Социализация детей с нарушениями слуха в условиях семьи и школы интерната
учебно-методический материал (9 класс) на тему

      В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей.

       С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей. Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей с ограниченными возможностями. До последнего времени работа по социализации детей с ограниченными возможностями осуществлялась главным образом через систему общепринятых средств общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей с нарушениями слуха в условиях семьи и школы интерната.  

Введение

1. Теоретические основы социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательного учреждения

1.1 Понятие социализации детей с ограниченными возможностями

1.2 Психологические особенности детей с нарушением слуха

1.3 Социализация детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательного учреждения

2. Организация   работы по социализации детей с нарушением слуха

3. Итоговый этап работы по социализации детей с нарушением слуха

Заключение

Список литературы

Введение

      В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей.

       С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей. Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей с ограниченными возможностями. До последнего времени работа по социализации детей с ограниченными возможностями осуществлялась главным образом через систему общепринятых средств общения.

       В последние годы, благодаря реализации идей гуманизации, демократизации в системе образования детей с ограниченными возможностями появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению (Г.Л. Зайцева, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко). Труды таких авторов, как Т.А. Басилова, Е.Л. Гончарова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и др. посвящены исследованию социально-эмоционального развития детей. Современные специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями с целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития.

 Тема очень актуальна. С целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Одной из проблем современного российского общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями. В сегодняшнем мире эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость.

    Процесс социализации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения будет успешнее, если:

1)         будут созданы педагогические условия для социальной адаптации;

2)         работу по социализации и интеграции в общество строить с учетом психологических особенностей детей с нарушением слуха;

3)         использовать специально подобранные методы и приемы формирования личности ребенка.

   Материалы данной работы могут применяться при разработке методик по социализации детей с ограниченными возможностями в специальных образовательных учреждениях, а так же при подготовке и переподготовке специалистов по коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями


1.1 Понятие социализации детей с ограниченными возможностями

"Социализация – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества". Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.

     Успешная социализация - это не только эффективная адаптация человека в обществе, но и способность в определённой мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации. Современное общество продуцирует в той или иной мере два типа жертв социализации: человек полностью адаптированный в обществе, но не способный ему противостоять и человек не адаптированный в обществе, противостоящий ему .

Дефект глухоты и тугоухости в обществе - проблема социальная. Л.С. Выготский назвал дефект - "социальным вывихом". Это основная причина детской дефективности: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда повреждённый член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами…

     Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребёнка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган. В наших руках сделать так, чтобы глухой или слабослышащий ребёнок не были дефективными. Человечество сможет победить и слепоту, и глухоту, и слабоумие в социальном и педагогическом плане прежде, чем в плане медицинском и биологическом. Слепой останется слепым, глухой - таким, но они перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное. Социальное воспитание победит дефективность. Тогда о слепом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он слепой и о глухом - глухой и ничего больше".

     В частности, в нашей стране глухие и слабослышащие на протяжении многих лет рассматриваются как социальная группа, имеющая свои особые социокультурные отличия и требующая особых условий организации жизнедеятельности. Большинство детей с нарушениями слуха, независимо от возраста, воспитываются в основном в закрытых специализированных образовательных учреждениях (ясли, детские сады, школы-интернаты).

    Такой подход к воспитанию и обучению детей с нарушением слуха имеет негативные последствия. Семья фактически отстранена от процесса воспитания. Дети в течение 13-14 лет находятся вне дома, бывая в родной семье лишь кратковременно в выходные дни или каникулы. Оторванный от семьи как от основного источника развития и социализации, от окружающего мира, от общения с обществом слышащих, ребёнок с нарушением слуха вырастает отчуждённым приверженцем замкнутого мира, где царят свои, понятные ему с детства законы, где существует ставший родным особый язык общения, где определены правила поведения и образ жизни. Неудивительно, что впоследствии выпускники школ-интернатов строят собственные семьи, выбирая партнёров по браку из того же социума, стараются держаться вместе с бывшими одноклассниками, зачастую строят сообщества по типу кланов, пополняя криминальные структуры.

    Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы  поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей. Следует так же отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития слышащих детей и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество.

1.2 Психологические особенности детей с нарушением слуха

       В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Следует отметить, что дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и глухих, и их развитие познавательной деятельности и личности отличаются, имеют свои особенности .

