Предпрофессиональная подготовка как средство интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья
статья
Центром предпрофессиональной подготовки обучающихся служит школа, которая выполняет функции: обучать и воспитывать молодое поколение с учетом общественных условий, в которых они будут жить и работать. В нашей школе-интернате обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)) и дети из малообеспеченных семей. Для них школа-это и уютный теплый дом, и образовательная организация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Тишина В.П., заместитель директора по УВР.
ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Центром предпрофессиональной подготовки обучающихся служит школа, которая выполняет функции: обучать и воспитывать молодое поколение с учетом общественных условий, в которых они будут жить и работать. В нашей школе-интернате обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)) и дети из малообеспеченных семей. Для них школа-это и уютный теплый дом, и образовательная организация.
Нашим выпускникам трудно конкурировать на рынке труда на равных условиях с остальными выпускниками образовательных организаций в силу особенностей развития, поэтому государство обеспечивает социальную поддержку данной категории обучающихся, открывая площадки для дальнейшего обучения детей.
Для реализации содержания образования и достижения прогнозируемого результата, школа-интернат реализует примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и типовые специальные /коррекционные/ программы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора Валентины Васильевны Воронковой.
Учебные программы по всем учебным курсам адаптированы педагогами школы-интерната к специфике образовательного процесса.
Предпрофессиональная подготовка осуществляется систематически через урочную, внеурочную деятельность и воспитательную работу, начиная с первых лет обучения до выпуска и включает в себя формы работы:
-информационную форму работы: (беседы о профессиях, классные часы, турниры, викторины, экскурсии на предприятия, круглые столы, встречи и т. д.).
Активную форму работы :
-трудовое обучение в 1-4 классах;
-профессионально-трудовое обучение в 5-9 классах;
-социально-бытовая ориентировка;
-дополнительное образование;
-психологическое сопровождение;
Свою работу по предпрофессиональной подготовке педагогический коллектив выстраивает в виде лестничных ступенек и называются они «Дорога в жизнь». По этой лесенке поднимается каждый обучающийся. На протяжении данного пути каждый ребёнок должен освоить основную формулу жизни. Что он ХОЧЕТ, что он СМОЖЕТ, и основное, что ему НАДО трудиться.
На первой ступени осуществляется информационная работа ведётся на протяжении всего периода обучения. Начинается работа по предпрофессиональной подготовке с вооружений обучающихся навыками самообслуживания, развитие потребности трудиться, овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда и трудовой коллективной деятельности. Проводятся различные мероприятия профориентационной направленности: недели «Мастеров и мастериц», классные часы, мастер-классы, экскурсии на предприятия города встречи с представителями Инсарского и Дубенского аграрного техникумов, и т. д. Эти мероприятия формируют у обучающихся представление о мире профессий, осмысление о необходимости трудовой деятельности, воспитывают уважение к труду, желание приобрести в дальнейшем доступную профессию.
Важной предпосылкой обоснованного выбора профессии является хорошо поставленное трудовое обучение. Следующая ступень предпрофессиональной подготовки проходит через уроки трудового обучения, которые включают в себя следующие направления:
-«Ручной труд» в начальных классах
-«Столярное дело» – 5-9 кл.
-«Швейное дело» – 5-9 кл.
-«Сельскохозяйственный труд»- 5-9 кл.
Важную роль в осуществлении предпрофессиональной подготовки принадлежит учителю трудового обучения. Содержание уроков даёт возможность учителю ознакомить обучающихся со многими профессиями, воспитывать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков труда состоит в том, что на них обучающиеся, не только получают определенные начальные предпрофессиональные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки. Пробуют свои силы в практической деятельности, развивают предпрофессиональные интересы и способности. Поэтому учитель трудового обучения организует работу так, чтобы каждый ученик не только испытал чувство гордости за результат своего труда, но чтобы оно переросло в желание, а затем в привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес к выбору профессии.
В школе-интернате созданы столярная мастерская и 2 швейных мастерских. Дети в группы столярного дела отбираются по способностям, по состоянию здоровья. На учебных занятиях обучающиеся получают не только первоначальные знания и умения, но и практические навыки. Мальчики изготавливают лопаты, швабры, рамки для картин, подставки, полочки, разделочные доски, скворечники и т.д.. Выполняют работы по декоративно-прикладному творчеству.
Школа-интернат вошла в состав участников проекта по реализации «Комплекса мер по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Мордовия». Благодаря выделанным финансовым средствам Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации наше образовательное учреждение получило современное оборудование для столярной и швейной мастерских.
