурой на психофизическое состояние школьников

Практика подтверждает, что если для здоровых людей двигательная активность - обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являют...

"Основные возрастные кризисы" буклет 2

Материал для педагогов и родителей о кризисах подросткового и юношеского возрастов...

Семинар для педагогов «Типология возрастных психолого-педагогических особенностей школьников в целях повышения активизации их учения» (в том числе с ЗПР)

Семинар для педагогов«Типология возрастных психолого-педагогических особенностей школьников в целях повышения активизации их учения»(в том числе с ЗПР)...