Организация проектной деятельности школьников при изучении литературных имён собственных
проект по литературе (9, 10, 11 класс)
С наукой об именах собственных, т.е. ономастикой, школьники знакомятся на уроках русского языка в старших классах. Отдельное внимание обращают на поэтическую ономастику, в большинстве случаев на антропонимику и топонимику. Ученики узнают про историю образование имён собственных, значение фамилий, отчеств, а также прозвищ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности школьников при изучении литературных имён собственных
В XXI веке организация проектной деятельности школьников приобрела особую популярность. Этот метод используют не только на уроках, но и во внеурочное время. Проектная деятельность в школе является результативным методом для автономной организации деятельности учеников с достижением успеха. Проект предоставляет обучающемуся возможность показать свои способности в научной деятельности. Ученик в процессе работы сам выбирает тему проекта, вид деятельности, определяет свои возможности.
С наукой об именах собственных, т.е. ономастикой, школьники знакомятся на уроках русского языка в старших классах. Отдельное внимание обращают на поэтическую ономастику, в большинстве случаев на антропонимику и топонимику. Ученики узнают про историю образование имён собственных, значение фамилий, отчеств, а также прозвищ.
Именно на данном этапе следует начинать создавать ученикам проектную деятельность. Школьники с интересом приступят к воплощению идей в свои проекты о становлении и смысле имён собственных.
Представление своих исследовательских проектов желательно организовать на отдельном уроке или, лучше всего, на внеклассном мероприятии. Защищать работы школьникам следует в сопровождении презентации. Ценностью таких проектов является то, что всем ученикам следует изучить значение и происхождение имён своих одноклассников и учителей. После создаётся коллективная деятельность над совместным информационным проектом « История имён». Каждый ученик своё задание для проекта. Часть участников ищут в учебных источниках сведения о возникновении имени собственного, своеобразие их значения у различных наций. Другие же ученики трудятся над проектированием презентации для представления проекта, а третья часть участников занимается сбором информации для создания проекта. Исследовательская работа должна быть практически значимой и полезной.
Дальнейшим шагом является создание проекта « Разнообразие имён».
Главной задачей данного проекта является формирование внимания юных исследователей к информации по антропонимике при помощи изучения дополнительных источников.
Важными целями следует считать следующие:
- заинтересованность школьников в организацию работы;
- организация слаженной коллективной деятельности;
- проведение опросов и их анализ;
- совершенствование в выступлении на публику;
- формирование нравственных качеств.
Ученикам следует проследить, насколько часто используют мужские и женские имена своего класса и осуществить сбор информации у родителей о причинах выбора имени для детей. Для данной цели конкретизируют актуальные вопросы, над которыми и будет проводиться работа небольших подразделений. Группы исследователей:
1. Филологи — отбор информации об именах в стихотворной форме (обязательно указание писателей, которые вложили в свой труд значение об именах собственных и причины).
2. Оформители — создание презентации (как отобразить информацию проекта в презентации и креативно представить к защите?)
3. Редакторы — организация иллюстративного плаката по информации проекта (выбор материала для привлечения внимания смотрящих).
4. Учащиеся для представления проекта (выступление с представлением и защитой своего проекта на итоговой конференции).
В занятиях над проектной деятельностью должен быть задействован весь класс, хоть это и усугубляет контроль руководителя за учениками.
На самом первом этапе учащимся нужно обсудить тему, актуальные цели и сгруппировать порядок действий. Затем школьники начинают выполнять свою работу. После полученного итога к работе присоединяются оставшиеся группы исследователей. Учеников, которые будут представлять проект, выбирают всем классом. Защита проекта является очень важным этапом и включает в себя не только представление презентации, но и грамотно созданный реферат для официального доклада.
Самая сложная задача была у подгруппы, которая занималась изучением становления имён своих одноклассников. Также задачей этой группы было определение частоты применения имён собственных. Данную информацию ученики собирают воедино на компьютере и развивают развёрнутую таблицу по своему классу. В конечном итоге устанавливаются лидирующие имена по использования и наоборот, наиболее редко встречающиеся имена. Параллельно вторая группа устанавливает основания подбора имён детям.
Следовательно, участники заинтересовались значением своих имён и сверстников. Школьники должны сделать заключение, что у имён собственных богатый выбор, а совместно они составляют группу современных имён. Собранные данные учащиеся передают следующей группе для создания презентации.
Для учеников довольно познавательно провести работу над проектом, ощутить свою важность при коллективной научной деятельности. Ценно, чтобы конечная работа была представлена детьми не только учителю, но и сверстникам, а также родителям.
Вследствие работы над проектом ученики приобрели знания об ономастике, в частности об употреблении антропонимов, совершенствовали своё умение играть в команде, а также гласно представить результат своего труда. Полученные материалы можно использовать в предстоящих проектных исследованиях.
В старших классах такая групповая деятельность по изучению антропонимику может быть создана и на уроках литературы. Для рассмотрения этой темы можно будет выбрать литературные тексты. Ученики смогут узнать, как авторы продумывают наименование для своих героев. Впоследствии можно будет осуществить проект по созданию картотеки имён в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Школьников распределить на группы: им нужно будет проработать значение имён собственных и видов наименования. Важную составляющую работы составит создание статистической информации. В заключение публичная защита подготовленного проекта и представление презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»
В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта....
Организация проектной деятельности учащихся при изучении курса химии. Из опыта работы.
Организация проектной деятельности на уроках химии и во внеурочное время....
Технология организации проектной деятельности школьников. Часть 1 (теория)
ФГОС второго поколения предполагает активное использование проектной деятельности школьников в учебном процессе. Презентация содержит теоретический материал по проектной технологии (...
Технология организации проектной деятельности школьников. Часть 2 (практика)
Вторая часть презентации содержит примеры конкретных учебных проектов для урока или внеклассного мероприятия по литературе...
«Совершенствование технологической культуры посредством организации проектной деятельности школьников».
Теория и методика обучения технологии и предпринимательства....
Организация проектной деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности
Важнейшая задача современной школы – воспитать интеллектуально развитую личность, обладающую набором важнейших качеств: инициативностью, способностью принимать нестандартные решения в разл...