В рамках реализации Комплекса мер создана рабочая группа из педагогов школы-интерната, которая прослеживает и выстраивает профнавигацию по работе с обучающимися. Педагоги, входящие в рабочую группу, прошли курсы повышения квалификации на базе Мордовского республиканского института образования.
Основной целью Комплекса мер образовательного учреждения является предпрофессиональная подготовка детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В рамках реализации Комплекс мер проводятся мероприятия:
- разработаны и реализуются программы, формирование первичных предпрофессиональных трудовых навыков по швейному и столярному делу;
- создаётся банк информационных технологий, методических разработок педагогов, диагностичеких методик по предпрофессиональной подготовке детей;
- проводится взаимодействие с учреждениями, предприятиями, организациями города, района способствующее в решении вопросов предпрофессиональной подготовки; (экскурсии, мастер-классы, практикумы и т. д.)
- принимаем участие в распространении педагогического опыта эффективных технологий и методик работы по предпрофессиональной подготовке. (сайт школы, собственные сайты, участие в семинарах, вебинарах и т. д)
Результаты выполнения Комплекса мера позволят:
- обеспечить доступность предпрофессиональной подготовки обучающихся;
- сформировать и внедрить систему работы по организации профессионального самоопределения и формирования первичных предпрофессиональных навыков по швейному и столярному делу у обучающихся;
В результате выделенных средств Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации укрепилась материально-техническая база столярной и швейной мастерских. Изготовление изделий, благодаря новому современному оборудованию, имеет важное значение для формирования у детей интереса и сознательного выбора нужной профессии. В процессе практических занятий у ребят получаются готовые изделия, близкие к производственным. Полученные и закрепленные знания, умения помогут обучающимся для дальнейшей трудовой, самостоятельной жизни.
Группы по швейному делу формируются в основном из девочек. Практикуем включение в списочный состав групп для обучения и мальчиков. На уроках швейного дела готовятся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву изделий. Девочки шьют все необходимые изделия, для нужд школы-интерната. Занимаются рукоделием. Принимают участие в муниципальных, республиканских, межригиональных конкурсах и занимают призовые места.
Программу по сельскохозяйственному труду осваивают дети с множественными нарушениями развития, обучаясь по таким направлениям как - овощевод, хозяйка усадьбы. В школе-интернате создано подсобное хозяйство, имеется пришкольный участок, теплица, пасека. На практических занятиях занимаются выращиванием рассады цветов, овощей, озеленением пришкольной территории. В теплице круглогодично выращивают зелень (лук, петрушка, укроп, огурцы).
Следующая ступень которая необходима для обучающихся –это курс коррекционно-развивающей области «Социально-бытовая ориентировка» (СБО), который направлен на подготовку обучающихся 5-9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков способствующих социальной адаптации.
Следующая ступень Необходимым условием успешной предпрофессиональной работы является комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Для этого в образовательном учреждении работает ПМПк, одним из направлений которого, является работа по развитию профессионального самоопределения с обучающимися 9 класса.
Проводятся циклы психологических тренингов по формированию психологической готовности к определенным видам профессии.
Последняя ступень -это предпрофессиональное самоопределение. На сегодняшний день налажено сотрудничество с учебными заведениями Инсарского и Дубёнского аграрных техникумов Республики Мордовия. Куда поступают наши обучающиеся после окончания образовательного учреждения.
Опыт работы показывает, что целеустремленность обучающихся особенно велика тогда, когда работа по предпрофессиональной подготовке вызывает у них познавательный интерес и подкрепляется общественными мотивами. Все это необходимо нашим детям, потому что:
- им пригодится в жизни для себя и обеспечения своей семьи;
- поскольку изменился рынок труда, изменились формы трудоустройства: кроме государственных, появились индивидуальные, частные предприятия, куда с большим удовольствием возьмут умелого работника.
Таким образом, система комплексных мероприятий по предпрофессиональной подготовки обучающихся, отражает его движение по ступенькам вверх под названием «Дорога в жизнь» внутри специального образовательного пространства, в котором созданы условия, необходимые для овладения навыками социализации, предпрофессиональной подготовки.
Список источников
- Капланская, Е.И. Профессиональная ориентация детей-инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда: Учебно-методическое пособие для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по профессиональной ориентации детей-инвалидов / Е.И. Капланская, А.Г. Галле, Г.А. Головина. – М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2014. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии через систему ТРИЗ
Презентация выступленя с обобщением опыта работы...
СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...
Доклад на тему: "Физическое воспитание как эффективное средство развития и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья".
Физическая культура, спорт – это средство и эффективный метод привития здорового образа жизни, развития физических качеств, организации интересного эмоционального досуга, отвлечение от отрицател...
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта
Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....
Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...
«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Что значит театр для незрячего ребенка?Он остается театром, но за гранью света!...