Обучение письму умственно отсталых школьников
методическая разработка
Обучение письму, так же, как и чтению, опирается на звукобуквенный анализ и синтез. Однако процесс обучения письму является более трудным и отстаёт от чтения в связи с тем, что в ходе написания включается ручная моторика, на первых порах весьма несовершенная, особенно у умственно отсталых детей, у которых обнаруживаются нарушения моторики мелких мышц руки, вялость, некоординированность движений, тремор, парезы, парезы и параличи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_pismu_u.o.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение письму умственно отсталых школьников
Обучение письму, так же, как и чтению, опирается на звукобуквенный анализ и синтез. Однако процесс обучения письму является более трудным и отстаёт от чтения в связи с тем, что в ходе написания включается ручная моторика, на первых порах весьма несовершенная, особенно у умственно отсталых детей, у которых обнаруживаются нарушения моторики мелких мышц руки, вялость, некоординированность движений, тремор, парезы, парезы и параличи.
Кроме того, сам процесс письма представляет собой сложный акт, требующий включения многих анализаторов. Прежде чем написать слово, надо его услышать или прочитать. В первом случае услышанное слово анализируется по своему звуковому составу, уточняется в произношении, трансформируется в зрительные образы и путём движения руки переводится в буквы, из которых состоит слово. Во втором случае зрительные образы переводятся в слуховые и речедвигательные, а затем снова в зрительные с использованием движения руки. Если списывается печатный текст, то происходит перекодирование печатного шрифта в письменный.
Таким образом, при обучении письму необходимо предусмотреть постепенное наращивание трудностей:
- Прежде всего, учащихся знакомят с рукописным начертанием буквы.
- Знакомство со слогом позволяет перейти к упражнениям в записи слогов, а затем слов. Трудности при письме будут состоять в соединении букв.
- К первым письменным упражнениям относятся списывание рукописного шрифта.
- Следующими являются упражнения в списывании печатного текста.
- Упражнения в дополнении одной буквы или слога.
- Письмо по слуху и самостоятельная запись слов с предварительным звукобуквенным анализом.
Первая трудность заключается в усвоении начертания рукописной буквы.
На уроках чтения, учащиеся знакомятся с печатной буквой, на уроках письма учащиеся знакомятся с рукописной буквой. Рукописная буква изображается с соблюдением всех графических норм, крупного размера.
Учащиеся должны рассмотреть эту букву, соотнести её с печатной и правильно прочитать. При анализе рукописной буквы необходимо выделить основные элементы, определить формы каждого.
После общего знакомства с буквой учитель пишет её на доске, сопровождая письмо объяснением.
При разборе образца, заготовленного учителем в тетради, учащиеся обводят букву обратной стороной ручки для зрительно-моторного закрепления образца.
После пробного написания одной - двух букв в тетради дети пишут их целую строчку.
Одновременно с усвоением рукописного начертания букв первоклассники учатся правильно соединять эти буквы в слоги, слова. Для умственно отсталых школьников это особенно важно, так как несформированные графические навыки часто переходят в орфографические ошибки. Особенно много ошибок бывает при соединении согласных л, м.
С умственно отсталыми детьми следует отработать все случаи соединения букв.
Все упражнения в письме слогов, слов, предложений опираются на звукобуквенный анализ с предварительной условно-графической записью, применением разрезной азбуки. Такая работа предупреждает формирование навыка механического копирования. Каждый слог, слово, предложение, подлежащее записи, анализируются, записываются условно - графически, составляются из букв разрезной азбуки и прочитываются.
Далее на основе составленной записи даётся правильный письменный образец. Учащиеся прочитывают его, упражняются в письме на доске и в тетрадях. Таким образом, начинает формироваться навык списывания с рукописного текста.
Следующими тренировочными упражнениями в развитии этого навыка могут стать: прочитывание образца, анализ, списывание, сравнение написанного на доске и в тетради; прочитывание образца, списывание, сравнение написания с образцом.
