Индивидуальный и дифференцированный подход как условие для формирования и развития познавательной активности на уроках математики при обучении умственно отсталых школьников
учебно-методический материал по математике

Витюгова Инна Васильевна

В работе раскрыт вопрос о индивидуально-дифференцированном подходе обучающихся с умственной отталостью, предполагающий возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannyy_podhod_.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный и дифференцированный подход как условие для формирования и развития познавательной активности на уроках математики при обучении умственно отсталых школьников

Одно из направлений подготовки умственно отсталых учащихся к самостоятельной жизни – обучение математике. Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Математика решает одну из важнейших специфических задач обучения учащихся с нарушением интеллекта — преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Обучение математике должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.

Основные задачи реализации содержания:                                                          

  • Овладение началами математики.
  • Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности).
  • Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Формирование начальных представлений о компьютерной грамотности.

Задача школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

Педагог специальной школы должен быть компетентным в области  психологических,  дефектологических знаний, умелого обращения с новыми технологиями исследования и изучения детей, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания умственно отсталых учеников, повышать качество их обучения.

 Одна из таких технологий - дифференцированный и индивидуальный  подход в обучении, или  дифференциация обучения, рассматривающаяся как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса.

Целевыми ориентациями данной технологии являются:

- обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

- приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся;

- обеспечение учителем своевременного достижения каждым учащимся, как минимум, обязательного уровня;

- формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;

- формирование положительной мотивации школьников (все дети могут достигнуть обязательных результатов обучения);

- применение технологии дифференцированного обучения как здоровьесберегающей технологии обучения.

По  возможностям  обучения  умственно  отсталые  учащиеся  делятся  на  четыре  группы (педагогическая классификация по В.В. Воронковой):

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно.

Учащиеся II группы в ходе обучения испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они нуждаются в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ, введение дополнительных приемов обучения. Учителю приходится неоднократно объяснять ученикам, как выполнять то или иное задание. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Такие дети усваивают меньший объем знаний и умений, чем предлагается АООП.

Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.

Часто в общеобразовательных школах обучаются дети с умственной отсталостью. Для их обучения составляется  адаптированная общеобразовательная программа (АОП). Может случиться так, что обучающиеся испытывают значительные затруднения при усвоении программы в определенном классе.  В этом случае не стоит забывать, что АОП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный –  с учётом особенностей и возможности обучения  школьников с умственной отсталостью. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по 1варианту программы.

В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получает образование по варианту 2 АООП, на основе которой организация разрабатывает СИПР, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Рассмотрим достаточный и минимальный уровень усвоения АООП на программе 6 класса.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

 - знание числового ряда чисел в пределах 100; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 100;

- знание таблицы сложения однозначных чисел;

 - письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 1 000 (сложение, вычитание, умножение, деление) с использованием таблиц умножения, алгоритмов   письменных арифметических действий (легкие случаи)

 - знание обыкновенных дробей; их получение, запись, чтение;

- знание названий, обозначения  единиц измерения стоимости, длины, массы, времени;

- решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;

-  распознавание, различение и называние геометрических фигур;

- построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля,  линий, углов, окружностей в разном  положении на плоскости;

 - знание числового ряда чисел в пределах   10 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1 000;

 - знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;

-  письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах   10 000;

- знание обыкновенных дробей; их получение, запись, чтение;

- знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени;

- решение простых задач в соответствии с программой, составных задач  в 2-3 арифметических действия;

- распознавание, различение и называние геометрических фигур;

знание свойств элементов многоугольников (треугольник,   прямоугольник);

- построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля,  линий, углов, окружностей в разном  положении на плоскости;

решение геометрических задач на нахождение периметра.

В этих условиях успешен каждый ученик. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении предмета, а проявление способности  осуществлять учебную деятельность не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. Здесь мы рассматриваем успешность каждого ученика  относительно самого себя.

Для максимального развития каждого обучающегося, применяется технология уровневой дифференциации. Сущностью этой технологии является формирование познавательного интереса. Путь к нему лежит через разнообразную самостоятельную работу учащихся. Это могут быть: подготовительные упражнения, карточки с дифференцированным заданием, продуманная последовательность заданий, игровые формы организации познавательной деятельности, комментирование заданий, самостоятельная работа с предварительным разбором, решение задач с последующей проверкой, работа по заданному алгоритму, тесты, тренажеры.