    Вопросами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха в нашей стране занимались Т.А.Григорьева, Ж.И .Шиф, Л.В. Занков, Д.М. Маянц, М.М. Нудельман, Т.В. Розанова и другие.

При частичном нарушении функции слухового анализатора речевые движения становятся вялыми, невнятными, плохо дифференцированными. Для детей с нарушением слуха характерны неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы.(А.Н.Артоболевский, С.С. Ляпидевский,

У детей с нарушением слуха , которые овладевают словесной речью гораздо позже слышащих, именно в развитии мыслительной деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других познавательных процесса.

Дети с нарушением слуха длительное время продолжают оставаться на ступени наглядно – образного мышления, т.е. мыслят не словами, а образами, картинами. В формировании словесно – логического мышления ребенок с нарушением слуха резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности

У детей с нарушением слуха обнаруживаются значительные индивидуальные различия в развитии их мышления. Около одной четвертой части всех детей с нарушением слуха имеют уровень развития наглядного мышления, соответствующий уровню развития этого вида мышления у слышащих сверстников.

       Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха, зависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в семье, сформированности  межличностных отношений. Дети с нарушением слуха менее адаптированы в обществе, чем их слышащие сверстники.  Ребенок с нарушением слуха замечает неодинаковое отношение к нему и к слышащим: с одной стороны он чувствует по отношению к себе любовь, жалость, сострадание ( в результате чего нередко возникают эгоцентрические черты), с другой – испытывает исключительность своего положения и у него порой начинает складываться мнение, что он является обузой для близких. Представление детей с нарушением слуха о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми. У детей с нарушением слуха со средним уровнем интеллектуального развития отмечаются в основном завышенные самооценки. У детей с нарушением слуха с высоким интеллектуальным уровнем наблюдаются в основном адекватные самооценки, то есть они в целом соответствуют по уровню развития личности нормально развивающимся детям того же возраста.

У детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей:

-   творческую и познавательную активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов);

-   набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., перцептивные свойства личности, которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности;

-   навыки общения, потребность в нем;

-   адекватную самооценку и уровень притязаний.

    В процессе социализации детей с нарушением слуха групповой подход имеет основополагающее значение, при этом необходимо подбирать методы и формы социально-педагогической работы с учетом психологических особенностей детей с нарушением слуха.

 

 Социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи

Дети с нарушением слуха – совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Вместо членораздельной речи он издаёт возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращённой речи. Этим его поведение резко отличается от сверстников с нормальным слухом, которые, если в силу возраста и не умеют говорить, понимают обращения. А их нечленораздельный лепет воспринимается окружающими как нечто совершенно естественное ("Ведь он ещё маленький!").

Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные отношения с ними . Это одна из главных задач социализации таких детей .

Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Детей с нарушением слуха нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает таким детям лучше понимать устную речь окружающих людей. Занятия по развитию слухового восприятия должны проводиться ежедневно по 20—30 минут в течение многих лет.

Ребенок с нарушением слуха редко участвует в играх с другими ребятами. Это происходит из-за того, что взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни ребёнка и не задумываются о его месте в микросоциуме. А думать об этом нужно с момента начала занятий.

Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты своего ребёнка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Ведь причиной этого является снижение слуха, а не какая-то страшная заразная болезнь. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребёнку. Не только родственники, но и знакомые, ближайшие соседи по дому должны знать, что родители занимаются с ребенком, учат его говорить, слушать, понимать речь других. А если время от времени демонстрировать им успехи ребенка в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении самоделок, танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Нормальное поведение ребёнка привлекает к нему не только взрослых, но и у детей, вызывает симпатии и желание "дружить" — по крайней мере, играть.

Важно, чтобы число приятелей у ребенка увеличивалось. Для этого родителям полезно, не довольствуясь играми во дворе, время от времени приглашать слышащих детей к себе домой и организовывать для всей компании какую-нибудь интересную деятельность и игры. Так ребёнок с нарушением слуха станет ближе и интереснее другим ребятам, потому что он многое умеет делать, придумывает интересные игры, объясняет, как в них играть.

Родителям нужно воспитывать в ребёнке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит его успешная адаптация в социуме. Поэтому такие качества у ребёнка надо воспитывать. Например, можно отнести вместе с ребенком угощение соседям по случаю семейного праздника, при встрече — поинтересоваться у знакомого, как он себя чувствует, предложить крохе сделать своими руками подарок кому-либо из родственников или приятелей ко дню рождения .