Кроме списывания с доски, следует приучать первоклассников списывать с букваря с предварительным чтением и разбором слов.
Более сложным видом письма является списывание с печатного текста. Начинается оно со списывания «по следам анализа» составленных из букв разрезной азбуки слогов и слов. Письменного аналога в данном случае не предъявляется. Учащиеся самостоятельно должны перевести печатные буквы в письменные буквы. С целью выработки этого навыка дополнительно можно использовать следующие виды упражнений: списывание сначала слов, а затем и предложений; чтение образца и запоминание его, после чего один слог (слово) убирается, учащиеся должны вспомнить его и записать правильно, а затем запись сравнить с образцом, найти и исправить ошибки. С целью формирования навыка списывания целыми слогами, затем – словами для запоминания предъявляется не часть слова или предложения, а всё слово или всё предложение, которое прочитывается, запоминается и записывается, после чего осуществляется контроль.
Следующими по сложности являются упражнения в списывании слов с дополнением пропущенного слога или буквы. Учащиеся должны установить последовательность звуков и букв или слогов в слове, определить недостающую букву или слог и написать требуемую единицу речи целиком. В помощь можно использовать подготовительные упражнения: назвать предмет, изображённый на картинке; прочитать слог, напечатанный под картинкой, определить недостающий слог; на основе звукового анализа уточнить состав слога, дописать слово.
Для упражнений в самостоятельной записи слов учащимся, как правило, предъявляются предметные картинки. Ученики называют, что на них изображено, уточняют звуковой состав слова, определяют количество и последовательность букв в слове, составляют его из букв разрезной азбуки. Затем учащиеся записывают название предмета, опираясь на устный анализ слова.
Письмо по слуху слогов, слов предваряется их анализом – звуковым, в виде условно-графической записи и составления из букв разрезной азбуки. Затем учащиеся уже не составляют слова из букв или слогов, а пишут их, опираясь на устный разбор. Следующим шагом является отказ от условно-графической записи, а затем и от звукового анализа. Но для более сложного материала сохраняется вся последовательность упражнений. Недостаточное внимание к такой работе, пропуски отдельных этапов ведут в дальнейшем к ошибкам типа искажения структуры слова.
Библиография:
- Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. – М.: ВЛАДОС, 1999.
- Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте учащихся 1 класса в специальной (коррекционной) школе. – М.: Просвещение, 1999.
- Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы. – М.: Школа – Пресс, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему " Адаптация умственно отсталых школьников к обучению в школе"
В работе рассматриваются особенности адаптации умственно отсталых школьников к обучению в 1 классе и при переходе из начальной школы в среднюю. описываются проблемы, с которыми сталкиваются дети...
Социальная адаптация в процессе обучения и воспитания умственно отсталых школьников.
Социальная адаптация в процессе обучения и воспитания умственно отсталых школьников...
Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов умственно отсталых школьников на уроках индивидуального обучения.
Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов умственно отсталых школьников на уроках индивидуального обучения ...
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении умственно отсталых школьников.
Углубленное изучение своеобразия психического развития аномальных детей, успехи дифференциальной диагностики, совершенствование теории обучения обусловили появление острой проблемы в дефектологии - во...
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении умственно-отсталых школьников на уроках математики.
У детей с нарушением интеллекта чрезвычайно слабо развиты способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов ...
Индивидуальный и дифференцированный подход как условие для формирования и развития познавательной активности на уроках математики при обучении умственно отсталых школьников
В работе раскрыт вопрос о индивидуально-дифференцированном подходе обучающихся с умственной отталостью, предполагающий возможность индивидуализации обученя в условиях одного класса на уроках математик...
Индивидуальный и дифференцированный подход как условие для формирования и развития познавательной активности на уроках математики при обучении умственно отсталых школьников
В работе раскрыт вопрос о индивидуально-дифференцированном подходе обучающихся с умственной отталостью, предполагающий возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса на уроках математи...