Использование разноуровневых заданий ни в какой мере не должно вести к расслоению класса по уровню способностей. При дифференцированном подходе к детям значительно повышается уровень усвоения знаний, достигаются определённые положительные успехи в работе. У детей появляется уверенность в своих способностях. Всё это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения.

И.И. Аргинская  предлагает следующую классификацию                                    

- по степени самостоятельности;

- по уровню трудности;

- по объему учебного материала;

- по характеру помощи обучающимся.

По степени самостоятельности 

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Степень самостоятельности учащихся различна. Для 1-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – полу самостоятельная, для 3-й - фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя. Приведем пример, как организуется работа над составной арифметической задачей.

I этап. Учащиеся знакомятся с текстом задачи. После этого часть детей приступает к ее самостоятельному решению.

II этап. Анализ текста задачи под руководством учителя: выделение данных, искомого, установление связей между ними, выполнение наглядной интерпретации, например краткой записи или схемы. После этого еще часть детей приступает к самостоятельной работе.

III этап. Поиск решения под руководством учителя: выделение системы простых задач синтетическим (от данных к искомому) или аналитическим (от искомого к данным) способом. Составление плана решения задачи. После этого часть детей самостоятельно записывает решение и ответ задачи, а остальные делают это под руководством учителя.

IV этап. Проверка решения задачи организуется для тех детей, которые работали  самостоятельно. 1-2 группы выполняют отчет о выполненной работе, используя план решения задачи.

По уровню трудности 

Предполагается либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных уровней учащихся.

Увеличение количества действий в выражении

3 уровень

2 уровень

1 уровень

640 : 8

480 : 6

280 : 4 + 3

450 – 70 · 3

640 : 8 · 2

480 : 6 · 3

280 : 2 + 560 : 8

50 · 9 – 70 · 3

640 : 8 · 2 : 4

480 : 6 · 3 : 4

280 : 2 + ( 500 + 60) : 8

( 350 – 300 ) · 9 – 70 · 3

Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.

1уровень

2 уровень

3 уровень

Определи порядок действий  и выполни.

(12 834×26 – 317 850) : 6+5 748×24

345 × 9 – 756 : 8 + 4 512 : 6

Расставь скобки в выражениях

              1                     3                   2

2970 + 38 238 – 35603 – 14 276

               3                      1                        2

1 718 + 328 775 + 345 493 : 7

Выполни действия

230 + (1170 – 400)

(427 + 113) : 10

1 280 +950 - 370

Изменение заданий по уровню сложности можно использовать и при работе с геометрическим материалом.

Рассмотрим упражнение «Угловой глазомер», которое предполагает классификацию геометрических фигур, измерение углов.

Но прежде всего, нужно научить измерять углы с помощью чертежного угольника, что нелегко дается практически всем обучающимся. Можно использовать следующий прием: на прямой угол угольника приклеивается смайлик. Такие же смайлики у каждого ученика. Нужно, чтобы при наложении смайлики встретились. Далее обучающиеся 1 и 2 группы уже самостоятельно выполняют измерение углов, а для 3 группы можно продолжать использовать этот прием.

                                                   «Угловой глазомер»

Для этого задания изготовлены четырёхугольники: квадраты, прямоугольники и фигуры похожие на квадраты и прямоугольники, в которых два угла, прилегающих к одной стороне, имеют незначительное отклонение от 900. Можно накроить различные треугольники, среди  которых должны быть и прямоугольные – всё пригодится для создания различных вариантов упражнений.

Задание 1

1 группа – рассортировать фигуры на три группы

2 группа – выбрать прямоугольники и похожие на них  фигуры

3 группа – выбрать только прямоугольники

Для постановки приёма по измерению прямого угла, отклонений от прямого угла, заготовлены более крупные фигуры, похожие на прямоугольники, с пронумероваными вершинами.

Задание 2

1 группа – с помощью транспортира определить в данных фигурах, какие углы имеют   90⁰, 75 , 60 , 80, 32 , 83⁰, определить виды углов

2 группа – с помощью транспортира найти градусную меру угла, определить виды углов

3 группа –  с помощью чертёжного угольника определить виды углов

Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Дифференциация заданий по объёму учебного материала предполагает, что часть учащихся выполняет кроме основного задания ещё и дополнительные. Необходимость использования дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся.

Например:                                                                                                  

Основное задание:               

405 – 173           348 – 164    

492 – 236           532 – 41    

164 – 83            483 – 265

Дополнительное задание:

- найдите сумму ответов в каждом столбике.