Постепенно из узкого круга знакомых ребёнок переходит в более широкое пространство. И семья должна правильно подготовить этот переход. Сначала ребенок просто идёт в магазин вместе с родителями, и они включают его в процесс покупки. Например, папа платит деньги, а сын или дочь получает от продавца товар. Позже ребенку предстоит отправиться за покупками самому. Предварительно родители должны обсудить и проговорить с ним тот словарь который нужно будет использовать, приобретая ту или иную вещь. Чтобы новое проявление самостоятельности оказалось успешным, родителям лучше заранее предупредить продавца о том, что к нему придёт ребенок с нарушением слуха. В этом случае ребёнка правильно поймут, а не сделают замечание за неправильное произношение. Поскольку теперь около домов расположено много магазинчиков, киосков, то жители района и продавцы, как правило, знают руг друга. Поэтому договориться будет не так уж сложно.

     Чем старше становится ребёнок с нарушением слуха, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Он становится абонентом библиотеки, посещает музеи, театры с доступным для понимания репертуаром, даже концерты для детей. Все эти мероприятия родители тоже должны подготовить заранее. Ребёнку надо сообщить куда он пойдёт, что он там увидит, познакомить с новыми словами, его готовят и к правильному поведению в музеях, театрах. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с ребенком, обсудить его и свои впечатления от выставки или спектакля .

Таким образом, описанные выше методы социализации ребенка с нарушением слуха в семье приобщаются к культуре поведения, у них формируется социальное поведение, ценности с одной стороны, и интегрируются в общество – с другой.

          Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что любой дефект, ограничивая ребенка в общении с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным. Положения об особенностях процесса социализации детей с нарушенным развитием разработанные Л. С. Выготский, о значении социального воспитания, об «обходных путях» в обучении и развитии проблемных детей, о компенсации через развитие; положение философии, общей и специальной психологии и педагогики о роли деятельности и общения в развитии личности; концепция коммуникативной системы обучения слабослышащих и глухих языку. Так же хорошо известно важное положение высказанное Л. С. Выготским о том что «…с психологической точки зрения физический дефект вызывает нарушения социальных форм поведения». «Недостаток глаза или уха означает прежде всего выпадение серьезнейших социальных функций, перерождение общественных связей, смещение всех систем поведения».Сопоставляя нарушения и процесс дальнейшего развития Л. С. Выготский подчеркивал, что нарушения слуха ведут за собой нарушения и недоразвитие речи, а значит, «вырывает» человека из общества, нарушает социальные связи личности.

        Педагогически воспитывать ребенка – «значит вправить его в жизнь» «Через активную организацию жизни ребенок придет к умению войти в жизнь»… все определяющая центральная точка сурдопедагогики есть социальное воспитании детей с нарушениями слуха во все огромном значении этого слова. Эти мысли Л. С. Выготского реализуются в принципах, содержании, методах педагогического воздействия:— направленность на развитие детей;— широкая опора на различные виды деятельности;— использование коллективных форм деятельности;— реализация внутрипредметных и межпредметных связей, доведенных до уровня интеграции содержания обучения;— дифференцированный подход к уровню требований с учетом нарушений слуха;— усиление воспитывающего характера обучения;— преемственность каждого этапа обучения. Направленность на развитие детей реализуется за счет увеличение объема знаний ознакомления с окружающим миром, правилами поведения в обществе, посещение общественных мест, расширение кругозора и обогащение социального опыта. Направленность на развитие предполагает обучение детей переносить знания и умения со знакомых ситуаций в новую обстановку и применять их в повседневной жизни. Весь описанный выше процесс предусматривает речевое развитие детей с нарушениями слуха и ему отводится  первостепенное значение. Речь организует деятельность детей, обучение, передача общественного и социального опыта, нравственных и моральных ценностей осуществляется в условиях успешного овладения детьми с нарушениями слуха речевой деятельностью. В речевом развитии детей, в овладении языком действуют принципы обучения, характерные для коммуникативной системы:— использование потребности в общении;— организация общения;— связь с деятельностью;— организация речевой среды. 
У детей с нарушениями слуха умения и навыки социального реагирования в нужном объеме и качестве не образуются, и происходит процесс их формирования, как правило, в более поздние сроки.

       Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Это позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений. Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Особенность социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте — существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний, реализуемых уже не только во взаимодействии с взрослыми, но через активные игровые и речевые контакты со сверстниками. Общение (М.И. Лисина), все, более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в наиболее мощный социальный фактор становления личности ребенка. Общаясь со сверстниками, ребенок приобретает опыт формирования отношений, который в свою очередь, определяет базу для самопознания и самооценки, для развития мотивационных структур социального поведения. В сложном комплексе при нарушениях слуха отмечаются не только отставание в формировании языковой способности, но и зачастую двигательные, сенсорные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей. В силу специфики нарушения слуха социальное развитие детей должным образом не формируется.

        Исследования показывают, что для детей с нарушениями слуха характерна недостаточная общительность, неумение устанавливать и развивать эмоциональные связи, снижение подражательной деятельности, самостоятельности, низкий уровень сформированности  навыков самообслуживания, неустойчивость внимания, сниженный уровень мотивации, повышенная психическая истощаемость, утомляемость, нарушения поведения. Анализ данных показал, что в условиях нарушения слуха необходимые речевые контакты, включаемые в деятельность ребенка, сводятся к минимуму. Практическая деятельность и поведение остаются невербализованными и неосознанным. Такой разрыв несет две опасности: с одной стороны, формирование своего рода «речевой ситуативности», когда ребенок общается со взрослым в пределах уже существующих «речевых штампов», с другой – задержка на стадии ситуативного, неосознанного и потому непроизвольного поведения. Своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Чтобы успешно социализировать ребенка с нарушениями слуха необходимо развивать слуховую функцию, для этого необходимо вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики, которая ускоряет созревание областей головного мозга, отвечающих за формирование речи. Изучение различными учеными динамики изменения социального поведения детей с нарушениями слуха показывает, что использование специальных приемов по развития мелкой моторики позволяет значительно улучшить речевое развитие, социально-бытовые навыки, что позволяет ребенку более органично вписаться в социальное окружение, т.е. успешно социализироваться.

       Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает преодоление имеющихся у ребенка нарушений. Воздействие на детей с отклонениями в развитии осуществляется на основе ряда методических принципов: систематичности, последовательности. В  результате дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку, принцип доступности и др. Так одним из наиболее важных является онтогенетический принцип, ориентирующийся на коррекцию или компенсацию нарушений интеллектуального, речевого, сенсорного, двигательного и эмоционального дефекта, на создание полноценной основы для последующего саморазвития личности.                  

        В коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха большую роль оказывает творческая деятельность, в процессе которой у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная коррекция, “готовность” руки к письму, появляется интерес к познанию окружающего мира.   Повышение эффективности коррекционной работы по преодолению нарушений мелкой моторики детей с нарушениями слуха может быть достигнуто средствами верботонального метода как коррекционно – педагогической технологии, стимулирующей интенсивное формирование моторной сферы (общей и мелкой моторики) и фонетической стороны речи (звукопроизношения). Коррекцию нарушений моторной сферы и звукопроизношения можно осуществлять приёмами верботонального метода за счёт нормализации межанализаторных взаимодействий и создания оптимальных педагогических условий функционального созревания структур головного мозга, ответственных за развитие высших психических функций.

        Программа составляется с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка.Одними из направлений коррекционной работы является:

1. Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

2. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

3. Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

4. Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

5. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим весёлым занятиям посвящены многие книги.

6. Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т.д.)

7. Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.

8. Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

9. Изотерапия– удивительно красивый и творческий тренинг, на котором через искусство (работу с рисунком, лепкой и т. д.) происходит выявление и разрешение неосознанных, внутренних и межличностных конфликтов, жизненных проблем. Так же этот курс помогает освоить основные правила и приемы работы с художественными инструментами и материалами.

10. Арттерапия– это лечение изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо — эмоционального состояния. Кроме того, использование данной терапии помогает самовыражению, развитию эстетического вкуса и эрудиции у ребенка, обогащает его чувственные переживания и внутренний мир в целом.

11. Бумагопластика– развивает воображение, необходимое детям любого возраста. Дает возможность овладеть в совершенстве рабочими инструментами (ножницами, приспособлением для квиллинга), которые развивают мелкую моторику рук, укрепляют мышцы кисти и пальцев, что способствует подготовки руки к письму.

