Игры для закрепления правила написания имён собственных
методическая разработка

Cвист Ирина Алексеевна

Игры разработаны для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_bolshaya_bukva_v_imenah_sobstvennyh.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для закрепления правила написания имён собственных

Сложи имена.

Цель. Закрепление правописания большой буквы в именах людей.

Оборудование. У каждого ученика конверт с набором слогов: Ва, Све, Ге, То, Пе, Лю, Ро, Са, ля, та, на, ня, тя, ба, ма, ша.

Ход игры. Ученики выкладывают на парте слоги и составляют из них имена. Для этого необходимо знать, что слог, начинающийся с большой буквы, ставится в начале слова. Выигрывает тот, кто первый закончил работу.

Кто живёт у нас в сарае?

Цель. Расширение круга имён собственных.

Оборудование. У каждого на парте предметные картинки: куры, свинья, корова, кролики, кошка, собака.

Ход игры: Учитель читает стихотворение, учащиеся показывают картинку-отгадку, дают кличку домашнему животному и раскладывают картинки в том порядке, в каком рассказывается о животных в стихотворении. Выигрывает тот, кто в нужной последовательности разложил картинки с изображением животных, правильно их назвал и подобрал им клички. По окончании игры словосочетания можно записать в тетрадь.

Кто живёт у нас в сарае?                                     Здесь семейство:

Я их всех отлично знаю…                                  Мать и дочки.

Эти всюду ходят вместе,                                     Все пушистые комочки.

Вместе дремлют на насесте,                               Вместе грызть морковку станут -

Вместе раньше всех встают,                               Друг от друга не отстанут.

Крошки, зёрнышки клюют.

А от этой небо скрыто –                                     Этот прячется на крыше -  

Все глядит она в корыто                                     Я зову, а он не слышит.

Или, хвост, задрав крючком,                              Притворяется, что спит,

Роет землю пятачком.                                          Сам за птицами следит.

А вот эту я зову                                                    Этот чёрный и лохматый.

Очень просто, дети,                                              Сторож он у нас, ребята.

Сено ест она, траву                                               Я всегда его кормлю

И  мычит всё время: «Му-у-у»!»                          Сам – в обед и ужин.

                                                                                 Больше всех его люблю.

                                                                                 Мы с ним очень дружим.

(Ю. Коринец.)

Запомни и запиши.

Цель. Закрепление правописания имён детей.

Ход игры. Учитель читает  стихотворение, ученики записывают имена детей. Выигрывает тот, кто выполнит задание правильно.

В снег упал Серёжа,

А за ним – Алёша,

А за ним – Иринка,

А за ней – Маринка,

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?

(В. Орлов)

Вставь слово.

Цель. Дифференциация имён собственных и нарицательных.

Оборудование. На доске написаны предложения с пропуском в каждом из них по два слова. У учащихся на полосках восемь слов – по два слова к каждому предложению: Василёк, василёк; Поля, поля; Арбузов, арбузов; Скворцов, скворцов.

Ход игры. Ученики читают предложения, а затем выкладывают по два слова к каждому предложению в том порядке, в каком они записаны на доске.

Примерный материал.

  1. Маленький … сорвал … синий … .
  2. Тётя … вернулась с …  вечером.
  3. Коля … привёз пять спелых … .
  4. Витя … мастерил домик для … .

Ванька – Встань-ка.

Цель. Дифференциация имён собственных и нарицательных.

Ход игры. Учитель называет нарицательные и собственные имена существительные. Ученики встают, если слово пишется с большой буквы, и садятся (или продолжают сидеть), если слово надо писать с маленькой буквы.

Не поддавайся.

Цель. Дифференциация имён собственных и нарицательных.

Ход игры. Учитель называет слова. Если слово обозначает имя, фамилию, кличку животных, названия городов, сёл, рек, морей (в зависимости от года обучения), дети поднимают руку и по вызову учителя говорят: «Пишется с большой буквы». Если названо нарицательное имя существительное, дети молчат («не поддаются»).

Пять ответов на одну букву.

Цель. Расширение словаря; развитие умения правильно писать имена собственные и нарицательные.

Оборудование. Запись на доске (содержание может быть различным).

          М                                                                                К

Имя мальчика.                                                           Имя девочки.

Название города.                                                       Название деревни.

Название растения.                                                   Название инструмента.

Фамилия писателя.                                                   Название учебной вещи.

Название цветка.                                                       Кличка животного.

Ход игры. Представители каждого ряда одновременно записывают название предмета согласно заданию. (Перед игрой договариваются, что с большой буквы пишутся только имена людей, клички животных и т.д., все остальные слова – с маленькой буквы.) Выигрывает тот ряд, который правильно и быстрее закончил работу.

Полминутки для шутки.

Цель. Закрепление правописания кличек животных.

Оборудование. На доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении: курица, собака, корова, кошка, лошадь.

Ход игры. Учитель просит ребят внимательно послушать стихотворение и сказать, что в стихотворении не так.

Жили-были дед да баба

С маленькою внучкою.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкою.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А ещё была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачонка Мурка.

А ещё – два козла –

Сивка да Бурка.

(Ю. Черных.)

Представители рядов должны записать к названиям животных на доске их клички, а все ученики выполняют эту работу в тетрадях. Правильные записи поощряются жетонами. Выигрывает тот ряд, у которого оказалось больше жетонов.

Загадки.

Цель. Развитие умения отгадывать загадки, подбирать клички животных.

Глазищи, хвостище, усищи –                          Сено день и ночь жуёт,                          

А моется всех чище.                                         Много молока даёт.

(Кот … .)                                                             (Корова … .)

Он и стройный, и красивый,                           С хозяином дружит,

У него густая грива!                                         Дом сторожит,

Он копытами «цок-цок».                                 Живёт под крылечком,

Покатай меня, дружок!                                    А хвост колечком.

(Конь … .)                                                          (Собака … .)

Кто рано встаёт,                                                С бородой, а не старик,                              

Голосисто поёт,                                                 С рогами, а не бык,

Деткам спать не даёт?                                       Доят, а не корова.

(Петух … .)                                                         (Коза … .)

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посредине спинка,

А на ней щетинка.

(Свинья … .)

   

Литература:

1.Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

2. Аксёнова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1987.

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе //Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс,  1994.

4. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение,  1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроке права на закрепление нового материала.

В данной статье получили отражение как сюжетно- ролевые игры, так и игры с правилами, дидактические особенности которых были подробно рассмотрены в предыдущей главе. Критерием отбора данной сери...

Дидактические игры для закрепления написания слов с разделительным мягким знаком

Дидактические игры разработаны для обучающихся с нарушением интеллекта (интеллектуальными нарушениями)....

Правописание имён собственных

Правописание имён собственных усваивается умственно отсталыми школьниками с большими трудностями. Это понятие формируется постепенно, на протяжении ряда лет, опираясь на один из основных принципов обу...

Организация проектной деятельности школьников при изучении литературных имён собственных

С  наукой об именах собственных, т.е. ономастикой, школьники знакомятся на уроках русского языка в старших классах. Отдельное внимание обращают на поэтическую ономастику, в большинстве случаев на...

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АПЕЛЛЯТИВОВ ОТ ИМЁН СОБСТВЕННЫХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Переход имён собственных в имена нарицательные является одним из способов пополнения словарного состава каждого языка (апеллятивы). Под именами собственными в лингвистике понимаются слова или словосоч...