- запиши ответы в порядке возрастания (убывания)

       Также этот прием можно использовать и при решении задач.

Например, для обучающихся 1 группы – используя данные задачи, составить краткую запись, а затем, используя ее, составить саму задачу.

Обучающимся 2 группы дается текст задачи и данные, используя которые, составляется краткая запись.

С  одного  поля  собрали  1 386 кг капусты,  а  с  другого  поля – на 2 470 кг больше.     Вывезли     2 639 кг  капусты.      Сколько килограммов капусты осталось вывезти?

Затем усилия двух групп объединяются и после анализа задачи ее решают.

 Пока обучающиеся 1 и 2 группы работают самостоятельно, обучающиеся 3 группы  с помощью учителя разбирают и решают свою задачу.

Разноуровневые задания по степени и характеру помощи позволяют наиболее полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его обученности. Такой способ разноуровневого обучения не предусматривает организацию фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе, но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Помощь может быть: стимулирующая, направляющая и обучающая.

Стимулирующая помощь необходима тогда, когда ученик не включился в работу или допустил ошибку.

Направляющая помощь необходима в том случае, когда стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Ученику указывается путь, который приведет к выполнению работы или исправлению ошибки.

Обучающая помощь оказывается тогда, когда ученик не может справиться с самостоятельной работой даже при направляющей помощи. В этом случае учитель сообщает, что нужно делать.

Виды помощи.

  1. Образец выполнения задания.
  2. Справочный материал (правила, формулы и т.д)
  3. Алгоритмы, памятки, планы, инструкции.

Самое сложное при обучении математики  – научить решать задачи. Поэтому при обучении самостоятельному решению задач можно использовать различные карточки-помощники. Умственно отсталые школьники даже после разбора задачи испытывают затруднения в составлении вопроса и выборе действия. Подобные карточки помогают им правильно сориентироваться при самостоятельном выполнении работы.

Дополни  вопросы  и  реши  задачу.

1) Сколько килограммов ________________ собрали?

_______________________________________________

2) Сколько килограммов фруктов ___________________________________________?

_______________________________________________

3) Сколько _____________________________________?

________________________________________________

Ответ: __________________________________________

Прочитай  вопрос, выбери действие.

1) Сколько килограммов  фруктов  собрали?

_______________________________________________

2) Сколько килограммов фруктов  отправили на консервный  завод?

_______________________________________________

3) Сколько килограммов  фруктов  осталось?

________________________________________________

Ответ: ___________________________________________

Дополни действия числовыми данными.

1) Сколько килограммов  фруктов  собрали?

…  + … =  … кг

2) Сколько килограммов фруктов  отправили на консервный  завод?

   от  … кг

…  :  …  ×  …  = … кг

3) Сколько килограммов  фруктов  осталось?

…   –  …  =  … кг

Ответ: _______________________________________________

Таким образом, использование различных видов разноуровневых заданий на уроках математики способствует развитию познавательной активности на уроках, позволяет сделать процесс обучения разнообразным, доступным и интересным. Также данные задания способствуют развитию таких качеств у умственно отсталых школьников, как самостоятельность, творчество, взаимопомощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности на уроках математики у детей с нарушением интеллекта

Использование игрового материала и заданий, повышающие познавательную активность учащихся....

«Развитие познавательной активности на уроках математики как одно из средств адаптации и интеграции детей в современном обществе»

На мой взгляд - как нельзя научиться плавать, читая только книжки, без реального «бултыхания» в воде, переживания ощущений в собственном теле, так нельзя только знакомясь с теорией и описаниями успешн...

"Развитие познавательной активности на уроках математики"

статья предназначена для педагогов средней школы...

Развитие познавательной активности на уроках математики

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, б...

«Повышение эффективности урока через развитие познавательной активности на уроках математики».

В данной работе описан мой опыт работы о том, как развивать  познавательную активность учащихся на уроках.В ней не только описаны  используемые приемы и формы проведения урока, а также и тех...

Методический семинар "Развитие познавательной активности на уроках математики"

          Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации сист...

Индивидуальный и дифференцированный подход как условие для формирования и развития познавательной активности на уроках математики при обучении умственно отсталых школьников

В работе раскрыт вопрос о индивидуально-дифференцированном подходе обучающихся с умственной отталостью, предполагающий возможность индивидуализации обученя в условиях одного класса на уроках математик...