12. Бисероплетение, вышивка, вязание крючком, техники работы с тканью (мережка, мягкая игрушка) – развивают все психические процессы, художественные и творческие способности ребенка, а так же подготавливают руку к письму (развивают мелкую моторику рук, мышцы кисти, пальцев).

   Опыт работы по коррекции мелкой моторики показывает, что только глубокое знание психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями слуха, грамотный подбор психодиагностических методик и коррекционных техник, учет индивидуальных особенностей и личностных потребностей детей позволяет специалисту создать условия для наиболее успешного развития. И  создает психологическую базу для формирования речи и успешной социализации.
Рекомендации по социализации детей с нарушением слуха

Рекомендации

Для родителей

Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими. Иметь равные с ними отношения.

1)         

Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребёнку

2)         

Для формирования коммуникативных навыков приглашать слышащих детей к себе домой и организовывать для всей компании какую-нибудь интересную деятельность и игры

3)         

Нужно воспитывать в ребёнке такие качества, как, готовность помочь другим людям, доброжелательность, внимательность к окружающим, самостоятельность, приобщать к культуре.

4)         

Воспитывать этические и нравственные нормы поведения

Для воспитателей и педагогов

1)         

Создание условия для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях

2)         

Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей

3)         

Приобщение детей к ценностям, сотрудничество с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге.

4)         

Формирование норм нравственного поведения, социальных навыков.

5)         

Обязательно учитывать психологические особенности детей с нарушением слуха.

6)         

Подбирать эффективные методы работы по социализации детей с учетом психологических особенностей детей с нарушением слуха.

Данные рекомендации родителям, воспитателям и педагогам могут помочь более успешно интегрировать ребенка с нарушением слуха в общество.

Заключение

1)  социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы  поведения. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей;

2)  основная проблема социализации это отклонения в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении организованности и целеустремленности, в формировании общепринятых норм поведения;

3)  в процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций;

4)  развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития слышащих детей и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество;

5)  у детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей, при соблюдении определённых условий дети с нарушением слуха становятся полноценными членами общества;

6)  основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации – игра.

На основании полученных выводов  предложены рекомендации социализации детей с нарушением слуха родителям, воспитателям и педагогам

Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработаны и обоснованы рекомендации социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательного учреждения. Материалы могут применяться при разработке методик по социализации детей с ограниченными возможностями в специальных образовательных учреждениях.


Список литературы

1         Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.:АРКТИ, 2003.

2         Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М. Просвещение, 2001 – 2

3.        Выгодский Г. Л. Обучение глухих детей сюжетно-ролевым играм. - М.:     Просвещение, 2001.

4          Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих детей с трудностями в обучении. // Дефектология. – 1993. - № 4.

5        Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике.//Дефектология – 2001- №2.

6       Изучение слабослышащих детей в процессе обучения/ Под ред. Проф. Р. М. Боскис. – М.: Педагогика, 2001.

7        Мудрик, А.В.Социальная педагогика./ А.В. Мудрик. – М., 2002.

8        Носкова Л.П. Методика развития речи детей с нарушениями слуха./ Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М.: Владос, 2004.

9        Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих детей. // Дефектология. – 2001 – № 6.

10     Розанова Т.В., Соловьев И.М. Психология глухих детей. – М.: Просвещение, 2001.

11   Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Издательская фирма ″Сентябрь″, 1997.9. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Банк игр по развитию социализации детей с нарушениями слуха

Данный банк игр направлен на развитие у детей с нарушением слуха чувства ответственности за другого человека, общее дело, направлен на формирование у ребенка чувства собственного достоинства. Приобщае...

Стандартизация обучения детей с нарушением интеллекта в условиях МКОУ Чумаковской школы-интерната

Статья о ввдении Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в "пилотном" режиме в школе...

Индивидуальное занятие по развитию речевых коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха "Беседа о семье"

Цель: Развивать коммуникативную функцию речи.Задачи:1)                    совершенствовать навыки самосто...

«Социализация учащихся с нарушением слуха через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната».

      Одной из эффективных организационных форм работы по адаптации неслышащих детей к жизни в обществе является экскурсия....

Социализация детей с нарушением слуха и речи в условиях комплексного подхода по формированию личности в условиях школы-интерната.

Школьные годы – это период социальной адаптации детей к новой среде – обществу других детей, учителей, воспитателей, с которыми они будут проводить большую часть дня, в условиях школы-инте...

Статья "Социализация детей с нарушением слуха"

Социализация детей  заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.Сле...