Современные образовательные технолог как условие введения ФГОС
материал по теме
выступление в рамках Единого методического дня в МАОУ "СОШ № 25" г. Перми.
попытка определиться с понятиями "современные пед.технологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hatmullina_yarina_ahatovna_maou_sosh_25.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии
как условие введения ФГОС.
Хатмуллина Я.А.
В истории человечества не раз яблоко играло решающую роль: одно стало причиной изгнания Адама и Евы из рая. Отныне люди стали смертными; женщина, должна была во всем подчиняться мужу и в муках рожать детей, а мужчина - в поте лица добывать хлеб свой. По Библии, изгнание из рая – точка отсчета земной истории человека и человечества.
Второе упало на голову Ньютону. Именно Ньютон первым догадался, что гравитация действует между двумя любыми телами во Вселенной; движением падающего яблока и вращением Луны вокруг Земли управляет одна и та же сила. И это не единственное его открытие.
Третье изменило человечество совсем недавно. «Я не доверяю компьютеру, который не могу поднять», «Главной причиной, почему люди будут покупать себе домой компьютер, станет возможность быть связанными с национальной коммуникационной сетью. Мы сейчас в самом начале этого этапа, но это будет настоящий прорыв. Примерно как телефон», «Инновация отличает лидера от догоняющего», во второй половине прошлого столетия все это сказал Стив Джобс, основатель компании по производству компьютеров, который так же считал, что «Хорошие художники создают, великие художники крадут, а настоящие художники – выполняют заказ вовремя». Именно изобретение персонального компьютера, доступного (как в финансовом, так и интеллектуальном плане) создало новый тип общества — Информационное.
Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество.
Переход к новому типу общества — постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. А в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения.
Вместе с этим у человека появляется больше свободного времени, а, следовательно, и возможностей для творчества, самореализации. В это время технические разработки становятся все более наукоёмкими, теоретические знания приобретают наибольшее значение. Распространение этого знания обеспечивает сверхразвитая сеть коммуникаций.
Но для нашей страны мировые тренды второй половины ХХ века были недоступны. Конечно, советские ученые всегда были впереди планеты всей, однако их достижения редко становились известны общественности. Стагнация, Холодная война, ментальность советского человека вот не полный спектр причин отставания от «третьей волны».
Сегодня Российское образование стремиться сократить этот разрыв. Стратегической целью российского образования стало воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками. Результатом направленного движения к заявленной цели стал ФГОС 2010 года. Однако, современные дети, включенные в мировое информационное сообщество, уже преодолели отставание.
Исходя из вышесказанного, ФГОС выдвигает новые требования к результатам, к структуре, к условиям реализации основной образовательной программы, обосновывая это необходимостью качественных изменений.
Результатом реализации образовательной деятельности станет:
- готовность обучающегося к перманентному саморазвитию и образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающегося;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающегося;
- индивидуализацию образования.
Анализ образовательного процесса показал, что его надо рассматривать с позиций определения
подходов
технологий
методов
приемов.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный и компетентностный подходы. При системно-деятельностном подходе системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, обучающийся занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. То есть этот подход определяет процесс обучения, требования к условиям реализации образовательной программы. Копметентностный подход аппелирует к результатам обучения, к формированию компетенций. В его рамках конечная цель всякого обучения состоит в том, чтобы выпускник освоил такие формы поведения, и приобрел такой набор знаний, умений и личностных характеристик, который позволит ему успешно осуществлять ту деятельность, которой он планирует заниматься.
В контексте обозначенных подходов, в процесс обучения педагогами должны быть использованы современные (со^временные – соответствующие времени) технологии, отвечающие требованиям интерактивности, деятельности (а не ее имитация), ориентация на получение конкретного продукта, приобретения профессиональных или социальных навыков, соответствующие принципам здоровьесбережения.
Технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса во времени/пространстве приводящая к результатам.
Метод — это способ организации деятельности.
Прием — это составная часть метода.
Классификаций технологий множество. Мы остановились на классификации, основанной на выделении преобладающих (доминирующих) методах и способах (по Г.К.Селевко).
В рамках этой классификации выделяют технологии:
активные (дискуссии, «мозговой штурм», игра и т.д.) проблемные (метод создания проблемных ситуаций) групповые (организация деятельности обучающихся в группах, парах) игровые (использование различных видов игр) проектные (организация проектной деятельности на уроке и вне его) | То есть, организация деятельности обучающихся, в рамках эти технологий, направлена на достижение результата и строится на основе ведущего метода. |
Методическая тема школы в 2012-2013 уч.году была сформулирована как «Достижение предметных и метапредметных результатов через инновационную деятельность педагогов». Анализ методической работы педагогов МАОУ «СОШ № 25» г. Перми показал, что подавляющее число педагогов свою методическую тему связали именно с освоением современных педагогических технологий. Технологии, применяемые педагогами школы, это игровые, парной и групповой работы, проблемного обучения, критического мышления, проектной и исследовательской деятельности. Анализ методической работы прошлых лет показал, что большинство педагогов используют лишь элементы технологий, поэтому нельзя говорить о системности как самого процесса обучения, так и достигаемого результата (в особенности здесь речь идет о достижении метапредметных результатов). В 2012-2013 уч.году педагоги систематизировали свою работу.
О современности и инновационности представленных технологий — вопрос дискуссионный. Но как показывает практика, представленные технологии отвечают вызовам современности, и решают проблемы, стоящие перед образованием. Возникает вопрос об эффективности и результативности технологий: измеряются ли они тестами ЕРТ или ЕГЭ, как далеко можно прогнозировать эффекты обучения?
Американец Эдгар Дейл преподавал один и тот же учебный материал, но разными способами, а потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения. В результате своих исследований он пришел к таким выводам, что слушать лекции на тему или читать тематическую литературу по предмету – это наименее эффективный способ выучить что-либо; а обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо. В приложении есть так называемый «конус Дейла», который показывает эффективные с его точки зрения приемы и технологии обучения.
Таким образом, Дейл советует проводить лекции, писать статьи, создавать видеопрограммы, обсуждать с друзьями, т. е. Использовать методы самостоятельной работы.
Однако, работа, начатая в этом учебном году, не позволяет еще сделать выводы об эффективности той или иной технологии. Поэтому деятельность образовательного учреждения по оценке результативности, эффективности педагогических технологий будет продолжена.
Источники и литература:
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.adme.ru/shkola-reklamista/kultovye-citaty-stiva-dzhobsa-313255/
- shance.perm.ru›files/prior.doc
- http://standart.edu.ru/
- http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=9999103
- http://www.smart-edu.com/professionalnye-kompetentsii/kompetentnostnyy-podhod-v-obrazovanii-i-obuchenii.html
- Селевко К.Г. «Энциклопедия образовательных технологий», М., 2006 г.
приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий как инструмент введения новых ФГОС в основной школе (из опыта работы)
В статье отражена система работы, которую можно использовать при введении ФГОС основной школы...
Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС
Компьютерная презентация, мастер-класс стажерской площадки для школы молодого специалиста "Ориентир"....
Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО
Методический материал по работе с современными образовательными технологиями в рамках ФГОС....
«Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС»
Применение современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС в работе учителя-логопеда.В современных условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов образования...
Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС
Цель современных образовательных технологий - Научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что ново...
Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии.
В условиях реализации требований ФГОС одними из наиболее актуальных становятся игровые технологии.Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феном...
Современные подходы к оценке образовательных результатов в условиях введения ФГОС
laquo;Современные подходы к оценке образовательных результатов в условиях введения ФГОС» Особенности оценки предметных результатовОценка предметных резу...